Перейти к содержимому

Рязанский цирк откроется 14 сентября
подробнее
Юрий Кукес. Вопросы Александру Рыбкину
подробнее
"Выпуск ГУЦЭИ - 2018
подробнее

Фотография

Т. ГАРДИ ОТРЕЖЕТ НОС ЖЕЛАЮЩЕМУ ИЗ ЧИТАТЕЛЕЙ


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 17 490 сообщений

Отправлено 27 Ноябрь 2006 - 10:56

Т. ГАРДИ ОТРЕЖЕТ НОС ЖЕЛАЮЩЕМУ ИЗ ЧИТАТЕЛЕЙ

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Интересно, а во сколько раз лучше увидеть, чем прочитать?
Вы видели когда-нибудь живую энциклопедию?
Цирковая, например, по многим статьям располагается таким образом – ее переплет лежит как раз на станции метро Аэропорт, и если раскрыть страницы, то одна из них ляжет на крышу циркового кооператива, что на улице Черняховского, а другая окажется на крыше другого циркового кооператива, расположенного по улице Усиевича. На букве «Ш» из третьего подъезда к вам может выйти Ширай Нази /в прошлом жонглер с бубнами/ – Поздоровайтесь с ней. А из соседнего подъезда, если раскрыть страницу на букве «И», где-то часов в девять по будням – выйдет Иванов Валент– Здравствуйте – он вам может кивнуть и как всегда заспешит к странице, что на Черняховской, так как там располагается его офис «Премьер». Иногда выходят из подъездов и другие люди. Но идут мимо страниц. Они в прошлом тоже артисты цирка, но по каким-то причинам в энциклопедию не попали. Не попал в нее и я /в прошлом гимнаст/, и, обходя заветные страницы, вхожу во второй подъезд к своей, также не попавшей в энциклопедию, маме, Черновой Эмме – в прошлом акробат, эквилибрист и иллюзионист. У нее в гостях Мордвинова Тамара – в прошлом гимнастка на трапеции. /Примечание - у не попавших в энциклопедию, в гостях, как правило, также в нее не попавшие/. Мы пьем кофе, ругаем редколлегию энциклопедии и я показываю старую афишу иллюзиониста Теодора Гарди. Вот, дескать, такая знаменитость, и тот не попал. Хотя - мог творить чудеса. А может он был инвалид? Саркастически замечает мама, вспоминая папину шутку – Руки в главке не было. На часах шесть. Я иду к лифту, спускаюсь вниз и оказываюсь лицом к лицу с попавшим в энциклопедию Головко Виленом - в прошлом эквилибристом на штейн-трапе - Привет. Привет. Он был режиссером нашего коллектива «Русские самоцветы». Выхожу на улицу и, обходя страницу с буквой «С», натыкаюсь на своего друга Стихановского Володю – в прошлом эквилибриста на проволоке. Стоим и вспоминаем учебу в ГИТИСе на режиссерском, работу в коллективе «Русские самоцветы». Ему я тоже захотел показать старую афишу с Теодором Гарди. Начал даже разворачивать, как вдруг, снова, но уже с работы, спешит Иванов Валент – он нам кивает и устремляется к странице с буквой «И». Я отхожу в сторону, а Стихановский вежливо набрасывает на себя ряд страниц. И тут, о боже, я всматриваюсь в текст. Глазам не верю. Одел очки – все тоже. «ИВАНОВЫ, семья цирковых артистов. Гордей Осипович И. Его сыновья — Леонид И. и Фёдор И. (псевд. ТЕОДОР ГАРДИ). Сын Фёдора – ИВАНОВ ВАЛЕНТ» Такому открытию позавидовал бы даже Булгаков. «Ты где?» - кричит Стихановский, выглядывая из-под страниц, но я уже плыл по сотам Билайна – «Мама, у тебя есть телефон Ивановых?»

С того момента, как в телефонной книжке на моем сотовом появилось новое имя Иванов Валент, начался диалог, по меньшей мере, исторического значения, ибо ведется он между небом и землей. Темой для обсуждения явился все тот же рекламный плакат Теодора Гарди. Теперь он простирается белым застывшим облаком и на него взирают живые и «ожившие». Особенно поражает красочное зрелище идущих по этому облаку 60-ти человек на ходулях.
Ряженые на разные голоса восхваляют программу своих представлений и зазывают публику в балаганы. Среди идущих можно увидеть трио, состоящее из Иванова Гордея Осиповича и его двух сыновей Леонида и Федора /Теодора Гарди/. Такая живописная картина некоторым может показаться просто рекламной акцией, на самом же деле именно так проходила конкуренция между балаганными предпринимателями и цирком братьев Никитиных. Но об этом потом, а пока - попробуем разгадать ряд иллюзионных трюков, заложенных в самом плакате.

На нем можно, к примеру, прочесть следующее: «Сегодня Т.Гарди превратиться в смерть, а смерть в Гарди. Эффектно» или «Исчезновение 3-х дам из первого ряда и лошади со всадником». Иллюзионист даже обещает объяснение секрета. Но есть в плакате такой трюк, о котором даже и не пишется. Например, «Превращение Федора Иосиповича Иванова в Теодора Гарди» - неподражаемого исполнителя египетских тайн. Зная о бережном отношении египетских жрецов к своим тайнам, мы все же решимся пообещать объяснение и этого секрета. Обратимся за помощью к свидетелям и очевидцам.
Алли – Вад – (настоящяя фамилия и имя Вадимов – Маркелов Александр Алексеевич) – тоже, кстати, иллюзионист – пишет – «Русские иллюзионисты, работавшие в балаганах, в летних увеселительных садах либо в первых отечественных кафешантанах, как правило, выбирали себе иностранные псевдонимы, чтобы сойти за международных гастролеров: так было легче найти работу. И Фролов становится Флорандом, рассылает по почте рекламные листовки на французском языке. В. Н. Ларионов превращается в Леони...
Среди множества мнимых иностранцев выделяется яркая фигура Гордея Осиповича Иванова (1858—1922), не побоявшегося написать на афише свое русское имя. Он происходил из семьи цирковых артистов. В раннем детстве участвовал в семейном номере «икарийские игры», затем, уже взрослым, исполнял «ножную лестницу».
В 1876 году поступил в учение к итальянскому иллюзионисту Шедини, гастролировавшему тогда в России, и овладел техникой «магического искусства».
Получается, что Федор Иванов – со слов Вадимова-Маркелова или Алли-Вада – мнимый иностранец. Но так ли это?
Вот что говорит Иванов Валент – сын Теодора Гарди:
- Его дед со стороны матери иллюзионистом был. Мать Ольга Федоровна Иванова – жена Гордея Иосиповича – Шединина – моя бабка – испанско-итальянского происхождения. Дед – Теодор Шедини.
Таким образом получается, что Федор Иванов, став Теодором Гарди был не таким уж трусливым русским и мнимым иностранцем. И не был особенным храбрецом его брат Леонид, оставивший фамилию отца. Тот и другой были прекрасными мастерами своего дела, но только пошли разной дорогой. Но эти дороги были заложены в них с самого детства.
Просто их отец имел в себе как бы раздвоение, а может быть даже растроение весьма одаренной личности в каждом избранном деле –
антиподист, иллюзионист, цирковой предприниматель. С 6 лет выступал в балагане Боцва в акробатических и эквилибристических номерах. Как иллюзионист обучался у итальянца Шедини (своего тестя), гастролировавшего в России.
Женившись на дочери своего учителя, Гордей Иванов построил на Нижегородской ярмарке балаган — «Народный театр» с паноптикумом (музеем восковых фигур).
«Из балаганов Нижнего лучшим считался «Народный» театр Гордея Иванова» - вспоминает Дмитрий Альперов в книге «На арене старого цирка». - Затем шли балаганы Эгуса, Великапистова, Василевского, Абрамовича.
Сам Гордей был талантливый антиподист. Работал он сам и его два сына шести и семи лет. Втроем они проделывали сложные трюки, очень нравившиеся публике.
Гордей разъезжал со своим «Народным домом» по всем ярмаркам, но зимовал всегда в Орехово-Зуеве. Орехово-зуевские рабочие его очень любили и охотно посещали его представления.
Особенно ценили рабочие гордеевский хор, которым управлял он сам. Гордей не любил «цыганщины», он был ценитель и знаток русской народной песни. Хор у него был большой и выступал в богато расшитых русских костюмах. Певчие у него были отличные.
Позже у него занимались с хором два хормейстера, но дирижировал им всегда он сам.»
Умер Гордей Иванов в 1922 году. Два сына, подобно рыцарям на распутье пошли каждый своей дорогой, но оставались верными и преданными отцовскому делу.
«Леонид Иванов, мой друг детства — был одним из лучших дрессировщиков мелких животных, особенно обезьян – вспоминает Альперов. - В своем номере дрессировки Иванов появлялся на арене в русской шелковой рубашке, которая очень ему шла. У Иванова был номер «скачки», в котором роль жокеев играли обезьяны, одетые в специальные костюмчики, а лошадей заменяли собаки. Обезьяны были у него и эквилибристами и жонглерами. Они ходили по проволоке, крутили ногой палку. Собаки стояли и ходили на передних лапах, делали сальтомортале, вспрыгивали на ходу на лошадь. Верблюд делал те упражнения, которые в цирке обычно делают лошади: танцевал вальс и прыгал через препятствия. Леонид Иванов умер в начале 1936 г. До самой смерти он хранил портсигар отца. На нем надпись: «Гордею Иванову от орехово-зуевских рабочих».
Другой же сын, Федор Иванов, стал продолжателем отцовского иллюзионного дела, заложенного еще дедом Теодором Шедини по материнской линии. А, став Теодором Гарди он как бы вобрал в своем новом имени прошлое, свою ремесленническую и родословную принадлежность – дедовское Теодор и отцовское Гордей.

Евгений Чернов
кандидат искусствоведения


#2 Статуй

Статуй

    моргенал.

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 908 сообщений

Отправлено 27 Ноябрь 2006 - 14:58

Как причудливо тасуется колода карт. И в одном из описанных домов живет прямой наследник цирка Чиннизели,который в Питере на Фонтанке, и я его даже лично знаю, но не скажу здесь, кто это, патамушта я кокетничаю седни. И завтра тоже не скажу, патамушта не моё это дело, захочет- сам напишет так же красиво, как предыдуший автор, бикоз образованием не сильно отстал.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100