В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Шансонетка

Шансонетка (chansonette - фр. маленькая, веселая, бурлескная песенка) входила в программы французских, затем русских кафешантанов. В России- также артистка- исполнительница Ш. Первые французские шансонет-ты зазвучали на эстраде петерб.
Сада искусственных минеральных вод в начале 60-х гг. в исполнении гастролеров г-жи Дюшен и г-на Пети ("Folichon et Folichonette" и др.), выступавших также на Нижегородской ярмарке. Число исполнителей шансонетт, быстро ставших популярными и получивших название Ш., увеличивалось с каждым годом. К 70-м гг. все увеселительные сады и иные развлекательные заведения включали в свои программы французских певцов и певиц. В столице в модном тогда театре "Буфф" (напротив Александрийского театра, в 1880 здание снесено) выступали звезды парижской оперетты и кафешантанов: Луиза Филиппе, Гортензия Шнейдер, в 1875 впервые в России знаменитая Анна Жюдик, непревзойденная тогда исполнительница шансонетт с канканом, умевшая, по словам А. Кугеля, "вплести нежную фиалку лирики в самый яркий букет нескромностей" ("Восторга крик. / Порыв блаженства. / Мадам Жюдик / верх совершенства!" - писал некрасовский "Современник"). Наряду с французскими появились первые русские актрисы (г-жа Васильева исполняла на русском языке песенки Альфонсины и Филиппе). Сборник "Каскадный мир" (СПб., 1873) опубликовал песенки парижских "звезд" в русском переводе, положив начало последовавшим вскоре многочисленным сборникам русских Ш. - женским куплетам (часто безымянным) f бравурной музыкой. Сильно сдобренные эротикой, они сопровождались танцем. Название "Ш." распространилось и на самих исполнительниц. "В русском кафешантане они играют первую роль, представляют как бы фундамент всего дела", - писал известный куплетист того времени Ю. Убейко (Театр и варьете. 1907. № 32). К началу XX в. их появляется великое множество. Они выступают рядом с французскими гастролершами, нередко присваивают себе французские псевдонимы (Люси Аркас, Луиза Фражет и т.п.). М-ль Дольская, В. Верина, Мина Мерси, татарская Ш. Исканде-рова и другие участвуют в программе известного моек. "Буфф" Омона. Рецензенты сетуют на откровенность эротики в "телодвижениях", "кухонные замашки", "кабацкие выходки". Впрочем, сами тексты куплетов предполагали подобную "откровенность" ("Быть свободной я люблю, / Что мне мненье света. / Я горда и не терплю / Правил этикета. / Захочу, вот вам и ножка, / Захочу, еще немножко. / Этикет мне ваш смешон, / Я сама себе закон" - один из самых невинных образцов подобной "литературы"). Допускаются и отклики на злобу дня подобно: "Мне дорог и "левый" и "правый", /
Лишь бы он денежный был. / Вдобавок еще был бы бравый / Да страстно меня любил". Главным для артистки были эффектная внешность, туалеты, бриллианты.
На российской почве появляются свои кумиры, среди них "несравненная и неподражаемая звезда шантана" Ма,рия Александровна Ленская. Ее "смелое искусство" - пластика, жесты, мимика, щедро дополняющие содержание Ш., вызывало ожесточенные споры. Дело Ленской (1906) слушается в мировом суде по обвинению полицейского пристава, дежурившего на концерте, в развращении артисткой молодежи. Выросшая в глухой провинции, в бедной семье, Ленская обладала не только хорошим голосом, но и необычной энергетикой, заразительностью, обаянием. Она не "порхала" по, сцене, а стремительно вылетала, не "щебетала", а обрушивала на публику (по словам недоброжелателей, "лаяла") куплеты, каждый из которых вызывал гром аплодисментов. Позволяла себе дерзкий эпатаж, намеки, двусмысленности. "Не певица, а женщина-клоун", - писал рецензент. Смеялась- и вместе с ней смеялась вся публика шантана, где на время ее выступления замирал обычный шум, бряцание стаканов и стук ножей. "Шальная, шалая, одаренная, ни в дерзком блеске своем, ни в распутной заостренности непревзойденная" (Дон Аминадо. Поезд на третьем пути. М., 1991. С. 52), она не была красавицей, но из-за нее дрались на дуэли, кончали жизнь самоубийством. Одна из немногих Ш., Ленская затрагивала политические темы, резко осуждала черносотенные погромы, призывая бога наказать хулиганов. В своих поездках по стране посещала университеты и помогала неимущему студенчеству. В годы войны постоянно выступала во всякого рода благотворительных концертах. Как вспоминает знавший ее Л. Утесов, "богатство ее мало радовало". Так, в 1912, несмотря на колоссальный успех в "Яре", отказалась от пролонгации контракта и почти год не выступала. В 1913 появилась на эстраде киевского "Аполло", по отзывам рецензентов, ее мастерство стало более зрелым и совершенным. После Октябрьских событий оставалась в Киеве. Ее собственный дом вместе со всем содержимым был реквизирован. Умерла в нищете и забвении - живая иллюстрация "Нищей" Беранже.
Судьбе рядовых актрис-Ш., их бесправному положению в обществе посвящено множество статей, трогательных рассказов, очерков. Наряду с хористками они должны были развлекать публику до закрытия ресторана, ужинать в "кабинетах" (ценность Ш. возрастала в соответствии со стоимостью ужина). С закрытием к 1918 варьете термин Ш. остается в прошлом. В 1914- журнал "Шансонетка". СПб.
Лит.: Беляев Ю. Шансонетный "талант" // Театр и искусство. 1899. № 27; Кугель А. Анна Жюдик // Театральные портреты. Пг.; М., 1923; Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. С. 117-238.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100