Степ - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Степ

Степ (step). Танец американского происхождения, возникший* на основе ирландского, голландского и негритянского танцевального фольклора. Особенносткего в четких, разнообразных по ритму ударах ног (подошвами и каблуками). Извлекаемые при этом звуки столь же существенны, как и движения. Имеет несколько стилевых направлений. В некоторых играет роль пластика рук и корпуса, в других внимание уделяется лишь движениям ног. Со степом Россия познакомилась в конце XIX в. (гастроли негритянских танцоров), тогда же родился термин ЧЕЧЕТКА. Распространению  С. способствовали новизна, завораживающий ритм, а также некоторая близость С. к русской пляске (сходный элемент «дробушек»). Русские и цыганские танцоры-плясуны успешно освоили приемы С, получили ангажементы за рубежом (С. Караваев в США и др.). В 20-е С. получил на эстраде широкое распространение, его элементы включались в номера акробатических пар, исполнителей салонных танцев. С середины 30-х гг., когда началось очищение эстрады от подражания западной культуре, танцоры пытались придать номерам идеологическую окраску («Английский буржуа», постановщик и исполнитель М. Баскаков и др.). К концу 30-х в программах джазов еще выступали известные исполнители С: братья Зерновы, Т. и В. Гумбург, Т. Леман и С. Русанов, Н. Винниченко и А. Три-линг, братья Делан.
В годы войны благодаря американским музыкальным фильмам получили известность Ф. Астор, Д. Роджерс, братья Николе, у которых русские танцовщики стали учиться. Однако к концу 40-х гг. гонения на С. возобновились. Ради сохранения его переименовали в «Ритмический танец», «вуалировали» номера публицистикой («Американские марионетки» в исполнении Б. и Ю. Гусаковых, в постановке Г. Шаховской, 1951) либо танцевальным фольклором («Мексиканский» в том же исполнении). После успеха фильма «Карнавальная ночь» (1956), где Русаковы исполнили «Мексиканский», С. был как бы реабилитирован. Стало вводиться преподавание С. в учебных заведениях (в ВТМЭИ- Ю. Гусаков, в ГУЦЭИ- В. Зернов, позднее в ГИТИС, Музыкально-педагогическом ин-те им. Гнесиных). Учениками Зернова среди других стали танцовщики В. Кирсанов, А. Насыров, В. Марков. В начале 80-х, в связи с модой на стиль ретро балетмейстер В. Манохин в номерах «Рэгтайм», «Большой степ» воссоздал манеру знаменитых американских танцовщиков прошлых лет. Полосатый пиджак, канотье и тросточка стали непременными атрибутами исполнителей С. Ностальгическими настроениями пронизан фильм «Зимний вечер в Гаграх» (1984). В нем удачно дебютировал Насыров, участвовали Е. Зернов, Кирсанов, братья О. и И. Федоткины. Выходят телефильмы «Прогулка в ритмах степа» (1985), «Гремучая дюжина» (1986). В начале 90-х гг. возникли любительские группы: «Степ-клуб» при культурном центре «Москворечье» в Москве (рук. В. Галустов), «Степ-шоу» в С.-Петербурге (рук. Винниченко, в 1995 получил статус театра). Обе группы были отмечены на I Моск. междунар. фестивале-конкурсе «Степ-парад» (1993). В рамках фестиваля были проведены семинары, которыми руководили американские танцоры и педагоги Д. Эймс, П. Кеннон, К. Сэсфай, Д. Джоунс и наш бывший соотечественник М. Кушнер. Фестиваль не только помог выявить новых талантливых исполнителей, но и способствовал обновлению методов преподавания С, увеличению количества школ. Дальнейшие степ-парады (последний в апреле 2003) привлекли еще большее число участников, подтвердив растущую популярность С.
Лит.: Цоки (В. Ивинг). Московские танцоры // Зрелища. 1923. № 42. С. 14; Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958; Богородский  Ф. Воспоминания художника. М., 1959; Шереметьевская  Н. Танец на эстраде. М., 1985; Ее же. Прогулка в ритмах степа. М., 1996.
И. Е. Шереметьевская
СТЕПАНЕНКО Елена Григорьевна (род. 08.04.1953, Волгоград) — артистка эстрады. Засл. арт. РФ (1995). Лауреат Всероссийского конкурса артистов разговорного жанра (1985). Окончила фак-т музыкального театра ГИТИС в 197-7. С этого же года в Москонцерте. С 1979 в Театре эстрадных миниатюр под рук. Е. Петросяна, участвует в спектаклях: «Доброе слово и кошке приятно» (1980), «Как поживаете?» (1986), «Инвентаризация» (1989), «Дураки мы все» (1991), «Страна Лимония, деревня Петросяния» (1995), «Когда финансы поют романсы» (1997), «Семейные радости» (1999), «Страсти-мордасти» (2002). Профессиональные вокальные данные и комическое дарование позволили С. овладеть широким диапазоном эстрадных жанров. Исполняла музыкальные мозаики А. Хаита и пародии («Женщины, которые поют» Г. Терикова), куплеты и частушки («Консенсус», «На закате ходит парень» Л. Французова), парные сценки («Корреспондент сельской газеты в гостях у крестьянина» С. Кондратьева), детокие рассказы и песенки («Детские страдания» Л. Пеккера) и многое другое.
В середине 90-х гг. проявила себя в новом качестве. Исполняя монологи в образах, она создает яркую галерею женских характеров. В монологе «Экскурсовод» М. Задорнова комический эффект возникает от соединения невежества экскурсовода с нерушимой уверенностью в своих познаниях. Острые сатирические краски монолога Задорнова и Л. Измайлова «Письмо американскому президенту» от лица мотальщиц-чесальщиц прядильной фабрики, окрашенные юмором, доводятся почти до гротеска, что не мешает неотразимой жизненной убедительности самого персонажа. С. доступны монологи лирического и трагикомического содержания. Пронзительной драматической силы достигает актриса в монологе «Он, она и копна» Задорнова- это состоящий из трех частей рассказ о целой жизни, прожитой с любимым человеком. Своеобразные лирико-драматические детские образы созданы в содружестве с молодой писательницей Н. Коростелевой: в сценке «Воскресный папа» (с Петросяном), в монологе «Солнышко», где актриса говорит устами ребенка, который оказывается умнее и добрее взрослых.
В 1999 вышла сольная программа С. «И смех, и слезы, и любовь», принесшая артистке большой зрительский успех. В 2001 на НТВ начала выходить в эфир еженедельная телепередача, имеющая высокий рейтинг, «Шоу Елены Степаненко» — по форме и стилистике — это телевизионный театр миниатюр.
Много выступает в сборных концертах и на ТВ. С. создала целый ряд запоминающихся образов современниц, самобытных, легко узнаваемых народных характеров. Ее комическое дарование актрисы основывается на профессиональной школе, окрашено драматическими и лирическими красками. Природная народность юмора, редкая органичность делают С. особенно близкой самой широкой аудитории зрителей.
Е. 3. Захаров


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования