Владимир Сергунин. Здравствуй, Карен!
Карен Шахназаров. Здравствуй, Володя! Что ты, как ты, где тыЕ?
В.С. Я, по прежнему, работаю в цирке. И этим, если не всё, то многое
сказано. Жив - здоров, работаю, вот собираюсь взять у тебя интервью.
К.Ш. Ради бога, с удовольствием.
В.С. Как у тебя дела не спрашиваю, вижу, что всё нормально. А потом, ты,
не в пример мне, человек публичный, постоянно на виду, сам о себе
регулярно рассказываешь, сообщаешь новости. Скажи, с чем
у тебя ассоциируется слово, а лучше сказать, понятие, "цирк"?
К.Ш. С детством! Отец меня ребёнком приводил в цирк, это был праздник.
Настоящий! Таких удивительных и, в своём роде уникальных чудес,
как в цирке я нигде потом не видел, даже в кино. Понимаешь, цирк - это
огни, фейерверк красок, какие-то невероятно красивые люди, в
невероятно красивых костюмахЕ То, что они делали и, я думаю,
продолжают делать на манеже - поразительно!
В последние годы я, к сожалению, не имею возможности часто ходить
в цирк и очень сожалею об этом, поверь. Но всё равно, то счастье,
которое мне когда-то подарил цирк, остаётся со мной навсегда. Цирк -
это настоящий праздник, чудесная сказка, которая живёт в каждом из
нас. Поэтому я абсолютно уверен: цирк никогда не исчезнет, что бы
вокруг не происходилоЕ
В.С. Когда ты попал в армию и, согласись, довольно неожиданно для себя
встретил многих цирковых артистов, подружился с нимиЕ Это
обстоятельство как-то изменило твои детские и "юношеские"
представления об артистах и самом искусстве цирка?
К.Ш. Знаешь, если армия и повлияла как-то на моё отношение к цирку и к
цирковым ребятам, то только в лучшую сторону, самую лучшую. Не
знаю, как это объяснить, но я чувствовал, что цирковые и должны быть
такими, какими я их очень близко узнал в армии. Настоящие, надёжные
ребята! Со многими я давно не виделся, но вот, скажем, Коля
Тарабрин, Толик Купцов, Мишка Алексеев, Славка Курбанов..? Где
сейчас работают, как поживают? Как мы служили, золотое было время,
молодое времяЕ А сколько мы чудили? Нет, здорово было в армии!
В.С. Толик Купцов до сих пор работает, остальные - на пенсии, но с цирком,
так или иначе, не порывают.
Карен, скажи, пожалуйста, ты в Интернет часто заходишь?
К.Ш. Бывает, конечно, но не слишком регулярно, а что?
В.С. С полгода назад на нескольких форумах в Интернете живо обсуждалась
каноническая цитата Ленина о кино: "Важнейшим из искусств для нас
является кино". Так вот, по мнению многих участников тех дискуссий,
кстати сказать, впрямую к цирку не относящихся, в оригинале цитата
выглядела так:
"Пока наш народ нищ и безграмотен, из всех искусств важнейшими
для нас являются кино и цирк".
Как бы ты мог прокомментировать этот пассаж?
К.Ш. Ты знаешь, я данной конкретной проблемой не занимался специально,
но вот так сходу отрицать возможность подобной исторической
метаморфозы я бы не стал. И даже больше скажу, вполне допускаю, что
в тот момент,- начало 20-х годов,- именно такая формулировка могла
быть продиктована и вполне оправдана историческим моментом.
Молодая страна совсем не развитого социализма действительно была,
практически сплошь неграмотной, при том, что существовала острая
необходимость объяснять населению политику партии, новый строй,
новую культурную ситуацию - всё надо было разъяснять. В тех
исторических условиях вождь мирового пролетариата вполне мог
сформулировать "очередную задачу" советской власти именно таким
образом, сделав упор, в том числе и на цирк. По крайней мере, мне это
не кажется чем-то абсолютно невозможным.
В.С. Вот и мне тоже так показалось. Я, разумеется, заглянул в указанную
ссылку - 44-й том полного собрания сочинений В.И.Ленина, стр. 579 -
затем в комментарии к изданию, отдельные сборники и прочееЕ
Выяснил следующее: слова эти могли быть произнесены не
позднее второй половины 22 года в устной беседе с тогдашним
Наркомом просвещения А.В.Луначарским. Но когда пришло время
публикации воспоминаний, европейски образованный, утончённый,
рафинированный эстет Луначарский, свободно говоривший на
нескольких языках, хорошо разбиравшийся в так называемых
академических видах искусства, мог формально "проигнорировать
цирк", как приоритет культурной политики молодой республики.
Именно "формально", по "интеллигентской", так сказать, инерции,
Поскольку российский цирк в те годы представлял собой, скажем так,
далеко не безупречное зрелище, особенно с точки зрения
"классических" канонов. Хотя на практике, как мы помним,
Луначарский уделял развитию цирка пристальное внимание. Не
потому ли, что помнил "завет Ильича" и следовал ему?
К.Ш. Повторю: я вполне разделяю такую позицию и допускаю такую
возможность.
В.С. Однако, вернёмся в наш сегодняшний, "недоразвитый капитализм".
Есть в твоих обозримых творческих планах какие-нибудь идеи или
заготовки, которые каким-нибудь образом пересекаются с цирком ?
К.Ш. Хороший вопрос и отличный намёк, но честно скажу, я об этом пока не
успел всерьёз подумать. Но ещё не вечер! Обязательно подумаю!
ХотяЕ Конечно, по большому счёту, ваш режиссёр, то есть
абсолютно цирковой - Феллини. Вот кто понимал, что такое цирк и
как его надо снимать. Феллини, как мало кто в сегодняшнем кино
любил цирк, его таинственный полумрак под куполом, надрывающую
душу музыку и эту, как он выражался, "атмосферу игры и казни,
праздника и бойни, изящества и безумия". А каким он был
неподражаемым мистификатором! Как-то он сделал
характерное для своей манеры рассуждать признание: о цирке я
ничего не знаю, я видел мало цирковых программ, не знаю цирковой
истории, хотя мои многочисленные цирковые друзья всегда
встречают меня как родного. А после этого Феллини добавлял: не
зная о цирке ничего, я знаю о нём всё. Знаю и знал всегда. Кстати,
великий Федерико считал, что зрелище в любой своей форме
восходит к цирку, во всяком случае, цирк его предшественник, если
не в хронологическом, то в идейном отношении.
В.С. И всё-таки, я не теряю надежды, что когда-нибудь Карен Шахназаров
позвонит и скажет, что у него появилась сумасшедшая идея снять
потрясающий фильм о цирке, что он готов снова встретиться со
своими старыми "боевыми" товарищами. Как тридцать лет назад.
К.Ш. Согласен! Думаю, так и будет! Спасибо.
Владимир Сергунин