В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Шварц А. И.

Шварц Антон Исаакович (24.01/05.02. 1886, Екатеринодар - 21.02.1954, Москва) -мастер художественного слова. Засл. арт. РСФСР (1947). Детство прошло в г. Фрунзе, куда сослали его мать. Там в летнем кинотеатре мальчик аккомпанировал на разбитом рояле немым фильмам. Пытался сам подбирать соответствующую сюжету музыку. В 1922 окончил Петрогр. ун-т (фак-т общественных наук). Занимался адвокатурой, ораторским искусством, пробовал свои силы на сцене. В Ростове-на-Дону занимался в экспериментальной "Театральной мастерской". Там познакомился с режиссером П. Вейсбремом, с которым впоследствии работал над литературными программами. Встреча с А. Закушняком (1927) определила выбор пути. Первый сольный вечер состоялся 20 нояб. 1929 в Ленинграде. Ш. читал прозу Н. Гоголя, Ф. Достоевского, стихи современных поэтов. В дальнейшем репертуар Ш. строится по этим двум направлениям: классическая русская проза и современная советская поэзия. К ним добавятся пушкинские вечера. Ш. создал 28 программ, отмеченных высоким мастерством и тонким вкусом. Первый пушкинский вечер: фрагменты из "Евгения Онестша", "Метель" (1931); русские классики: "Певцы" И. Тургенева, "Человек в футляре" А.Чехова (1933), "Мертвые души" Гоголя (1935), "Пиковая дама" Пушкина (1936); позднее проза Ю. Олеши, К. Паустовского. Впервые на эстраде им был. прочитан "Очарованный странник" Н. Лескова. Читает "Сказки Андерсена" (1938), "Рассказы Мопассана" (1943). На протяжении 30-40-х гг. Ш. работал над "Медным всадником", "Полтавой", лирикой Пушкина. Его поэтический репертуар обширен: А. Блок: лирика и "Скифы"; В. Маяковский, С. Есенин, Э. Багрицкий, И. Сельвинский, В. Луговской. В 1946 к ним добавились К. Симонов, А. Твардовский, М. Луконин, Я. Смеляков и другие современные поэты. Исполнительская манера Ш. отличалась простотой, сдержанностью, даже скупостью выразительных средств, за ними скрывалась глубина постижения исполняемого произведения, темперамент мысли, что придавало его чтению высокую духовность. Вместе с тем Ш. умел быть эмоциональным, взрывая повествование всплесками страстей своих героев (эпизоды пушкинской "Полтавы" или "Скифов" Блока). Считая простоту высшим проявлением мастерства, Ш. никогда не подменял ее житейской обыденностью. Сочетание внутренне оправданной и эмоционально насыщенной патетики и простоты, идущей от ясности мысли, рождало в искусстве Ш. подлинно высокую правду, делало его вдохновенным художником.
Соч.: В лаборатории чтеца. М., 1968.
Лит.: Мануйлов В. Антон Шварц // Рабочий и театр. 1932. С. 32-33; Данилове. Гоголь и театр. Л., 1936. С. 293-294; Артоболевский Г. Антон Шварц // Искусство и жизнь. 1940. № 4; Мин Евг. Мастера художественного слова // Театр, альманах. Л., 1947; Итина О. М. Заметки о чтецах // Искусство звучащего слова. М., 1974. Вып. 14.
Е. Я. Дубнова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100