В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Шаляпин Ф. И.

Шаляпин Федор Иванович (01/13.02. 1873, Казань- 12.04.1938, Париж) - певец, бас. Нар. арт. республики (1918). Член Королевской Академии музыки. Рос в бедной семье. Окончив с отличием начальное уч-ще (1885), вынужден был зарабатывать на хлеб. Еще в детстве пел дискантом в церковном хоре, получая за это полтора рубля в месяц. Здесь же познакомился с нотной грамотой. Первые художественные впечатления связаны с балаганом Якова Мамонова, знаменитого паяца и масленичного Деда. "Может быть, именно этому человеку, отдавшему себя на забаву толпы, я обязан рано проснувшимся во мне интересом к театру, к представлению, так непохожему на действительность" (Страницы жизни. 1976. Т. 1. С. 54). Столь же сильное впечатление произвел на него драматический театр, куда он впервые попал в 1885. Теперь каждый заработанный пятак тратился на билет: "Театр свел меня с ума, сделал почти невменяемым" (Там же. С. 65). Мальчику удается проникнуть за кулисы, в качестве статиста он участвует в финальной сцене "Жизни за царя" и др. Попытки отца пристроить его к "серьезному" ремеслу заканчивались неудачей. С конца 1889 IIL начинает участвовать в разных случайных антрепризах - драматических, оперных. В течение трех лет скитается по стране, бедствует, подрабатывает где придется. Оказавшись в Тифлисе (1892), встречается с бывшим солистом императорских театров, профессиональным педагогом Д. Усатовым, который, прослушав Ш., начал с ним заниматься. Вместе с другими учениками Усатова юный Ш. выступает на музыкально-драматических вечерах, поет арии, дуэты, трио, участвует в "драматических спектаклях. На зимний сезон заключает контракт в казенную оперу Тбилиси (Мефистофель в "Фаусте", Мельник в "Русалке" и др.), выступает в больших концертах "монстр" в цирке Никитиных, в театре Дворянского земельного банка и др. По окончании сезона весной 1894 в поисках работы оказывается в Москве, где встречается с антрепренером М. Лентовским и подписывает с ним контракт в петерб. летний театр сада "Аркадия". Летний сезон (роль Миракля в "Сказках Гофмана" Ж. Оффенбаха) удовлетворения не принес. Ш. наблюдает жизнь столичного сада, оставляет запись о впечатлении, которое произвела на него французская шансонетная певица Паола Кортез: "Я ежедневно ходил слушать ее... не понимал, что она пела, но любовался ее голосом, интонациями, жестами" (там же. С. 123-124). С осени Ш. работает в оперной труппе Панаевского театра, выступает на домашних вечерах, в салонах, куда ввел его В. Андреев, приобретает известность и в апр. 1895 дебютирует на сцене Мариинской оперы в роли Мефистофеля в "Фаусте" Гуно. Расцвету шаляпинского таланта немало содействовало участие в Моск. частной русской опере С. Мамонтова (1896-1899), где артист создал ряд своих ставших классическими образов в операх "Борис Годунов", "Хованщина", "Псковитянка", в которых раскрылся трагедийный дар великого певца. Здесь он вошел в круг художественной элиты, познакомился с М. Врубелем, И. Левитаном, В. Серовым, К. Коровиным, композитором С. Рахманиновым, дружбу с которым сохранял до конца дней. С сент. 1899 Ш. ведущий солист моек. Большого и одновременно петерб. Мариинского театров. Выступив в 1901 в "La Scala", приобретает мировую славу и много, с триумфальным успехом гастролирует за рубежом.
Одновременно с работой над оперными партиями (в его репертуаре их около 70) III. продолжает интенсивно концертировать. Выступает и как декламатор, читает стихотворения С. Надсона ("Грезы"), И. Никитина ("Бурлаки"), С. Скитальца ("Узник", "Певчие", "Я упал с облаков" и др.), в 1902 исполнил поэму Дж. Байрона "Манфред" на муз. Р. Шумана с В. Комиссаржевской в роли Астарты. Его мягкий, бархатистого тембра высокий бас, богатство вокальных интонаций в соединении с талантом драматического актера позволяли с равным успехом передавать в концертном исполнении оперные арии, петь классические и современные романсы, народные песни. Исполняя романсы и песни, мощность голоса демонстрировал лишь в кульминациях, чаще прибегал к полутонам. Свободно использовал речитатив, музыкальную декламацию, иной раз целую музыкальную фразу проговаривал, не повышая и не усиливая голоса, почти шептал ("музыкальный декламатор" - называли его критики), но при этом для слушателей не пропадало ни одно слово, ни один звук.
В частных беседах Ш. высказывал мысль, что концерт открывал перед ним более глубокие и тонкие творческие возможности, чем театр. От первого выхода на эстраду еще неизвестного певца в Тифлисе до последних концертов, за несколько месяцев до смерти, в парижском зале "Плейель" в 1937 состоялись многие сотни выступлений в самых разных аудиториях. Концертная эстрада стала для Ш. той же сценой, где рождались неповторимые художественные образы - трагические, драматические, лирические, комические, сатирические, героические. В его репертуаре до 400 произведений разных жанров камерно-вокальной музыки, многие, наиболее любимые вещи прошли через всю жизнь. Среди них такие чисто "шаляпинские" шедевры, как "Семинарист", "Трепак", "Раек", "Песня о блохе" М. Мусоргского, "Червяк", "Мельник", "Старый капрал", "Титулярный советник" А.Даргомыжского, его же пронзительно лирические "Расстались гордо мы", "Мне грустно". Среди любимых вещей "Пророк" Н. Римского-Корса-кова. Еще в 90-е гг., работая в Панаевском театре, начал исполнять балладу А. Рубинштейна "Перед воеводой", в ней представали три персонажа, "звучали" три голоса - рассказчика, воеводы и разбойника... Лирико-романтиче-ский репертуар - "Элегия" Ж. Массне, "Я не сержусь", "Во сне я горько плакал" и другие романсы Р. Шумана приобретали исповедаль-ность, волнующую искренность, проникновенную нежность. Живым чувством, предельной душевной открытостью покоряли романсы "О, если б мог выразить в звуке" Л. Милашки-на, "Она хохотала" Г. Лишина, знаменитые "Очи черные", где с отчаянной страстностью звучало "вы сгубили меня" (попытка повторить шаляпинскую интонацию заведомо обречена на неудачу). Предельная обнаженность чувства грозит срывом в банальность, в "чувствительность", но Ш., доходя до грани, не переступает ее. С такой же проникновенностью исполнялись Ш. русские народные песни с их широтой, удалью, душевной тоской - "Ноченька", "Не осенний мелкий дождичек", "Прощай, радость", "Лучинушка", "Эй, ухнем" (в обработке Ф. Кенемана), "Двенадцать разбойников", "Вниз по матушке по Волге" и др. Красочное описание "Дубинушки" можно найти в романе М. Горького "Жизнь Клима Самгина" - Ш. начал исполнять песню в 1905 в рабочих и студенческих аудиториях, хором подхватывавших припев.
Программы концертов формировались в зависимости от аудитории (Сокольнический круг в Москве, петерб. Народный Дом и др.), от настроения самого "поющего актера". Он всегда охотно и много бисировал, количество номеров далеко выходило за рамки объявленного. При всей исторической значимости оперных созданий Ш., может быть, именно на концертной эстраде наиболее полно и ярко проявилась неповторимая индивидуальность великого артиста.
После 1917 Ш., всегда пытавшийся уйти от политики и при этом постоянно в нее вовлекаемый, как и раньше, дает бесплатные концерты для рабочих, принимает участие в руководстве Мариинского театра, первым среди деятелей искусства получает звание Народного артиста республики. В 1922 дает дневной бесплатный концерт для питерских рабочих в Большом зале филармонии. В безукоризненном фраке, блистая бриллиантовыми запонками, он исполнял любимые арии и романсы, закончив "Дубинушкой", подхваченной хором многочисленных слушателей. Это было последнее выступление Ш. в России. Вечером в тот же день собравшиеся на набережной друзья и поклонники провожали пароход, на котором Ш. отплывал за границу на лечение, отдых и гастроли. Полтора десятилетия прожил он на чужбине, так и не приняв иностранного подданства. Успешно гастролировал по всему миру, пел в крупнейших театрах, концертных залах, много записывался на пластинки (первые записи в России в 1902). В 1932 снялся в фильме "Дон-Кихот". Тоска по отчизне давала себя знать все острее. Перед смертью завещал похоронить себя на родине - в 1984 прах великого артиста был перенесен на Новодевичье кладбище в Москве.
Соч.: Маска и душа. Париж, 1932. М., 1997; Страницы из моей жизни. М., 1990.
Лит.: Дмитриевский В. Великий артист. Л., 1973; Янковский М. Рыцарь сценической правды // СЭЦ. 1973. № 1. С. 28-29; Федор Иванович Шаляпин / Ред.-сост. Е. А. Грошева. Т. 1-3. М., 1976-1979; Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина: В 2-х кн. Л., 1988-1989.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100