Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1986 г.
#1
Отправлено 24 September 2013 - 19:55
«Силовые акробаты Алексей Твеленев и Николай Емелюков» — услышали объявление инспектора манежа зрители, пришедшие во Всесоюзную дирекцию на просмотр готовых к выпуску номеров.
Фрaгмент акробатического номера АЛЕКСЕЯ ТВЕЛЕНЕВА и НИКОЛАЯ ЕМЕЛЮКОВА. Фото A. ШИБАНОВА
«Силовые акробаты»,— мысленно повторила я за инспектором и посмотрела в сторону форганга, вглядываясь в складки занавеса, как в страницы истории. 1930 год. Молодое поколение, увлеченное физкультурным движением, выдвигает своих кандидатов в премьеры советского цирка. Под марш физкультурников, как на утреннюю зарядку в гимнaстический зал, выходят нa манеж в трусах и спортивных тапочках братья Александр и Василий Яловые...
Физкультурный поток, вначале основательно размывший образную почву циркового искусства, с годами ослабевает и входит в нужное эстетическое русло. Возмужавшие братья Яловые, убедившись в ограниченности спорт-стиля, а затем и другие акробатические пары утверждают уже физкультурно-спортивный стиль силовой акробатики, который становится, как писал E. M. Кузнецов, «одной из лучших, характернейших творческих традиций советского циркового искусства».
подробнее
#2
Отправлено 25 September 2013 - 11:55
Кто не знает этик строк замечательного испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки, начавшего свой путь в искусстве музыкантом. «Можно ли полнее выразить свою страсть, чем излив ее в шесть лирических вен этого труднейшего инструмента?» — писал он.
«Начинается плач гитары,
Разбивается чаша утра;
Начинается плач гитары
О, не жди от нее молчанья...»
Рожденная в Испании, своими корнями гитара уходит в глубокую древность. Ее предшественницы — кифара и лютня. Они сопровождали пение. Звучание гитары погружает в мир души, поэзии, легенд. На протяжении семи веков гитара совершенствовалась. Менялось число ее струн — от 4-5 до 7-12, варьировалась настройка, конструкция. Утвердившись в XVI веке, классическая испанская шестиструнная гитара начала путешествовать по Западной Европе. Великий Паганини, чье имя ассоциируется с виртуозными скрипичными пьесами, написал много произведений для гитары и прекрасно играл на ней.
подробнее
A. КУЗНЕЦОВ. Фото B. ЛУЧИНА
#3
Отправлено 26 September 2013 - 19:14
Хорошо, когда на нашей эстраде появляется яркое, запоминающееся зрелище, которое способно волновать душу, будить мысли и воспитывать чувства, приносить радость.
Писать о таком представлении — одно удовольствие. Bзволнованные строки сами, помимо воли автора, выплескиваются на чистый лист бумаги. Труднее писать o неудачном, 6ессмысленном и потому вредном явлении в эстрадном искусстве. Мрачныe скупые фразы c неохотой складываются в нечто казенное и саркастическое. Но, пожалуй, самое неблагодарное занятие — писать рецензию на «среднее», ничем не примечательноe представление, одним словом, на концерт, каких много на эстраде, и который невозможно назвать событием в искусстве, но и нельзя объявить полностью несостоятельным.
Именно на таком концерте довелось побывать автoру этих строк. Состоялся он в Летнем театре Парка культуpы и отдыха Ждановского района Москвы и назывался «Здравствуй, лето!». Субботнему беззаботно-летнему настроению, царящeму в парке, в полной мере отвечала программа Концерта, состоящая преимущественно из развлекательных Номеров, рассчитанных на самые рaзные вкусы и интересы. Удачно вписался в программу конферанс M. Ольшеницкого. C первых минут он без труда настроил публику на непринужденный лад, a также на заинтересованное, активное восприятие выступлений артистов, подчеркнув, что они приехали сюда специально, чтобы порадовать зрителей своими уникальными номерами и талантами. Справедливости ради надо отметить, что артисты, объявленные в афише концерта, действительно достаточно известны и практически все имеют звания лауреатов различных эстрадных конкурсов.
подробнее
На фото.
Ю. Григорьев
T. и B. Половинкины. Фото Ю. ЗЕНКОВИЧА
#4
Отправлено 26 September 2013 - 19:55
Еще в конце апреля в Центральном парке культуры и отдыха близ набережной за игровым павильоном и комнатой смеха пустовала площадка. А потом как-то враз здесь взметнулась над деревьями макушка шапито и появились вагончики артистических гардеробных. 1 мая московский летний цирк «Веселая арена» открыл свой сезон.
Конструкция шапито была новой. Брезентовый шатер вмещал две c половиной тысячи зрителей. Манеж имел резиновое покрытие. A высота цирка выросла до шестнадцати метров. Так что теперь стало незазорно принимать любых артистов c любой аппаратурой.
Новоселье в брезентовом цирковом доме состоялось. A новоселье - это всегда праздник. Праздник артистов и праздник зрителей, что повалили в цирк и утром и вечером, минуя комнату смеха и аттракционы на на6ережной.
подробнее
На фото.
Номер дрессировщиков ЯРОВЫХ «3абавные медведи»
Гимнасты на турниках под руководством НИКОЛАЯ ЛЕОНТЬЕВА
Акробатический ансамбль «Карнавал» под руководством ВИКТОРА НАРКЕВИЧА
Фрагмент номера «Цовкра» под руководством РАСУЛА АГАЕВА
#5
Отправлено 26 September 2013 - 21:18
#6
Отправлено 27 September 2013 - 19:58
Сквозь щелочку в занавесе мы смотрим в зрительный зал. Мы — рядовые артисты Московской эстрады, нет среди нас «звезд», и публика пришла не на нас. Сегодня в клубе дискотека. А мы так сказать «нагрузка», культурная программа, принудительный ассортимент для тех, кто пришел потанцевать.
Какой прием нас ожидает? —вот это мы и пытаемся угадать, глядя co сцены в зал сквозь маленькую щелочку в занавесе. Вот она — наша публика на сегодняшний вечер. Публике пятнадцать-семнадцать лет. Модно одета, модно подстрижена...
— Ну как? — испуганно спрашивают актеры, которым щелочки не досталось. — Жуть?
Рис. И. ЛОСОСИНОВА
подробнее
#7
Отправлено 27 September 2013 - 21:35
В системе выразительных средств циркового искусства особое место занимает трюк. Трюк — образный язык манежа. Трюки — основа каждого из цирковых жанров и в каждом обладают своей спецификой.
Понятие «цирковой трюк» имеет широкий круг значений. Но если в жанре акробатики, дрессировки, наездничества, жонглирования, словом, в любой разновидности искусства цирка основная функция трюка — удивлять, то в искусстве клоунады задача трюка — смешить.
Условимся называть трюки этого рода комическими. Или сокращенно, как теперь принято, «КТ» — комический трюк.
КТ — смеховая единица клоунского выступления, а также любого комического номера. Эмоциональный эффект КТ строится на визуальном (зрительном) восприятии. Благодаря действию фактора неожиданности, КТ усиливает комизм ситуации. (Аналогичную смеховую единицу в кинокомедии принято называть «гэгом». Известный историки теоретик киноискусства Жорж Садуль считает, что удачные «гэги» также необходимы для создания комического фильма, как и негатив для фильма. A его коллега Франсуа Марс посвятил исследованию этого предмета целую книгу, которая так и называетcя «Гэг».)
подробнее
На фото.
Леонид Енгибаров.
Татьяна и Юрий Никулин.
#8
Отправлено 28 September 2013 - 14:15
Иллюзионному жанру в последние годы в нашей печати уделяется много внимания. И вполне заслуженнo. После своеобразного бума пантомимы, завершившегося в конце 70-х годов, на эстраде наступил период бурного расцвета акробатики и иллюзионного жанра.
Как в цирке, так и на эстраде, мастера иллюзионного жанра создают целые aттракционы, спектакли, феерии, в которых тема, сюжет, идейная направленность приобретают яркое художественное воплощение. Мне кажется, что именно в этом — будущее жанра. Древнейшее искусство, обретая новые формы и новое содержание, становится актуальным, социально значимым. Убедительным подтверждением этого служат концертные программы и спектакли народного артиста СССР Арутюна Акопяна, заслуженных артистов РСФСР, народных артистов МАССР Лидии и Юрия Мозжухиных, заслуженного артиста РСФСР Владимира Данилина и Елены Данилиной, лауреатов международных конкурсов Сары Кабигужиной, Султангали Шукурова, Елены и Рафаэля Циталашвили, a также Владимира Пареводчикова.
подробнее
На фото. A. МЕЛЬННИКОВ u C. ЮРТАЕВА
#9
Отправлено 01 October 2013 - 20:26
B нашей стране прошли гастроли артистов Пхеньянского цирка. В выступлениях участвовали лауреаты и призеры международных конкурсов и фестивалей циркового искусства в Монте-Карло, Лондоне, Карловых Варах.
Руководитель гастролей Кон Зе Сик, режиссер-постановщик программы зaслyженный артист КНДР Пак Со Ун.
Гастроли торжественно открылись в здании Московского цирка на Ленинских горах. B зале были вывешены флаги КНДР и СССР. Исполнителям были преподнесены цветы.
подробнее
На фото.
Воздушный полет под руководством заслуженного артиста КНДР КАН ХО УКА
Выступление канатоходцев, возглавляемых заслуженным артистом КНДР ЛИ ГИ БОМОМ
«Смелые моряки» — гимнасты на мачте под руководством ЛИ УН СУ. Фото A. ШИБАНОВА
#10
Отправлено 01 October 2013 - 20:38
В однотомной энциклопедии «Цирк» в сноске, предваряющей список библиографии художественной литературы o цирке, скромно и деликатно замечено, что она не является до конца исчерпывающей.
И такая оговорка закономерна, потому что искусство цирка привлекало к себе внимание писателей и поэтов разных времени народов, вызывая восхищение, признание, одобрение. B частности, хотелось 6ы обратить внимание на некоторые страницы творчества писателя тридцатых годов нашего века Михаила Лоскутова. Тем более что удобным и примечательным поводом для этого прекрасно послужит сборник «Немного в сторону» (M., Сов. писатель, 1985), в котором собраны избранные произведения этого самобытного писателя.
подробнее
#11
Отправлено 02 October 2013 - 13:56
Судьбa меня никогда не баловала, но иногда делала отличные подарки в виде встреч c замечательными, интересными людьми. Таким подарком была встреча c неповторимым и удивительным поэтом и человеком Михаилом Аркадьевичем Светловым.
Дело было так: в середине 60-x годов я писал программу для эстрадного оркестра под управлением Леонида Утесова.
Общий замысел будущего спектакля Леониду Осиповичу понравился, и я уже начал писать отдельные фрагменты. Каждые три-четыре дня я приезжал к нему и читал написанное за это время. Сперва реакция Утесова меня смущала и даже пугала: я читал, как мне казалось, очень смешныe вещи, а он, сидя в глубоком кресле, слушал не только не улыбаясь, а хмурясь и мрачно сдвинув брови. Потом он брал y меня листки c напечатанным текстом, надевал очки и читал сам, как он говорил, «глазами» и только после этого выносил «приговор»:
подробнее
#12
Отправлено 02 October 2013 - 14:19
Mузей эстрады... Даже звучит как-то непривычно. И тем не менее таковой уже существует. Размещается он в Ленинграде на Моховой улице, на третьем этаже старинного здания, занимаемого нынe Ленконцертом. Те, кто внимательно следит за публикациями в «Известиях», «Советской культуре», «Музыкальной жизни», наверное помнят, как нелегко складывалась его судьба.
На словах все вроде бы «за», приказ о создании музея появился еще в 1983 году, но на деле вопрос сразу же уперся в
отсутствие помещения. Где размещать те почти что пятьдесят тысяч «единиц хранения», которые бережно, даже c любовью собраны организатором нового музея, старейшим деятелем ленинградской эстрады Григорием Полячеком? Ведь одно дело заниматься сбором экспонатов, так сказать, по должности и совсем другое — бескорыстно отдавать этому занятию все своe время, энергию, средства. И что подразумевается под этим словообразованием — «единицы хранения»? A вот что: уникальные реликвии, хранящие память o далеком прошлом русской эстрады, запечатлевшие подвиг советских артистов в годы Великой Отечественной
войны, рассказывающие o сегодняшнем дне нашего эстрадного искусства.
подробнее
Фото.
СЕРГЕЙ ОБРАЗЦОВ
Из ЭКСПОЗИЦИИ музея: K. ШУЛЬЖЕНКО выступает на призывном пункте в Ленинграде. 1991 г.
Ю. ТИМОШЕНКО и E. БЕРЕЗИН
#13
Отправлено 02 October 2013 - 15:51
#14
Отправлено 02 October 2013 - 16:02
Одна из славных традиций советского цирка – оказание всесторонней помощи развивающимся национальным циркам братских стран. Содружество монгольского и советского цирков имеет полувековую историю. Рассказать об основных этапах этого содружества мы попросили заместителя генерального директора Союзгосцирка Юрия Александровича Матвеева.
Первая поездка наших артистов в Монголию состоялась еще в 1931 году. Однако та группа артистов ГОМЭЦа, командированная Наркомпросом РСФСР, имела смешанный состав: в нее наряду c цирковыми входили и эстрадные артисты. Поэтому официальной датой первых гастролей цирка принято считать 1936 год, когда s Монголии побывала бригада артистов госцирка. B архивах Ленинградского музея циркового искусства нам удалось при активной помощи его директора H. Кузнецовой найти интересные документы той поры. Весьма любопытен один из них, подписанный председателем восточного аймачного омы на тов. Шагдаром (имя его в документе отсутствует).
подробнее
На фото. Советские и монгольские артисты во время гастролей советского цирка в МОНГОЛИИ.
#15
Отправлено 03 October 2013 - 10:40
Тематические, театрализованные концертные программы на стадионах за последнее десятилетие получили широкое распространение. Так уж сложилось, что труднейшие массовые аудитории, предназначенные для спортивных состязаний, оказались закрепленными за концертными организациями. Именно эстрада, как искусство массовое, вынуждена осваивать многотысячные залы дворцов спорта, нередко плохо оборудованные, c аппаратурой низкого качества.
Тем любопытнее то обстоятельство, что если зал Театра эстрады на Берсеневской набережной, рассчитанный на тысячу триста мест, далеко не всегда оказывается заполнен, то программы во дворцах спорта делают аншлаги. Так, восемнадцать раз при полном зале, вмещающем одиннадцать тысяч зрителей, прошла во Дворце спорта Лужники программа «Азбука революции». Третий год идет в Москве и других городах страны «Парад пародий» — число представлений уже приближается к сотне.
подробнее
На фото.
ОЛЕГ МАРУСЕВ и режиссер ВАЛЕРИЙ ЖАК
АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных