Перейти к содержимому

Имя Маргариты Назаровой будет присвоено Нижегородскому цирку
подробнее
Юрий Кукес. Вопросы Александру Рыбкину
подробнее
ГОЛОСОВАНИЕ НА ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ КОНКУРСА ДЕТСКОГО ЦИРКОВОГО РИСУНКА"
подробнее

Фотография

"День, когда плакали клоуны"

Пожар Цирк Хартфорд

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1 Emil

Emil

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 129 сообщений

Отправлено 14 Ноябрь 2017 - 00:46

День, когда плакали клоуны.

 

1.

 

 

 

… Гастроли цирка «Братья Ринглинг» и «Барнум анд Бейли» в гореде Хартфорд, летом 1944 года, как-то не заладились с самого начала. Вообще, с начала сороковых, для передвижных цирков Америки настали не лучшие времена. В Старом Свете грохотала Вторая Мировая война. А это значило, что большая часть трудоспособного населения Америки была занята на производствах, работающих по военным заказам. Персонала в цирках катастрофически не хватало, особенно, мужчин. Многие, имеющие хоть какие-то рабочие специальности, ушли на заводы, фабрики, где благодаря появившемуся большому количеству заказов, расширялось производство, появлялась весьма неплохая, и, стабильная зарплата. Труппы цирков безнадёжно редели: более-менее годный персонал увольнялся, и, пополнял ряды плотных толп рабочих и служащих поглощаемых каждое утро заводскими и фабричными проходными по всей стране, судостроительными верфями, морскими портами, бесчисленными конторами. Разбегались музыканты цирковых оркестров и танцовщицы, потому, как в городах, пополнившихся вновь прибывшими работниками, открывалось много увеселительных заведений.  С начала военных действий на театрах в Европе, Африке, в Америке резко увеличилась и логистическая нагрузка. Из США в Европу и СССР регулярно шли грузовые конвои: железные дороги Америки были перегружены военными перевозками. Из Европы и СССР, теми-же конвоями, но уже в обратном направлении, громадными объёмами приходило сырьё: в основном, лес, руды и концентраты ценных металлов, продукция традиционных промыслов. Железные дороги находились в состоянии аврала, и с такой нагрузкой справлялись с трудом. Вот и в тот день, ранним утром 5-го июля 1944-го, поезд с цирком «Братьев Ринглинг» и «Барнум энд Бейли», втянулся на станцию города Хартфорд, с опозданием почти на сутки, простояв на июльской жаре под обгоном составами с военной техникой и боеприпасами, взрывчаткой и химией, сталью, топливом и продовольствием, почти день. Слёзные мольбы администраторов цирка в дирекциях железнодорожных компаний о том, чтобы их поезд пропустили побыстрей не имели никакого действия: управляющие и слышать ничего не хотели о том, чтобы придержать грузовые поезда ради циркового. Не помогали ни подарки, ни пухлые пачки контрамарок. Два представления, уже заявленных для Хартфорда ранее, пришлось отменить. Эта июльская  поездка всех измотала очень сильно, и людей, и животных. Вообще-то, в среде цирковых того времени, издавна считалось, что представление, которое пришлось отменить  – это худшее представление. Возможно, но, как окажется позже, худшее представление было впереди…

 

(продолжение далее)


  • Абракадабра это нравится
Это невозможно! - утверждала Причина
Это безрассудно! - отрезал Опыт
Это бессмысленно! - надрывалась Гордость
Попробуй! - шепнула Мечта...

#2 Emil

Emil

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 129 сообщений

Отправлено 14 Ноябрь 2017 - 01:33

День, когда плакали клоуны.

2.

 

...Разгрузка, размещение, и установка шатра, начавшаяся утром, прошли отлично. Правда, нанятым из местных, для помощи в работе по разгрузке и установке балагана пришлось немного заплатить сверх причитающегося, по причине задержки. Но это не было проблемой. Сразу, после выгрузки брезентового купола, бригада, состоящая из десяти человек, принялась за обычную процедуру: пропитки брезента раствором парафина в газолине. Это было нужно для того, чтобы, во время дождя, намокший и отяжелевший брезент купола не порвался под собственным весом. Технология этой рутинной операции была несложной. В ведро с газолином (очень низкокачественным бензином, по свойствам, больше напоминающим авиационный керосин), высыпался парафин. Всё размешивалось до полного растворения парафина деревянной палкой, а после, с использованием верёвочной швабры,  полученный раствор наносился на расстеленный на земле брезент. На жаре газолин быстро испарялся, и брезент приобретал водоотталкивающие свойства (на какое-то время), но, становился очень пожароопасным. Всего, на одну пропитку купола, нужно было около 900 кГ парафина (при его малой плотности, это довольно большой объём), и, почти, 20 000 литров газолина. Это и не удивительно: цирк мог вместить почти          9 000 зрителей, и, размеры его купола, действительно, впечатляли. Цирк не был электрифицирован, по этому, представления проходили исключительно, в дневное время. Гримироваться перед представлением артистам приходилось тоже, исключительно, в светлое время суток. Свет проникал под купол через специальный зазор шириной около 3 метров, по всему периметру, начинавшийся от верхнего ряда трибун, и, заканчивавшийся у основания купола. Этот-же зазор служил и для вентиляции шатра, но, если в летнюю жару зрителям, находившимся внизу, было ещё более-менее сносно, то тем, кто работал на высоте, под куполом, было, откровенно, жарковато. По этому, воздушный аппарат подвешивался на высоте не более 8 метров над манежем, которых, в этом цирке, было три.

 

(продолжение далее)


  • Абракадабра это нравится
Это невозможно! - утверждала Причина
Это безрассудно! - отрезал Опыт
Это бессмысленно! - надрывалась Гордость
Попробуй! - шепнула Мечта...

#3 Emil

Emil

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 129 сообщений

Отправлено 14 Ноябрь 2017 - 02:54

День, когда плакали клоуны.

3.

 

... Представление, начавшееся 06.07.1944, проходило абсолютно нормально. Только что закончили своё выступление Валенды. К этому времени, оба входа на манежи уже были подготовлены к выступлению хищников: в проходах, ведущих за кулисы, были установлены сетчатые арки, через которые леопарды попадали на манежи. Как потом выяснилось, именно они и стали препятствием для очень многих зрителей, которые, в панике, пытались найти хоть какой-то выход из горящего шатра. Первым огонь и дым в "юго-западном" углу шатра заметил дирижёр оркестра Мерл Эванс. По его команде, оркестр сразу-же начал играть мелодию "The Stars and Stripes Forever"  Этот бравый патриотический марш, в исполнении циркового оркестра, по давней традиции, был сигналом тревоги для артистов и персонала. В это-же  время, на центральном манеже появился шапитмейстер Фред Брэдна. Однако, не смотря на могучий и профессионально поставленный голос, его призыв к спокойствию, публикой услышан не был.  На момент начала представления, на трибунах было около 7 500...8 000 человек. Точного числа зрителей не знал никто, так как  количество проданных билетов ещё не подсчитали окончательно. Произошло самое страшное: на трибунах началась паника. Тем временем, пламя, появившееся в пространстве за юго-западными трибунами, охватило брезентовую вертикальную "завесу" шатра, и, в мгновение ока перебросилось на нижний край купола. Пропитанный парафином брезент шатра вспыхнул чадящим и тяжёлым пламенем, моментально. Через какие-то минуты, балаган полыхал в открытую уже по всей площади. Сверху, на трибуны и мечущихся в панике, людей, ручьями стекал парафин, выплавлявшийся из горящего брезента. Облитые им люди вспыхивали, когда вниз сыпались горящие куски ткани, обрывки тлеющих верёвок, и какие-то тряпки. Адское пламя бушевало неукротимо, и, всего за восемь минут шатёр сгорел полностью, тлеющие остатки его накрыли  зрителей, остававшихся в шатре, на манежах, и на трибунах. Собственно, сгоревших было не так уж и много. Гораздо больше людей погибло в начавшейся давке на трибунах и возле выходов. Многие прыгали с трибун в проходы, с высоты около пяти -шести метров, некоторых просто сталкивали. Приземлялись они на головы находившихся внизу, калеча последних. Публика состояла, преимущественно, из женщин и детей, так как представление проходило в будний день. Данные официального расследования говорят о 167-169 погибших, и без малого 700 получивших травмы, не угрожающие жизни - переломы, ушибы, лёгкие ожоги. Из артистов и персонала цирка не пострадал никто.  Не пострадали также, и животные. Полностью сгорело около десятка вагоньчиков, находившихся возле шатра, но в них на момент начала пожара, уже никого не было. Как говорили потом сами артисты, вид пожара был настолько ужасающим, что никому и в голову не пришло бежать к горящему шатру и вагоньчикам, хотя-бы для того, чтобы спасти что-то из своего имущества. Все были перепуганы, и, бежали прочь. Из остатков горящего балагана доносились жуткие крики заблокированных там, покалеченных, но пока ещё живых людей. 

... Осталось не выясненным, кто-же тогда первым вызвал пожарных, но первые караулы Хартфордского  пожарного департамента прибыли к месту вызова где-то через 15 минут...

 

(продолжение далее)


  • shiraslan и Абракадабра нравится это
Это невозможно! - утверждала Причина
Это безрассудно! - отрезал Опыт
Это бессмысленно! - надрывалась Гордость
Попробуй! - шепнула Мечта...

#4 Emil

Emil

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 129 сообщений

Отправлено 15 Ноябрь 2017 - 18:23

День, когда клоуны плакали.

4

 

...Клоун Эммет Келли, наверное, был единственным из артистов труппы, кто не поддался панике, и, не покинул горящий шатёр, при первых аккордах "Звёзды и полосы навсегда". Он был одним из первых, кто попытался потушить горящий брезент шатра, когда пламя ещё только появилось. К сожалению, единственным источником воды в цирке была цистерна-прицеп, но находилась она довольно далеко от шатра, у жилых вагоньчиков, и, была наполовину пуста. Однако, Келли, вместе с униформистами, всё-же сделал  к ней несколько ходок. Вода из цистерны набиралась в вёдра крайне медленно, да и сама тактика тушения такого пожара с использованием вёдер, была проигрышной. Поняв, что с огнём не справиться, Келли принялся помогать паникующим зрителям найти выходы. 

 

V4NzTg4.jpg

 

Ситуация была ужасной, но, Келли, всё-же вывел из балагана около двадцати человек, и, помог вынести нескольких покалеченных. Келли рисковал, наверное, даже больше, чем исполнитель самых рискованных трюков: ибо оказаться один на один в горящем и задымленном балагане с обезумевшей от страха и неуправляемой толпой, было гораздо опаснее, нежели войти в клетку с тиграми...


  • shiraslan это нравится
Это невозможно! - утверждала Причина
Это безрассудно! - отрезал Опыт
Это бессмысленно! - надрывалась Гордость
Попробуй! - шепнула Мечта...

#5 Emil

Emil

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 129 сообщений

Отправлено 15 Ноябрь 2017 - 19:22

День, когда плакали клоуны.

5.

 

Где-то в марте 1950-го, в полицейское управление города Хартфорд явился некий Роберт Дэйл Сегри, 1930 года рожения. Он сделал заявление, что пожар в цирке, случившийся шесть лет назад, это его рук дело. Сегри никогда раньше не имел проблем с законом, но, имел стойкую репутацию человека, у которого не все дома, поскольку, любил делиться с некоторыми своими знакомыми рассказами о неких своих "видениях".  По началу, ему не поверили, и, велели убираться прочь. Но, в беседе, Сегри назвал несколько таких подробностей происшествия шестилетней давности, о которых могло быть известно только самому поджигателю. Сегри был арестован, а, позже, осуждён судом присяжных города Хартфорд на 40 лет тюрьмы. Позже выяснилось, что цирк - это не единственный "объект" пиромании Сегри. Пожар в одном из хозяйственных магазинов Хартфорда, сарай на лодочной станции отделения Армии Спасения, школа (само собой...), и многочисленные хозяйственные постройки, в основном, заброшенные. Тогда причастность Сегри к этим пожарам доказана не была. Во время следствия, Сегри заявил, что однажды, во сне, к нему явился всадник на огненном коне, который и велел ему устроить пожар в цирке, что он и исполнил. Назначенная психиатрическая экспертиза признала Сегри вменяемым. Вышел из тюрьмы он в 1994 году, продолжая утверждать, что цирк поджёг именно, он.

С самого начала этой истории поговаривали, что придурковатого Сегри "подсунули" следствию по рекомендации адвокатов администрации цирка "Братьев Ринглинн" и "Барнум энд Бейли", что-то ему пообещав. Это было необходимо для того, чтобы добиться пересмотра дел об исках родственников погибших в том пожаре, к цирку. Однако, никаких пересмотров исков никто инициировать после ареста Сегри, не стал. Скорее всего, Сегри, действительно, страдал стойким пограничным психическим расстройством, и, был пироманом. Однако, прямых улик против Сегри, также, не было. Правда, в пожарном управлении Хартфорда, был зафиксирован телефонный звонок, с сообщением о том, что горит цирк. Звонок поступил примерно, за час до начала пожара. Дежурный, снявший трубку, расценил это как глупую шутку, поскольку, звонящий, судя по голосу и манере речи, был не совсем адекватен, и, хихикал.

...Видения, предшествовавшие пожару, посещали не только пироманьяка Сегри. Девятнадцатилетняя акробат Лора Кранц, позже, рассказывала, что в ночь на шестое июля ей приснился кошмар: как будто вся земля вокруг цирка залита чёрным, зловонным дёгтем. Дёготь вытекал из громадных деревянных бочек, перемазанных в гудроне, и, дёготь стекал с купола на арену, в вагоньчике, где они жили, тоже было всё испачкано дёгтем, вокруг было темно и очень страшно. Лора потом очень долго не могла заснуть, и нефтяной запах смолы она ощущала явственно, где-то ещё месяц...


  • Статуй это нравится
Это невозможно! - утверждала Причина
Это безрассудно! - отрезал Опыт
Это бессмысленно! - надрывалась Гордость
Попробуй! - шепнула Мечта...




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100