Журнал Советская эстрада и цирк. Февраль 1969 г.
|
Дед
Отправлено 02 June 2015 - 16:30
Советский цирк в шестидесятых
Цирку не везло с его историей. И долго. Более сорока лет назад выдающийся артист и режиссер В. Труцци с горечью писал о том, что цирк не имеет истории, кем-либо составленной, нет и материалов, документов, свидетельствующих о росте циркового искусства в различные эпохи.
За двести лет не насчитать, пожалуй, и двух десятков книг, в которых убедительно, с научной достоверностью были бы прослежены важнейшие этапы развития циркового искусства в целом и в отдельных странах. А о работах по истории и теории жанров и говорить нечего.
Одной из лучших в этом ряду является талантливая книга «Цирк», принадлежащая перу Е. Кузнецова. Первая комплексная история цирка создавалась в конце 30-х годов. Она писалась лихорадочно быстро — практики ждали ее. В то время советский цирк лишь становился на ноги, и историк объективно показал его первые шаги. Последующие годы нашли отражение в увлекательных очерках Е. Кузнецова «Арена и люди советского цирка», охватывающих почти тридцатилетний период.
В нашей стране созданы благодатные условия для расцвета циркового искусства. Его подъем, его успехи на международной арене не могли остаться незамеченными. За последние пятнадцать лет доктор искусствоведения профессор Ю. Дмитриев одну за другой выпустил три книги по истории отечественного цирка. Последняя из них — «Советский цирк сегодня» — недавно вышла из печати.
В своей новой работе автор не претендует на исчерпывающую информацию, на то, чтобы перечислить все имена, номера (да это и невозможно). Для него куда важнее неравнодушным взором проследить за основными процессами, происходящими в цирке, вскрыть причины, их породившие. Ю. Дмитриев с любовью говорит о советском цирковом искусстве, которое возвышает человека, помогает ему осознать свои возможности и силу, противопоставляет его капиталистическому цирку, цирку, унижающему человека.
Марксистско-ленинская методология позволяет автору в сравнительно небольшой по объему работе проникнуть в суть событий, увидеть явления в развитии, высказать объективные суждения и оценки. Нельзя не заметить пристального внимания Ю. Дмитриева к идейно-художественным особенностям произведений и творческому почерку мастеров. Как бы ни была кратка характеристика отдельных номеров и исполнителей, она дается не изолированно, а в тесной связи с рассматриваемыми процессами. И это важно! Конкретно-исторический анализ сочетается с эстетическим, что особенно проявилось в рассказах о разнообразных формах представлений, о работе режиссера над ними, о роли коверного, о комплексном использовании художественных средств, о природе художественного образа.
Ю. Дмитриев свободно владеет материалом, легко переходит от одной группы явлений к другой. И жаль, что круг вопросов, взятых в каждой главе, все же ограничил возможности автора
дать исчерпывающий ответ, каков же он, наш советский цирк, сегодня и каким должен быть завтра. Менее полно, чем хотелось бы, рассмотрены тенденции развития основных жанров.
К достоинствам книги следует отнести то обстоятельство, что автор активно вторгается в практику циркового искусства, четко говорит о том, что его волнует. Поэтому почти каждую главу подытоживают критические замечания.
Да, с сожалением «приходится констатировать, что некоторые воспитанники училища не умеют на манеже играть, создавать образ», из-за «того, что большинство работающих в училище постановщиков номеров не имеют специального режиссерского образования... Отсюда автоматизм, механистичность...»
Да, клоунам порой недостает обличительного пафоса. Почему? Потому что не все из того, что исполняется на манеже, отличается подлинными литературными достоинствами. Следует добавить, что ряд авторов, пишущих для цирка, не знает специфики драматургии реприз и антре. Историка тревожит, что в игре О. Попова «вдруг проявится самолюбование, а вместе с тем исчезают непосредственность, мягкость, человечность...»
Конечно же, скверно, что некоторым музыкальным эксцентрикам недостает музыкальной культуры, что за десятилетия куплетисты, сатирики так и не нашли органичного места в программах, что много еще «номеров, похожих друг на друга и по трюкам, и по подаче, и даже по костюмам, актерски невыразительных, режиссерски не решенных».
