Еще много нерешенных проблем в цирке - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Еще много нерешенных проблем в цирке

Каждый, кто приходит в цирк, хочет увидеть яркое, увлекательное представление, которое бы поражало, удивляло, волновало. А порой зрители видят номера маловыразительные, однообразные, и вся программа тогда теряет красочность, свое эмоциональное воздействие. Кто в этом виноват, в чем причина?

Зависит это часто от причин, на первый взгляд далеких от творчества, виноваты организационные, производственные неполадки.

О том, что мешает успешно развивать цирковое искусство, шел разговор на собрании партийно-хозяйственного актива Союзгосцирка. Этим проблемам были посвящены доклад генерального директора Союзгосцирка В. Карижского, выступления участников собрания.

Финансово-производственный план Союзгосцирка в прошлом году был выполнен. Но усилия по его выполнению как бы отодвинули на второй план заботы о творческой жизни. Ей уделялось недостаточно внимания, что с тревогой отмечали почти все, кто поднимался на трибуну.

Творческий порыв артиста, режиссера, их стремления подготовить новое часто наталкиваются на множество преград. Об этом говорил режиссер, руководитель коллектива В. Маторин. Им задумана постановка новой программы «Цирка-ревю». Два года утверждался сценарий. Столько же времени «утрясались» другие вопросы, определялась смета. Время шло, и угасал энтузиазм тех, кого увлекло создание нового спектакля. Маторин призвал расчистить дорогу творчеству, освободить артиста от функций администратора, снабженца, «толкача». Нередко средства на подготовку нового достаются не тому, кто талантливее, у кого интереснее замысел, а тому, кто обладает «пробивными» способностями, кто энергичнее ходит по инстанциям. Народный артист РСФСР И. Кантемиров призвал покончить с копировкой, с плагиатом. Народный артист Дагестанской АССР М. Иванов говорил о том, что надо более требовательно подходить к выпускаемым номерам. Он предложил учитывать и непременно отмечать, если артист подготовил номер, не прекращая выступлений, тщательно продумал реквизит, аппарат, экономно расходовал средства. Ведь другой исполнитель находится на репетиционном периоде несколько лет, тратит огромные суммы, а подход к оценке работы энтузиаста и иждивенца, по существу, одинаковый. Такая уравниловка недопустима.

Многие в своих выступлениях касались этой темы. Они указывали, что иной раз номера' выпускаются не потому, что готово интересное произведение, а лишь по той причине, что невозможно до бесконечности продлевать репетиционный период. Артистка, парторг стабильной программы М. Бреда поставила вопрос, а было ли хоть раз строго спрошено с виновных за неоправданно долгую подготовку номера? Она считает, что настала пора разобраться и с теми исполнителями, которые кочуют из номера в номер, подолгу оказываются без дела, на так называемом вынужденном простое. Какая от них польза?!

Был поднят и такой вопрос: все ли номера, которые готовят и выпускают, действительно нужны? Докладчик В. Парижский сообщил, что изучено, какой процент к общему числу номеров должны составлять номера отдельных жанров: дрессировки, эквилибра, иллюзии и т. д. Установлено, что на деле есть отклонения от идеальной пропорции. И что же предпринято? Выступавшие утверждали, что в создании новых номеров по-прежнему много случайности. Директор Всесоюзной Дирекции по подготовке цирковых программ, аттракционов и номеров Г. Андрющенко заявил, что, по существу, нет творческого портфеля. Ветеран цирка, режиссер А. Шаг-Новожилов справедливо утверждал, что настоящий план по созданию нового должен являться не простым перечислением номеров, а подкрепляться точными расчетами, обязательно с указанием, сколько и каких необходимо материалов, особенно фондовых.

Действительно, это важно. Ведь на собрании указывалось — одна из причин срыва своевременного выпуска номеров та, что к нужному сроку не готовы аппарат, реквизит, костюмы. На собрании актива была зачитана телеграмма, содержащая жалобу артиста на то, что Свердловский цирк никак не изготовит аппарат, хотя все намеченные сроки прошли. Директор Свердловского цирка Е. Живов объяснил, что мастерских у них нет, пришлось договариваться с одним заводом тяжелого машиностроения. Там согласились в качестве любезности помочь. Но все откладывают выполнение заказа, ссылаясь на то, что у них государственный план, срочные задания. Такая ситуация характерна. Артисту нужен аппарат, и сразу возникают проблемы, где его изготовить, как раздобыть нужные материалы. Вот и превращается артист в снабженца и администратора.

Выступавшие сходились во мнении, что цирку нужна крепкая производственная база. Вносились предложения создать завод циркового оборудования или добиться, чтобы заводам театрального оборудования Министерства культуры СССР планировали изготовление аппаратов, реквизита для цирков. Директор Днепропетровского стационара А. Никитин, Красноярского — 3. Моисеева напомнили, что, хотя их цирки считаются непостановочными, к ним присылают артистов для подготовки номеров. Они могли бы оказывать им помощь более плодотворно, если бы у них был штат для постановочных работ, имелись свои мастерские. Заслуженный артист РСФСР Ю. Мерденов напомнил, что давно идет разговор о создании базы для подготовки конных номеров, а ее нет и по сей день.

Участники актива были проинформированы заместителем Генерального директора Союзгосцирка 3. Асояном, что в Краснодаре и Ташкенте создаются репетиционные базы с манежами, там же будут и мастерские для изготовления реквизита, пошива костюмов. Но это лишь первые шаги.

Зашел разговор о том, о чем речь ведется уже давно, о чрезмерной загруженности артистов. У них не остается времени ни сил для творческих поисков. Большие нормы выступлений, но и они, как правило, перекрываются, порой — в два раза. Выступавшие, в том числе председатель профкома Союзгосцирка Л. Лебедев, обратили внимание на то, что в цирке нет охранной нормы количества выступлений, как в других видах искусства. Лебедев и директор Кировского цирка Ю. Бабин указывали, что если цирку планируется на месяц 40—50 представлений, то, значит, заранее планируется и загрузка артистов, намного превосходящая норму.

На собрании ясно выявилось, что еще много нерешенных вопросов, связанных с оплатой, премированием, с использованием фонда зарплаты. С одной стороны, директора получают права более дифференцированно оплачивать труд работников, но реализовать эти права часто не могут, ибо тогда нарушат другие инструкции и положения. Например, вспомнили, как низка оплата униформистов, в результате чего на эти должности попадают случайные люди и долго не задерживаются. Вроде бы имеется возможность доплачивать униформистам за «неучтенное время» по другим статьям, и так увеличивать их заработок почти вдвое, но руководители на это не идут — будет перерасход фонда зарплаты. Директор Донецкого цирка Г. Гликин утверждал, что необходимо увеличить процент отчисления от доходов в фонд зарплаты. Тогда можно будет повысить заработок тем, кто это заслуживает, что, кстати, позволяют сделать новые положения. Директор Душанбинского цирка Ф. Мерабшоев посетовал, что ставки в цирке ниже, чем в театре, хотя хозяйство в цирках, на его взгляд, сложнее. Директор коллектива «Балет на льду» С. Звягинцев обратил внимание на то, что в театрах норма кордебалета 15 представлений, в его коллективе — 22, артистки участвуют в шести-восьми танцах, зарплата у них 110—130 рублей. Эти ставки, как и ставки остальных исполнителей, ниже, чем в других «Балетах на льду», созданных в нашей стране. Почему?

Финансовые проблемы так или иначе оказываются связаны с творческими вопросами. Нередко сетуют, что артисты прибывают в цирк буквально накануне премьеры, некогда порепетировать. В то же время приезд артистов заблаговременно невыгоден цирку, и за эти дни надо выплачивать суточные, предоставить гостиницу — лишние расходы.

Поднимался вопрос, что пора уменьшить план доходов гостиниц, или вообще от него отказаться. Сейчас директора гостиниц и цирков озабочены тем, чтобы выполнить план, а не тем, как удобнее разместить участников программы. Часть комнат вынуждены непременно сдавать посторонним лицам. Выступавшие на активе доказывали, что артист вправе требовать отдельную комнату, у него должны быть хорошие условия для отдыха.

Шла речь о том, что многим циркам даются напряженные, порой почти нереальные планы. Директор Костромского цирка Г. Чернов утверждал, что при этом не учитывается количество жителей в городе, иные условия. Очень высок процент заполнения залов. Чтобы выполнить план, приходится пренебрегать творческими устремлениями артистов, порой поступаться художественными достоинствами представления. План — закон. Но можно разобраться, насколько он реален. В конце концов задача — не просто наращивать число представлений, но непрерывно повышать их идейно-художественный уровень.

Участники актива соглашались, что не все вопросы в компетенции руководства Союзгосцирка; и призывали настойчиво выходить с ними в Министерство культуры СССР, в Министерство финансов, в Совет Министров СССР. Наряду с этим выступавшие подчеркивали, что немало проблем, которые можно и нужно решать своими силами. Разговоры о них идут давно, а заметных улучшений нет. Пора наладить работу всех звеньев аппарата Союзгосцирка. Директора Красноярского, Днепропетровского цирков, передвижного цирка «Маяк» 3. Моисеева, А. Никитин, И. Кирнос и другие обращали внимание на то, что любое дело решается в Союзгосцирке крайне медленно. Приводилось много примеров тому. Просьбу вдовы артиста выслать нужную справку выполнили лишь через полгода. Молодая артистка попросила заменить трос на аппарате и ждет его уже более двух лет. Часто возникает необходимость продлить репетиционный период артистам. Нужные документы направляются в Союзгосцирк, и только через полтора месяца, а то и больше появляется приказ о продлении репетиций. Все это время артисты находились в неопределенности, им не имеют права выдавать зарплату. Директор Донецкого цирка Гликин и другие предложили увеличить права среднего звена, чтобы начальники отделов, управлений могли принимать решения, а генеральный директор, его заместители больше уделяли внимания принципиальным, перспективным вопросам.

