В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Чижова И. Л.

Чижова Ирина Лазаревна (род. 28.09. 1929, Тбилиси) — мастер художественного слова, драматическая актриса. Засл. арт. РСФСР (1982). Лауреат Всерос. (1971) и Всесоюзн. (1979) конкурсов артистов эстрады. В 1944 г. окончила ГИТИС. Работала во МХАТ (1944-1947), в Театре русской драмы им. Грибоедова (Тбилиси, 1947-1952). С 1952 в Моск. филармонии.
В репертуаре Чижовой преобладают произведения незачитанные, редко исполнявшиеся или никогда до нее не исполнявшиеся с эстрады. Каждая ее программа — это своеобразное открытие нового пласта литературы. Она начала с древнеиндийского эпоса «Наль и Дамаянти» (1952. реж. Е. Эфрон). В программе «Ты и я» были представлены стихи из антологии мировой поэзии (1954, реж. Эфрон). Ч. читала стихи народов Африки, Азии, Латинской Америки и Европы. Это были шедевры поэзии, разные по жанру: философская притча, бытовая зарисовка, лирические, комедийные или трагедийные монологи. Ч. всегда стремилась овладеть особенностями литературы разных времен и народов, находя особый интонационный и пластический рисунок для каждого произведения. В ее разнообразнейшем репертуаре путевой очерк Ю. Юзовского «Мы с Наташей плывем по Волге» (1969, реж. В. Монюков) и философская сказка для взрослых Вольтера «Царевна Вавилонская» (1970, реж. Б. Моргунов); «Солдатик» — рассказы болгарского писателя И. Ра-дичкова (1972, реж. Моргунов) и «Как стать знаменитым» — новеллы европейских и американских писателей (1974, реж. Д. Журавлев).
Анализируя «Царевну Вавилонскую», Б. Львов-Анохин отмечал артистичность актрисы, «абсолютное чувство стиля и юмора, выразительность и изящество пластического рисунка» и, самое главное, — «обаяние подлинной интеллигентности». С, Львовым-Анохиным была сделана литер, композиция «Екатерина II- Екатерина Дашкова» (1986), в которую входили дневники, письма, воспоминания современников. Ч. создавала два совершенно разных женских образа, за которыми стоял третий — вдумчивый повествователь, размышляющий о давно ушедшей эпохе и ее отголосках в современности. Исполнение отличалось контрастами ритмов и интонаций, взрывами скрытого темперамента, богатством красок (работа была записана на радио). Много было сделано Чижовой и для детской аудитории. Ее лучшие работы для детей: А. Чумаченко «Человек с луны» (1961, реж. Эфрон), Л. Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество» (1963, реж. Эфрон), «За все хорошее — смерть» М. Ибрагимбекова (1983, реж. В. Монюков). Со своими моноспектаклями Ч. выступала на лучших столичных площадках (в ЦДРИ, ВТО и др.), в школах, гастролировала по всей стране, выступала в Болгарии.
Лит.: Зись  А. «Ты и я» // Театр. 1968. № 11. С. 150-151; Евсеев  Б. Заметки о трех программах // СЭЦ. 1971. № 11. С. 22-23; Григорьев  А. Рассказы Радичкова на эстраде // СЭЦ. 1974. С. 23; Смирнова Н. Театр Ирины Чижовой // Театр. 1979. № 9. С. 72-73; Львов-Анохин Б. Ирина Чижова // Мастера художественного слова. М., 1983. С. 233-250; Дубнова  Е. Императрица и княгиня // СЭЦ. 1991. № 12. С. 7.
Е. Я. Дубнова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100