Ю« Дмитриева заботит эстетический кругозор артиста, тревожит положение с цирковыми коллективами, хотя до конца и не вскрыты причины, приводящие к развалу их.
Книга не может оставить равнодушными тех, кто любит цирк. Одни положения автора вызывают раздумья, другие — желание возразить. И это хорошо! Истина, как известно, рождается в спорах.
Напрасно Ю. Дмитриев ограничил себя в размышлениях о том, что же является содержанием искусства цирка. Прояснение вопроса вопросов позволило бы более четко и точно определить специфику цирка, роль и значение эксцентрики (далеко не всемогущей), ее возможности и границы.
От щедрот историка, как мне кажется, утверждение, что «подлинный переворот в воздушном полете произвел режиссер Юрий Мандыч. Вместо трапеции он использовал обыкновенную доску- качели». Здесь вкралась неточность: не обыкновенная доска, а довольно громоздкая конструкция, используемая для исполнения некоторых трюков наряду с трапецией, которая служит для основной работы. Новое? Да. Переворот? Нет! Иное дело «Галактика». Полет создан Ю. Мандычем на принципиально новой основе. Но он начал жизнь, когда рецензируемая книга была уже в производстве.
К сожалению, в книге не возвращен первоначальный глубокий смысл термину «аттракцион». Чем скорее это будет сделано, тем больше выиграет практика: перед многими, особенно молодыми, исполнителями появится мощный стимул для творческого роста. Понятие «аттракцион» не зависит ни от жанра, ни от количества исполнителей. Поэтому несколько произвольной кажется градация: «Второе место среди аттракционов по числу исполнителей занимают фокусники». А ведь вместе с иллюзионистом выступают и многочисленные ассистенты и клоуны, а с хищниками или группой животных выступает лишь дрессировщик (редко два). Нет, никак нельзя во главу угла ставить количественный признак. Единственное мерило — качество.
Впрочем, эти частности больше относятся к добрым пожеланиям, чем к критическим заметкам об интересной и полезной книге. Над нею любовно работал большой коллектив. Доброго слова заслуживают редактор Н. Финогенова, художник Б. Жутовский, художественный редактор Э. Ринчино.
Досадно, правда, что на некоторые страницы проникли ошибки такие, к примеру:
В последней вкладке заверстана фотография, изображающая не тот трюк, о котором идет речь в текстовке, да и исполняет его в труппе Канагиных не девушка, а юноша. В этой же вкладке написано: «Соединить акробатику и музыку удалось Юрию Архипцеву и Евгению Баранкину, а на странице 43-й упоминается Евгений Баранок (речь в обоих случаях идет об одном и том же человеке).
Огорчают и такие неточности. На странице 13-й указывается, что приведенные слова М. Горького опубликованы в «Нижнегородском листке» № 2, а в предыдущей книге Ю. Дмитриева, «Советский цирк», — в № 201, хотя даны они в несколько иной редакции. На странице 51-й написано: «В 1957 году к тридцатилетию Советской власти...» Встречаются и стилистические шероховатости.
Однако указанные ошибки не уменьшают достоинств книги. Ее с пользой для себя прочтут как профессионалы, так и любители цирк.
И. ЧЕРНЕНКО
Дед
Отправлено 02 June 2015 - 22:28
Вильямс Труцци
Вильямс Жижеттович Труцци — прямой потомок знаменитой цирковой династии Труцци-Франкони— родился в 1889 году в Полтаве, Он прошел хорошую школу под руководством отца и деда. Десяти лет Труцци дебютировал в Тбилиси в традиционном номере «джигитовка на пони».
В 1912 году на манеже Петербургского цирка «Модерн» Вильямс Жижеттович показал дрессированных слонов и лошадей. Спокойную дрессуру слонов сменяли темпераментные эпизоды с лошадьми, в финале лошади и слоны выступали вместе. Номер пользовался успехом и сразу же выдвинул Вильямса Труцци на положение циркового премьера.
В годы империалистической, а затем гражданской войн Труцци находился на юге. Во время захвата Одессы белогвардейцами он отказался от выступлений в цирке и на единственной оставшейся у него лошади работал извозчиком. Уже сам факт, что выдающийся артист цирка ездил простым извозчиком, нес в себе элемент гражданского протеста. И не случайно, что в 1919 году Труцци добровольцем вступил в ряды Красной Армии.
В 1921 году Александр Морисович Данкман один из первых руководителей молодого советского цирка — предложил Вильямсу Труцци возглавить художественное руководство государственными цирками. Приняв ответственную должность, Труцци восстанавливает ряд номеров, которые становятся собственностью государственных цирков, создает великолепные произведения конного жанра. В марте 1922 года «Правда» писала: «С именем В. Труцци связана неустанная работа по восстановлению цирка и его реставрации. Его любовью и энергией цирк вновь оживает и очищается от всякой пошлости».
Для того чтобы представить характер режиссерских устремлений Труцци в те годы, проанализируем его основные работы. С одной стороны, это постановка конных юмористических сценок («Лошадь-артиллерист», «Лошадь в ресторане», «Медведь-наездник», «Пони-футболист» и т. д.); с другой — такие сложные многофигурные композиции, как «Карнавал в Гренаде», «Ковбой из Техаса», «Гирлянды», «Арена Юлия Цезаря» и т. д.
Вторая сторона творчества Труцци того периода, связанная с постановкой крупных конно-балетных номеров, направлена на возрождение лучших романтических традиций циркового искусства. Талантливый артист и режиссер, он объединял различные жанры конного цирка — сочетал высшую школу верховой езды с демонстрацией массовых конных построений, насыщал свои но мера конной акробатикой, вводил кордебалет. Все номера имели сюжет, объединяли причудливую орнаментику оформления с четкой графикой мизансцен. Концовки номеров всегда были украшены эффектным трюком.
Серьезное внимание обращал Труцци на музыкальное оформление, «Ковбой из Техаса» был полностью поставлен на музыку Второй рапсодии Листа. В этих номерах Труцци ярко раскрывался как режиссер, идеально чувствующий внутренний темпо-ритм выступления. Сцены с большим количеством лошадей, с танцами кордебалета чередовались с сольной дрессурой и т. д.
Вильямс Жижеттович принимал деятельное участие в разработке творческих вопросов циркового искусства.
В годы становления советского цирка Труцци ставит вопрос о возрождении пантомимы как высшей формы циркового спектакля. В 1922 году он осуществляет постановку одноактной пантомимы «Тысяча и одна ночь», в следующем году — пантомимы «Рыцарь золотого льва».
Если «Тысяча и одна ночь» шла без текста, имела в своей основе только «программу», как мы понимаем ее в музыке, то в пантомиму «Рыцарь золотого льва» Труцци вводит персонаж «от автора». Эту роль исполнял один из выдающихся артистов русского театра и кино В. Максимов. Привлечение Максимова свидетельствует о том, какое большое значение придавал Труцци правильному и квалифицированному донесению текста.
Недостатком пантомим «Тысяча и одна ночь» и «Рыцарь золотого льва» было неактуальное, оторванное от жизни содержание. Однако для Труцци как режиссера работа над этими спектаклями была этапной. В них демонстрировалось много великолепных трюков, батальные сцены, массовые конные кавалькады. Все это требовало от Труцци не только режиссерского таланта, но и незаурядных способностей дрессировщика.
В 1927 году по возвращении из заграничных гастролей Труцци был назначен артистическим директором государственных цирков. С огромной энергией, присущей ему, занимается он художественными, творческими и организационными проблемами, которые стояли в те годы перед советским цирком. И прежде всего он заботится о повышении актуальности содержания цирковых представлений, о росте профессионального мастерства артистов, его творческие устремления направлены в первую очередь к созданию крупных цирковых пантомим.
Вначале Труцци обратился к классическому наследию прошлого; к постановке был принят сценарий пантомимы, которая шла в цирке Франкони, «Черная маска», В этом сценарии Труцци привлекла тема борьбы крестьян за свои права, за утверждение человеческого достоинства. Четвертая кульминационная картина «Черной маски» (в советском цирке пантомима шла под названием «Черный пират») происходила в овраге, в котором расположилась шайка разбойников, Дозорный сообщает о приближении вооруженных крестьян. Жестокий феодал, скрывающийся под маской Черного пирата, открывает шлюзы мельницы, и вода хлещет бурным потоком, Труцци очень точно решил эту сцену в образном отношении. Бурлящие волны как бы символизировали взрыв народного гнева. Здесь, очевидно, мы имеем дело с наиболее правильным использованием циркового трюка, который, неся определенный образ, поднимается в своем обобщении до символа.
Пантомима заканчивалась красочным апофеозом, прославлявшим победу восставших крестьян. Эта сцена решалась режиссером на контрастах: пасторальная идиллическая картина гуляния на воде сменялась стремительными батальными эпизодами и рядом эффектных трюков — такими, как падение в воду, акробатические каскады на мосту и т. д. Добившись великолепных постановочных эффектов, Труцци сумел раскрыть напряженность борьбы крестьян против угнетателей. Он доказал, что умеет заполнить действием все пространство цирка. Кинематографичность в чередовании эпизодов создавала ту динамику, которая так присуща арене. К тому же пантомима была насыщена великолепными образами конной дрессуры.
Удачный опыт постановки «Черного пирата» позволил Труцци подойти к главной теме -— к отображению на манеже великих революционных событий героической борьбы народа за укрепление завоеваний Советского государства. Писатель В. Масс написал сценарий о разгроме отрядами Красной Армии банды Махно. По просьбе Труцци к постановке были привлечены режиссер Э. Краснянский, балетмейстеры К, Голейзовский и Э. Мей, художники И. Рогачев и Е. Соколов. Большую помощь в работе оказал опытный цирковой мастер Л. Таити.
Усилия творческого коллектива направлял и объединял В, Труцци. Вот как об этом рассказывает исполнитель одной из главных ролей А, Ширай: «Труцци изумительно умел настроить коллектив и вдохнуть в него свою необъятную энергию. Репетиции затягивались на всю ночь, и никто не жаловался. Впечатление создавалось, что в его руке невидимый шамберьер, которым он ловко подстегивает тех, кого нужно было. Среди артистов, развернулось такое соревнование, что работа действительно кипела».
Труцци сосредоточил свое внимание на постановочной части. Наиболее ударными сценами пантомимы должны были стать проход по манежу железнодорожного состава, наполнение манежа водой, сооружение и взрыв моста и другие зрелищные эффекты. Режиссер Краснянский справедливо замечает; «Труцци поражал меня глубоким знанием техники цирковой пантомимы. Ни один художник не мог с ним в этом соревноваться».
Качественно новым в постановке «Махновщина» явилось то, что в отличие от «Черного пирата» многие сцены решались не только трюками, но и текстом. На исполнение главных ролей в пантомиме пригласили опытных артистов — В. Лазаренко, Л. Таити, А. Ширай, Д. Альперова, от которых постановщик мог требовать яркого воплощения образов, в работе с актерами Труцци часто использовал импровизационный метод, который он сам очень ценил. Отлично понимая, что акустические возможности и архитектоника здания цирка не позволяют глубоко раскрывать камерные сцены, Труцци весь акцент переносит на постановку массовых сцен. Опыт, приобретенный им при постановках предыдущих пантомим, позволил в этой работе добиться большого успеха.
Премьера пантомимы «Махновщина» (другое название ее — «Гуяяй-поле») состоялась 29 апреля 1929 года и совпала с празднованием тридцатилетнего юбилея артистической деятельности Вильямса Жижеттовича Труцци. Эта постановка заслужила единодушное признание зрителей, прессы и общественности. Подтверждением этого может служить, например, рецензия, помещенная в «Современном театре»: «Это уже не пантомима в подлинном смысле, — писал критик, — не немое искусство, а новая форма массового зрелища, впитывающая в себя органически все формы и виды цирковой работы, от дрессировки лошадей до работы на трапеции и клоунады».
Постановкой «Махновщины» Труцци доказал, что приближение цирка к современности возможно, в первую очередь, через пантомиму, как наиболее емкую' форму циркового спектакля. В этой работе он проявил основные качества, необходимые современному цирковому режиссеру. Глубокое понимание специфики циркового искусства позволило Труцци перенести основной акцент на массовые сцены пантомимы, умело решить спектакль методом кинематографического монтажа аттракционов. Обобщив большой опыт театра, он опирался на его лучшие образцы, в частности, в решении световых эффектов и методов работы с художником.
