Садово-парковая эстрада - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Садово-парковая эстрада

Садово-парковая эстрада- всевозможные развлечения для широкой публики в городских и загородных садах и парках, в том числе открытые эстрады, эстрадные театры, концертные залы, варьете (кафешантаны). Садово-парковые развлечения с иллюминацией, фейерверками, полковой музыкой, малороссийскими и цыганскими хорами и прочим были частью праздничного быта больших дворянских усадеб XVIII-XIX вв. Владельцы некоторых усадеб, в частности П. и Н. Шереметевы в Москве, принимавшие у себя царственных особ, допускали и «простую» публику, причем безвозмездно (только не «подло» одетую). У въезда в Кусковскую усадьбу стоял столб с надписью «Веселиться как кому угодно», посетителей, по сохранившимся документам, бывало до 30 тысяч: «Многие Кусково знают / И довольно похваляют, / Там дворянство и мещанство / Веселяся, все гуляют, / Всех в Кускове угощают: / Там катанье, танцованье, / Там различные утехи, / Все гуляют без помехи». «Барские затеи» «отбивали публику» у содержателя городского сада (Воксала) М. Медокса, владельца единственного тогда в Москве публичного Петровского театра. В Петербурге сады, или Воксалы (по В. Далю «Воксалъ» — «англ., сборная палата, зала на гульбище, на сходбище, где бывает музыка»), открытые для сравнительно широкой публики, существовали еще в XVIII в. Так, по свидетельству историка М. Пыляева, один из таких Воксалов был в Нарышкинском саду на Мойке. В зале для танцев играли роговой и бальный оркестры. На открытой сцене шли пантомимы, выступали гастролеры — «мастера разных физических, механических и др. искусств». Известностью пользовались загородные сады графа Разумовского на Крестовском острове, И. Елагина на Мельгуновом (Елагином) острове и др. В садах играли оркестры, «ломались паяцы», демонстрировали «гимнастические позорища».
В XIX в. наибольшую известность в Петербурге приобрел Павловский «воксалъ», открытый в мае 1838 (существовал до 1941), где «на лоне природы столичные жители могли найти приятный отдых и разумные развлечения». В середине XIX в., в период увлечения вальсом, здесь играли бальные оркестры под рук. известных дирижеров Иосифа и Иоганна 1унгль, самого «короля вальсов» Иоганна Штрауса, работавшего в Павловске в 1856-1866 (исполняя классическую музыку, он немало способствовал превращению ресторана, где обедали под музыку, в концертный зал). «Основателем общественных развлечений» называл себя любимец петерб. публики Иван Иванович Излер (1811-1877), начинавший «первым гарсоном» в кафе-ресторане Амбиеля на Невском (в доме Армянской церкви), впоследствии его хозяин. Сад Заведения искусственных минеральных вод (в просторечии «Минерашки») в восточной части Новой Деревни у Черной речки на месте дачи гр. Строгановых принес ему особую известность. В 50-е гг. под управлением Излера он превратился в модное место развлечений, куда устремлялись горожане. Кроме разного рода павильонов, были выстроены театр и концертный зал, где играли полковые и бальные оркестры, пели различные песельники, хор моек, цыган под рук. Ильи Соколова, выступали плясуны, гимнасты, фокусники, давались «живые картины», па-де-де из классических балетов. Для воскресных гуляний составлялись особые театрализованные программы: «Украинская свадьба» с интермедиями, хорами и плясками, «Ночь накануне Ивана Купала» С. Гулак-Артемовского, «Белая ночь у Финского залива» и др. В 60-е гг. в «Минерашках» утвердился «каскадный жанр» (шансонетка и канкан), фрагменты из оперетт в исполнении французских артистов, интермедии с пением и танцами. В 1876 после пожара, уничтожившего Заведение искусственных минеральных вод, на этом месте был создан сад «Аркадия», несмотря на неоднократные пожары существовавший до 1913, когда новый пожар уничтожил все дотла. Там же, в Новой Деревне, развлекал публику сад и театр «Ливадия» (70-80-е гг.), основанный А. Картавовшм, привлекавшим к участию в дивертисментах молодых отечественных исполнителей (сцены из спектаклей, водевили и др.), ставились также посвященные русской классике тематические программы. Сады появляются и в центре города: «Русский семейный сад» на Офицерской, основанный антрепренером Василием Егаревым (известный как Демидов сад- «Демидрон» — с 1912 «Луна-Парк»); Измайловский сад на Фонтанке, в 1898 приобретенный П. Тумпаковым, открывшим здесь Театр Буфф (Летний Буфф): на рабочих окраинах (Екатерингофский, Василеостровский, Выборгский и др.). К началу XX в. садовые развлечения приобретают особый размах, как бы вобрав в себя закрывшиеся балаганы. Более десяти увеселительных садов действует в С.-Петербурге. Наряду с «аристократическими» Аквариумом, Крестовским, рассчитанные на демократическую публику- Зоологический (клетки со зверями служили неким «антуражем»), Таврический, сад Народного Дома и многие другие. У каждого своя особая атмосфера, свой набор развлечений, своя публика. В Москве в начале XIX в. праздничные гулянья проходили в Сокольниках, Марьиной Роще. На Воробьевых горах, где публику развлекали цыганские хоры, в 1830 появился «воздушный театр» на 1500 мест. К середине XIX в. застраивается Петровский парк (на нынешнем Ленинградском пр.) — открываются летний театр, роскошный по тем временам каменный «воксалъ», затем театр и сад «Фантазия», «Шато де Флер» (позднее «Альказар»), «Олимпия», «Яръ», «Стрель-на» и др. Известность не только в Москве, но и по всей стране приобретает «Эрмитаж» на Бо-жедомке (1878-1992), созданный выдающимся российским антрепренером, режиссером, актером Михаилом Валентиновичем Лентовским. «Как о летнем театральном предприятии, невиданном нигде в мире по богатству, разнообразию и широте», — вспоминал об «Эрмитаже» Лентовского  К. С. Станиславский (Собр. соч.: В 8 
т. М. Т. 1. С. 75-76). Сад изобиловал таинственными беседками, роскошными цветниками; играли оркестры, пели русский и цыганский хоры. Над прудом по канату совершали переходы канатоходцы, на «Скоморошьем кругу» выступали дрессировщики, на открытой эстраде — рассказчики, фокусники, гимнасты, танцовщики; на аллеях проводились состязания в беге, борьбе. В саду работали Театр оперетты («Буфф»), «Фантастический театр», позже «Антей». Лентовский, любимец московского купечества, ориентировался на широкую демократическую публику, привлекал ее большими гуляньями, пышно обставленными праздниками. Банкротство антрепренера привело к закрытию «Эрмитажа»; сад был уничтожен, пруды засыпаны, местность застраивалась доходными домами. Сад «Новый Эрмитаж» (вскоре «Эрмитаж», существующий и в наши дни) откроется 18 июня 1895 в Каретном ряду усилиями бывшего официанта Я. Щукина. С именем Лентов-ского связано создание еще одного известного сада в центре Москвы. 1 июля 1893 на Садовой, рядом с Триумфальной площадью, он открыл сад «Чикаго» с театром, открытой сценой, эстрадой для оркестра, рестораном. Сад переходил из рук в руки, пока его не купил уже известный в Москве содержатель театра и кафешантана в Камергерском пер. алжирец Шарль Омон. Он выстроил Новый театр, усовершенствовал сад, переименовав его в «Аквариум».
Самые крупные сады превращаются в «комбинаты» развлечений: закрытые театры на 2500 мест (петерб. «Аквариум»), концертные залы, драматические театры, чаще фарсовые, оперетты (иногда опера), открытые сцены, ночные веранды с ресторанами, работавшими до четырех утра. В дек. 1913 в зимнем театре «Луна-Парка» в течение нескольких дней состоялись спектакли футуристов. В переполненном публикой зале, где собрались все слои столичного общества, представляли трагедию «Владимир Маяковский» с автором в главной роли, он же режиссер, и оперу А. Крученых «Победа над солнцем», муз. М. Матюшина. Но не успели отгреметь споры о театре будущего, и в «Луна-Парке» снова, как иронически пишет рецензент, «новинка»: «По ночам» — не выше обычных обозрений. Те же еврейские куплеты, тот же канкан, сомнительная сатира и дуэты…«(Рампа и жизнь. 1914. № 31). И все же программы садовых концертов изменялись. Заметно теряли популярность хоры. Более 90% номеров составляли иностранные гастролеры, антрепренеры соревновались друг с другом в приглашении оригинальных и высокопрофессиональных артистов. Так, в Крестовском саду выступала, по словам А. Плещеева, «замечательно тонкая бельгийская певица, колоратурное сопрано Анжель Ван Лоо, исполнявшая арии из опер и оперетт» (Петерб. дневник театрала. , 1904. № 5). В»1912 публику петерб. зоосада (и моек. «Аквариума») привлекает удивительный номер трансформатора и чревовещателя Уго Уччелини. С помощью сложной техники артист появлялся на эстраде почти одновременно в трех обликах: старого профессора-аккомпаниатора, молодой певицы и %, своем собственном. В садах ставились и большие постановочные феерии, так, в Таврическом шли «Дети капитана Гранта», 1907, роль Паганеля исполнял известный драматический актер М. Розен-Санин. Мастером таких постановок был режиссер А. Алексеев-Яковлев, поставивший в «Аркадии» массовое представление «Синопский бой», в Крестовском -«Войну с Турцией», в Зоологическом- феерии «Али-Баба», «Вокруг света в 80 дней», в Петровском (на Петровском острове) — на открытом воздухе «Ермак Тимофеевич» и «Взятие Азова Петром Великим» (1912, 1913).
Кроме кафешантанов, различных концертных и театральных зрелищ в закрытых помещениях и на открытых сценах, в садах работали всевозможные аттракционы (полеты на воздушных шарах и прочие технические новинки), играли оркестры, проводились различные лотереи. Входные билеты были недорогими, хозяева строили свою коммерцию в расчете на массовость и не прогадывали — по сообщениям прессы, сады, особенно в Петербурге, даже в плохую погоду заполнены посетителями. Изменивший всю российскую действительность 1917-й становится рубежом, после которого начинается новая жизнь садово-парковой эстрады (если не считать короткого периода нэпа 1922-1924). Одни сады закрываются, другие перестраиваются, третьи возникают заново. Место кафешантанов занимают танцплощадки с «живыми» оркестрами, лекционные и читальные залы. Статистика посещения лекций в отчетах говорит о массовости, но доверять цифрам в данном случае не стоит. В Москве продолжают после небольшого перерыва работать «Аквариум» и особенно успешно «Эрмитаж», который становится одной из самых престижных эстрадных сцен страны. В 1927 на территории, примыкающей к Голицынскому и Нескучному садам, на месте 1-й сельскохозяйственной выставки (1923) торжественно открывается Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО), с 1932 им. М. Горького (по этому образцу Парк культуры и отдыха Сокольники, Измайловский), несколько позднее сад Центр, дома Красной армии, сад им. Н. Баумана и др. В Ленинграде продолжают действовать сады Таврический, Василёостровский с эстрадными программами. В 1932 на Елагином острове создается Центр, парк культуры и отдыха им. С. Кирова. С середины 20-х гг. до 1941 центр, летней эстрадной площадкой становится сад отдыха на Литейном пр., где музыкальной частью заведовал известный пианист, аккомпаниатор Михаил Григорьевич Корик. В конце 20-х гг. здесь читал свои фельетоны В. Ардов, романсы с куклами демонстрировал С. Образцов, песни «нового быта» исполнял Даниил Оленин (у рояля композитор Б. Прозоровский), играли цимбалисты братья Лепянские, свои номера демонстрировали сатирический дуэт Даль и Map, прыгуны братья Сосины, трансформатор Жанна Гольдов-ская, танцевальный дуэт Е. Ленской и Н. Зайцева и другие. Любимцами публики были часто выступавшие в саду отдыха В. Гущинский, П. Муравский, Г. Афонин и другие известные артисты. В качестве конферансье работали Г. Амурский, А. Глинский, Н. Орешков, в 1938 здесь впервые в роли конферансье на эстраду вышел А. Райкин. Зарубежные гастролеры, которых в 20-е гг. еще довольно много, к концу десятилетия почти исчезают. Чтобы заполнить программы, артисты в течение вечера выступают в нескольких местах, чего не случалось раньше, когда ангажемент твердо закреплял каждого за определенной площадкой. В садах Москвы, Ленинграда и других городов выступают джаз-оркестры Л. Утесова, А. Цфасмана, А. Варламова, Б. Ренского и др. (так, премьера программы Утесова «Два корабля» состоялась на летней эстраде парка ЦДКА, 1938). Особое значение приобрел моек. ЦПКиО при первом директоре Бетти Николаевне Глан. Энергичная, хорошо образованная, владеющая иностранными языками, она выезжала за рубеж, перенимала опыт ведения паркового хозяйства. Огромная территория была благоустроена, разбиты аллеи, высажены цветники. К 1938 (в 1937 Глан была незаконно репрессирована) в парке действовали Зеленый театр на 20 тысяч зрителей, три концертные эстрады,- из них одна детская, два кинотеатра, танцевальная веранда, лекционный зал, аттракционы, читальня. Проводились массовые праздники, карнавалы, спортивные соревнования. Зимой действовали катки, начала работать школа танцев на льду, оригинальный «театр масок» на льду и др. Одним из интереснейших начинаний был «Остров танца», созданный в 1932 под рук. Н. Познякова и режиссера-постановщика Е. Яворского (также репрессированного в 1937), балетмейстера А. ШатиНа. На острове в центре большого пруда, по берегам которого размещались зрители, в «естественной» декорации ставились балетные спектакли («Лауренсия» А. Крейна и др.), а также концертные номера с использованием ритмопластики, уже, казалось бы, забытой. Эффектное освещение в сочетании с окружающей природой усиливали впечатление. В Зеленом театре также давались постановки моек, и ленингр. академических театров с учетом особенностей огромной сцены: балеты «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» (с Г. Улановой), 1938, оперы «Кармен», 1935, «Тихий Дон», 1936; также оперетты «Свадьба в Малиновке», «На берегу Амура», 1937-1939. Эстрада в Зеленом театре была представлена джазовыми коллективами (в том числе Белостокский джаз), популярными артистами И. Юрьевой, Л. Руслановой, В. Козиным и др. Конферировал чаще всего М. Гаркави, чья «монументальность» соответствовала размерам эстрады, а присущая актеру радушная общительность помогала устанавливать контакты с многотысячной аудиторией, дружно подхватывавшей вслед за Гаркави песню Дм. Покрасса «Москва моя». Летом 1939 и 1940 две специально подготовленные программы с использованием кинокадров представила группа моек, артистов под рук. Л. Мирова и Е. Дарского. В 1942-1943 проводится выставка трофейного оружия, захваченного в боях под Москвой.
