Симанович-Ефимова Н. Я. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Симанович-Ефимова Н. Я.

Симанович-Ефимова Нина Яковлевна (21.01/03.02.1877, С.-Петербург- 24.02.1948, Москва) — театральный деятель, художница-станковистка, литератор. Двоюродная сестра Серова. Окончила Уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1911). Несколько лет жила и училась во Франции (1890-1900, 1908-1911). В 1916 художница театра-кабаре «Летучая мышь» — оформляла миниатюры в манере теневого театра.
С 1906 жена и соратник Ефимова; в 1917 начались их первые выступления с петрушками на вечерах Моск. товарищества художников. В 1918 «Кукольный театр художников Ефимовых» (они и создатели кукол, и режиссеры, и актеры, а нередко и авторы) выступал на площадях и улицах Москвы, выезжал в близлежащие губернии; в 1919-1920 со своими петрушками Е-вы совершили рейс на агитбарже по Волге, показав более 1500 представлений. В репертуаре басни Крылова, сказки М. Салтыкова-Щедрина, русские народные сказки, сценки с Петрушкой и др.
В 1927-1928 С.-Е. разработала систему кукол на тростях, получивших широкое распространение (авторское свидетельство 1935). В 30-е гг. Е-вы оформили своими куклами ряд спектаклей Моск. театра сатиры, Моск. мюзик-холла. Для фельетона Н. Смирнова-Сокольского «Тайная вечеря» сделали 12 кукол в три четверти человеческого роста с подвижными руками и ногами (1934). В 1935 создали Театр теней, реализовав свое увлечение силуэтной графикой (в репертуаре «Моцарт и Сальери» А. Пушкина).
В 1933 на творческой дискуссии кукольников С.-Е. последовательно отстаивала главенствующую роль куклы, в которой художник запечатлевает эпоху, черты характера персонажа, жанровые особенности и др.; утверждала идею «движимой», «одушевленной» актером скульптуры. Законченность «кукольного» образа — непременное требование Е-вых, создавших шедевры своеобразной «тряпичной» скульптуры. Куклы Е-вых хранятся в Музее Центр, театра кукол. Е-вы известны также как художники-станковисты, мастера прикладного искусства, книжной иллюстрации. Книга  С.-Е. «Записки петрушечника» (М., 1925) издана на английском языке в США (1935).
Соч.: Куклы на тростях. М., 1940; Воспоминания о В.А.Серове. М., 1964; Иван Ефимов об искусстве и художниках: Сб. М., 1977; Симанович-Ефимова Н. Записки художника. М., 1982.
Лит.: Рейнар 3. Петрушка через века // Цирк и эстрада. 1928. Февр.; Смирнова  Н. Искусство играющих кукол. М., 1983.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования