Перейти к содержимому

Зоопараноики обломались. В новом Законе нет и намека на запрет цирков с животными
подробнее
Минкульт РФ объявил конкурс на замещение должности гендиректора "Росгосцирка""
подробнее
В Мексике отменили запрет на использование животных в цирке
подробнее

Фотография

Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1977 г.

Советский цирк

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 6

#1 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 305 сообщений

Отправлено 09 Октябрь 2019 - 20:04

Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1977 г.

Прикрепленные изображения

  • 0.jpg
  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg
  • 7.jpg
  • 8.jpg
  • 9.jpg
  • 10.jpg
  • 11.jpg
  • 12.jpg
  • 13.jpg
  • 14.jpg
  • 15.jpg
  • 16.jpg
  • 17.jpg
  • 18.jpg
  • 19.jpg
  • 20.jpg
  • 21.jpg
  • 22.jpg
  • 23.jpg
  • 24.jpg
  • 25.jpg
  • 26.jpg
  • 27.jpg
  • 28.jpg
  • 29.jpg
  • 30.jpg
  • 31.jpg
  • 32.jpg
  • 33.jpg
  • конец обложки.jpg
  • начало обложки.jpg


#2 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 305 сообщений

Отправлено 09 Октябрь 2019 - 20:21

Прежде всего - творчество

ГОСУДАРСТВО ЗАБОТИТСЯ ОБ ОХРАНЕ И ПРИУМНОЖЕНИИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА, ШИРОКОМ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ. В СССР ВСЕМЕРНО ПООЩРЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА И НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.

Из Проекта Конституции Союза Советских Социалистических Республик

12 апреля 1977 года состоялось собрание партийно-хозяйственного актива Союзгосцирка. С докладом об итогах работы Всесоюзного ордена Ленина Объединения Государственных цирков в 1976 году и в первом квартале 1977 года, а также о задачах коллектива по выполнению творческого плана 1976—1980 годов выступил управляющий Союзгосцирком, заслуженный деятель искусств РСФСР Анатолий Андреевич Колеватов.

Этот доклад, переработанный в статью для журнала, предлагаем вниманию читателей.
Претворяя в жизнь решения XXV съезда КПСС и октябрьского Пленума ЦК КПСС (1976), советский цирк вносит свой значительный вклад в дело коммунистического воспитания советских людей, в формирование их принципов и эстетических вкусов, занимая при этом видное место в организации культурного отдыха трудящихся города и деревни. Идейное содержание и художественный уровень циркового искусства позволяют в основном эффективно решать задачи удовлетворения растущих культурных потребностей советского народа.

Прошедший 1976 год был для всех работников системы Союзгосцирка сложным и напряженным. И тем радостнее, что многотысячный коллектив тружеников советского цирка, который вместе со всем народом боролся за выполнение и перевыполнение основных показателей народнохозяйственного плана, вышел из него с честью.

Перевыполнены планы по привлечению зрителей, по доходам, по прибыли. Выполнили план по рентабельности летние, зимние (нессудные) цирки, зооцирки. Дирекции коллективов «Цирк на сцене», «Балет на льду». Фонд заработанной платы израсходован строго в пределах плана.

Успешному выполнению всех плановых показателей способствовали более целенаправленная и разносторонняя организаторская, политико-воспитательная работа в коллективах, возросший уровень социалистического соревнования.

В 1976 году первое место по Всесоюзном социалистическом соревновании, с вручением переходящего Красного знамени Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры и денежной премии, присуждалось Харьковскому и Ленинградскому циркам, передвижному цирку «Маяк» и Ленинградской группе «Цирк на сцене». Вторые и третьи премии — «Балету на льду», Московскому цирку на Цветном бульваре, Украинской группе «Цирк на сцене».

Хорошо работали Сочинский, Киевский, Днепропетровский, Краснодарский, Омский, Красноярский, Уфимский цирки, передвижной цирк «Встреча», зооцирки № 2 и 4.

Впервые в системе Союзгосцирке подведены итоги социалистического соревнования среди коллективов и постоянно действующих программ. Первое место и переходящее Красное знамя присуждено постоянно действующей программе под руководством Юрия Ааьерино. Второе место и вымпел присуждены коллективу «Цирк на льду N2 1». Третье место — Армянскому коллективу.

Подведены итоги социалистического соревнования между программами, выезжавшими за рубеж в 1976 году. Среди программ, выезжавших в социалистические страны, первое место присуждено коллективу «Рига», гастролировавшему в МНР (руководитель Г. Ломакин). А среди выезжавших в капиталистические страны первое место присуждено программе Московского «Цирка на сцене», побывавшего в Дании (руководитель В. Котик).

По итогам социалистического соревнования 556 работников цирка представлены к награждению знаком «Победитель социалистического соревнования 1976 года».

Однако, несмотря на выполнение плана 1976 года, Союзгосцирк не смог полностью добиться рентабельной, ритмичной работы каждого отдельного предприятия. У нас, к сожалению, еще есть недостатки и упущения, имеются факты плохого хозяйствования. Необходимо сосредоточить все внимание на этих просчетах, чтобы в будущем избежать их.

Более всего нас тревожит, что в минувшем году ряд цирковых предприятий не выполнили плана по прибыли. К ним относятся ссудные цирки — Куйбышевский, Донецкий, Грозненский, Ворошиловоградский, Ставропольский, Криворожский, Уфимский, Алма-Атинский, Магнитогорский, Новокузнецкий, Рязанский, Запорожский, Владивостокский, а также два зимних нессудных цирка — Бакинский и Тбилисский.

Не выполнила плана по прибыли и, кроме того, допустила перерасход сметных ассигнований Всесоюзная дирекция Союзгосцирка.

Анализ работы цирков, не выполняющих план, показывает, что многим директорам не хватает хозяйственной предприимчивости. Из всего многообразия организаторских мер по привлечению зрителей они избирают лишь одну — дополнительные представления, забывая подчас, что кроме доходов это влечет за собой и расходы, которые не окупаются. На эти просчёты надо обратить самое серьезное внимание

В 1977 году перед предприятиями и аппаратом Союзгосцирка стоят задачи не только по ликвидации недостатков, имевших место в 1976 году, но и значительное улучшение качества всей работы. Необходимо улучшить организаторскую работу в цирках, повысив персональную ответственность их руководителей.

Если мы обратимся к деятельности цирков, хорошо работающих из года в год, то увидим, что директора этих предприятий ни на один день нс снижают усилий по привлечению зрителей: они лично занимаются телерекламой, организовывают выезды артистов на заводы и фабрики, в учебные заведения, устраивают кавалькады, пресс-конференции, целевые представления, о том числе для сельского населения. Я не называю имен этих руководителей, так как это большинство тех директоров, кто успешно справился с планом 1976 года, кто работает каждый день с полной отдачей сил. Именно к такой отдаче творческих сил призывает нас Центральный Комитет партии.

Внимание, которое мы уделяем анализу состояния и мерам улучшения финансово-хозяйственной деятельности, закономерно. Но Союзгосцирк — организация творческая, и потому проблемы его художественно-творческого состояния и дальнейшего развития были и остаются главными.

Осуществляя эту главную задачу — создание новых высокохудожественных произведений циркового искусства и совершенствование действующих номеров и аттракционов, — Союзгосцирк в 1976 году проделал большую работу.

Создано три цирковых коллектива: Казахский, в котором режиссер В. Головко поставил программу «Земля чудес». Цыганский, с программой в одном отделении по мотивам пьесы А. Хрусталева «Четыре женихе» (режиссер М. Шишков), и «Цирковое обозрение» (режиссеры Н. Барзилович и А. Кисс).

Выпущены новые аттракционы: «Дрессированные львы» О. Борисовой, «Медведи-иллюзионисты» Г. Минасова, «Африканские львы» Н. Сквирского, «Парад улыбок» — иллюзионный аттракцион X. Аблулаеза.

За 1976 год подготовлено свыше семидесяти цирковых номеров, среди которых «Парад велосипедистов» В. Голубева, тематические акробатические номера «Женихи» В. Оцулок и «Летающие аланы» Ю. Бутаева, «Воздушный канат» в исполнении М. Осинской, «Иллюзия с цветами» Л. Магомедовой, клоунский дуэт Д. Альперова и А. Борисова и многие другие.

Проведена значительная работа по усовершенствованию почти ста номеров; все они вернулись в «конвейер» в лучшем качестве.

Однако творческое состояние «конвейера», идейно-художественный уровень многих цирковых представлений, номеров и аттракционов, профессионализм и исполнительская культура артистов еще нс в полной мере отвечают новым, более высоким требованиям, которые, естественно, предъявляются к программам в новых стационарах.

Больше всего тревожит то, что о цирковом «конвейере» еще весьма и весьма немало так называемых «средних», а иногда и просто слабых номеров. Такое положение нс дает возможности формировать полноценные в идейно-художественном отношении программы. За примером далеко ходить не надо. Включение в программу Московского цирка на проспекте Вернадского целого ряда слабых номеров вызывает по меньшей мере удивление.

Параллельно с выпуском новых произведений художественному отделу и Всесоюзной дирекции необходимо обратить внимание на творческое состояние целого ряда действующих аттракционов — М. Назаровой, М. Ширвани, Ю. Дурова, В. Иванова. Н. Рубана, В. Запашного, музыкального аттракциона лилипутов, спектакля «Хан-Гирей», а также национальных коллективов — Грузинского, Башкирского, Молдавского, Таджикского. Киргизского, Литовского, которые, к сожалению, перестают пользоваться успехом из-за пришедшего в негодность оформления, неукомплектованности кадрами и яркими самобытными номерами, а последнее нередко бывает из-за отсутствия животных.

Нельзя дальше проявлять пассивность и умалчивать о тех, кто имеет плохой номер, кто не пользуется у зрителей популярностью, не репетирует, кто годами не вносит в номера ничего нового. Без этого нс будет борьбы за качество!

Всем хорошо известно, что на прошлом партийно-хозяйственном активе одним из главных вопросов был вопрос выполнения постановления коллегии Министерства культуры СССР от 2 марта 1976 года «О работе Союзгосцирка».

Коллегия указала на отдельные недостатки а работе Союзгосцирка и обязала устранить их как можно скорее.

Особое внимание было обращено на слабое художественное качество и однообразие многих цирковых программ, аттракционов и номеров, на отсутствие достаточного количества тематических спектаклей, пантомим, феерий, детских представлений.

С этой целью Союзгосцирком были проведены конкурсы на лучший детский спектакль и конкурс сценариев цирковых представлений, аттракционов и номеров. Лучшие сценарии вошли в пятилетиий творческий план.

Коллегия обратила внимание на слабую работу художественного совета Союзгосцирка. В настоящее время художественный совет активизировал свою роботу. На заседаниях были рассмотрены проблемы развития цирковой клоунады и драматургии цирка; трижды обсуждался пятилетний план художественно-творческой работы Союзгосцирка на 1976—1980 годы. На ближайших заседаниях художественного совета намечено рассмотреть следующие вопросы: «60 лет Советского государства и перспективы развития советского циркового искусства», «Состояние цирковой режиссуры совместно с кафедрой циркового искусства ГИТИСа имени А. В. Луначарского и сектором Театра народов СССР Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания», «Основные направления развития цирковых жанров» и другие проблемные вопросы.

Выполняя постановление коллегии Министерства культуры СССР, Союзгосцирк за истекший период проделал значительную работу. Утверждена новая инструкция и нормативы репетиционных периодов для различных номеров; внесены предложения о создании конструкторского бюро, научно-методического центра с библиотекой, музеем, кинофотолабораторией; активно работают Совет ветеранов и Совет директоров; утверждено положение о создании при цирках союзных республик детских цирковых самодеятельных студий; Министерством культуры СССР узаконена стажировка режиссеров, дирижеров и дрессировщиков цирка; определены и утверждены приказом постановочные цирки; разработан план проведения семинаров по повышению квалификаций артистов, режиссеров, руководителей и директоров предприятий. Принят ряд мер по строительству вторых манежей в цирках и конно-репетиционной базы в Москве; намечено создание нового, более мощного производственно-художественного комбината.

И все же важнейшим вопросом постановления являлся вопрос создания пятилетнего творческого плана, в связи с чем в Союзгосцирке разработан, а Министерством культуры СССР утвержден пятилетний творческий план на 1976—1980 годы, который по своему масштабу и содержанию не может сравниться ни с какими составляемыми ранее.

Основные направления и задачи плана исходят из решений XXV съезда КПСС о повышении роли искусства в коммунистическом строительстве, все возрастающих требований народа к идейно-художественному качеству наших произведений, из постановления коллегии Министерства культуры СССР от 2 марта 1976 года «О работе Союзгосцирка», а также из реальных потребностей циркового «конвейера», с учетом продолжающегося роста сети стационарных цирков.

Главное в плане — это создание ярких произведений циркового искусства на современную тему, новых цирковых коллективов. представлений, аттракционов и номеров, значительных произведений клоунады, существенное укрепление национальных коллективов, создание специальных программ для детей и юношества, подготовка тематических представлений к 60-летию Великого Октября и другим знаменательным датам.

Среди них спектакли и тематические представления, посвященные 60-летию Октябрьской социалистической революции: «Прометей» (автор и режиссер народный артист РСФСР В. Вол-жанский), «Вчера и сегодня» (автор и режиссер В. Головко), «Спартак», создающийся на базе аттракциона «Сломы и тигры» (автор и режиссер М. Запашный), «Руслан и Людмила» — спектакль по одноименной поэме А. Пушкина (автор Шаг-Новожилов, режиссер А. Сонин) и другие произведения.

В плане предусмотрено также создание новых цирковых коллективов, среди которых: «Космическая фантазия» — представление на тему освоения космоса (автор и режиссер Владлен Левшин); «Спорт глазами цирка» — программа к Олимпийским играм в Москве (выпуск Всесоюзной дирекции); коллектив «Цирк на воде № 2» с аттракционом «Дрессированные дельфины»; «Россия — наша Родина» — коллектив из представителей всех 16 автономных республик России и другие коллективы.

Большим самостоятельным разделом пятилетнего плана является художественное совершенствование действующих коллективов, аттракционов и номеров. По своему значение эта работа не менее важна, чем подготовка новых произведений.

Сейчас, когда пятилетний план утвержден, нас волнует один вопрос — несколько реален этот план, в чем состоят трудности его реализации, что нужно сделать для их преодоления, на чем нужно сосредоточить организаторскую работу аппарата, на чем сосредоточить наши творческие силы.

Мы считаем, что план, пусть и очень трудный, в своей основе реален. Давайте рассмотрим, на чем основана эта реальность.

Для всех создаваемых произведений, намеченных к выпуску в 1977—1978 годах, имеются рассмотренные и одобренные режиссерской коллегией, сценарии или развернутые творческие заявки. Для них уже определены постановочные группы, а также репетиционные базы — цирки, в которых будут создаваться эти номера и аттракционы.

Реальность плана основана также на том, что создание крупных, новаторских по замыслу произведений будет находиться в руках самых опытных режиссеров, в руках ведущих мастеров цирка и других видов искусств и хорошо зарекомендовавшей себя творческой молодежи.

Успех реализации плана во многом будет зависеть от степени организации творческого процесса в постановочных цирках. Союзгосцирком определены восемнадцать таких цирков, а штаты многих из них дополнительно вводятся должности режиссеров, художников, балетмейстеров, концертмейстеров. Имеется в виду, что эти стационары станут одновременно учебно-курсовой базой по повышению актерского мастерства, по изучению основ сценического движения и сценической речи, хореографии, грима и т. д. Для этих цирков будут открыты специально банковские счета, средства с которых могут быть использованы только на постановочные нужды.

В Отчетном докладе ЦК КПСС, в выступлениях делегатов XXV съезда КПСС н особенно в постановлении ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» звучало много добрых слов в адрес нашей творческой смены.