В послевоенные годы деятельность Зеленого театра с меньшей активностью, но продолжалась до конца 80-х гг. Шли эстрадные программы (конферансье и реж. Б. Врунов), театрализованные эстрадные представления («Он, Она и спорт» Л. Шимелова и др.) авторские вечера писателей-юмористов, выступали вокально-инструментальные ансамбли, рок-группы, демонстрировались к/ф. В 80-е гг. в Зеленом театре обосновался Центр Стаса Намина, проводивший концерты рок-групп. В конце 90-х открылся Театр Ст. Намина. На небольших эстрадах выступали чтецы (С. Сайтам. В. Маратов и др.). Концерты различных групп, в том числе самодеятельных, проходят на открытых сценах, публику занимают массовики-затейники, работают рестораны, дискотека. Наряду с отечественными действуют зарубежные аттракционы с высокой входной платой. Зимой по-прежнему функционируют школа танцев, катки, проходят эффектные выставки ледяных скульптур. Отмечаются профессиональные праздники, в День Победы 9 Мая аллеи традиционно заполняют ветераны Великой Отечественной войны.
«Живые» оркестры, игравшие в садах, большей частью заменяются гремящими репродукторами. Известные моек, парки культуры и отдыха «Сокольники», «Измайловский» и др., работавшие по образцу ЦПКиО, также утратили прежние связи с эстрадой. Зеленые театры пустуют. На редких площадках действуют массовики-затейники, работают те же аттракционы, шахматный павильон, дети могут покататься на лошадях и пони. Измайловский предоставляет свои аллеи художникам.
Петерб. ПКиО выделяется великолепным архитектурным ансамблем (Елагин дворец К. Росси), где проводятся тематические и персональные выставки. После открытия Приморского парка Победы на Крестовском острове со стадионом им. Кирова в центре, ставшего местом массовых гуляний и спортивных занятий, делается попытка восстановить прежний облик парка Елагина дворца, создать здесь зону тихого отдыха.
Если ко всем)’ сказанному добавить, что перестали существовать такие традиционные эстрадные площадки, как закрытый еще до войны «Аквариум», «Эрмитаж» (эстрадный театр снесен в 1984), ленингр. Сад отдыха, то круг как бы замкнулся. Увеселительные сады, широко развернувшие свою деятельность в начале века, сочетая традиционные развлечения на открытом воздухе (аттракционы, фейерверки и пр.) с различными театрально-концертными формами, в том числе дивертисментами на открытых эстрадах, к 90-м гг. по ряду причин (играла роль и криминогенная обстановка) превратились в места семейных прогулок с детьми, тихого дневного отдыха пожилых людей.
Лит.: Глушковский  А. Записки балетмейстера. Л.; М., 1940; Русские народные гулянья по рассказам А. Я. Алексеева-Яковлева. Л., 1948; Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958; Глан  Н. Об этом мечтал Горький // Театр. 1961. № 6; Дмитриев Ю. Михаил Лентовский. М., 1978; Розанов  А. Музыкальный Павловск. Л., 1978; Загоскин  М. Москва и москвичи // Соч.: В 2 т. М., 1987. Т. 2; Алянский Ю. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб., 1996; Серполет-ти А. Московские увеселительные сады: Рукопись // ГЦТМ им. Бахрушина. Ф. 539.
Е.Д.


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования