В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Эренберг В. Г.

Эренберг Владимир Георгиевич (1875-14.09.1923, Харьков) - композитор, дирижер. Не имел профессиональной музыкальной подготовки. Получил юридическое образование и был по профессии присяжным поверенным. В историю отечественной эстрады Э. вошел как один из создателей театра-кабаре "Кривое зеркало* (1908). До 1916 он заведовал музыкальной частью этого театра, был его дирижером, написал музыку ко многим его постановкам. Самым известным сочинением Э. стала пародия "Вампука, невеста Африканская: образцовая во всех отношениях опера" (1909). Э. написал не только, музыку этой оперы, но и создал оригинальное либретто, основой которого послужил фельетон А. Манценилова (князя М. Волконского). Музыка Э. и опера "Вампука" в целом продиктовали театру "Кривое зеркало" основное пародийное направление, осмеивающее рутину, штампы и условности современного (и не только оперного) -театра. Музыкальная партитура "Вампуки" помогла исполнителям найти верные краски игры, продиктовала главную идею эстрадной пародии. Не менее известной в истории театра была и другая пародия Э. "Гастроль Рычалова" (1910), которая, как и "Вампука", является мини-оперой, музыкальной пародией, осмеивающей штампы рй,ссийской провинциальной сцены конца XIX - начала XX в. И другие произведения композитора (музыкальные комедии, оперетты), поставленные на эстраде "Кривого зеркала", были "непревзойденными образцами музыкального пере-смешничества и юмора" (А. Кугель). Однако мало кто помнит, что в "Кривом зеркале" шли (и имели успех) и другие произведения Э.: "Жестокий барон", "Мудрый Чарадутта" (1910), "Трое влюбленных в королеву" (1911), "Сын двух матерей" (1914), "Круг жизни одного завоевателя" (1915) и др. С приходом в театр Н. Евреинова влияние Э. на художественное направление "Кривого зеркала" заметно уменьшается, и смешные его оперы сменяются язвительными монодрамами самого Евреинова. Однако талант композитора-пародиста оказался востребован в других эстрадно-театральных затеях Петербурга-Петрограда 10-х гг. Саркастическая музыка Э. остро звучала в литературно-артистическом кабаре "Бродячая собака" и в "Привале комедиантов", в Литейном театре миниатюр. В последнем была поставлена "Музыкальная драма в Парголове" (1916). Но наиболее известными стали сатирическая симфония-кантата на слова "Чтобы наше зеркало никогда не меркло" и "Музыкальные иллюстрации на стихи Козьмы Пруткова", которые исполнялись в артистических подвалах Петрограда. Э. написал также комическую оперу "Свадьба" по водевилю А. Чехова (шла в студии Оперы Зимина и в Театре музыкальной драмы в Петрограде). К "серьезным" произведениям Э. можно отнести романсы на слова А. К. Толстого, А. Фета и других поэтов. После революции Э. работал некоторое время (1917-1919) в Михайловском театре. В годы Гражданской войны оказался на юге.
Лит.: Кугель A. (Homo Novus). В. Г. Эренберг Жизнь искусства. 1923. № 38; Эрманс В. Эренберг Зрелища. 1923. № 56.
А. А. Лопатин


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100