Выполняя постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью», Союзгосцирк запланировал и уже осуществил такие конкретные мероприятия, кок дальнейшее повышение идейно-политического и общеобразовательного уровня творческой молодежи Союзгосцирка в системе партийного просвещения; создавая крупные аттракционы и номера, мы будем активнее привлекать для участия в них молодых артистов, режиссеров, художников; формируя программы для зарубежных гастролей, станем направлять туда наиболее талантливых молодых артистов. Необходимо обеспечить широкую пропаганду работ молодых режиссеров и артистов через радио, телевидение, прессу и т. д., шире использовать наставничество ветеранов советского цирка как одну из форм дальнейшего творческого роста молодых исполнителей. В целях создания дополнительных творческих стимулов в развитии клоунады учрежден вымпел имени народного артиста СССР М. Румянцева (Карандаша) для вручения лучшему клоуну года.

Создавая новые произведения циркового искусства, следует как можно шире использовать достижения науки и техники. 3 связи с этим расширить связи с научно-исследовательскими институтами и лабораториями, кафедрами различных вузов, конструкторскими бюро промышленных предприятий, с институтами эволюции и экологии животных АН СССР. Союзгосцирк должен выступить как центр технического прогресса и при строительстве новых цирковых зданий.

Среди многочисленных документов, подготовленных Союзгосцирком во исполнение постановления коллегии Министерства культуры СССР от 11 апреля 1977 года «О плане создания новых цирковых номеров и аттракционов на 1976—1980 г.г.» выпущено Положение о цирковых коллективах и стабильных программах, в которых определены их творческие цели и задачи.

В настоящее время в системе Союзгосцирка работают тринадцать национальных коллективов, одиннадцать стабильных программ, пять так называемых тематических коллективов.

Многие из них демонстрируют яркие, полноценные цирковые представления в двух отделениях. Однако это в большей степени относится к тематическим представлениям и стабильным программам, таким, как коллективы Валентина Филатова, Олега Попова, Юрия Авьерино, Эмиля и Игоря Кио, Анатолия Корнилова, Эльвины Лодчсрмиковой.

Но если говорить о национальных коллективах, то, к сожалению, далеко не каждый из них отвечает тем высоким требованиям, которые предъявляются партией и правительством к произведениям искусства. Строго говоря, каких коллективов считанное количество. Это — Казахский, Украинский и «Русские самоцветы».

Что же лежит в основе такого неудовлетворительного положения? Анализ показывает, что во-первых, нынешняя система подготовки национальных кадров себя не оправдывает. Я имею в виду наши стажерские группы, которые готовили артистов для Башкирского, Молдавского, Киргизского коллективов. Как же велась в них работа с молодежью? Проходила она следующим образом: стажеров готовили нс всесторонне, а только узкопрофессионально, для определенного номера. Когда же в коллективах вдруг возникала необходимость быстро перестроить некоторые номера (случалось, что одного исполнителя призывали в ряды Советской Армии, другой заболевал), то тут-то и выяснялось: заменить ушедших или временно выбывших из строя некем.

Вторая причина подобного положения в коллективах, на наш взгляд, кроется о слабой работе Всесоюзной дирекции. Она, как известно, должна заниматься усовершенствованием коллективов. Но, к сожалению, настоящей большой работы с коллективами в Дирекции почти не ведется.

Мне могут возразить, что всесоюзная дирекция выпустила несколько номеров для национальных коллективов. Это так, но подобное входило в план мастерской спортивно-акробатического жанра. А успешный выпуск новых программ Казахского и Цыганского коллективов, скорее, заслуга Михаила Шишкова и Виля Головко, который, следует заметить, тогда еще в Дирекции не работал. Хочется надеяться, что в этом году творческая помощь коллективам повысится. Нас обязывает к этому предстоящий конкурс — смотр национальных коллективов, посвященный 60-летию Советской власти.

В январе 1977 года состоялось совещание министерств культуры союзных республик, на котором выступал заместитель министра культуры СССР товарищ К. В. Воронков. Ом поставил перед союзными Министерствами вопрос об оказании творческой и материальной помощи национальным цирковым коллективам. Многие республики откликнулись на этот призыв. Они готовы предоставить нам своих авторов, художников, композиторов. Министерства выделяют также и большую материальную помощь. Наша задача заключается в том. чтобы, используя все это, направить все свои силы на создание национальных спектаклей самого высокого класса.

Выше было высказано ряд критических замечаний в адрес Всесоюзной дирекции. Теперь остановимся на ее деятельности несколько подробней. Сегодня мы не можем сказать, что работа ее удовлетворяет Союзгосцирк.

В данное время постановочная работа является слабым звеном в общей деятельности Всесоюзной дирекции. Работники Дирекции не смогли наладить деловые контакты с художественно-производственным комбинатом, с цирками, не смогли заключить договора с различными театральными мастерскими на изготовление реквизита и костюмов. Деловые связи с заводами, комбинатами остались те же, что и до организации Дирекции. В результате систематически срываются сроки выпуска номеров. находящихся на репетиционном периоде. Так в 1976 году из восьмидесяти семи номеров выпущено только пятьдесят один.

Никогда в Союзгосцирке но было столько заведующих постановочной работой, однако сдвигов пока нет. Артисты по сей день обивают пороги различных организаций, прося помощи в изготовлении того или иного реквизита. Процесс оформления заказов во Всесоюзной дирекции невероятно длителен. От поступления заявления до составления монтировочных ведомостей и смет проходят месяцы. Это касается номеров, вошедших в план. Что же до того, чтобы произвести реконструкцию аппаратуры или изготовить костюмы действующим номерам «конвейера», то здесь дело обстоит еще хуже. Объясняется это прежде всего тем, что в Дирекции до сих пор не налажена правильная организаторская работа, в творческих мастерских нет четкого распределения обязанностей, нет и должного спроса с руководителей.

Много раз мы говорили о том, что настало время наладить тесные контакты с писательскими союзами. Кое-что в этом направлении уже делается, однако очень медленными темпами. А между тем 40 процентов произведений творческого плана Дирекции не имеют сценариев. В этом вина не только самой Дирекции, но и художественного и репертуарного отделов Союзгосцирка. В работе этих двух отделов за последнее время прослеживается тенденция уйти и сторону от решения проблемных вопросов, ссылаясь на то, что это функции Всесоюзной дирекции. Наши отделы, видимо, забыли, что контролировать — значит помогать. В этой помощи Дирекция очень нуждается. Думаем, что и та критика, которая здесь высказана, поможет коллективу Всесоюзной дирекции.

В многогранной деятельности Союзгосцирка важное место занимает работа по осуществлению культурных связей с зарубежными странами. Все гастроли за рубежом, по свидетельству многочисленной прессы, прошли с небывалым успехом. Участники программ сумели продемонстрировать высокое мастерство, приумножить славу советского цирка, рассказать правду о нашей стране, о жизни и труде советского народа, об огромном внимании нашей партии и государства к искусству вообще и к искусству цирка в частности, сумели вызвать чувство симпатии к нашей Родине и се народам, умножить число друзей Советского Союза.

В 1976 году продолжал расширяться и укрепляться обмен программами, отдельными номерами, а также творческими работниками советского цирка с цирками социалистических стран.

Нами передан в дар Социалистической республике Вьетнам цирк шапито с комплектным оборудованием, дай в дар Социалистической республике Вьетнам цирк шапито с комплектным оборудованием.

По просьбе лаосских товарищей в Советском Союзе проходили творческую стажировку сорок восемь артистов Лаосской Народно-Демократической Республики.

1977 год является самым важным и самым напряженным годом пятилетки. И прежде всего потому, что он является годом 60-летия Великого Октября!

Во всех коллективах системы широко развернулось социалистическое соревнование за достойную встречу 60-летия Советской власти. Принимаются повышенные социалистические обязательства, направленные на достойное выполнение производственно-финансовых и творческих планов.

Ведущие цирки страны готовят крупные тематические представления, посвященные юбилейной дате. Среди этих работ наиболее значительными станут спектакли-пантомимы следующих стационаров: Московского на Цветном бульваре — «Избранные страницы», Ленинградского — «Октябрь — всегда впереди», Киевского «Корчагины семидесятых». Интересными обещают быть спектакли на манежах Тулы, Горького, Перми, Харькова, Минска и других.

Мы наметили провести смотр-конкурс на лучший цирковой спектакль, посвященный 60-летию Советской власти.

Кроме того, во всех цирках к юбилейным торжествам будут подготовлены расширенные парады-прологи и эпилоги, посвященные советскому народу, создавшему первое в мире социалистическое государство.

Вместе со всем советским народом работники Союзгосцирка — артисты, режиссеры, художники, сотрудники аппарата — приложат все силы к тому, чтобы встретить 60-летие Октября новыми успехами, новыми достижениями в искусстве цирка, досрочным выполнением плана 1977 года. Этой задаче будут отданы все наши силы, талант и мастерство артистов советского цирка.

Участники партийно-хозяйственного актива Союзгосцирка горячо, по-деловому обсуждали вопросы, поставленные в докладе управляющего А. А. Колеватова.

В прениях участвовали артисты и руководители коллективов Е. Т. Милаев, Ю. К. Авьериио. О. А. Ратиаии, В. А. Летунов, А. Н. Николаев, В. В. Голиков, профессор Ю. А. Дмитриев, писатель Ю. Н. Благов, директора цирков А. Н. Жидков, Б. М. Заец, И. М. Польди, Ю. В. Рябинкин, директор Московских коллективов «Цирк на сцене» В. А. Мильруд. художественный руководитель Всесоюзной Дирекции В. В. Головко, художественный руководитель ГУЦЭИ Л. Ф. Шляпки, затем выступили заведующий отделом ЦК Профсоюзов работников культуры Н. К. Цветков и секретарь парткома Союзгосцирка А. Г. Гусейнов.

Многие выступавшие говорили о большой ответственности, возложенной на них новым пятилетним планом, принятым Союзгосцирком и утвержденным Министерством культуры СССР. Участники партийно-хозяйственного актива поделились своим опытом и достигнутыми успехами, отметили отдельные трудности и сложности, с которыми еще порой приходится сталкиваться. Ими были внесены интересные предложения, направленные на дальнейшее улучшение работы. Ведущей темой выступлений была тема социалистического соревнования — оно широко развернулось между творческими коллективами.

В заключение выступил заместитель министра культуры СССР К. В. Воронков.

 



#3 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 305 сообщений

Отправлено 09 Октябрь 2019 - 20:34

Новый вьетнамский цирк

 

Становление вьетнамского циркового искусства стало возможным благодаря образованию Демократической Республики Вьетнам, освобождению страны от ига колониализма, вследствие чего она вступила в новую эру развития экономики и культуры.

 

В январе 1956 года небольшая цирковая группа была реорганизована и переименована в Центральный Народный цирк Вьетнама. А уже через три года его программы охватывали почти все жанры циркового искусства.

Одной из важнейших проблем нового цирка стала проблема подготовки артистов. Начиная с 1960 года из цирковых классов были выпущены многие десятки артистов. Эта новая плеяда, набирая силу и мастерство, заметно укрепила вьетнамский цирк, дала возможность организовывать представления сразу в нескольких местах.

В годы войны против американских агрессоров вьетнамские артисты вместе со всем народом принимали активное участие в борьбе за спасение родины. Под бушующим огнем войны артисты Народного цирка Вьетнама, разбиваясь на многие группы, продолжали свои выступления для рабочих, крестьян и бойцов. Многие из них заслужили высокие правительственные награды, ордена и медали. В те военные годы наш Центральный Народный цирк совершал гастрольные поездки в братские социалистические страны со специально составленными программами, и каждый раз, где бы артисты ни выступали, находили горячий отклик и благодарность зрителей. Кроме того, отдельных своих артистов наш цирк направлял в Советский Союз, Монголию и другие братские страны для участия в международных программах.

Несмотря на суровые условия военных лет, наши артисты не прерывали выступлений, по-прежнему продолжали свои занятия и репетиции, стремились улучшить, усовершенствовать свои номера. И когда борьба вьетнамского народа закончилась его полной победой, когда наш народ воссоединился, Центральный цирк смог одновременно направлять в различные места страны цирковые группы с разнообразными программами.

Огромную помощь вьетнамскому цирку постоянно оказывали цирки братских социалистических стран: к нам приезжали опытные педагоги и режиссеры, нам передавали животных.

В 1969 году у нас была создана цирковая студия, которая впоследствии стала цирковым училищем. Пока она делает только первые шаги.

Конечно, война задержала темп развития циркового искусства. Кроме того, мы сталкиваемся с трудностями, связанными с недостаточной обеспеченностью материальной базы, нехваткой квалифицированных преподавателей. Нам еще довольно трудно ставить крупные и сложные номера.

Сегодня мы осваиваем для себя разнообразные приемы учебно-репетиционной работы. Например, с первого года обучения в училище стараемся совместить учебу со специализацией. Таким образом можно увеличить и число номеров циркового искусства. Работаем над созданием учебных пособий, по которым станут заниматься дети во дворцах пионеров и клубах. Это поможет нам выявить и отобрать талантливых ребят для цирка, для занятий в училище.

Наряду с традиционными цирковыми номерами мы постоянно обогащаем свои выступления новыми произведениями на темы современной жизни страны, широко используя при этом народный фольклор. Исходя из жанровых особенностей циркового искусства, потребностей широкого использования научных достижений в цирковых постановках и постоянного повышения мастерства артистов, мы должны еще больше укреплять и расширять связи между цирками стран социализма. Обмен опытом и изучение передовых методов учебно-репетиционной работы несомненно окажут влияние на дальнейшее развитие циркового искусства.

НГО НГОК ЙЕНГ, директор Центрального народного цирка Вьетнам



#4 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 305 сообщений

Отправлено 12 Октябрь 2019 - 22:03

История журнала «Советский цирк»

 

Бежит время! Давно ли, кажется, мы, члены редколлегии нового журнала «Советский цирк», собрались впервые, и выдающийся теоретик, историк и практик циркового искусства, основоположник новых направлений в искусствознании — цирководения и эстрадоведения, главный редактор журнала Евгений Михайлович Кузнецов — с пристрастием допрашивал о материалах первого номера.

 

В трех постоянно повторяемых им словах: «Вы так думаете?» — звучали в зависимости от выступления и согласие, и ирония, и поддержка, и решительное возражение.

Было это в сентябре 1957 года. С тех лор много воды утекло, и вот уже журнал отмечает слое двадцатилетие.

С июля 1963 года он стал называться «Советская эстрада и цирк». Соединение цирка и эстрады а одном журнале кажется закономерным — всегда эти искусства тяготели друг к другу, шли рядом, начиная от давних времен народных гуляний и балаганов. И всегда эти искусства оказывали друг на друга положительное влияние.

Не мое дело оценивать двадцатилетнюю работу журнала, тем более что я единственный член редколлегии, все двадцать лет в чей состоящий. Хочу же я рассказать о специальных периодических изданиях, нашему журналу предшествующих. Может быть, больше повода к тому не будет.

В дореволюционные годы выходило несколько журналов и газет, специально посвященных театрам-варьете (то есть эстраде) и циркам. Дело в том, что в условиях буржуазной действительности, особенно в начале XX века, все большее распространение получали рестораны с эстрадной программой. И если прежде в этих программах главное место занимали хоры, то теперь программы составлялись из отдельных номеров, среди которых доминировали эстрадные певицы (шансонетки), но значительное место занимали также куплетисты, танцоры, конферансье, нередко выступали и фокусники, чревовещатели, трансформаторы, акробаты, жонглеры, представители других жанров. Даже такие известные музыкальные клоуны, как Бим-Бом, время от времени появлялись на ресторанных подмостках.

Владельцы ресторанов по большей части совсем не разбирались в вопросах искусства, не могли составить программ, и тут им на помощь приходили специальные люди, называющие себя артистическими агентами.

Примерно в то же время, в конце XIX и начале XX века, распадаются постоянные цирковые труппы. Теперь на аренах, возглавляемых директорами-дельцами, все чаще выступали артисты, приглашенные именно на эту программу и спешившие сразу после ее окончания в другой цирк. При таких условиях и цирки зачастую нуждались в опытных агентах, могущих порекомендовать хороший номер, а то и составить целую программу. Делали это агенты, конечно, не безвозмездно, а получая отчисление от гонорара артиста, которого они рекомендовали, а иногда и от театров-варьете и цирков, куда они артистов устраивали.

Среди таких агентств крупнейшим было «Первое театральное агентство для России и заграницы», созданное Е. Рассохиной в 1892 году. Существовало оно до 1917 года. Это агентство главным образом работало в сфере драматических театров, но не чуждалось и эстрады. В Театральном музее имени А. Бахрушине хранится архив этого агентства и в нем большее количество эстрадных материалов.

Некоторые агентства начинают в рекламных целях издавать журналы и газеты. Здесь печатались объявлении, касающиеся тех или иных номеров, давались портреты артистов (опять-таки в рекламных целях), иногда перечислялся репертуар, назывались рекордные трюки.

Порой в журналах появлялись письма артистов, в которых они рассказывали о гастролях в том или ином городе, хвалили или бранили предпринимателя. И это было естественно. В условиях постоянных переездов, разобщенности, жестокой эксплуатации, необеспеченной старости деятели цирка и эстрады стремились хотя бы через журнал поговорить о волнующих их проблемах. Другое дело, что почти всегда эти разговоры пелись с филантропических позиций: было бы хорошо, если бы хозяин пожалел труженика. А если какой-нибудь директор выплачивал деньги за время болезни артиста, это рассматривалось почти как сверхъестественное благодеяние. Довольно часто факты, приводимые в таких письмах, бывали просто вопиющими.

Например, цирк Фернандо и Веселого переезжает из одной станицы в другую. До железнодорожной станции 60 верст. Артистам предложили либо ехать верхом, но без седел, либо идти пешком. «И пошли мы, как богомольцы, пешком по грязи, в холод. По прибытии в Армавир нам заявили, что нужно ждать поезда-дешевку, то есть четвертого класса, а кто не желает, может опять пойти пешком, благо до Кавказской недалеко, всего 70 верст»,— пишет артист Н. Федоренко в своем письме («Театр и варьете», 1908).

Некая Екатерина Истомина-Каранович обратилась в редакцию журнала с вопросом: «Куда же деваются старые цирковые артисты?» И ей ответили: «Ходить по дворам с собаками — вот участь старых артистов»... Артистка шестидесяти лет «шьет мешки по 10 копеек в день, чтобы не умереть с голода» («Спутник артиста», 1911).

В таких журналах, правда очень робко, ставились вопросы о создании профессиональных союзов артистов, могущих защищать их интересы. Характерно, что подобные журналы не были рассчитаны на широкую публику, а лишь на узкую профессиональную среду артистов и антрепренеров.

Первым по времени был журнал «Артистическое иллюстрированное обозрение кафе-концертов, варьете и цирков» (редактор-издатель Е. Метакса. Спб. 1898—1899). Наибольшую популярность приобрели «Дивертисмент» (редактор-издатель Н. Кубчишим, с 1908 г. — Б. Бродский, Одесса, 1908—1918), «Орган» (редактор-издатель Р. Витолло. Варшава, 1905—1915), «Артистический мир» (редактор-издатель А. Сорполлети, М. 1912—1918) и некоторые другие.

Своеобразен был журнал «Геркулес», руководимый известным организатором чемпионатов борцов и арбитром И. Лебедевым (дядей Ваней). Он почти весь посвящался профессиональной борьбе, приводил многочисленные сведения о профессиональных борцах, печатал их биографии, давал справки, касающиеся развития тяжелой атлетики в России и во всем мире. Но иногда журнал рассказывал и о других цирковых жанрах, в частности, здесь писалось о выдающихся музыкальных клоунах братьях Костанди.

Среди журналов и газет, выходивших в первые послереволюционные годы, назовем «Сцена и арена» (1915—1918), в нем содержится интересный фактический материал о работе цирков о первые месяцы после Великой Октябрьской революции. Особое значение имела газета «Эхо цирка» (1917), редактируемая А. Данкмамом. Она активно ратовала за права тружеников арены, за то, чтобы артисты профессионально объединились. Газета писала о демократизме цирка, о том, что в новых условиях цирк особенно активно должен служить народу.

С января 1925 по апрель 1927 года выходил двухнедельный журнал, орган Центрального управления Государственными цирками, так и называвшийся «Цирк». Первый номер журнала открылся статьей А. В. Луначарского. В ней говорилось: «Никогда не следует коммунисту сразу презрительно замахиваться на какое-нибудь действительно популярное явление». И дальше, переходя конкретно к цирку, Луначарский писал: «Тут есть чрезвычайно правдивое, а отличие от окутанного замаскированностью театра, зрелище человеческой силы и ловкости...»

Перелистывая страницы журнала «Цирк», нетрудно убедиться, что мысли, высказанные Луначарским, продолжали активно развиваться. Особенно важна утверждаемая журналом мысль, что цирк — своеобразное, подлинно демократическое искусство.

Большое место в этом издании занимали исторические материалы. Среди них в первую очередь следует назвать очерки А. Брянского «Цирк в Петербурге», написанные на основании большого фактического материала, почерпнутого в Историческом архиве Ленинграда. Эти статьи говорили о цирке первой половины XIX века. Само обращение к его истории служило очевидным доказательством внимания и интереса к этому искусству. До революции никому в голову но могло прийти заняться теорией и историей циркового искусства, да и публиковать такие материалы было негде. Именно теперь к цирку приходило признание, как к настоящему искусству.

Начиная с 1927 по 1930 год журнал, оставаясь двухнедельным и иллюстрированным, стал выходить под названием «Цирк и эстрада». Журнал активно выступал против пошлого репертуара на эстрадных подмостках, боролся за то, чтобы эстрада вышла из пивной, из ресторана, пришла в рабочие клубы, в цехи, на половые станы. Журнал требовал повышения квалификации эстрадных артистов, он утверждал, что те, у кого нет настоящего таланта, культуры мастерства, должны уйти со сцены.

Особое внимание уделялось неустроенности быта эстрадных деятелей, слабости режиссуры, административного руководства эстрадным делом. Впервые журнал обратился к истории эстрады. Назовем хотя бы статью «Народные артисты» (1929, № 2).

Что касается цирка, то здесь пристальное внимание уделялось борьбе с последними частными предпринимателями, разоблачению разного рода ложных «трудовых» коллективов, являющихся фактически частными антрепризами. Критиков по-прежнему привлекали темы, касающиеся истории цирка. Так была напечатана статья Е. Тевяшева «Жонглеры древности». Довольно часто помещались очерки, рассказывающие об артистах, беседы с мастерами манежа и эстрады. Реже появлялись рецензии на целые цирковые и эстрадные представления. Особенно хороши были короткие, но точно и образно раскрывающие суть номеров заметки И. Ураэова: о жонглерах Брамсон, эквилибристах на проволоке Розеги, клоунах Коко и Эйжене, униформисте Джинджике (Б. Левенберге).

Совсем нс значит, что тот журнал, о котором здесь идет речь, был хорош во всем. Являясь органом Центрального управления Государственными цирками, он полностью отказывался от какой-либо критики, когда дело касалось этого учреждения и подведомственных ему предприятий. Если же какой-нибудь другой орган печати пытался критиковать цирковые программы или мюзик-холльные представления, журнал по большей части стремился дать отпор. Невысок был литературный уровень многих материалов. Занятый всякого рода бытовыми делами, связанными с эстрадой, журнал далеко не всегда обращался к главному — к художественным проблемам — или решал их излишне прямолинейно, а то и примитивно. Излишне увлекался журнал и рассказами об иностранных гастролерах, зачастую забывая талантливых отечественных мастеров эстрады и особенно манежа.

И все же мы должны учитывать прежде всего положительные качества этого издания, его борьбу против пошлости на арене и эстрадных подмостках, за совершенство циркового и эстрадного искусства.

Разумеется, требования к сегодняшнему журналу совсем не те, что раньше.

Изменился контингент читателей. Журнал сегодня кроме профессионалов читают десятки тысяч любителей эстрадного и циркового искусства, которые стараются всесторонне разобраться в комплексе насущных проблем но только практического, но и чисто теоретического характера.

Задача нынешнего журнала — дать возможность всем, им как можно полнее н глубже познать любимое искусство. 1963 г.

Ю. ДМИТРИЕВ



#5 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 305 сообщений

Отправлено 13 Октябрь 2019 - 22:18

Слово о Сергее Каштеляне

 

Все знают, что эстрадный номер оригинального жанра это цирковой номер на сцене.

 

Один артист просто делает эквилибр на катушках, другой — при этом играет на каком-нибудь музыкальном инструменте, третий выступает в русской рубахе на катушках цвета березовых поленьев и называет свой номер «Березка»... И все-таки задача всех троих в конечном счете устоять на пяти катушках, поймать восемь колец, шаров или булав, удержать на одной руке партнера-акробата, убедить зрителя в том, что газета цела, хотя только что Она была порвана. Сергей Каштелян предложил иной принцип построения эстрадного номера — театральная миниатюра средствами цирка.

«Золушка», «Вечное движение», «Капризная гитара», «Как прекрасен этот мир»... Теперь, по-видимому, можно сказать, что существует такое явление, как школа Каштсляна.

Какое слово сказать о Каштеляне? Художник, мастер, учитель.

Он все время что-то искал. Был пианистом, композитором, дирижером, руководителем джаза. Во Львове даже такая песенка бытовала: «А если, друзья, вы не любите джаз, послушайте джаз Каштеляна». Был артистом театра и кино, эстрады и цирка. Был клоуном, акробатом, фокусником, танцором, кукольником, конферансье, пантомимистом. Но он все искал. И вот, наконец, кажется, успокоился, сосредоточился — режиссер пантомимы.

Все знают, что такое пантомима: «шаг», «стенка», «волна», «опора»...

Когда Каштелян пришел в пантомиму, как истинный художник, он увидел возможности расширения жестких границ этого жанра. Хотелось говорить о своем и по-своему, хотелось говорить веско и значительно — о Добре, Зле, Жизни, Смерти. До него были Дебюро, Марсель Марсо, Барро. Трудно не подражать великим мастером. Видимо, поэтому пантомима стала искусством в основном исполнительским. В этом случае задача режиссера пантомимы сводилась к тому, чтобы обучить мима технике: «стенка», «канат»...

Верный себе Каштелян стал искать новые выразительные средства.

Собственно, о искусстве все уже было. Однако новое — это не только хорошо забытое старое, но и неповторимый талант и обаяние личности. Постановки всех пантомим в театре на Таганке, символические пантомимы «бумажный солдатик», «Мульт» (исполнитель — лауреат премии на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии А. Жеромский), «Это не должно повториться», «Мотивы Родена» (исполнители — лауреаты Международного конкурса пантомимы на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине А. Чернова и Ю. Медведев для начала 60-х годов были новым после классической пантомимы этапом и принадлежат они Каштеляну. Созданные им символы, пополнили азбуку пантомимы и получили теперь массовый тираж.

Но для Каштеляна это уже прошлое, пройденный этап. И он снова занялся поисками.

Во всех видах современного искусство становится все более популярным принцип коллажа — Каштелян откликнулся на эту «волну времени» своими синтетическими номерами.

Для творческой манеры этого большого художника характерно не составление своих произведений из трюков, мыслей, звуков и приемов, а создание органического сплава — номера.

Заучит песня «Как прекрасен этот мир». В сумеречном, интимном освещении Он и Она — диагональная мизансцена. (Исполнители — лауреаты I премии V Всесоюзного конкурса артистов эстрады Сара Кабибужина и Султан али Шукуров). То у него, то у нее в руке зажигаются и гаснут огоньки. Партнеры словно передают их друг другу по воздуху. Потом у него в руке уже целая нитка разноцветных огней—подарок: нитка исчезает и загорается ожерельем у нее на шее. Теперь влюбленные рядом — и между ними засверкала люстра. Вместо с этими этапами взаимоотношений меняется микроклимат номера. Бесплотная трепетность бледных огоньков, вещественная плоть яркого ожерелья, свет все сильнее разгорается и «тяжелеет», воплощаясь, наконец, в целом световом сооружении.

Почему «Как прекрасен этот мир» — пантомима, а не иллюзия? Иллюзионный номер основывается на том, чтобы зритель удивлялся и ломал голову над тем, откуда берутся и куда деваются предметы в руках фокусника. Каштелян не пытается создать для зрителя интригу трюка, каким бы сложным он не был — это такая же техника, как слово в устах драматического актера, способ выразить идейно-эмоциональное содержание этюда. А какое именно пластическое средство требуется в каждом конкретном случае — решает режиссер.

Хореография, акробатика, манипуляция, жонглирование, иллюзия, обобщение через стилизацию... В синтетических номерах Каштеляна можно встретить рок, бит, конкретную, классическую музыку, песню, текст, сопровождающий номера; строгие трико, яркие костюмы; сюжетную и бессюжетную драматургию; эссе и притчи, портреты и ситуации; этюды трагические, драматические, лирические, героические, сатирические, иронические...

Все это отдельные номера, но вместе они составляют театр пантомимы. Как в живописи кроме классического и романтического направления существует импрессионизм, сюрреализм, и т.д., так и пантомима не кончается «обобщением через стилизацию». И нс должна кончаться, иначе все влюбленные с одинаково распростертыми руками будут одинаково стремиться навстречу друг к другу традиционным шагом мимов.

Каштелян свободно выбирает средства. Для лирического дуэта В. Гречаненко и Н. Воронцовой найден новый прием — отношения партнеров раскрываются в пластическом этюде с бумерангами. Если иллюзионно посланный огонек моментально достигал цели и воцарялся контакт, то реально посланный бумеранг упрямо возвращался обратно. Мысль заключена в сомом приеме: всегда возвращающийся бумеранг оставляет каждого из влюбленных наедине с собой.

Идея синтетического театра проста, и не одному режиссеру ома приходила в голову, и не один пример синтеза мы найдем а истории театра и эстрады. Каштеляновский синтез уникален не только как особое направление в пантомиме, но и как новый принцип эстрадного номера. Ом уникален как произведение мастера.

Казалось бы, все каштеляновские секреты раскрыты. Значит, можно воспроизвести. И действительно, «Огонь», «Сеятель», «Пахарь», «В море» символы антифашистского цикла Каштеляна и многое другое до сих пор используется советскими и зарубежными пантомимистами. Плоды фантазии художника «съедобны» для многих. Для артиста цирка Е. Майхровского Каштелян сделал такой номер: куклы-болонки сначала ведут обычный диалог на ширме, затем артист снимает их с ширмы, опускает, и они (незаметная подмена) — две живые болонки, пускаются вскачь по арене. В другом цирке, другой режиссер с другим артистом может повторить этот трюк с кошками или зайцами. Но как повторить синтетическую пантомиму? Вот один из рецептов: жонглирование, манипуляция, танец, песне Новеллы Матвеевой и исполнитель В. Михайлов. Но для того, чтобы создать из ингредиентов «Фокусника» (вы, наверное помните этот номер), надо быть все-таки Каштеляном, ибо таким уровнем и качеством мастерства не владеет сегодня почти ни один эстрадный режиссер.

Каштеляновский синтез заключается не только в соединении жанров, но и в их видоизменении. Как, например, оп-VI Всероссийского конкурса В. Микитченко)? Артист танцует степ и играет на гитаре. То есть, не играет, конечно, гитара в данном случае становится управляемой куклой (так, как в кукольном театре «куклой» становится любой обыгрываемый предмет). В. Микитченко ведет ее и с элементами пантомимичной техники, и с элементами жонглирования, и с элементами вообще пока не имеющими названия. В программе конкурса жанр значился «Танцевально-эксцентрический этюд».

Жанр «Вечного движения» не значился вовсе. Кто он, Александр Беренштейн, исполнитель этого номера, лауреат VI конкурса эстрады — жонглер? Нет, скорее мим с предметом. Мне кажется, поднимись я на сцену, возьми из рук мима трость, и она будет так же легко и естественно крутиться в моих руках. Но это только кажется, потому что забываешь о трюке, ощущая только вечное движение.

Жанр «Хоккея» определен как эксцентрическая пародия. Да, конечно, пародия и, разумеется, эксцентрическая. Но если все же определять жанр — пантомима, включающая а себя средства, заимствованные из любых жанров. В данном случае каскадной акробатики.

...Шум стадиона во время спортивного состязания: азартные возгласы болельщиков, свист, вдохновенные аплодисменты. Сквозь этот гул, теряясь и растворяясь в нем, пробивается простая ритмическая мелодия. На сцену выкатываются два хоккеиста с клюшками — дипломанты VI конкурса эстрады Александр и Анатолий Грищенковы. Начинается игра сначала спокойно, потом противники входят в раж, и заняты уже более не тем, чтоб сразиться с клюшкой противника, а тем, чтобы «добить» самого хоккейного оппонента. Каждое нападение в виде подножки или рукопашной (крутка вокруг тела) встречается восторженным ревом болельщиков. И мы, зрители, тоже вошли в азарт. Наконец один из противников повержен, а другой финальным жестом победителя «припечатывает» его по спине клюшкой. Фонограммой, на которой записана реакция публики, нам демонстрируется наша собственная реакция на подобные зрелища. Действие на секунду останавливается. И так как в телетрансляциях с чемпионатов замедленной съемкой повторяются удачные эпизоды состязаний, Грищенковы-хоккеисты в замедленном темпе еще раз проигрывают последнюю серию каскадов. Во время повтора стадион «выключается», а бодренькая танцевальная мелодия сменяется медленной заунывной музыкой. На лицах артистов мы видим уже не спортивное напряжение. Хоккеист заносит над распростертым противником клюшку, на физиономии его какое-то злобное удовольствие. Только теперь, в «замедленной съемке» мы испытываем нс радость, а ужас от того, что человек бьет человека. Но вот — «телевизионный» переход от повтора к действию (несколько движений, как в покадровой съемке), и снова — гул стадиона, та же жизнерадостная мелодия — игра продолжается.

Один режиссер использовал а своем номере прием замедленной съемки. Но при воспроизведении эта метафора (замедлить темп — присмотреться) потеряла всякий смысл и читалась случайностью, формальным эффектом.

Когда Каштелян использует в фонограмме звукоподражание — это авторский голос, расставляющий смысловые и эмоциональные акценты. Тут жест формально иллюстрируется звуком. Каштелян вводит сюжетные номера, но не ради самого сюжета, а ради раскрытия драматургического конфликта. Ведь так часто постановщики сюжетных номеров оказываются беспомощными именно в драматургии.

Парадоксальное мышление художника трудно «залогизировать», приемы неотделимы от номера, сделанного мастером эстрадной режиссуры, а номер рассчитан на конкретного исполнителя-каштеляновца. С этого все и начинается — Каштелян воспитывает ученика. Сергей Андреевич находит учеников на заводах (Грищенковы, В. Гречаненко, Н. Воронцова) и в любительских студиях пантомимы (С. Власова, А. Чернова, Ю. Медведев, А. Жеромский, И. Дагаева, А. Карпенко— их Каштелян привел в ГУЦЭИ). Благодаря Каштеляну эстрадной артисткой стала олимпийская чемпионка Лариса Петрик, О. Школьников, В. Михайлов. Н.Уточкина.

Каштелян умеет разглядеть талант в человеке, когда тот еще не является артистом. В каждом, считает он, есть что-то свое, индивидуальное, только это надо увидеть, развить. Каштелян никогда не делает номера «абстрактно» — каждый номер есть раскрытие индивидуальности данного артиста.

Как создавалась «Золушка»? Светлане Власовой надо было поставить номер к окончанию ГУЦЭИ. (Каштелян — режиссер-постановщик училища). Работа началась не с репетиций. Понять, почувствовать что же такое есть в этой Светлане... Что бы ни делал в тот период Сергей Андреевич, еще непонятный образ будущей артистки в смутных видениях бродил за ним повсюду. Наконец, ощущение пришло. Каштелян услышал песню о Золушке. Пела Л. Сенчина. Но режиссер чувствовал, что фактура Власовой требовала другого тембра голоса. Специально для номера песню записали в исполнении Т. Калинченко. Следующим этапом были поиски принца. Кто им может быть? Каштелян остановился на Олеге Школьникове, миме, который давно уже закончил училище. Теперь кажется, что Светлана и Олег никогда не существовали друг без друга.

Постепенно родилась драматургия номера, режиссерский рисунок. Мимам пришлось осваивать акробатику, и не азы, а сразу вершины. Каштеляновцы привыкли — в выборе техники Сергей Андреевич исходит нс из возможностей, а из потребностей.

Как передать отсутствие принца, ведь он только призрак, возникающий в золушкиной мечте? Каштелян нашел новый прием: пантомима на человеке. Те, кто видели номер, помнят, как оторвавшись от земли в буквальном смысле этого слова, Золушка-принцесса парила в своей воздушной мечте — благодаря тому, что несуществующий принц был, как говорят в акробатике, нижним.

Методика работы Каштеляна: но от замысла — к артисту, а от артиста — к замыслу. Посмотрите любую постановку Сергея Андреевича — вы можете считать, что познакомились с личностью исполнителя, на которую спроецирована личность Каштеляна. Прежде, чем Сергей Андреевич «ставит номер», он воспитывает ученика.

Сколько их, каштеляновцев? Одних только лауреатов больше тридцати. А про последний конкурс шутят, что самым главным лауреатом был Каштелян.


Т. ЩЕРБИНА



#6 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 305 сообщений

Отправлено 14 Октябрь 2019 - 18:03

Впервые новые маршруты

 

Народный цирк Гомельского стеклозавода — победитель I тура и лауреат II тура Первого фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся — один из ведущих цирковых самодеятельных коллективов.

 

Как у каждого коллектива, у стеклозаводов определился свой творческий почерк — в их программе преобладают спортивные номера. Эта традиция — дань увлечения жителей заводского поселка Костюковка спортом. Недаром коллектив завода считается лучшим в республике по постановке массовой физкультурно-спортивной работы, его сборные команды держат лидерство в районе, области, республике по многим видам спорта. А один из воспитанников народного цирка, Виктор Радянко, стал первым мастером спорта по акробатике а Белоруссии.

Цирк — искусство молодых. Из ста человек костюковского коллектива восемьдесят — студенты и школьники. Самых маленьких, пятиклассников, называют орлятами. Правда, на республиканском смотре они доказали, что их крылья уже окрепли — ребята получили диплом II степени.

Среди участников коллектива есть и ветераны — рабочие завода В. Брокар, А. Примачев, П. Кураченко. Опытные мастера, они уже начали готовить свою смену.

Каждое представление — а они в среднем происходят раз тридцать в году — требует серьезной подготовки, ежедневной, упорной, чтобы сохранять спортивную форму, чтобы осваивать новые элементы, чтобы репетировать новую программу. О том, насколько увлеченно работают костюковцы, свидетельствуют результаты. Труппа успешно выступила в международном конкурсе художественной самодеятельности рабочих промышленности стройматериалов а Польше и ГДР. Выступив с эстрадно-цирковым ревю «Арена-77» в III туре Первого всесоюзного фестиваля, коллектив завоевал золотую медаль и звание лауреата. Его участники демонстрировали свое искусство во многих городах страны.

Во дворце культуры рядом со стендом, на котором отражены производственные успехи стекловаров, планы на пятилетие, висит огромная карта страны. На ней красными стрелами указаны маршруты, по которым уже проехали с турне костюковские артисты.

По путевке ЦК ЛКСМ Белоруссии цирковой коллектив дол ряд представлений на объектах Всесоюзной ударной комсомольской стройки «Гидровод-стройполесье». Самодеятельные артисты выступили также перед воинами-пограничнинами и победителями республиканской военизированной игры «Зарница».

А впереди у коллектива — новые маршруты, новые встречи.


И. НАРУСОВА



#7 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 305 сообщений

Отправлено 14 Октябрь 2019 - 18:13

«Кошкин дом» Надежды и Александра Поповых

 

Трудно себе представить цирк без дрессированных собак. Точнее, просто невозможно. Мы видим их — от самых больших до самых меленьких — в любой программе; «диапазон» пород тоже достаточно широк — холеные английские доги и обыкновенные, хотя и необычайно симпатичные.

 

Как правило, в таких номерах дрессировщики стремятся показать дрессуру «в чистом виде». Собаки ходят по барьеру на задних лапках, прыгают через обруч или скакалку, танцуют «барыню» («казачок», «цыганочку»), делают сальто и другие трюки. И, оценивая такие бессюжетные номера, мы больше смотрим, как животные исполняют тот или иной трюк, обращаем внимание на композицию номера, на темп работы, на оформление: реквизит, костюмы, музыкальное сопровождение. Ну и, конечно же, очень многое прежде всего зависит от самих дрессировщиков: их артистизма, манеры держаться, взаимоотношений С ЖИВОТНЫМИ.

В отличие от таких номеров в «Собачьей школе» Николая Ермакова, «Айболите» и «Кошкином доме» Надежды и Александра Поповых есть конкретный сюжет. Это мини-пьесы, разыгрываемые на манеже. Собаки здесь не просто исполняют те или иные трюки, а как бы играют определенные роли.

И если сегодня на манеже традиционными являются номера чистой дрессуры, то в незапамятные времена преобладали именно сюжетные.

«Собачья школа» Николая Ермакова уже давно и по праву считается классикой советского циркового искусства. В этой статье мне хочется более подробно остановиться на выступлении Надежды и Александра Поповых.

Обычно первым они показывают «Айболита». Сюжет номера прост: к доброму доктору Айболиту приходят на прием несколько больных собачек — одна занозила лапку, у другой болит хвост, у третьей зубы, у четвертой горло. Помогает вести прием медсестра Мария Ивановне (ее роль исполняет обыкновенная, слегка кудлатая дворняжка) — особа крайне строгая и педантичная, но такой, очевидно, и положено быть настоящей медсестре.

Добрый доктор Айболит всех вылечит: «присобачит» новый хвост, вынет из лапки занозу, даст чудодейственную пилюлю от ангины, правда, собачка, у которой болят зубы, при виде бормашины даст стрекача (но ведь и мы при виде ее радостных чувств не испытываем). Появится на приеме и «собачий симулянт», но будет разоблачен бдительной Марией Ивановной и с позором изгнан. А в финале доктор Айболит отправится на собачьей упряжке в зоопарк на срочный вызов.

Казалось бы, незамысловатый сюжет, но четвероногие актеры играют свои роли с такой подкупающей искренностью, что это вряд ли кого может оставить равнодушным. Невозможно без улыбки смотреть на то, как пациенты трусливо прячутся под стулья при упоминании о шприце и уколах или как они искренне радуются своему выздоровлению. Ну, а об исполнительнице роли Марии Ивановны можно сказать только одно: талант, несомненный талант!

Главный герой этого спектакля — добрый доктор Айболит, которого Александр Попов сыграл убедительно, тепло и мягко. Казалось, что это тот самый добрый доктор Айболит, знакомый каждому из нас с детских лет. Казалось, он сошел на манеж прямо со страниц замечательной книги Корнея Ивановича Чуковского.

Второй номер Надежды и Александра Поповых — «Кошкин дом». Я бы назвал его вариацией на тему популярной сказки С. Маршака. Артисты взяли для своей сценки только один сюжетный ход — пожар в доме кошки. Но если в сказке Маршака пожар — это как бы возмездие заносчивой кошке за ее пренебрежительное отношение к своим сиротам-племянникам, то здесь пожар — результат несчастного случая.

Словом, «загорелся кошкин дом», и все бросаются но помощь: петух подает сигнал тревоги, гусь звонит в пожарный колокол, «бежит курица с ведром, заливает кошкин дом», медсестра Мария Ивановна бесстрашно бросается в горящий дом, вытаскивает оттуда потерявшую сознание кошку и увозит ее в больницу. Свинья привозит пожарную бочку, и собаки-пожарные начинают тушить пожар. Но на чердаке остались голуби, и Жучка, подруге кошки. смело лезет по лестнице на чердак горящего дома и выпускает голубей но волю. Как и положено в сказке, все кончается хорошо: пожар потушен, дом спасен, кошка быстро поправляется в больнице и приглашает друзой к праздничному столу.

«Кошкин дом» — своеобразный спектакль на манеже, с прологом, кульминацией и эпилогом, над которым артисты работали в общей сложности около четырех лет. Сначала репетировали с каждым исполнителем отдельно. Потом объединили всех вместе — так сложился ансамбль. Но создать спектакль, пусть даже с немудреным сюжетом, далеко не просто: ведь животным надо было исполнять серию сложных трюков самостоятельно. Трудностей хватало, но конечный результат, безусловно, принес артистам определенное творческое удовлетворение. И главное, Поповы хотели, чтобы их «Кошкин дом» будил в зрителях добрые чувства.

Когда я смотрел оба номера Поповых, то ни разу не подумал о дрессуре. Собственно, я ее не замечал. Просто смотрел, как четвероногие актеры разыгрывали сочиненные для них пьесы, отмечал детали в их игре.

А дрессура? Да ее как будто и не было. И тем не менее оба номера — результат долгой и кропотливой работы. Однако дрессура у Надежды и Александра Поповых такова, что ее не замечаешь, а их самих воспринимаешь нс как дрессировщиков, а как актеров, играющих одни из главных ролей. Может быть, в этом и заключается основной секрет дрессировки, что ее не должно быть видно, и зрители должны думать, что четвероногие артисты все исполняют «по собственной инициативе»?..

После представления я зашел в гримерную к артистам и поблагодарил их за доставленное удовольствие. Но вместе с тем посетовал, что прекрасные номера адресованы лишь детской аудитории, а хотелось бы видеть в их репертуаре номер или вариант номера, рассчитанный на взрослых зрителей. На это Александр Попов возразил мне: — А я не понимаю, как можно делить цирк на «детский» и «взрослый». По-моему, цирк — такой вид искусства, которому все возрасты покорны в одинаковой степени. Ведь взрослым иногда очень хочется пусть на немножечко вернуть счастливые минуты своего детства. А где он может сделать это лучше всего, как не в цирке. Я не согласен с тем, что наши номера адресованы только детям. Они адресованы всем: и взрослым и детям, но воспринимают их, конечно, каждый по-своему... Но так воспринимают любой номер в цирке. Разве есть «детские» или «взрослые» варианты номера, скажем, у акробатов, канатоходцев, джигитов или жонглеров? Да и в любых других видах дрессуры?

—    И все же давайте согласимся, что в отличие от акробатов, канатоходцев, джигитов или жонглеров ваши номера имеют четкий сюжет и адресованы больше детям, нежели взрослым.

Хотелось бы видеть в вашем исполнении номер сатирического плана, подобный, скажем, дуровской «Железной дороге». «Айболит» и «Кошкин дом» — великолепные номера, но неужели вам самим не хочется чего-то большего?

—    Я отнюдь не утверждаю, — ответил мне Александр Попов, — что оба номерa — этакие «последние точки» в нашей творческой биографии. Жанр, в котором мы работаем, предоставляет нам неограниченные возможности, и у нас есть целый ряд творческих замыслов, которые мы очень бы хотели воплотить в будущем. Но для этого нам необходимо расширить, увеличить поголовье животных. Необходима также помощь сценариста, режиссера, художника, композитора, ведь артист не может все делать сам...

Мне кажется, что будущее дрессировщиков Надежды и Александра Поповых должно волновать не только их одних. И хочется надеяться, что в этот диалог включатся и другие заинтересованные лица, выиграет от этого только цирк.

Михаил НИКОЛАЕВ







Темы с аналогичным тегами Советский цирк

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100