Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Скетч
Скетч (от англ, sketch набросок) короткая (в одном действии) остросюжетная, как правило, комедийная пьеса с 2-3 персонажами. В С. есть все основные элементы драматического произведения, но в сжатом, как бы спрессованном виде. Как и в комедии положений, глубокие характеристики персонажей отсутствуют. Появился в Англии во второй половине XIX в. В России этот термин стал входить в театральный обиход в начале XX в. (Весьма близкие по своей структуре к С. пьесы А. Чехова «Медведь», «Предложение», написанные в 80-е гг., названы автором «шутка в одном действии»). Распространению С. в России способствовало возникновение в 10-е гг. многочисленных театров миниатюр, в которых игрались маленькие комедии А. Аверченко, Тэффи и др. В 20-е гг. С. взят на вооружение «Синей блузой». Опубликованные в сборниках острые сатирические С. Я. Галицкого «Терем-теремок», В. Ти-пота «Труп де юре», И. Верховцева и В. Масса «О попе, у которого была, собака, или Буржуазное разоружение и буржуазная драка» и другие, использующие пародию, гротеск, идут во многих коллективах синеблузников. В 30-е гг. Е. Грановская и А. Арди в концертах и по радио играют С. «На старой даче» Я. Ялунера, построенный на злободневном детективном сюжете- поимке шпиона. Лирико-комедийный моноскетч А. Уманского и Н. Сурина «Выходной день Аюева» долго сохраняется в концертном репертуаре А. Бениаминова. В Ленингр. театре миниатюр идут С. В. Вознесенского и Сурика «Миллион дерзаний», «Пропавшее сокровище» и др. Много С. в 30-40-х гг. вышло из-под пера Л. Ленча: «Без двадцати двенадцать», «Дохлые души», «Святая правда», «Опасное знакомство», «Доллар и сердце» и др. В Моск. театре миниатюр их исполняли М. Миронова, Б. Вельский, А. Менакер, Т. Пельтцер и др. «Растяпу» Ленча играли на эстраде Д. Кара-Дмитриев и Н. Рыкунин. С. входили в репертуар эстрадных дуэтов Л. Домогацкой и Н. Тоддеса, Н. Нурм и А. Бонди. Популярностью, особенно на клубной сцене, в 50-е гг. пользовался С. «Укушенный» В. Ардова. В Моск. театре миниатюр под рук. В. Полякова в начале 60-х шли С. Г. Дробиза «Искусство наживать врагов» и «Невеста из троллейбуса».
Е. Петросян с партнерами в спектакле «Доброе слово и кошке приятно» (1980) исполняли С. А. Хаита «Маленький Гранд-отель» и «Человек в шкафу». Изменения, происшедшие на эстраде в 60-е гг., преобладание песни, музыки, сказались на обеднении разговорных жанров. С. почти полностью исчез из репертуара. В 70-е гг. его пробовали реабилитировать артисты Г. Коньшина и Ю. Непомнящий («С некоторым риском» Э. Де Филиппе), однако их дуэт скоро распался.
Лит,.: Ардов В. Разговорные жанры эстрады и цирка. М., 1968. С. 92-97; Тривас М. Сатира и юмор на эстраде. М., 1973; Кузнецова О. Леонид Ленч // Москва с точки зрения. М., 1991.
Е. 3. Захаров
|
|