Нареканий в адрес аппарата Союзгосцирка было много. На активе получил огласку такой факт: коллектив, руководимый заслуженным артистом РСФСР В. Ивановым, в первой половине этого года, по существу, оказался на простое, ему запланировано немногим более 60 дней выступлений. Высказывалась озабоченность тем, что артистов на долгий срок переводят на «вынужденный простой по месту жительства». Репетировать они не могут, теряют форму, а восстановить ее времени, как правило, им не предоставляют.

Звучала критика и в адрес директоров цирков. Признавалось, что среди них есть знающие, проявляющие заботу о деле, но есть, особенно среди недавно назначенных, такие, которые не знают цирк и не стремятся его узнать, равнодушные к делу. Шла речь о директоре куйбышевского цирка А. Саломатине. Указывалось, что он абсолютно безразличен ко всему, что не касается выполнения плана его цирком. Например, несвоевременно отправляет багаж артистов, что усложняет работу других стационаров. Задавался резонный вопрос руководителям Союзгосцирка: почему не наказан ни один из директоров, сорвавших премьеру в другом городе,— ведь это приводит к убыткам, подрывает престиж цирка? Признавалось, что допущены ошибки в кадровой политике. Не раз случалось — вновь назначенных директоров приходилось вскоре снимать за злоупотребления, а то и привлекать к уголовной ответственности.

Поднимались на собрании актива и многие другие вопросы. Шла речь о стабильных программах и коллективах. Говорилось о малых правах их руководителей, о недостатках временного положения, о том, что не все, кому поручено возглавлять стабильные программы, могут быть лидерами по своим моральным и деловым качествам. Если считать, что коллективы нужны лишь для того, чтобы перебрасывать артистов из цирка в цирк группами, то такая задача может быть и решена. Однако те, кто касался этой темы, справедливо указывали, что, к сожалению, большинство программ не приобрели своего творческого лица, не стали коллективами единомышленников, и условий для этого пока мало.

Эту мысль развил в своем выступлении директор Душанбинского цирка Ф. Мерабшоев. Он подчеркнул, что национальные коллективы непременно должны отражать своеобразие культуры своего народа. Он напомнил, что существует пять номеров туркменских джигитов, а туркмены не были всадниками, не ездили на лошадях. Его смущает название аттракциона «Караван горного Памира», ибо по горам Памира на верблюдах не путешествуют.

Нерешенных проблем много, их надо решать. С этим был согласен директор Московского цирка, народный артист РСФСР Л. Костюк. Но он подчеркнул, что нельзя согласиться с утверждениями, что искусство цирка в упадке, все в нем плохо. Костюк напомнил, что на всех международных цирковых фестивалях, конкурсах советские артисты завоевывают призовые места, причем обязательно первое и второе. Есть интересные достижения, которые нельзя не замечать. Он считает, чтобы критические выступления печати действительно помогали в работе, они должны быть объективными, непредвзятыми. Директор Ленинградского цирка В. Кузнецов, коснувшись этой темы, обратил внимание, что каждый трагический случай в цирке почему-то становится поводом для появления сенсационных статей. И в театрах случается подобное — указал он. Недавно в одном из ленинградских театров погиб человек, но не последовало сенсационных выступлений. Народный артист РСФСР И. Кантемиров, высказываясь по этому же вопросу, подчеркнул, что особенно недопустимо, если на страницах печати сводят личные счеты, а такое в материалах о цирке наблюдается.

Затрагивалась тема морально-нравственного климата в объединении, говорилось о недостойных поступках некоторых сотрудников. Но эта важная тема не была обсуждена с той остротой и глубиной, с какой она ставилась на заседании коллегии Министерства культуры СССР в декабре 1986 года и в центральной печати. Многие другие вопросы, о которых шла речь, поднимались уже неоднократно и раньше, но пришлось возвращаться к ним — решаются они крайне медленно.

В прениях участвовало более тридцати административных и творческих работников Союзгосцирка. Выступили начальник Управления кадров Министерства культуры СССР М. Чаусов, заведующий отделом ЦК профсоюза работников культуры С. Калиничев, секретарь парткома Союзгосцирка Г. Гордеев.

В Союзгосцирке считают это собрание партийно-хозяйственного актива наиболее представительным за последние годы. На него съехались 223 человека, однако в зале заседания, к .сожалению, не было многих ведущих мастеров манежа, чье мнение о проблемах развития цирка всегда ценно и авторитетно.

 

К. ГАНЕШИН

оставить комментарий

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования