Перейти к содержимому

Имя Маргариты Назаровой присвоено Нижегородскому цирку
подробнее
Юрий Кукес. Вопросы Александру Рыбкину
подробнее
Гомельскому цирку – 45 лет"
подробнее

Фотография

«Настало время возвращения клоунов в цирк»

Вячеслав Полунин

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 24

#1 d.babushkin

d.babushkin

    Старик

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 206 сообщений

Отправлено 09 Октябрь 2015 - 20:49

Вячеслав Полунин — о том, почему российская публика отвернулась от цирковых клоунов и как возродить былую любовь к ним

8ea9c62206d39ca43e80de5fff22e615.png

Фото: ТАСС/Интерпресс/Светлана Холявчук

14–16 декабря в Санкт-Петербурге пройдет IV Международный культурный форум. Руководитель секции «Цирк», народный артист России, художественный руководитель Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке Вячеслав Полунин в интервью «Известиям» рассказал, почему центральной темой секции избрана клоунада.

 Одной из тем секции «Цирк» выбрана клоунада. На сайте форума сказано, что она «является одним из наиболее уязвимых направлений российского циркового искусства». В чем уязвимость клоунады?

— На сегодняшний день в российском цирковом деле совсем плохо с клоунами: известных имен мало, очень слабенький репертуар, поэтому публика отворачивается от них. Когда я пришел в искусство и заинтересовался клоунадой, в России было 500 клоунов, из них десятка полтора — очень известные. Целые программы клоунады были, например, у Анатолия Марчевского, Андрея Николаева. Потом клоуны из цирка стали уходить на театральную сцену и на улицу. 

Последний всплеск клоунады был в период перед перестройкой. Например, «Лицедеи» проводили множество фестивалей мирового класса, собирали всю молодежь России, интересующуюся клоунадой. Кроме них в это время в стране было около двух десятков великолепных театров клоунады. Но во время перестройки многие из этих театров погибли, не выдержав экономических реалий. 5–10 небольших групп разбежались по всему миру, работают в разных странах, очень много талантливых людей ушло в бизнес и в другие сферы. Жаль, что так получилось: благодаря этим людям сейчас в России мог бы быть настоящий бум клоунады. Сейчас настало время возвращения клоунов в цирк.

— Почему вам так кажется?

— По всему миру появилось много очень сильных цирков с новыми образами, современным языком — цирки «Оз», «Зингаро», «Дю Солей». Во Франции просто цирковой бум. Французское государство помогло сделать школу, направить туда великих педагогов — режиссеров театра и кино, — и цирковое искусство поднялось. Там каждый год выпускается несколько команд с очень интересным репертуаром. Это современные молодые люди, которые высказывают свое отношение к жизни, понимание вещей на языке цирка.

У нас сейчас начал преображаться Росгосцирк, и мы решили подумать, как помочь российскому цирковому искусству, особенно клоунаде, сдвинуться с места. Во-первых, нужен фестиваль клоунов. Сейчас есть один фестиваль у Анатолия Марчевского на Урале, в Екатеринбурге. Но их должно быть намного больше и разнонаправленных, в том числе экспериментальные. Нужно объединять цирковых клоунов с представителями других видов искусства. Во-вторых, нужны школы клоунады. Наша погасла совсем. Мало своих хороших педагогов, а для приглашения специалистов со стороны у цирковых училищ нет средств. В-третьих, необходимы встречи с великими клоунами. На нынешнем форуме будет десяток звезд первой величины: Олег Попов, Джанго Эдвардс, Лео Басси. Мы постарались пригласить всех самых успешных и достойных, чтобы они поделились своим богатством и помогли начать новый этап развития цирковой клоунады в России.

 Олег Попов охотно принял приглашение? 

— Мы с ним общаемся уже несколько лет. Как только я пришел в цирк на Фонтанке, я первым же делом к нему съездил в Германию. Мы обсуждали, как в перспективе сделать его спектакль для гастролей по России. Он с удовольствием во всё включается. Человек уже преклонного возраста, но удивительно активный и радостный. С ним общаться — одно удовольствие. Действительно понимаешь, что он — великий клоун.

На форуме он проведет мастер-класс. Представьте: все клоуны России смогут задать вопросы Олегу Попову! А у них достаточно к нему вопросов. Встретиться с таким человеком — уникальная возможность. 

 Спектакль Олега Попова в итоге появится?

— Сейчас обсуждается один из вариантов. Вполне возможно, что он сыграет премьеру своего спектакля именно в цирке на Фонтанке.

 В программе значится мастер-класс Джанго Эдвардса, известного своим эпатажем. Какие сюрпризы он приготовил для гостей?

— Любая встреча с Джанго — это огромное событие, тем более для клоуна. Своим творчеством он раздвигает границы клоунады. Он провокатор, но даже его жесткие шутки полны любви и добра. После каждого спектакля Джанго вся публика в него влюбляется. Аркадий Райкин говорил, что нужно любить то, над чем смеешься. У Джанго есть этот баланс между любовью, иронией и сатирой.

 Известно, что конкретно он покажет на мастер-классе?

— Джанго сам заранее никогда не знает, что он будет делать. Это просто человек-тайфун: как только он входит куда-то и видит людей — и с ним, и со всеми присутствующими происходит взрыв.

 Планируется создавать полноценные школы клоунов при цирках?

— Такая идея обсуждается с Росгосцирком, потому что это совершенно необходимая вещь. Совсем нетрудно организовать, чтобы цирки выделяли из своей прибыли хоть какие-то деньги на это. О создании фестиваля тоже ведем переговоры с Росгосцирком.

 Еще одна тема форума — поддержка цирковых пенсионеров. Сейчас она развита?

— Совсем слабо. Конечно, люди самостийно пытаются помочь, чем могут. Но поддержки цирковых пенсионеров в организованной форме не существует. И это понятно. Сами цирки пока еще в упадке. Сейчас Росгосцирк понемногу пытается эту ситуацию поменять, кое-что уже получается: начался ремонт зданий, создание новых программ. Понятно, что сначала циркам нужно заработать деньги, чтобы потом на эти деньги помогать пенсионерам. Но, думаю, понемногу это направление всё же будет развиваться уже сейчас.

В цирке на Фонтанке есть специальный отдел по работе и с детьми, и с пенсионерами. Еще мы сотрудничаем с «Упсала-цирком». Там обучают цирковому искусству хулиганов — детей из групп социального риска, — и сейчас они стали прекрасным детским цирком европейского класса. Мы вместе с ними создаем проект «Старики и разбойники», в котором объединяем молодежь и цирковых пенсионеров, которые передают свои знания. Желательно, чтобы этот процесс происходил по всей стране.

 Будут обсуждаться и вопросы цирковой арт-терапии. Популярна ли она в России?

— Два года назад мой московский театрально-культурный центр «Корабль дураков» активно развивал программу «Доктор-клоун». В России появилось достаточно много артистов, которые ходят к детям или престарелым в больницы, общаются с ними и дают представления. Искусство, фокусы и праздники создают хорошее настроение у тех, кто находится в этих заведениях, помогают им выздоравливать. Еще одно направление центра — занятия с пожилыми людьми. Их учат жонглировать, показывать фокусы. Благодаря этому быстро восстанавливаются многие двигательные навыки, да и встреча с искусством всегда ускоряет процессы заживления, потому что у людей появляется положительный настрой.

 Но арт-терапию в России еще предстоит развивать?

— Конечно, мы только в начале этого пути. В европейских странах и в Америке это направление развито гораздо лучше. Сейчас арт-терапией методами цирка занимаются лишь некоторые активные люди, разрабатывают новые системы. На позапрошлом форуме мы обсуждали эту тему, и даже с тех пор количество людей, работающих в направлении «доктор-клоун», значительно увеличилось. Я убежден, что чем больше будет успешных цирков, тем активнее будет развиваться и это направление. Такие события, как Международный культурный форум, дают возможность всем учиться на примерах активных личностей, которые очень много сделали. Многие люди с удовольствием берут уже опробованные системы и работают по ним. Росгосцирк собирает в этом году на форуме огромное количество людей — и директоров почти всех цирков, и клоунов со всей России. Этот форум станет для цирков России очень значимым событием.

— В рамках форума состоится открытие цирка на Фонтанке после реставрации. Какая будет программа?

— Два дня будет показываться «Особенное парадное представление»: мы вместе с Росгосцирком решили сделать панораму наиболее интересных номеров и программ, обзор достижений цирка. Затем 50 раз в течение трех недель будет идти программа-открытие цирка, которая создана на основе сказки «Золушка». Именно «Золушка» была самым знаменитым спектаклем Цирка Чинизелли на протяжении многих десятков лет. В год 200-летия Чинизелли естественно было бы открыть цирк именно этой рождественской пантомимой. Это будет бал тысячи и одной Золушки у Чинизелли. Каждая женщина должна прийти в платье, которое ей подарила волшебница, и приехать на тыкве (смеется).

 Какими видите перспективы цирка на Фонтанке, который недавно вошел в систему Росгосцирка?

— Такими же, как и изначально. У нас должно быть три главных направления. Первое — показывать достижения русского цирка, все лучшие традиционные программы, которые есть в данный момент. Второе — привозить на гастроли лучшие спектакли изо всех стран, премьеры. Мы постараемся, чтобы каждый год была возможность показывать и русский цирк, и зарубежный. Третье — мы надеемся, что каждый год будем выпускать совершенно новую программу в стилистике современного цирка. Параллельно с этим очень хотим, чтобы у нас была лаборатория творчества, которая позволит собрать людей из разных направлений искусства — балета, музыки, моды, перформанса — и соединить их опыт с цирковым искусством. Что-то мы уже делаем в репетиционных залах в гостинице артистов цирка. Потом, надеемся, появится небольшая арена, где мы сможем результаты наших поисков показывать публике. 

— Ряд цирковых династий недавно уволились из Росгосцирка в знак несогласия с новой политикой руководства компании. Как вы относитесь к реформам, происходящим в Росгосцирке?

— Реформы — это процесс. Сегодня может быть больно, а завтра окажется, что мы от перемен только выиграли. Сразу такие вещи нельзя предугадать.

http://izvestia.ru/n...5#ixzz3o5cvN7xg



#2 rishard

rishard

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • 80 сообщений

Отправлено 10 Октябрь 2015 - 22:27

--Сейчас настало время возвращения клоунов в цирк.

— Почему вам так кажется?

— По всему миру появилось много очень сильных цирков...

 

 

 

Процитированный вопрос короток и логичен, ответ мэтра... хм. Возможно, это только я не понимаю? Вячеслав Полунин говорит буквально следующее: у нас существует один-единственный фестиваль Марчевского, на Урале, отечественная школа клоунады "погасла совсем", мало хороших педагогов и совсем нет денег... я так и не понял, почему именно сейчас "настало время возвращения клоунов в цирк"? Аналогия с Францией... вы это серьезно, Вячеслав Иванович? Помилуй бог, какая Франция. В контексте "преображения Росгосцирка" - характер данного преображения настолько своеобразен, если верить целому ряду материалов этого форума - уходы Нестерова, Запашного, Майхровских... опять же, хм.
 
Насчет звезд первой величины... знаете, я почему-то с самого детства запомнил одну такую звезду. Цирковая программа называлась "Радостные встречи", и парад-алле был увенчан стихотворным приветствием, непререкаемо извещавшим зрителей всех возрастов (здравствуйте, мои друзья, взрослые и дети, начинаем мы программу "радостные встречи"), что сегодня они "встречаются с лучшим клоуном страны" - цитата. Далее следовали какие-то не очень смешные скетчи... у лучшего клоуна страны была своя клоунская группа, и даже выходила подтанцовка. Мне кажется, в большинстве своем это были не репризы, а, говоря современным язык, некое шоу... в котором "счастливый ганс" принимал некое участие. Вот как-то так. Прошло больше тридцати лет, но я до сих пор помню, что у меня, и у моих друзей... гастроли этого клоуна в Ленинграде вызвали недоумение, что ли... ну да, интересно и цветасто, почему не взглянуть... но ожидалось совсем другое. Да простится мне крамольное это утверждение, но, на мой субъективный взгляд, светило советского цирка уехал не от пенсии 300 рублей, как он говорит, и не от конфликтов с кем бы то ни было... а уехал, спасаясь от невероятно раздутого, гипертрофированного своего "я". Прочел в интервью, как довелось ему встретиться со своим старым другом - "а он та-а-кой глубокий старик! Он спился, трясется, на каких-то костылях. Прихожу домой и бегом к зеркалу: неужели и я такой? Слава Богу, нет." - какой кошмар, и это ведь говорится всерьез. Это именно тот человек, который "вернет клоунов в цирк"? - помилуй господи, лучше бы не надо.
 
P.S. Да, и про "Золушку". К сожалению, полунинской Золушки я не видел; да, может, оно и к лучшему. Для меня самой лучшей цирковой "Золушкой" был и остается новогодний спектакль в этом же цирке, где роль мачехи исполнял Анатолий Марчевский; интересно, кто-нибудь помнит эту "Золушку"? Мачеха получилась настолько самобытной и обаятельной, что в финале, когда перед зрителями (зрителями, опять же, всех возрастов, дискриминации по возрастному принципу цирковой новогодний референдум не предусматривал) был поставлен вопрос ребром - скормить зловредную тетку хищникам Бориса Бирюкова или не скармливать (Марчевский при этом зловеще-многозначительно предлагал пожалеть несчастных львов) - все дружно орали "не, пускай живет". Мне сложно представить Джанго Эдвардса, или Олега Попова, или даже самого мэтра Вячеслава Полунина в роли мачехи Золушки... но, если даже и представить - подозреваю, ответ детворы мог быть в этом случае несколько иным.  :P

  • shiraslan, rikoshet, klepa и 2 другим это нравится

#3 rikoshet

rikoshet

    Старик

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 290 сообщений

Отправлено 11 Октябрь 2015 - 23:13

Полунин привёл в пример несколько имён, Попов, Эдвардс, Басси.
А про клоунов не  сказал...

Попов заслуженный артист, Эдвардс слегка отстал от времени а Басси социален, но хочется ведь смеяться...
Хочется клоуна видеть, как Жигалов например. И неважно что он стал по другому работать, но он смешной всё же.


  • shiraslan это нравится

#4 ХАСЯ

ХАСЯ

    Старик

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 294 сообщений

Отправлено 12 Октябрь 2015 - 07:38

Ох,не "в теме" господин Полунин!И за место держится называя уход династий из Росгосцирка реформами и процессом.Позволю себе перефразировать мастера лицедейства:" Реформы — это процесс. Сегодня может быть больно, а завтра окажется" - ничего не осталось.....
  • shiraslan это нравится

Какая-то фигня прилипла к подошве. Думал, жвачка, а оказалось — ваше персональное мнение. 

Все будет хорошо!!! потому что плохо меня не устраивает... 


#5 Ревоненко Влада

Ревоненко Влада

    бабуля

  • премиум
  • 4 510 сообщений

Отправлено 12 Октябрь 2015 - 10:19

Rishard, браво! Все по делу...


  • shiraslan это нравится
я

#6 Статуй

Статуй

    моргенал.

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 467 сообщений

Отправлено 12 Октябрь 2015 - 11:48

Rishard, браво! Все по делу...

солидарен
  • shiraslan это нравится

#7 DEF

DEF

    Старик

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 269 сообщений

Отправлено 12 Октябрь 2015 - 21:08

А в это время...http://topspb.tv/news/news86874/ И это 90% ?

#8 klepa

klepa

    Старик

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 135 сообщений

Отправлено 12 Октябрь 2015 - 21:33

Да!НЕ ГОТОВ ЦИРК НА 90% это ближе к делу...

#9 rishard

rishard

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • 80 сообщений

Отправлено 16 Октябрь 2015 - 00:54

Хотелось бы добавить кое-что, вдогонку... заявленная тема топика задевает за живое. Никто, я уверен, не будет спорить с тем, что Вячеслав Полунин - артист с большой буквы; это несомненно. Но скажу сразу, именно мне - сложно его смотреть... психологически сложно, я хотел сказать. Возможно, сугубо личное восприятие. Попробую объяснить, сколь могу кратко. Скажем так, мне непросто видеть клоуна, создаваемого Полуниным, как непросто читать произведения Кафки. Разумеется, я читал, и разумеется, я это видел... я могу восхищаться автором, но я не горю желанием перечитать и увидеть героев этого автора снова. И уж всяко - это не то, что заставит меня снова купить билет в цирк.
 
Припоминаю, что в старых методических материалах, каких-то учебниках... а может быть, в статье из "Советской эстрады и цирка" - бытовало когда-то следующее утверждение: "В странах Запада цирковой клоун олицетворяет собой всю боль, весь страх маленького человечка в огромном, нередко враждебном и непонятном ему мире, тогда как наш, советский клоун..." и т.д., т.е. полная противоположность. Не питаю никакой особенной ностальгии по совку, тем не менее - не могу не признать, что изрядную долю истины данная теза содержит, really. Полунин для меня - именно вот такой "западный" клоун, я могу восхищаться его мастерством и его героем, но... это не солнечный клоун для меня. Того лучика, что дарили и дарят Марчевский, Майхровский, Николаев - здесь нет. Не судите строго, все ведь очень субъективно. Каждому свое.
 
Рискну обратиться к шаблонам поэтических образов. Грустный, задумчивый клоун... он и так всегда со мной; я познакомился с ним где-то в начале девяностых, которые пришлись на мои двадцать лет, и будто сломалось в душе что-то. Как сейчас помню, я решил, что цирка в жизни и так более чем в избытке, и... навсегда расстался с мечтой о Цирке. Жалею ли об этом? - нет, пожалуй, нет. Все так, как должно быть, и все к лучшему. Но... сейчас, на каком-то странном контрасте, мне малоинтересны клоуны Вячеслава Полунина или Джанго Эдвардса; я когда-нибудь схожу на их шоу, но - это не тот родной для меня цирк, в котором я не был очень-очень давно. С удовольствием смотрю The Drunk Джанго, не могу не восхищаться при этом превосходной игрой актера, но предпочту ей мою любимую у Майхровского репризу "Я люблю тебя жизнь" (всегда поражала меня эта сценка).
 
Почему-то уверен, немало людей поймут то, что мне хотелось бы сейчас рассказать. Или нет? Ближе всех к истине, кажется, оказался Технократ, заявивший (в другом топике), что мы, как всегда, от одного сумели успешно отойти, а вот к другому придти так и не смогли; вечная история. Уверен, что прекрасный актер Джанго Эдвардс, при всех своих талантах, не сумеет вернуть ни клоунов, ни зрителей в наш цирк... я знаю только одного, поистине солнечного клоуна "у них", который, возможно, сумел бы, если уж пытаться рассуждать в русле заданной логики, это - Пьер Ришар. Я неправ? Аналогов искрящемуся и доброму таланту этого актера я не знаю; разве что - среди наших старых клоунов.
 
Сейчас, пересматривая "Я работаю клоуном" Андрея Николаева, прихожу к выводу, что фантастическое мастерство этого артиста также имеет в основе, в частности, то, что для "наших" и "ненаших" он умел безыскусно и абсолютно искренне быть своим; западный зритель видел в клоуне Андрюше то, что находило отклик у него... что уж говорить про меня. Но это - вершина. Правда, с удовольствием вспоминаю, что, когда уважаемый мной Слава Дурдинов в финальной своей "подкидной доске" кидался на шею зрительнице (старался, зараза, выбрать именно среди группы интуристов, с самого начала номера шарил глазами по рядам, выбирая помоложе, попривлекательнее и посексапильнее; цирковая обслуга знала об этом, просекала этот оценивающий взгляд и заранее предвкушала развитие событий) - в судорогах смеха валялись уже все, наши и "ненаши", вперемешку, начисто забыв о социальном статусе, экзистенциализме Франца Кафки и проблемах маленького человека в жестоком мире развитого капитализма. "Юрий! Здесь сказали, что я - Бельмондо" - новый оглушительный взрыв хохота, хотя вряд ли приезжие буржуи умели понять смысл этой сверхостроумной сентенции... вот это - тоже вершина, архетипичный какой-то солнечный свет. Сейчас... приходилось видеть молодых ребят, клоунов, работающих явно в современной модной стилистике, и кое-что даже весьма нравилось. Но... да, опять то самое "но". Клоун - душа цирка; возможно - только нашего. Но разве мы говорим о каком-то другом цирке?
 
В контексте статьи слова "клоун" и "актер" для меня были синонимичны. Интересно, разделяют ли хоть в какой-то мере читатели форума описанное "ощущение клоуна"?
 
 durdinov_bannikov.jpg

  • shiraslan, rikoshet, Масяня и 6 другим это нравится

#10 Статуй

Статуй

    моргенал.

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 467 сообщений

Отправлено 16 Октябрь 2015 - 07:03

Ричард, ты лудсчший.
  • shiraslan это нравится

#11 Ревоненко Влада

Ревоненко Влада

    бабуля

  • премиум
  • 4 510 сообщений

Отправлено 16 Октябрь 2015 - 09:51

Аплодирую стоя! Умница. Именно это мы и хотели услышать.


  • shiraslan это нравится
я

#12 circusclown

circusclown

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 33 сообщений

Отправлено 05 Ноябрь 2015 - 10:49

Я полностью согласен. И хочу возродить ту клоунаду (настоящую) которую я видел в 90-тых. 


  • shiraslan это нравится

#13 rikoshet

rikoshet

    Старик

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 290 сообщений

Отправлено 05 Ноябрь 2015 - 19:08

Richard.очень здорово написали!



#14 rishard

rishard

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • 80 сообщений

Отправлено 09 Ноябрь 2015 - 23:56

Да!НЕ ГОТОВ ЦИРК НА 90% это ближе к делу...

 

Купол сделали. Сегодня сфотил.

 

circus.jpg

 

Вот кто бы объяснил... почему памятную доску убрали аккурат с того места, что на фото. Не сейчас убрали, много лет уже назад. 

Там памятная доска была, повествующая о том, что "цирк Чинизелли, первый стационарный цирк в нашей стране", наизусть помню. Видел ее в музее, или рядом, не помню уже; на втором этаже. Почему, из каких соображений с улицы убрали, знает кто-нибудь? Непонятно. Страна поменялась, или в новых реалиях цирк Чинизелли - уже не "первый стационарный в нашей стране"?


  • shiraslan это нравится

#15 Полковник

Полковник

    Старик

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 178 сообщений

Отправлено 17 Ноябрь 2015 - 00:01

ПРОЧЁЛ. И ВОТ ЧТО ВСПОМНИЛОСЬ. КАК-ТО В ПРОГРАММУ НИКАК НЕ МОГЛИ НАЙТИ КОВЁРНОГО (НЫХ). НЕТ И ВСЁ! И ПРИГЛАСИЛИ ИЗВЕСТНУЮ ЭСТРАДНУЮ КЛОУНСКУЮ ГРУППУ. И ВОТ ЭТИ, УВЕРЕННЫЕ В СЕБЕ РЕБЯТА, ДЕЛАЮТ ПЕРВЫЙ ВЫХОД И... ТИШИНА... ДЕЛАЮТ ВТОРУЮ РЕПРИЗУ - ПРОВАЛ. КОРОЧЕ, КОНЧИЛОСЬ ВСЁ ПЛОХО. ОНИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ РАБОТЫ И ТОЛЬКО НЕУСТОЙКА, ВЫКАЧЕННАЯ ДИРЕКТОРОМ, ЗАСТАВИЛА ИХ ДОРАБОТАТЬ. БЛАГО, БЫЛО ВСЕГО 15 ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. ИМЯ ГРУППЫ НЕ НАЗЫВАЮ, ЧТОБЫ НЕ ТРАВМИРОВАТЬ РЕБЯТ...


  • shiraslan это нравится





Темы с аналогичным тегами Вячеслав Полунин

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100