Эстрада - селу
В 1963 году артисты советской эстрады дали труженикам села десятки тысяч представлений. Только Московское областное отделение ВГКО показало на селе до тысячи концертов. Ленинградское — 3 тысячи. Колхозники и рабочие совхозов Казахстана посмотрели 10 тысяч эстрадных представлений.
Юные зрители из колхоза им. Ильича Наманганской области
В 1964 году количество концертов для сельского зрителя увеличится. Небольшой автобус, едва сбавив ход, остановился. Облако пыли, которое только что вырывалось из-под задних колес машины, взвилось, рванулось вперед и опустилось, на время закрыв от нас уходящее солнце.
— Амаке, далеко ли еще до колхоза Ильича? — спросил шофер, вытирая вспотевшее лицо.
Жестикуляция прохожего не обещала прямой дороги; много раз нужно было куда-то сворачивать, а проехав небольшой отрезок пути — спрашивать снова. Дорога... каждый раз новая, неожиданная, ты стала суровой, но верной подругой артистам концертных выездных бригад Узбекской государственной филармонии. Сейчас ты добрая, приветливая, нарядная, щедрая. Мелькают за окнами автобуса необъятные поля сочного, рвущегося к солнцу хлопчатника. Шумят созревающие сады. Свешиваются с бело-серых глиняных дувалов любопытные лозы виноградника. Приветливо машут серебристые, говорливые, как русские осины, тополя. А еще недавно, дорога, ты была другой. Коричнево-серые лужи, непрерывно хлещущий дождь и голые печальные ветви. Круглый год, в зной и холод, сквозь пыль и дождь мчит маленький автобус артистов-«передвижников» к кишлакам и районным центрам Узбекистана. Высока, благородна миссия этих людей — верных солдат искусства. Где только не побывала концертная бригада № 1 за истекшие полгода: в Пахта-Арале, Булунгуре, Ак-Кургане, Катта-Кургане и во многих других отдаленных районах Узбекистана. Сегодня их путь лежит в далекий колхоз Наманганской области. Автобус, переехав мостик с жидкими перилами, остановился. На этот раз прохожий, радостно взвизгнув, юркнул в приоткрытую шофером дверь и, поймав на себе веселые взгляды артистов, смутился. Это был вихрастый, загоревший до шоколадного цвета мальчик лет десяти.
Двойной конферанс Зайтуни Таджибаевой и Гуляма Таджи-Аглаева
— Да, конечно, я провожу вас,— поспешно согласился он и, сверкая глазами, стал объяснять что-то шоферу. По дороге наш проводник, то и дело выглядывая в окно, выкрикивал: «Артисты едут! Артисты едут!»
Вместе со сгустившимися сумерками мы подъехали к колхозу. Навстречу нам неслась лавина детей. Проводив нас до места, они плотным и широким полумесяцем расселись вокруг цементированной площадки и стали терпеливо ждать концерта. Запас их терпения был немаленький; ведь взрослые прибудут еще не скоро. Сейчас, после долгого и трудного дня, они ужинают. Затем 16 машин будут постепенно доставлять зрителей на концерт, так как их жилища разбросаны вокруг правления колхоза на 25 километров. В беседе с парторгом колхоза имени Ильича Турсунали Калановым выяснилось, что сегодня у людей большая радость. Они выполнили план по сдаче коконов шелкопряда. Хорошо обстоят дела и с хлопком. Весна была трудной. Обильные дожди во многих местах размыли поля; кое-где приходилось пересеивать хлопчатник и подправлять слабые растеньица, взрыхлять растрескавшуюся почву. Но все это позади — теперь хлопок зацветает. Урожай обещает быть обильным.
К началу концерта собравшиеся представляли собой внушительное зрелище. Три с половиной тысячи зрителей расположились непроизвольными рядами, которые амфитеатром уходили вверх. И если ноги сидящих на земле детей упирались в сценическую площадку (небольшой цементированный «пятачок»), то головы находящихся в верхних рядах как бы касались краешка полной серебряной луны. Амфитеатр «строился» быстро, на глазах, его не поддерживали хитро рассчитанные арки, не было и сидений. Головы зрителей плотно, одна к другой, нарастали и нарастали, образуя необычный по своим размерам веер. Люди были всюду: на земле, на крышах домов и автобусов, в кузовах грузовиков, на деревьях. На эту величественную картину невозможно было смотреть без волнения. Какой театр, какой артист не позавидует такому страстному, жаждущему зрителю? Концерт начался. Зрителей приветствовали ведущие 3. Таджибаева и Г. Таджи-Аглаев. Их появление встретили аплодисментами. Разве их уже знают в этом глубинном колхозе? Любопытно...
«Друзья мои! — обращается к присутствующим Таджи-Аглаев, — я не могу понять: кто же является гостем — мы или вы? Мы приехали к вам в гости, а вы приехали к нам в гости. Значит, мы гости, гостящие у гостей, которые находятся в гостях у тех гостей, которые пришли в гости к гостю. Это не важно, друзья. Гостеприимство — наш народный обычай. Но в гости приходят всегда с подарком. Ваши подарки для нас — это ваши трудовые успехи. А наши подарки для вас — песни, танцы, веселые шутки». И вот щедро посыпались «подарки» — приятные, разнообразные, порой неожиданные. Музыка народная и советских композиторов, грациозные, пластические танцы, грустные старинные мелодии на слова восточных поэтов-классиков, нежные гимны влюбленных, жизнерадостные песни труда и остроумные шутки. Несмотря на разнообразие репертуара, казалось, что концерт, который шел более трех часов (без антракта), — это один вздох, одно полное искренности движение. Представлялось, что у труппы одно сердце, бьющееся учащенно, взволнованно, радостно, благодарно. Как велика сила искусства! Искренность, приподнятость артистов тут же передались зрителю.
Кто эти люди, не боящиеся трудностей и лишений дорог, кто они — эти добрые волшебники, ради мастерства которых собрались после утомительного дня колхозники? Их 16 человек, и все они влюблены в искусство. Трудно выделить из них самого лучшего, самого достойнейшего. Да и следует ли это делать? Вот ансамбль узбекских народных инструментов. Он состоит из шести человек. На чанге играет заслуженный артист Узбекской ССР П. Рахимов. Он же музыкальный руководитель узбекской бригады № 1 и композитор. (Две его песни: «Пограничник мой» и «Весна» прочно вошли в репертуар труппы.) Мастерски владеет наем X. Кадыров, отдавший искусству 30 лет жизни. М. Халилов, играющий на гиджаке, — автор многих музыкальных обработок, Две из них включены в репертуар бригады. Г. Салихов — дойрист, бригадир и блестящий организатор. На втором гиджаке играет А. Ахмедов, а на таре — Евгения Санамянц, Сыгранности этого ансамбля можно позавидовать. Каждое исполняемое им произведение, будь то чисто музыкальный номер или просто аккомпанемент пению, танцу, декламации, — законченный художественный образ.
В бригаде три танцовщицы. Каждая из них имеет свое творческое лицо. Изящен и стремителен рисунок танца Турсун Кадыровой. Полон женской мягкости и прелести хорезмский танец Гюльчахры Юлдашевой. А Белькыз Умарова покоряет своей легкой игривостью и непосредственностью в исполнении лапара (песня, сопровождаемая танцем). Большая часть программы состоит из вокальных номеров. Солист К. Искандаров — талантливый исполнитель узбекских народных песен. В его репертуаре есть также и песни современных композиторов. Например, песня о матери «Онам дерман» (музыка И. Икрамова на слова Е. Мирзо) пользуется заслуженным успехом. Очень тепло встретили зрители Малахат Дадабаеву. Солнечные песни о цветущей родине звучали в ее исполнении особенно сердечно. Репертуар И. Катаева, обладающего хорошими вокальными данными, состоит в основном из песен современных композиторов.
Солистка Малахат Додабаева Хорезмский танец в исполнении Гюльчахры Юлдашевой
Двойной конферанс Зайтуни Таджибаевой и Гуляма Таджи-Аглаева, интересный и разнообразный, имел у зрителей большой успех в силу острой современной направленности тематики, близости к народу. Здесь и песня о радости труда («Омон ёр»), и тема о пережитках («Лозимонда»), песня веселого милиционера («Где я — там всегда порядок»), и песня шофера такси («Я с вами, друзья, всегда»); интермедии на бытовые темы, зло высмеивающие чуждые нашему обществу явления. Каждый номер этого концерта встречался зрителем горячо, воодушевленно. Возгласы восторга и поощрения настолько естественно оттеняли номера, что думалось: будто нет сцены, нет артистов, а есть народ, живущий в искусстве. Глазок фотокамеры А. Ахмедова скользил по лицам зрителей. Какие они разные: вот седобородый старик с лучистыми молодыми глазами; рядом — в ярком, как тюльпан, платье девочка; чуть дальше — плечистый, высокий, казалось, отлитый из бронзы парень. А это кто? Это же мадонна, воспетая великим Рафаэлем! Хрупкая, юная женщина заботливо держит на руках ребенка. Он спит. Легкий голубой шарф обрамляет смуглое нежное лицо, Особенно прекрасен взгляд. В нем — восторг, теплота, радость и свет, бесконечный свет. «Мадонну» зовут Иноят Мамадалиева. Она комсомолка. В прошлом году Иноят собрала 16 тонн хлопка. Концерт подходил к концу. Когда же настало время расставания (около трех часов ночи), то оказалось, что никто из зрителей не желает уходить, а ведь а шесть часов утра должен был начаться их трудовой день.
Наш маленький автобус быстро летел по ночной, усыпанной звездами дороге. Мы не замечали ухабов и тряски, не замечали позднего времени. Мы были счастливы.
г. Наманган. Н. ГЕРБЕЕВА
Журнал Советский цирк. Июль 1964 г.
оставить комментарий