Заканчивая краткий очерк о творчестве В. Ж. Труцци, хочется вспомнить такой эпизод: во время генеральной репетиции пантомимы «Махновщина» Труцци бросился в воду, чтобы прийти на помощь одному из исполнителей, затем проводил репетицию в мокрой одежде. Это обострило его тяжелое легочное заболевание. В 1931 году, сорока двух лет, в полном расцвете творческих сил Труцци скончался.
И сейчас, спустя много лет, можно утверждать, что Вильямс Жижеттович Труцци остается непревзойденным мастером цирковой режиссуры. Творческие традиции выдающегося художника и сегодня живут в лучших произведениях советского цирка.
ЕВГ. ЗИСКИНД, главный режиссер Харьковского цирка
Дед
Отправлено 08 June 2015 - 21:20
Обсуждаем проблемы творчества
По многим проблемам и жанрам эстрадного искусства сегодня происходят плодотворные дискуссии».
Уходят в прошлое обветшалые взгляды, нарождаются новые, интересные концепции, скрещиваются противоположные точки зрения — одним словом, наблюдается движение, без которого невозможно развитие искусства. Лишь в одной области эстрады, той, что получила обезличенноказенное название «разговорные жанры», господствует непонятный застой. Теория разговорных жанров, и в частности теория искусства конферирования, практически не развивается. А она, казалось, должна была бы стать центром всей эстрадной теории, ибо здесь сплелись воедино интересы литературы, актерского мастерства и собственно эстрады.
Я беру на себя смелость порассуждать о природе искусства конферансье, прекрасно понимая, что сколько-нибудь законченная теория этого жанра может возникнуть лишь в результате суммы усилий — здесь же предлагаются читателям только некоторые штрихи будущей теории.
Мне доводилось слышать в среде артистов эстрады рассуждения, согласно которым искусство конферансье не является специфическим для эстрады, что это — привносное явление, возникшее на определенном этапе, а сейчас переживающее упадок, фактически сходящее на нет. В подтверждение этой точки зрения приводились всевозможные аргументы, начиная от повышения культурного и интеллектуального уровня современной публики и кончая якобы падением в наши дни популярности жанра конферанса.
«Найдите зрителей, которые бы сегодня шли на определенного конферансье, как они идут на певца, чтеца или танцора», — говорили мои собеседники, и я, признаться, затруднялся опровергнуть сказанное ими. В самом деле, почему сегодня искусство конферансье, столь влиятельное и чарующее зрителей в прошлом, стало для многих ненужным придатком к концерту, почему нередко случается так, что зрители действительно ждут, когда же конферансье уйдет со сцены и уступит место артисту. Я не оговорился: именно артисту, ибо противникам этого жанра определенно кажется, что конферансье имеет весьма отдаленное отношение к эстрадному искусству.
Замечу, кстати, что и сами конферансье, будто соглашаясь с этим несправедливым мнением, все чаще стали доказывать публике, что они «тоже артисты». Сегодня чуть ли не каждый конферансье имеет какую-то «вторую» эстрадную специальность: один читает стихи и прозу, другой выступает в жанре музыкальной пародии, третий занимается звукоподражанием.
От богатства или от бедности искусства конферансье его представители пытаются стяжать лавры на поприще соседних жанров? С одной стороны, это, казалось бы, является свидетельством разносторонности исполнителей. С другой — совершенно очевидно, что конферансье читают стихи хуже чтецов, поют менее эффектно, чем певцы, и, уж конечно, владеют музыкальными инструментами слабее профессионалов. Кроме того, известно, что мастера конферанса прошлого, даже те из них, которые вышли из смежных областей эстрады, не злоупотребляли своими «вторыми» талантами.
Однако прошлые этапы в искусстве конферанса не могут быть исчерпывающим критерием в определении сегодняшних путей, так что необходимо рассмотреть вопрос по существу. В самом деле, может быть, в наш век, век специализации, не должно быть конферансье вообще, а должны быть конферансье- чтецы. конферансье-пародисты, конферансье-музыканты и т. д.? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо начать с более общих проблем, относящихся к искусству конферанса.
Конферансье необходим в эстрадном театре (в отличие, скажем, от театра драматического) потому, что концерт не имеет единой драматургии и состоит из отдельных номеров, разных по жанру, стилистике и исполнительской манере.
Зрителю необходимо не только знать, какой именно номер ему предстоит видеть в программе (такую чисто информационную функцию способны выполнить простой ведущий, афиша или программка), но и соответственным образом настроиться на него. Идущие подряд, без всякой паузы и зрительской перестройки разножанровые и разноплановые эстрадные номера не только много теряют в своей прелести, но и продолжают оставаться отдельными, разрозненными номерами, не становясь ни в коей мере чем-то целым. Тем целым, которое мы привыкли называть концертом.
Есть и другая, техническая сторона, вызвавшая к жизни искусство конферансье. Это — необходимость иметь паузы для подготовки сцены к следующему номеру. Я этому обстоятельству не придаю решающего значения, хотя в последние годы сами конферансье нередко говорят о нем со сцены, как бы извиняясь перед зрителями за то, что они вынуждены какое-то время находиться перед ними. Ссылкой на техническую необходимость заполнить паузу конферансье серьезным образом меняют критерии своего искусства: ну какой же может быть спрос с человека, который вынужден что-то говорить лишь бы говорить?!
Итак, конферансье в числе своих задач имеет не только творческие, но и технические и информационные. Последние — думаю, с этим согласятся все — весьма существенны в практической работе, но мало что способны объяснить в теории вопроса. Теория же искусства конферирования зиждется на посредничестве между эстрадными номерами, объединенными в концерт, и зрительным залом. Есть такое не очень строгое, но тем не менее для каждого ясное понятие: дар человеческого общения. Как всякая способность, она может присутствовать у отдельных людей в избытке, и тогда становится основой для искусства.
Конечно, «искусство человеческого общения» — это еще не искусство в настоящем смысле слова. Это, скорее всего, некое умение, мастерство, которое сопутствует всякому делу, имеющему творческий, нешаблонный характер. Для того чтобы не лишенная эстетического характера способность стала искусством, необходимы определенные предпосылки как общественного, так и собственно художественного характера.
Может показаться на первый взгляд, что сегодня нет никакой серьезной необходимости в искусстве конферанса, ибо тенденция развития средств человеческого общения связана с техникой. Печать в значительной мере избавила поэтов и прозаиков от необходимости читать вслух свои произведения публике. Кино позволило зафиксировать на пленке в раз и навсегда неизменной форме игру актеров. Даже радио и телевидение, создающие весьма достоверную иллюзию сиюминутного общения с живым человеком, на самом деле являются лишь дальнейшим развитием той же тенденции к одностороннему контакту художника с аудиторией: «обратной связи», отражения в творчестве выступающего по радио или с экрана телевизора реакции зала на его выступление нет и быть не может.
Внутри эстрадного искусства существует немалая разница между жанрами в отношении их к зрителю. В большинстве эстрадных жанров, несмотря на меньшую по сравнению с театром условность, актер находится в определенных рамках, диктуемых образом. Общение со зрительным залом происходит немалое, однако оно полностью исчерпывается границами этого образа. Певец, танцор, чтец — каждый из них говорит с аудиторией языком своего искусства: языком песни, танца, литературного произведения. Выйти за пределы этого языка, сказать что-то «от себя» — значило бы для артиста отказаться от правил игры, убить искусство.
Жанр конферанса — единственный в ряду эстрадных жанров, а возможно, и не только эстрадных, где артист говорит «от себя», где множество переменных величин, таких, как новости жизни, особенности аудитории, структура эстрадного концерта, неожиданности в его течении и т. д., органически вплетается в заранее написанный или подготовленный текст.
Идеальный конферансье — тот, у кого не видно или почти не видно «швов» между сделанным до концерта и рожденным концертом. Написанный автором фельетон или придуманная заранее реприза лишь тогда обретают необходимую для искусства конферанса органичность, когда становятся частью непосредственного общения артиста с залом, формой двусторонней связи (в отличие от односторонней, когда зрители слушают, скажем, чтеца). Фактически, мастерство конферансье состоит прежде всего именно в этом: в способности чужой текст сделать своим, а заранее созданное — сиюминутным.
Сегодня почти каждый пишущий об искусстве конферансье говорит об импровизации: о ее пользе, о необходимости шире вводить ее на эстрадные подмостки. Действительно, импровизация теснейшим образом связана с самой сутью искусства конферанса: ведь формы человеческого общения не что иное, как нескончаемая, неповторимая импровизация. Зритель, пришедший на концерт, многое потеряет, если конферансье заученностью своих интонаций даст ему понять, что и вчера и завтра тут происходили и будут происходить точно такие же концерты. Более того, зритель в таком случае может попросту пожалеть, что лично присутствует на концерте: ведь его можно было послушать по радио или посмотреть по телевизору.
Отдавая должное импровизации в искусстве конферанса, я хотел бы подчеркнуть, что импровизационной должна быть форма подачи материала, а отнюдь не содержание его. Конечно, конферансье должен уметь свободно чувствовать себя на концерте и при необходимости провести мысль, в которой нуждается тот или иной момент происходящего. Но в остальном же конферансье оперирует заранее подготовленным текстом (или, возможно, не строго написанным текстом, а некими принципиальными разработками темы), однако поданным так, что у зрителя возникает ощущение, будто разговор всплыл совершенно неожиданно, по ходу действия. Для зрителя появление конферансье на сцене и его разговоры оправданы лишь в той связи, в какой они связаны с концертом, — это своего рода комментарии к концерту и рассуждения вокруг него. Как и всякий собеседник, конферансье способен сколько угодно далеко отходить от первоначальной темы — от концерта, касаясь самых разных вопросов. Однако и в жизни и во время концерта мы способны обратить внимание на то, что наш собеседник в своих пассажах слишком удалился от намеченной темы, не сумел достаточно убедительно связать воедино шшало, середину и конец рассуждений, мастерство собеседника состоит в умении незаметно для вас и притом очень увлекательно переходить с темы на тему, постепенно приближаясь к самой главной.
В том, как важно для конферансье обладать этим качеством, блестяще убеждает своим творчеством П. Муравский. Попробуйте проследить, как этот артист переходит от предмета к предмету—вы запомните один переход, другой, а затем, увлекшись беседой, не заметите, как вместе с конферансье придете к той теме, из-за которой, в сущности, начат разговор.
Конферансье обычно не открывает перед зрителем своей лаборатории, не показывает, что импровизация была не более чем приемом: в этом случае конферансье выигрывал бы в глазах зрителя как артист, но проигрывал как живой собеседник. Поскольку в искусстве конферансье главное — второе, то первым он должен уметь жертвовать, как бы ни жаль было это делать. Поэтому-то, кстати сказать, возвращаясь к поднятому в начале статьи вопросу, следует сделать вывод, что гибридные формы существования искусства конферанса (конферансье, который одновременно является еще и певцом, чтецом, музыкантом и т. д.) разрушают важнейшую для этого жанра эстрады иллюзию — иллюзию непосредственного общения. Работа артиста, как бы проста она ни была, всегда основана на ряде условностей, составляющих, попросту говоря, язык искусства. Условности искусства конферансье лежат в совершенно иной плоскости по сравнению с условностями искусства певца, чтеца, танцора и т. д. Смешение этих двух пластов искусства одинаково вредит как искусству живого разговора, так и исполнительскому искусству.
Конечно, то, что столь четко разделяется в теории, на практике подчас находится в переплетении. Бывает так, что из импровизационной непринужденной беседы непосредственно вытекает исполнительское искусство — номер, исполняемый конферансье как артистом. Так, Леонид Шипов, ведя концерт, после вокального номера затевал разговор с залом, из которого (не без помощи зрителей, которых умело построенная беседа заставляет реагировать в необходимом направлении) вытекал музыкально-пародийный номер, исполняемый конферансье. Неожиданность такого хода приводит к тому, что для зрителя весь этот номер долгое время служит как бы элементом разговора, лишним аргументом в доказательстве мысли конферансье. А когда зрители, увлеченные ходом мысли артиста, вдруг замечают, что он неплохо поет, хорошо танцует и т. д., — то это не воспринимается как стремление артиста продемонстрировать свои способности.
И все же умение что-то делать в соседних жанрах эстрады никогда не может компенсировать неумения вести беседу. Такие артисты, как Михаил Гаркави в прошлом или Олег Милявский в настоящем, обладали и обладают только одним оружием — оружием разговора.
В таких случаях сидящих в зрительном зале увлекает не исполнительская, не литературная сторона искусства конферансье, а, скорее, его личность как собеседника, его человеческая и гражданская позиция, его умение не возвышаться над публикой, а встать рядом с нею, взять каждого зрителя за руку и повести его увлекательной дорогой душевной беседы.
В итоге моих рассуждений я пришел к такому, казалось бы, нетеоретичному компоненту, как личность артиста. Могу лишь заметить в свое оправдание, что для теории конферанса проблема личности артиста — одна из самых важных. «Стиль — это человек», — заметил как-то француз Бюффон. Сегодня, говоря об искусстве конферанса, можно сказать: «конферанс — это человек». Человек, который владеет искусством увлекательной беседы, искусством объединять людей.
Несмотря на то, что здесь я пытался выдвинуть некоторые теоретические, то есть общие для всякого конферанса, положения, следует решительным образом подчеркнуть, что несхожесть, неповторимость творческой индивидуальности в искусстве конферансье важнее, чем где-либо еще. Если в художественном чтении, эстрадной хореографии, пении, не говоря уже о музыкальном исполнительстве, индивидуальность артиста проявляется лишь в интерпретации, донесении до зрителей не ими созданной образной системы, то конферансье (даже, если он и не автор своих текстов) по природе своей и создатель и исполнитель.
Очень часто эстрадные авторы обижаются на то, что их творчество оказывается анонимным: зрителям не сообщают, кто написал ту или иную репризу, сценку, фельетон. Это обстоятельство наносит немалый урон творческому самолюбию авторов. Но если сообщать зрителям имена создателей текста, произносимого с эстрады конферансье, — это станет не только уроном, но и форменной гибелью искусства конферанса. Какой же это импровизатор, собеседник, какая же это неповторимая индивидуальность, если за всем этим стоят другие люди, написавшие пусть даже очень остроумный текст?
По природе своей искусство конферанса в большей мере авторское, чем исполнительское. Мы склонны скорее простить конферансье недостаточную артистичность, чем отсутствие своего собственного взгляда на мир. Федор Липскеров, например, менее всего похож на конферансье. Это, прежде всего, интеллигентный собеседник, любящий и знающий эстраду. Его конферансы-комментарии, которые сопровождаются скупыми и неназойливыми шутками, рассчитанными не на смех, а на улыбку зрителя, интересны по существу, а не по своей форме. Легко заимствовать и повторить форму, манеру Липскерова — его невозмутимость, глубоко запрятанную иронию и чуть-чуть менторский тон. Но можно ли повторить его, Липскерова, отношение к эстраде, его индивидуальный вкус?
Кстати, о повторениях на эстраде (я не хочу употреблять здесь более сильные выражения — копирование и даже плагиат — хотя речь пойдет именно об этом). Достаточно было достигнуть широкого успеха парному конферансу Л. Мирова и Е. Дарского, как в нашей эстраде появилось немалое число подражателей. Е. Веров и В. Ткаченко стали копией А. Шурова и Н. Рыкунина. Есть конферансье, работающие «под Штепселя и Тарапуньку», есть — «под Райкина».
Копирование в искусстве конферанса оказывается возможным потому, что, паразитируя на чужом успехе, на интересе публики к определенным путям в эстрадном искусстве, подражатели обеспечивают себе необходимое количество аплодисментов, а заодно — и снисходительное отношение критики. И бывает, что люди, подражающие звучным именам в искусстве конферанса, оказываются в более выгодном положении, чем те, кто ищет свои собственные пути. Пути, в наибольшей степени выражающие неповторимую индивидуальность артиста.
В последнее время наблюдается определенный кризис в той области эстрадного искусства, к которой относится конферанс. Некоторые конферансье бросили свое нелегкое дело, предпочтя стать эстрадными авторами или артистами — исполнителями одного номера. Умение петь, читать стихи, танцевать, даже показывать фокусы — сегодня такое умение не только некоторыми зрителями, но и — увы! — иными конферансье ценится выше, чем искусство непринужденной беседы.
Мне кажется, что многие трудности в развитии «разговорного жанра» (помимо тех, что относятся к организационной стороне дела) связаны с неверными, односторонними представлениями о самой сути искусства конферансье — самого сложного вида эстрадного творчества.
АН. ВАРТАНОВ
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных