Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Синяя блуза
«Синяя блуза» небольшой молодежный, вначале любительский коллектив, противопоставивший свое агитационное, публицистическое творчество профессиональной эстраде. Однако по характеру репертуара (малые формы), многожанровости (пение, танец, хоровая декламация, акробатика, исполнение сценок, литературных монтажей и др.), по открытости непосредственного общения со зрителями, выступления синеблузников близки эстрадному представлению. Первый, еще безымянный коллектив появился осенью 1923, как Живая газета Ин-та журналистики под рук. Бориса Семеновича Южанина, оказавшегося отличным организатором и фанатиком «синеблузного» движения. Название дала прозодежда- свободная синяя блуза и черные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах. Моск. городской совет профсоюзов (МГСПС) предложил Южанину создать несколько таких групп для обслуживания рабочих клубов, столовых и чайных. Программа, рассчитанная на один час, точно хронометрированная, шла под рояль (либо гармонь) в стремительном ритме. Начиналась и заканчивалась общим маршем-парадом (антре), наиболее
известный «Мы синеблузники, мы профсоюзники
». Менялась каждую неделю и знакомила с последними политическими, международными, экономическими и другими новостями в формах, доступных любом)1, даже неграмотному зрителю. Информация «закладывалась» в частушки, монологи Деда-раешника, в литературные монтажи, для лучшего восприятия сопровождавшиеся акробатическими перестроениями (пирамидами). Сильное впечатление производили хоровые мелодекламации, так называемые оратории, с их помощью «С. Б.» решала героические и патетические темы (одна из первых ораторий «Памяти Ленина», показанная уже в феврале 1924). Положенный на популярную мелодию куплет помогал осваивать такие, казалось бы, несценичные темы, как «Денежная реформа», «Страхкассы», «Ликвидация безграмотности» и др. В сатирических сценках высмеивали бюрократизм, пьянство, протекционизм, хулиганство, различные недостатки современного быта. Вокруг «С. Б.» собирается большой круг молодых авторов: Саша Красный, Арго, Н. Адуев, Я. Апушкин, М. Пустынин, чуть позднее С. Третьяков, В. Ардов, В. Масс, В. Типот, И. Верховцев, М. Вольпин, Я. Галицкий, Н. Асеев, Д. Долев и др. (много пишет и сам Южанин). Одним из авторов и друзей «СБ.» стал В. Маяковский.
С октября 1924 начинают регулярно выходить сборники «С. Б.» под редакцией Южанина, где печатается репертуар, сначала «безымянный», а с 1926 с указанием авторов; а также советы режиссеров, художников, музыкантов, теоретические статьи и дискуссии о путях развития «С. Б.» (восемьдесят выпусков в 1924-1928). Под разными названиями «Смычка», «Станок», «Болт», «Гайка» и другими «С. Б.» распространилась по всей стране в 1925 состоялось 1-е Всесоюз. совещание синеблузников. Моск. коллективы к этому времени пополнились молодыми актерами из Мастерской Н. Фореггера (он и сам активно сотрудничает с «С. Б.»), кабаре «Нерыдай» и др. Школу «С. Б.» прошли многие известные в будущем актеры эстрады, театра, кино: М. Гаркавщ Л. Миров, Е. Дарений, Б. Тенин, Л. Домогацкая, К. Коренева, А. Вениаминов, М. Местечкин, танцовщики Л. Беркович и С. Яго-динский и др. В моек, коллективах, носивших названия «Основной», «Ударный», «Базовый», работали режиссеры С. Юткевич, А. Мачерет, Т. Томисс; ленингр. «Станок» возглавил Н. Петров. С целью «оживить» программы, сделать их более сценичными приглашен О. Брик, стремившийся к сближению «СБ.» с жанром политкабаре. Ясное и четкое отражение события в его «лозунговой» броскости.требовало симметрии мизансцен и движений. «Ритм слов, рифма, стих, ритм звуков, музыка в соединении со зрительными, симметрически разработанными композициями» («С. Б.». 1928. № 1. С. 50) определяли стилистику «синеблузного» представления. Широко использовалась эксцентрика. Со временем большое внимание стало уделяться костюму. Художница Н. Айзенберг разработала прием использования аппликаций, с помощью которого синие блузы мгновенно превращались в костюмы моряков, летчиков и др. В работах художников Б. Эрдмана, В. Комарденкова, П. Галаджева и др. костюмы приобретали живописность, играли сочетания цветовых пятен, геометрия линий, что придавало представлению яркую зрелищность. Нарочито преувеличенные отдельные детали приобретали выразительность метафоры. В качестве музыкантов-аккомпаниаторов (они же подбирали популярную музыку, сочиняли собственную) работали К. Листов, С. Каи,, для «СБ.» писали И. Дунаевский, М. Блантер, Ю. Милютин, Д. Покрасс. В годы своего расцвета «С. Б.» успешно конкурировала с профессиональной эстрадой, выступала в Колонном зале Дома союзов, эстрадном театре «Альказар», «Эрмитаже». Ежегодно гастролировала по стране: Поволжье, Урал, Сибирь, Закавказье, Туркестан и др. Большой резонанс получили зарубежные гастроли в Германии и Латвии (1927), где дано 125 представлений, также в Маньчжурии и Китае (1928). В 1927 начинается постепенный отход «С. Б.» от традиционных программ, в репертуаре появляются обозрения («Караул, затирают!» Масса и Ардова), музыкальные комедии («Королева ошиблась» Вольпина с муз. Листова) и другие подобные номера. Сформировавшись в русле «левого» искусства (своими «зрелищными предками» «С. Б.» считала «Мудреца» С. Эйзенштейна, спектакли Вс. Мейерхольда), перестала отвечать новым эстетическим идеалам: «левый» театр с его ориентацией на маску, на эксцентрику вынужден уступить место психологическому театру. Прекращается выход сборников, в 1928-1930 репертуар публикуется в журнале «Малые формы клубного зрелища». Бывших синеблузников призывают повернуться лицом «к производству», к местным темам и местным авторам, то есть возвращают в русло самодеятельности (к агитпропбригаде), из которой «СБ.» в свое время вышла. К началу 1933 «С. Б.» «за нерентабельностью» закрывается, обогатив эстраду новыми темами и формами, получив широкий резонанс за рубежом, где нашлось множество последователей (.«Колонна Линкс», «Красные рупоры», «Алярм» и другие в 1ермании, группа «Октябрь» и «Синие блузы» во Франции). В США проводится Всеамериканская олимпиада революционных агитпропгрупп, подобные коллективы появляются в странах Азии и Африки.
Лит.: Ардов В., Гаркави М. Всегда боевые, активные // СЭЦ. 1964. № 5; Синяя блуза. Гала-представление // Юность. 1967. № 11. С. 107-110; УвароваЕ. Синяя блуза // Вопр. театра. 1973. 1975; УвароваЕ. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983.
Е. Д. Уварова
|
|