Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Смоленский Я. М.
Смоленский Яков Михайлович (28.02. 1920, Ленинград- 09.03.1995, Москва) мастер художественного слова, драматический актер, режиссер, педагог. Нар. арт. РСФСР (1988), профессор.
Перед войной учился на филологическом ф-те ЛГУ, окончить который помешала война. Добровольцем пошел на фронт. Воевал под Ленинградом. После ранения был демобилизован и отправлен в Омск, где в это время находился театр им. Е. Вахтангова. С. приняли сразу на 3-й курс Щукинского уч-ща. Учился у Ц. Мансуровой, Р. Симонова, К. Семенова (по сценич. речи). В 1945 С. окончил уч-ще им. Щукина и стал артистом т-ра им. Е. Вахтангова. По возвращении в Москву одновременно начал давать концерты. В 1947- «М.Горький. Рассказы». В 1950 стал лауреатом конкурса чтецов Маяковского, над поздней поэзией которого
-620-
работал в последующие полтора десятилетия. К середине 60-х гг. в репертуаре С. уже были впервые (после В. Яхонтова) прочитанные поэмы «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник», циклы стихов: «По городам Союза» и «По городам и дорогам мира». В 1956 была создана программа «Шекспир. Сонеты». В 1958 С. ушел из театра, оставив за собой преподавательскую работу в уч-ще, и стал артистом Моск. филармонии.
В 60-е гг. С. читает в основном произведения современных авторов, преимущественно отечественных. Этот период начинается с исполнения поэмы А. Твардовского «За далью даль» (1960). Поэтические программы продолжаются лит.-муз. композицией на стихи Есенина, вечером поэзии К. Кулиева и Р.Гамзатова (1965). А завершением стала в 1969 «Поэзия Давида Самойлова». В нее входили стихи о войне «Сороковые-роковые», поэма «Ближние страны». В программе отразилась судьба поколения, к которому принадлежал и сам артист. В дальнейшем он продолжит работу над стихами Самойлова уже совместно с самим поэтом, при его участии.
В 60-е гг. были созданы лучшие композиции С. по прозе: «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери (1963), «Золотая роза» Паустовского и «Три товарища» Э.-М. Ремарка. Эти работы можно считать классикой жанра художественного слова. Чтение С. отличалось глубиной постижения мира автора, точностью в передаче его стиля. О. размышлял на эстраде, его мысль сливалась с мыслью автора, возникал внутренний сюжет произведения интеллектуальное, духовное действие. Пафос мысли чтеца, сдержанная страстность его раздумий делали слушателя сопричастным движению мысли. В некоторых работах С. допускал элементы декорации, мизансцены. Так было в композиции по сказке Сент-Экзюпери.
В 1970 случилось главное событие в творчестве С. Он исполнил (впервые после Яхонтова) полный текст «Евгения Онегина» за три вечера. Его режиссером был известный литературовед, писатель, переводчик С. Шервинский. Артист шел к этому долгие годы, начиная с 1950, читая отдельные главы и композиции по роману Пушкина. Все, что исполнял этот мастер на эстраде, всегда было продуманно, отобрано, значительно и весомо. На всем лежала печать большой культуры. С. был сам режиссером многих филармонических программ, зав. кафедрой сценич. речи в уч-ще им. Б. В. Щукина. Он не только практик, но и теоретик искусства. В своих статьях и книгах он поднимал
сложные проблемы взаимоотношений между театром и литературной эстрадой.
Соч.: Искусство звучащего слова. М. 1967; Противоположность и единство // Искусство звучащего слова. М., 1970. № 7. С. 73-98; «В союзе звуков, чувств и дум». М., 1976.
Лит.: Итина О. Яков Смоленский // Мастера художественного слова. М., 1983; Дубнова Е. Об искусстве художественного слева М., 1986. С. 50-53.
Ё. Я. Дубнова
|
|