Перейти к содержимому

Фотодром Шираслана. Новое
подробнее
12-й Международный фестиваль циркового искусства «Золотой слон» в Жироне(12th International Circus Festival Gold Elephant in Girona).
подробнее
Животные в цирке- наша жизнь, наша самая большая любовь.
подробнее

Фотография

Журнал Советская эстрада и цирк. Июль 1979 г.

Советский цирк. Июль 1979 г. Советская эстрада и цирк.

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 7

#1 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21400 сообщений

Отправлено 08 December 2019 - 18:40

Журнал Советская эстрада и цирк. Июль 1979 г.

 

 

Прикрепленные изображения

  • 001.jpg
  • 002.jpg
  • 003.jpg
  • 004.jpg
  • 005.jpg
  • 006.jpg
  • 007.jpg
  • 008.jpg
  • 009.jpg
  • 010.jpg
  • 011.jpg
  • 012.jpg
  • 013.jpg
  • 014.jpg
  • 015.jpg
  • 016.jpg
  • 017.jpg
  • 019.jpg
  • 020.jpg
  • 021.jpg
  • 022.jpg
  • 023.jpg
  • 024.jpg
  • 025.jpg
  • 026.jpg
  • 027.jpg
  • 028.jpg
  • 029.jpg
  • 030.jpg
  • 031.jpg
  • 032.jpg
  • 033.jpg
  • 034.jpg
  • 035.jpg
  • 036.jpg


#2 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21400 сообщений

Отправлено 08 December 2019 - 20:13

В Ленинградском цирке За кулисами Ленинградского цирка, в небольшом боковом коридоре, по которому несколько раз в день проходят, направляясь на манеж то репетировать, то выступать, артисты, висят объявления. Они — зеркало производственной и общественной жизни. Остановимся возле них, посмотрим, чем живет коллектив. Вот объявление о предстоящем партийном собрании: на нем будут обсуждаться вопросы идеологической работы. Извещения о различных мероприятиях месткома. Текст социалистического обязательства на 1979 год. А рядом с ним — красочно оформленный плакат со словами поздравления: во Всесоюзном социалистическом соревновании театрально-зрелищных предприятий во втором полугодии 1978 года Ленинградский цирк завоевал первое место, ему присуждено переходящее Красное знамя Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры. Это крупный успех ленинградцев, причем уже не первый. В седьмой раз завоевывает цирк города Ленина почетную награду. За высокими показателями, которых он добивается, не только выполнение и перевыполнение финансово-экономических планов, но и большой творческий труд по созданию новых номеров, представлений, парадов-прологов. В преддверии 60-летия советского цирка хочется проследить путь, пройденный одним из ведущих цирков страны, который вступил во второй век своего существования. Ему идет уже сто второй год. Многое видели его стены. Но самый плодотворный период приходится на годы Советской власти. Вся история Ленинградского стационара в советское время — это история борьбы за становление и развитие отечественного циркового искусства. Она началась еще тогда, когда не было ни государственного училища, ни центральных студий, поставляющих циркам нашей страны отличные исполнительские кадры. Тогда, в тот ставший уже далеким период, Ленинградский стационар своими силами готовил артистов, ставил, новые аттракционы, клоунады, пантомимы. Он занимался творческими поисками, экспериментировал, иногда ошибался, но чаще всего достигал успеха. Здесь работали В. Труцци, Е. Кузнецов, Е. Гершуни, А. Арнольд, Ю. Юрский, Г. Венецианов, люди оставившие яркий след в отечественном искусстве. Ленинградцы привлекали также к созданию цирковых спектаклей видных театральных режиссеров, балетмейстеров, композиторов, художников. Уже сам этот факт говорил о постоянном стремлении Ленинградского цирка добиваться высокого качества представлений, показываемых на его манеже, желании сказать свое слово в советском цирковом искусстве. Традиции эти живы и поныне. Для работы над парадами-прологами, тематическими представлениями Ленинградский стационар неизменно привлекает крупные творческие силы. Музыку пишут композиторы Г. Портнов, А. Колкер, О. Хромушин, С. Пожлаков, Г. Фиртич, Я. Дубравин, танцы ставят балетмейстеры Н. Долгушин, В. Васильков, К. Ласкари. Яркостью, оригинальностью отличается оформление манежа и сценической площадки, костюмы и реквизит, создаваемые Р. Юношевой, являющейся в последние годы главным художником цирка и очень удачно постигшей характер и особенности циркового искусства. Ежегодно из стен цирка выходят новые номера, на которых как бы стоит незримая марка: «Сделано в Ленинграде». Это очень обязывающая марка. «Сделано в Ленинграде» — значит, сделано хорошо, добротно, как и положено в городе на Неве, городе высокой культуры. Достаточно перечислить некоторые из работ последних лет, чтобы убедиться: то, что создается в Ленинграде, действительно отличается художественными достоинствами, отмечено истинно хорошим вкусом. Это аттракционы «Фестиваль «Северное сияние», в котором дрессировщики В. и А. Денисенко объединили белых, бурых и гималайских медведей, и «Русская тройка», соединяющая вольтижные упражнения на лошадях с прыжковой акробатикой (руководитель — народный артист РСФСР Н. Ольховиков). Воздушный полет с использованием турников, демонстрируемый артистами Ескиными, акробатическая сюита «Скоморошники» в исполнении труппы Солохиных, акробатическая пантомима «Запорожская Сечь», руководимая В. Москаленко. Особое предпочтение старый цирк на Фонтанке всегда отдавал произведениям большой формы. Да и где, как не в Ленинграде, одном из крупнейших культурных центров страны, располагающем богатыми творческими возможностями, создавать такие произведения! В 20—30-х годах здесь были поставлены спектакли «Черный пират», «Махновщина», «Шамиль», «Конек-горбунок», «Москва горит» («1905 год»), «Тайга в огне», аттракцион «Люди морского дна», в 50-х — «Праздник на воде», «Выстрел в пещере», «Карнавал на льду», «Приключения поводыря с медведем». Почти каждое из них стало событием в истории советского цирка. Ныне уже второй год Ленинградский цирк живет под знаком работы над новым, большим сюжетным представлением в двух отделениях — «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А. Пушкина. Премьера должна состояться в дни празднования 60-летия советского цирка, исполняющегося в этом году. Сейчас, когда спектакль еще не завершен, трудно давать ему оценку. Но когда читаешь сценарий, то невольно ловишь себя на том, что с интересом следишь за тем, как изобретательно и остроумно элементы цирка вплетены в сюжетную канву. Не случайно это произведение было отмечено на конкурсе, проводившемся Союзгосцирком, второй премией (первая осталась неприсужденной). Его авторы — заслуженный артист Белорусской ССР А. Шаг и главный режиссер Ленинградского цирка А. Сонин. Они же и постановщики. Композитор — О. Хромушин, балетмейстер — К. Ласкари, художник — Р. Юношева. Сама по себе мысль обратиться к поэме Пушкина, попробовать воплотить ее на цирковом манеже — счастливая мысль. Эта поэма, которую поэт написал в двадцатилетием возрасте, сказочна, полна ярких красок, фееричности и, как никакое другое произведение, просится быть переведенной на цирковой язык. Постановкой «Руслана и Людмилы» откроется еще одна страница цирковой «Пушкинианы», в которой уже есть «Бахчисарайская легенда» (по «Бахчисарайскому фонтану») и «Сказка о попе и о работнике его Балде». Рассказывает один из авторов сценария и постановщиков, А. Сонин: — Наш спектакль представляет собой по жанру пантомиму. Хотя мы и придерживаемся в нем первоисточника, тем не менее специфика цирка диктует, разумеется, свое особое прочтение замечательного пушкинского творения. Зритель увидит красочное зрелище, в котором будет много всевозможных «волшебных» превращений, исчезновений и появлений. Каждый день идут репетиции: утром — конные, днем — с животными и птицами, которые будут появляться по ходу действия: козами, собаками, голубями, воронами. Работа над «Русланом и Людмилой» взята под особый контроль. Она не сходит с повестки дня, служит предметом обсуждения и на партийных собраниях и на заседаниях художественного совета. Три раза в неделю собираются в кабинете у директора цирка или у главного режиссера все, кто имеет отношение к постановке. Докладывают о степени готовности оформления — реквизита, бутафории, костюмов. Тут же вносят необходимые уточнения, поправки. Подготовка к основной премьере предстоящего юбилейного сезона 1979—1980 годов благотворно сказалась на всей текущей работе Ленинградского цирка. Вот лишь один пример. Последняя программа сезона 1978—1979 годов, носившая название «Весенние встречи», предварялась парадом-прологом, в котором хореография, вообще занимающая видное место на ленинградском манеже, предстала в совершенно ином качестве. Едва ли не впервые она приобрела по-настоящему цирковой характер. Исполнявшиеся балетным ансамблем танцы были тесно увязаны с акробатикой. Балерины демонстрировали курбеты, флик-фляки и другие акробатические элементы. И все потому, что на смену прежним танцовщицам, незнакомым с акробатикой, пришли другие, набранные по конкурсу для выступлений в «Руслане и Людмиле». Пока же они приняли участие в текущей программе, которая стала для них проверкой способностей, дала им возможность заранее привыкнуть к манежу, к зрителям. В результате выиграли все: и цирк, и танцовщицы, и зрители, которые увидели, как можно и нужно ставить на манеже танцы. Мы не случайно остановились столь подробно на постановке «Руслана и Людмилы», так как она является своеобразным подарком ленинградцев к юбилею советского цирка. Но, разумеется, не только этим заполнен сегодняшний день цирка города на Неве. Ленинградский цирк располагает, как мы уже сказали, большими возможностями, и не только в постановочном плане. Давно известна его активная работа по повседневному повышению профессионального и культурного уровня артистов, выступающих на его манеже. Даже такое мероприятие, как разбор на художественном совете текущих программ, неизменно превращается в глубокий, принципиальный разговор о путях развития советского циркового искусства, его жанров. Стенограммы обсуждений, в которых принимают участие критики, писатели, художники, композиторы, режиссеры — представители смежных видов искусств, — могли бы послужить основой для интересных теоретических работ по тем или иным творческим вопросам. Положительное влияние подобного рода обсуждений на практическую деятельность цирковых артистов отмечается многими. Ныне ленинградцы решили пойти еще дальше. Они организовали специальный семинар, цель которого все та же — повышение профессиональных знаний артистов, приезжающих для выступлений в городе Ленина. Вот что по этому поводу говорит директор цирка И. Кирнос: — Учебная работа всегда была характерной для Ленинградского цирка. Я не говорю уж о созданной в 20-х годах экспериментальной студии-мастерской, из которой вышло несколько принципиально новых в ту лору номеров. Вспомним послевоенный период, когда при нашем цирке были созданы сразу две студии: конно-акробатическая и музыкальной клоунады. Их деятельность строилась по всем правилам учебных заведений — с зачетами и дипломными работами. Среди выпускников этих студий — целый ряд известных мастеров манежа: Е. Амвросьева, Э. Рогальская, Т. Рокотова, В. Орлов, И. Тряпицин, А. Векшин, В. Ветлицин и другие. Мы считаем своей обязанностью заниматься повышением профессионального мастерства артистов, знакомить их с тем новым, что появляется постоянно на манеже. Наш семинар будет состоять из лекций и бесед на темы: как создается цирковой номер и технология его построения, забытые жанры, сатира и юмор в цирке, публицистика в параде-прологе, смежные виды искусств — балет, музыка, вокал и их использование на манеже. Включены н такие темы, как техника безопасности в цирке, роль в представлении униформы, такелажное дело и др. Занятия уже начались. Вводную лекцию «60 лет советского цирка» прочитал заведующий Музеем циркового искусства А. Левин. Однако надо внести уточнение. Семинар предназначен не только для артистов «конвейера». Двери широко открыты и для участников художественной самодеятельности и их руководителей, с которыми у Ленинградского цирка давняя дружба. В Ленинграде и области более тридцати цирковых студий, несколько народных цирков. Создан городской клуб любителей циркового искусства, объединяющий свыше тысячи человек. Ленинградский цирк осуществляет над ними шефство, а раз в году, сразу же после закрытия сезона, на целый вечер представляет манеж участникам цирковой самодеятельности, которые демонстрируют на нем свое искусство. Это яркое, увлекательное зрелище и в то же время волнующее. Каким счастьем, радостью светятся глаза девчушек с пышными капроновыми бантами в косичках, ребят, выходящих в роли акробатов, гимнастов, жонглеров, эквилибристов на «всамделишную» арену. И кто знает, может быть, впоследствии многие из них станут профессиональными артистами. Такое бывает нередко. Одним из энтузиастов работы с цирковой самодеятельностью является режиссер И. Руф. Юбилей советского цирка отмечается в год, который назван Международным годом ребенка. Ленинградским стационаром ранее проводился праздник цирка для детей. Точнее, целая декада,в течение которой в дома пионеров и школьников, в школы и профессионально-технические училища приходили артисты. Они посвящали юных зрителей в специфику своей работы, рассказывали об искусстве смелых и ловких. Перед ребятами выступали также писатели, художники, композиторы, чье творчество связано с цирком. Ныне все это будет повторено, только в еще более широком масштабе. Между прочим, коль речь зашла о юных зрителях, то следует сказать о еще одном начинании Ленинградского цирка. Известно, что специальные детские спектакли готовятся лишь к дням школьных каникул, во все другое время на утренниках идет то же самое дивертисментное представление, что и вечером. В дни весенних школьных каникул 1979 года ленинградцы показали юным зрителям представление «Проделки клоуна Мая» (сценарий Б. Гершта, режиссер А. Сонин, музыка О. Хромушина, танцы в постановке К. Ласкари), оказавшееся настолько удачным, что его решили оставить в репертуаре до конца сезона. Оно шло с успехом на всех утренниках. Теперь в Ленинграде думают о том, чтобы закрепить эту творческую удачу. Ленинградский цирк — шеф многих коллективов города и области. О том, насколько серьезно подходит он к этой работе, свидетельствуют договоры о творческом содружестве, которые заключаются при этом с предприятиями, учебными заведениями. Уже шесть лет шефствует, например, Ленинградский цирк над ПТУ № 99. В этом году шефство было скреплено торжественным актом в самом училище, куда приехали руководители цирка, артисты. Встречи с артистами ожидаются и в производственных объединениях «Кировский завод», «Электросила» имени С. М. Кирова, «Ижорский завод», где уже не раз принимали у себя мастеров арены. Не забыты и труженики села. Для них на сцене Дома культуры города Гатчины идет представление «Цирк — любовь моя». Оно посвящено юбилею советского цирка. Помимо участников художественной самодеятельности в нем выступают в порядке шефства и артисты-профессионалы. Следует сказать и о Музее циркового искусства, без участия которого не обходится ни одно юбилейное празднование. Так будет и на этот раз. В большом выставочном зале музея открывается экспозиция «Советскому цирку — 60». Этой же теме будут посвящены и передвижные выставки. На знамени Ленинградского цирка — две правительственные награды: орден Трудового Красного Знамени и орден Дружбы народов. Еще ни один цирк не удостаивался такой чести. Ленинградский цирк — первый. Но с тех, кому много дано, и спрос больше. Спрос с ленинградцев велик. Однако они, как мы видим, многое и делают. М. МЕДВЕДЕВ  



#3 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21400 сообщений

Отправлено 08 December 2019 - 20:47

Ключ к сердцу зрителя

 

В июне этого года мы отмечаем 50-летие нашего Магнитогорска. Подумать только, еще в 1929 году на месте проспекта Пушкина была голая степь, безмолвно вздымалась гора Магнитная над Уралом!  

Первая группа строителей Магнитогорского металлургического комбината появилась здесь 10 марта, а к сентябрю их было уже тридцать тысяч. Прошло десять лет. Загляните в 37-й том первого издания Большой Советской Энциклопедии, выпущенного в 1938 году. Там написано: «Постоянно работают 2 театра, цирк, 17 библиотек, 22 клуба, звуковой кинотеатр, издается восемь газет». А вот в третьем издании слова «цирк» вы уже не увидите. Тринадцать лет тому назад старое здание пришлось снести. Новый цирк «зажег свои огни» лишь в 1976 году. Почему я так подробно говорю об этом? Дело в том, что десять лет в жизни людей — срок немалый. Выросло поколение ребят, которые знают цирк лишь в его двухмерном телевоплощении. Юноши и девушки превратились в мам и пап. «Выросли», «превратились», так и не узнав волнения «сопричастности» к тому, что взаправду каждый вечер происходит на реальном манеже, а не на его телевизионном двойнике. Итак, наш Магнитогорский цирк десять лет спустя был снова открыт. Удовлетворив свою жажду первооткрывателей, публика если и не остыла, то успокоилась: есть драматический театр и кукольный, появился еще и цирк — это хорошо. Новая программа? Надо бы посмотреть! Не попали сегодня — можно пойти завтра. А можно не пойти и вовсе, ведь жили же мы до сих пор без цирка, проживем и дальше. Вот москвичи или, например, ленинградцы скажут: такого быть не может. Наши цирки всегда переполнены. Билеты достать невозможно, сколько бы ни шла новая программа. А у нас жителей всего около четырехсот тысяч, да и отвыкла публика от манежа. Вот и задумались мы: как сделать, чтобы цирк вошел в каждый дом? Впрочем, уместнее было бы поставить прямо противоположный вопрос. Ведь цирк с помощью телевидения именно и вошел в наши дома, а вот как вывести людей из дома и привести в цирк? Как заставить и больших и маленьких полюбить не телевизионный, а реальный манеж с его запахами, красками, колоритом, неожиданностями, с возможностью войти в непосредственный контакт с актерами, которые ведь буквально ходят по проволоке? Как заставить полюбить цирковую арену? Найти ключ к сердцу современного столь искушенного зрителя — дело далеко не простое. И все-таки сегодня, пожалуй, можно утверждать, что мы сумели подобрать такой ключ. Как нам это удалось? Почему у магнитогорцев возникло желание ходить в цирк, которое переросло со временем в привычку, в необходимость? Если вы спросите об этом у наших сегодняшних друзей и поклонников, то ответы будут очень разными. Почему? Да потому что открывать нам пришлось сердца людей разных профессий, возрастов, наклонностей, привычек. Сделать это с помощью одного ключа было невозможно, и мы воспользовались большим набором разнообразных ключей. Прежде всего мы подумали об афишах. Если театр начинается с вешалки, то цирк начинается с афиши. Представление на манеже — это праздник, и цирковая афиша должна быть как бы преддверием, обещанием этого праздника. И вот мы выпускаем к каждому новому представлению несколько красочных афиш, рассчитанных на самые разные вкусы. Как реагировали магнитогорцы на наш первый и последующие ходы? Давайте послушаем, что они сами думают об этом. А я буду лишь комментировать их ответы. Впрочем, первый и второй комментариев, я думаю, не требуют. Работник Металлургического комбината: — Основной вид транспорта у нас в Магнитогорске — трамвай. Пока идешь к остановке, на пути тебе попадается либо афишная тумба, либо большой стенд с рекламой нового циркового представления. Подходит трамвай, а на его крыше укреплен красочный рекламный щит, входишь в вагон — печатные объявления рассказывают о новой цирковой программе. Словом, деваться некуда, идешь и покупаешь билеты. Домашняя хозяйка: — Пойду на рынок — на стендах афиши цирка, сяду в трамвай — вагоновожатый не только названия остановок объявляет, но и называет имена лучших артистов, приехавших в наш город на гастроли. Ну как тут не пойти? Хочешь не хочешь, а ноги так сами и несут тебя к цирку. Мать семейства: — Прибежала как-то дочка и кричит: «Мама, мама, там какие-то листовки самолет разбрасывает!» Вышла, подобрала, а в листовке — приглашение в цирк. Пока шла домой, такие же слова читала отпечатанные на тротуаре. Пришла домой, рассказала своим, а дочка: «пойдем» да «пойдем». Пошли. Так и ходим с того раза регулярно. Вы, наверное, удивляетесь: зачем, мол, все это? В больших городах, может быть, такой вид пропаганды не нужен, а у нас после первого такого опыта зрителей в зале прибавилось. И теперь по договоренности с Аэрофлотом перед каждой премьерой, а иногда и чаще мы за один раз до тридцати тысяч таких листовок сбрасываем. Отец семейства: — Я из почтового ящика почту всегда сам вынимаю. Смотрю однажды — телеграмма с предложением посмотреть берберских львов. Подумал: ведь никогда таких не видел. И пошли всей семьей, А таких телеграмм, отпечатанных в нашей типографии, работники почтовых отделений ежедневно разносят вместе с газетами и журналами в десять-двадцать тысяч квартир. Кроме того, на поступающую в город корреспонденцию с нашей помощью ставится штемпель с названием интересного аттракциона каждой новой программы. Однажды даже случай курьезный произошел: молодой человек, получив повестку из военкомата, утром явился в цирк, так как на повестке стоял штемпель с приглашением на «Водную феерию» Ильи Символокова. Девушка: — У нас всегда новинки первым делом в витрины больших магазинов попадают. Посмотришь — и сразу видишь, стоит забежать или нет. Однажды смотрю, в витрине — фотографии артистов цирка и аттракционов новой программы. Посмотрела — интересно. Похоже на своеобразное приглашение, устоять перед которым просто невозможно. Убедительно? С нашей точки зрения, безусловно убедительно. И теперь наши фотографы после каждой премьеры выставляют в витринах крупных магазинов десять-двенадцать фотостендов, посвященных ей. Вы уже, наверное, поняли, что сейчас без помощи общественности города мы даже не мыслим своей работы. Большую пользу приносят наши связи с партийными органами, городскими и заводскими комитетами ВЛКСМ, профкомами, школами, обществом книголюбов, экскурсионным бюро и молодежным экскурсионным бюро «Спутник», горспорткомитетом, книготоргом, филармонией, самодеятельными цирковыми коллективами, фото-изостудиями, отделами культуры сельскохозяйственных районов. Любитель телевидения: — Посмотрел рекламный ролик, снятый во время премьеры нового циркового представления. Ролик заинтересовал. На это, конечно, он и рассчитан. Пошел посмотреть всю программу, и, надо сказать, не пожалел. Второй любитель телевидения: — Наши комментаторы часто берут интервью у известных цирковых артистов. Послушал я Бориса Бирюкова, Анатолия Марчевского, и захотелось посмотреть, как они работают. Пошел в цирк один раз, пошел другой. Ну а теперь меня уже надо величать не иначе как завсегдатаем. Радиослушатель: — Каждое утро, бреясь перед выходом на работу, внимательно слушаю программу «Дневник зрителя». Этот своеобразный барометр подсказывает нам «цирковую погоду». После этого мы уже точно знаем, на что именно стоит обратить внимание. Из газет и радиопередач жители Магнитогорска, окрестных городов и сел узнают о последних новостях цирка, знакомятся с творческой биографией крупнейших мастеров манежа. С этой целью организован и работает клуб любителей цирка. Перед «запуском» нового спектакля в этом клубе за чашкой чая собираются ведущие артисты программы, председатели культурно-массовых комиссий промышленных предприятий, журналисты, редакторы и сотрудники телевидения и радио. Живой, заинтересованный разговор идет порой далеко за полночь. А в результате на страницах газет, в радиопередачах появляются содержательные очерки, рецензии, фотоочерки. Телевидение устраивает концерты мастеров цирка. Со своими зрителями мы общаемся не только на представлении. Мы часто проводим творческие встречи ведущих артистов программы во дворцах культуры, институтах, техникумах, школах нашего города. Кстати, для школьников мы устроили конкурс рисунка на тему «Цирк глазами детей», лучшие работы которого экспонируются в фойе цирка. Кроме того, мы стараемся постоянно использовать фойе первого и второго этажей цирка под выставки самодеятельных художников. В конце апреля, например, открылась выставка городского фотоклуба «Магнит», посвященная 50-летию Магнитки. В конце прошлого сезона мы устроили зрительскую конференцию. На ней выступали заместитель председателя горисполкома Борис Иванович Аверин и заведующий отделом пропаганды и агитации горкома партии Николай Васильевич Васильев. Свои ответы, пожелания высказывали в этот день студенты, рабочие, интеллигенция, работники различных партийных и профсоюзных организаций. Как видите, мы используем все возможные средства для пропаганды циркового искусства, для популяризации его среди различных слоев населения Магнитогорска. Делаем все, чтобы люди полюбили цирковое искусство, свой цирк. Для каждого из них есть своя точка отсчета, с которой началась эта любовь. Но из этих отдельных точек складывается кривая интереса к этому подлинно демократическому искусству, которая неуклонно поднимается вверх. А. СЕРГЕЕВ, директор Магнитогорского госцирка  



#4 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21400 сообщений

Отправлено 08 December 2019 - 21:01

И медведи становятся артистами Некто захотел стать цирковым дрессировщиком. Естественно, прежде всего он решает: с какими животными следует выступать? Теоретически обдумывает, а что животные станут на арене исполнять? Теория не всегда совпадает с практикой — иные трюки окажутся невыполнимыми, а многое подскажут на репетициях сами животные. Вдруг они выкинут такой фортель, что его обязательно следует запомнить и из случайного сделать постоянно действующим, закрепить путем постоянных повторений. Правда, есть гораздо более легкий путь: подсмотреть, что демонстрируют, предположим, собаки у других дрессировщиков. Например, у них собаки прыгают через барьер, а одна, обычно самая большая или самая маленькая, под барьером пролезает. Значит, этот трюк можно повторить, тем более что разработана методика его подготовки. Или у других дрессировщиков медведи ездят на велосипеде, а чем мой хуже? Посадим и его на велосипед! Однако согласитесь, что такая форма дрессировки может быть присуща только человеку нетворческому, который не хочет или не умеет самостоятельно мыслить. Но есть еще одно качество дрессировки, относящееся к высшему классу. Это когда животные, кажется, по своей инициативе выполняют сложнейшие вещи. Что же касается артиста, то со стороны зрительного зала представляется, что он только при этом присутствует, не более того. Но добиться этого могут только выдающиеся мастера. Так работает Валентин Филатов с медведями, Александр Попов с собаками и еще несколько мастеров арены. Существует и другой способ демонстрации животных на арене, также требующий выдающегося мастерства, а сказать вернее, актерского и режиссерского дарования. Им пользуются Нелли и Рустам Касеевы, разыгрывающие сценки вместе со своими партнерами — бурыми медведями. По своей прежней специальности дрессировщица — инженер-экономист. Он же начинал в цирке как акробат, но выступая, закончил два высших учебных заведения: театроведческий факультет театрального института и факультет физкультуры педагогического института. Разумеется, высокая культура, подлинная интеллигентность оказывают воздействие на выступления этих артистов. Касеев никогда не отрицал значения трюка в цирковом номере. Наоборот, выступая сначала в парном силовом акробатическом номере с Р. Манасаряном, а потом Н. Кузнецовым, он показывал трюки, которые следует определить как рекордные. Держа верхнего в стойке руки в руки, артист откидывался назад и в результате вставал на акробатический мостик, то есть упирался ногами и головой о ковер, покрывающий манеж. Это очень высокое достижение. Можно вспомнить и другие исполняемые акробатами комбинации. Но помимо сильных трюков номер отличался и чисто актерскими пассажами. Казалось, двое молодых людей пересекали арену, возвращаясь с какого-то соревнования, беседовали о чем-то для обоих интересном. И, как результат этого разговора, возникала необходимость еще раз проверить некоторые спортивные возможности. Подшучивая друг над другом, иногда слегка удивляясь — неужели это возможно? — о чем-то советуясь, артисты показывали целую серию замечательных трюков. Это был бессловесный, но очень понятный дружеский разговор, в котором юмор, ирония, вопросительные интонации соединялись вместе. Вот лишь один фрагмент номера. Все закончено, пора уходить, но Касеев, слыша аплодисменты зрителей, подчиняясь требованию инспектора манежа, хотел показать еще один трюк. Уставший партнер нехотя соглашался помочь товарищу. Акробаты демонстрировали так называемый японский кульбит, при котором нижний проделывал медленный кувырок через голову, а верхний в это время на руках обходил вокруг всего его туловища. В конце трюка нижний оказывался лежащим к арене лицом, а на подошвах его поднятых и согнутых в коленях ног стоял партнер. Нижний просил, конечно пантомимически, освободить его, сойти с ног, но верхний отрицательно мотал головой: ты, мол, заставил меня из ложного тщеславия, ради лишних аплодисментов все это проделывать, так теперь терпи. И зрители встречали шутливую интермедию улыбками, смехом, а когда эта очень искренняя и убедительная сценка заканчивалась, шквал аплодисментов несся с амфитеатра на манеж. Женившись, Рустам Касеев решил создать вместе с женой номер с медведями. Но при реализации этого решения он встретился со многими препятствиями. Опыта работы с животными не было, а тут еще следовало превратить в артистку совсем «сырую», как говорят в цирке, то есть не подготовленную для работы на манеже молодую женщину. Помогли два обстоятельства. Прежде всего, удивительная наблюдательность Касеева: он давно присматривался, как это учат зверей? И не просто присматривался, а анализировал виденное, делал соответствующие заключения. И второе: к счастью, ученица оказалась на редкость способной и трудолюбивой, к тому же сценически обаятельной, актерски выразительной. Оставалось преодолеть еще одну трудность. Когда Касеев решил готовить аттракцион с медведями, эти звери были достаточно широко представлены в цирковых программах. И в художественном отделе Союзгосцирка постановили: новых номеров с медведями не создавать. Правда, с тех пор появилось немало номеров с этими животными, в том числе весьма посредственных. Но Касееву, благодаря постановлению, нервы потрепали здорово. Косолапых не приняли на довольствие, отказались им предоставлять жилплощадь. И приобретать их артист должен был на собственные деньги. Хорошо, что Касеевы оказались людьми упорными и от своего намерения не отступили. Зверей купили, поместили их в ванной и кормили за свой счет. Те, кто держит дома собаку или кошку, знает, какая с ними морока, а тут хищники: их надо напоить, накормить, вычистить, прибрать помещение. И к тому же каждый день заниматься дрессировкой. Только артист цирка, настоящий энтузиаст своего дела, способен на такое. В результате медведей на казенное довольство взяли, работники художественного отдела просмотрели репетицию, убедились, что речь идет о создании оригинального и незаурядного аттракциона, способного украсить цирковые программы. И на самом деле, после выпуска Касеевы и их питомцы с огромным успехом выступали и выступают на лучших советских аренах, они побывали во многих странах, в том числе в США. И чуткие, понимающие зрители всегда отмечали своеобразие их номера. В последний раз мне довелось увидеть Касеевых в Симферопольском цирке, и то, что они показали, произвело сильное впечатление. Обычно дрессировщик демонстрирует своих питомцев. У Касеевых медведи стали полноправными участниками номера — кажется, что они действуют на тех же правах, что и артисты-люди. И те и другие вместе разыгрывают сценки. Конечно, для этого прежде всего люди должны быть сценически талантливы, уметь жить жизнью создаваемого образа, уметь взаимодействовать с медведями, организовать соответствующие мизансцены, тогда будет казаться, что медведи действуют сознательно, по своей воле. Обычно, когда интересуются номерами дрессировщиков, да и вообще цирковыми номерами, спрашивают об исполняемых трюках. Конечно, и в номере Касеевых есть трюки, в том числе очень сильные, но как раз трюки здесь не выступают на передний план. Точнее говоря, главный и поразительный трюк этого номера заключается в том, что медведи, если так можно сказать, очеловечены. Это значит, что они специально не показывают удивительных чудес, но вместе с Касеевыми как подлинные актеры действуют в предлагаемых обстоятельствах, участвуют в том или ином скетче. Будет ли это игра в футбол, выступления в ролях модельеров в доме моделей, исполнение «Лезгинки», когда, желая поразить партнершу — Нелли Рустамову, — медведь в буквальном смысле слова в экстазе ползет на коленях. Идет знаменитый танец маленьких лебедей из балета Чайковского «Лебединое озеро». Начинает его трио мишек, одетых в пачки. А где же четвертая участница? И вот она выбегает, самая маленькая, держа пачку в лапе. Второпях, опаздывая, она не успела ее надеть. И кажется, что у медвежонка на морде написана тревога, растерянность, смущение. Но это только кажется, медвежья морда не в силах передать столь сложные эмоции. Это артисты поставили медведей в соответствующие условия. Это они передают растерянность, вызванную тем, что из-за опоздания одной из танцовщиц номер может провалиться. То же самое с футболом. Конечно, медведь не умеет считать голов, да и суть игры ему непонятна. Но дрессировщики поставили дело так, что зверь бьет по мячу с необыкновенным азартом, а наблюдающие за ним артисты проявляют еще больший азарт болельщиков. А вместе с ними начинаем болеть и мы, зрители, и нам кажется очень важным, чтобы медведь забил гол. То, что делают Касеевы, представляется интересным и вместе с тем новым — они открывают принципиально иные возможности показа дрессированных животных. Когда-то Эмиль Теодорович Кио, человек очень умный, сказал, что придумать новый трюк не так трудно, гораздо труднее его осуществить, но вообще трюков, в том числе новых, сколько угодно, к дрессировщикам это относится в полной мере. Самое сложное — изобрести новый ход номера, тогда рождается принципиально новое качество цирка. К Касеевым сказанное имеет прямое отношение, они создали такое произведение циркового/искусства, которое с полным правом можно назвать новаторским и в то же время чрезвычайно интересным для зрителей, одинаково захватывающим и детей и взрослых. На моем веку мне довелось видеть много самых разных цирковых выступлений и слышать по их поводу аплодисменты. Я представляю, что это значит — восторженный прием. И все же для меня было неожиданным, когда по окончании представления в Симферопольском цирке, — а Касеевы выступали последними — ни один зритель не встал со своего места, все дружно приветствовали артистов, которые выходили на поклон и раз, и два, и три, и четыре. Хотя оркестр молчал, не способствовал организации искусственных оваций. Вот это настоящий успех, и им нельзя не гордиться. И несколько слов в заключение: есть у Касеевых сын и дочь, и если они еще не дебютировали как акробаты, то это произойдет в самые ближайшие дни. Так будет утверждена новая цирковая династия. И пусть дети превзойдут родителей — родителям будет только приятно. А что касается цирка, то он на каждом новом этапе своего развития должен быть лучше, чем на предыдущем. Ю. ДМИТРИЕВ



#5 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21400 сообщений

Отправлено 09 December 2019 - 12:03

Иллюзионный аттракцион Хосрова Абдуллаева

 

22.jpg Номер «Оригинальный жонглер» народного артиста Азербайджана Хосрова Абдуллаева хорошо известен любителям цирка как в нашей стране, так и за рубежом.

 

В сорока семи странах выступал советский жонглер, вначале один, а позже с женой и постоянной партнершей Лидией Ионовой. Зрители Азии, Африки, Европы аплодировали артистам, восхищались их темпераментом, ловкостью, отточенным мастерством. Тем неожиданнее было известие о том, что жонглеры взялись за создание иллюзионного аттракциона. И вот родилось их новое произведение, с успехом демонстрируемое во многих городах страны. Ныне Абдуллаев возглавляет также коллектив «Цирк сегодня». Наш корреспондент обратился к создателю нового иллюзионного ревю и руководителю циркового коллектива с рядом вопросов. КОРР.: — Хосров Абдуллаевич, что навело вас на мысль создать именно иллюзионный аттракцион! АБДУЛЛАЕВ: — Вряд ли я смогу однозначно ответить на этот вопрос. Идея попробовать себя в жанре иллюзии, по-своему взглянуть на этот древнейший жанр жила во мне долгие годы. КОРР.: — Вы хотите сказать, что на каком-то этапе творческой деятельности жонглирование перестало вас удовлетворять как художника! АБДУЛЛАЕВ: — Это не совсем так. Я всегда видел да и сейчас вижу массу оригинальных ходов и трюков для жонглеров. Иллюзия же привлекала меня возможностью подготовить широкое цирковое полотно, в котором созданные нами образы станут более многогранными и полнокровными. Если, предположим, в номере национального жонглера мой костюм, реквизит, жесты и музыка показывали зрителям, что перед ними ловкий, энергичный, темпераментный азербайджанский чабан — и только, то в иллюзионном ревю я и мои партнеры несем зрителям целую гамму чувств, помогающих наиболее полно раскрыть наши индивидуальности. А разве не это главное для любого артиста, независимо от того, где он работает: на эстрадных подмостках или на манеже? КОРР: — Если я вас правильно понял, основное предназначение артиста — создавать яркий образ. Но ведь общеизвестно, что без Его Величества Трюка нет и не может быть цирка. Ведь искусство манежа тем и отличается от всех прочих, что первооснову его составляет трюк... АБДУЛЛАЕВ: — Совершенно верно. Без трюка нет цирка. Но в том-то и особенность советского циркового искусства, что трюк у нас, не утратив своей важнейшей роли при создании номера, перестал быть доминантой. Если трюк, даже самый эффектный, не оправдан образом, он обязательно выпадает из контекста номера. В этой связи вспоминаю случай из собственной практики. Как-то я придумал трюк, который, как мне тогда казалось, мог украсить мое выступление. Те, кто смотрел кинофильм «Арена смелых», возможно, помнят его. Я кидал вверх ножны от кинжала, сам кинжал и яблоко. В воздухе кинжал разрезал пополам яблоко и попадал в ножны. Два года ежедневных напряженных тренировок. И что же в результате? От трюка пришлось отказаться, поскольку, как выяснилось, он нарушал ритм номера, сбивал стремительный темп — словом, выходил за рамки создаваемого мною образа. КОРР.: — Выходит, образ все-таки важнее трюка! АБДУЛЛАЕВ: — Видимо, эти категории нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, ведь цирковой артист создает образ с помощью трюков, но если они логически не связаны между собой, то номер выглядит бессмысленно. И наоборот: даже самый удачный образ, не подкрепленный трюками, на манеже смотреться не будет — это уже не цирк. Помните у Кузнецова: «Цирк нельзя услышать, его можно только увидеть». КОРР.: — Однако, Хосров Абдуллаевич, мы несколько отклонились от вопроса: почему все-таки иллюзия! АБДУЛЛАЕВ: — Я уже сказал, чем этот жанр в цирке особенно привлекал меня. А теперь — о фокуснике, которого увидел в далеком детстве. В Шемаху, мой родной аул, пришел как-то факир. Насколько я сейчас понимаю, трюки у него даже для бродячего фокусника были не ахти какие, но впечатление, которое он произвел на меня, сохранилось на всю жизнь. Собственно, фокусник этот и решил мою судьбу. Один из трюков факира я разучил довольно быстро. Особых усилий не понадобилось: стоило только положить курицу на спину, как она мгновенно «засыпала». «Оказывается, все очень просто», — решил я и... сбежал из дому в Москву, «чтобы стать фокусником». Помню, как развеселились усталые члены приемной комиссии циркового училища, когда на вопрос председателя, что я умею делать, на ломаном русском, но с огромным темпераментом уверенного в себе тринадцатилетнего мальчишки я воскликнул: «Дайте, дайте мне хоть одну живую курицу!» КОРР.: — Значит ли это, что, занимаясь акробатикой, а позже — жонглированием, в душе вы всегда оставались верны мечте детства! АБДУЛЛАЕВ: — Если бы я так сформулировал свой ответ, то это было бы большой натяжкой. Во-первых, я всегда любил акробатику и жонглирование, а во-вторых, создание аттракциона — для меня не просто переход из одного жанра в другой, а возможность полнее и ярче проявить свои актерские данные, выразить на манеже все те идеи, которые накопились за долгие годы работы. Хотя, не скрою, иллюзией как таковой интересовался постоянно. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Все, кому доводилось общаться с основателем династии Кио, заражались его страстной любовью к фокусам. Мне же посчастливилось много лет работать в одной программе с Эмилем Теодоровичем, мы часто и подолгу беседовали о проблемах жанра, его возможностях. Кио был удивительно талантливым человеком, большим энтузиастом своего дела. Его умение работать с коллективом, та увлеченность, с какой он готовился к каждому представлению, служили и служат мне примером для подражания. КОРР.: — Хосров Абдуллаевич, коль скоро вы затронули такой важный аспект, не могли бы вы назвать имена артистов, которых считаете своими учителями! АБДУЛЛАЕВ: — С удовольствием. Тем более что прямо или косвенно у этих людей прошли школу многие сейчас уже известные мастера нашего цирка. Я говорю о Кио-отце и Карандаше. В свое время я участвовал в некоторых репризах Карандаша и потому познакомился с методами и принципами работы крупнейшего советского клоуна не со стороны, а, что называется, изнутри. Я не искусствовед, не теоретик цирка, не режиссер, я — актер. Поэтому скажу лишь о той стороне творчества Карандаша, которая значительно повлияла на мою дальнейшую работу. Дело в том, что каждая реприза этого блестящего мастера была подчинена строжайшей логике. Не помню, чтобы он когда-нибудь сделал случайный, неоправданный жест, произнес лишнюю, не продуманную заранее до мельчайших нюансов фразу, не обыграл реквизит или деталь костюма. Мотивированность поступков его героя была для Карандаша непреложным законом. «Этот закон необходимо взять на вооружение», — решил я. КОРР.: — И как же на практике воплощался вами этот закон! АБДУЛЛАЕВ: — Да знаете, было довольно сложно. Еще до того, как приступить к работе над аттракционом, мы большинство трюков вынашивали в голове годами. Так что, когда вплотную подошли к их созданию, техническая сторона дела была решена довольно быстро. А вот вдохнуть в эти трюки жизнь, подчинить их общей идее оказалось совсем не просто. Тут-то и начались наши мучения. Часами сидел я с моим соавтором Леонидом Куксо над сценарием, тысячу раз перекраивая его, заменяя не только отдельные мизансцены, но и сами трюки, если они каким-то образом «вылезали» из сюжета. Главным для нас было мотивировать каждый ход, каждый фрагмент аттракциона. Прежде чем найти решение того или иного трюка, мы задавали себе два вопроса: почему и для чего? Скажем, задумали мы такую штуку: у клоуна вращается голова на 360 градусов. Интересный трюк? Да. Эффектный? Безусловно. Но как подать его? Почему голова клоуна вдруг начинает крутиться? Может быть, он чего-то испугался? Ну, скажем, ружья, которое я держу в руках? Попробовали. Нет, не то. Во-первых, ружье не вяжется с образом моего героя — человека веселого, обаятельного и, конечно же, доброго. Во-вторых, от испуга, как известно, сердце уходит в пятки, мороз пробегает по коже, и так далее... А голова «кружится» от успеха или от любви. И вот, перебрав полсотни вариантов, остановились на наиболее логически оправданном: обаятельная девушка поет песню о любви к цирковому артисту, при этом она ходит вокруг стоящего посередине манежа клоуна. И тот, подпевая ей: «От вас мне глаз, от вас мне глаз не отвести», действительно не сводит с нее глаз, вращая головой. А вот как родилась сценка, условно названная нами «Чарльстон». Как и в предыдущем случае, в ее решении мы шли от трюка. Заключался он в следующем: из сравнительно небольшого ящика, приподнятого на ножках над манежем, появляются шесть девушек. Естественно, возникли вопросы: что это за ящик, как туда попали девушки, зачем им оттуда появляться? В традиционном иллюзионном аттракционе подобный трюк подать не сложно: вот вам красивый и, конечно же, «пустой» ящик, пара замысловатых пассов серьезного иллюзиониста — и, пожалуйста, из аппарата появляются очаровательные ассистентки. Мы так поступить не могли, нам необходимо было ответить на вопросы: почему и для чего? КОРР.: — Приведенные примеры вполне убедительно доказывают ваше стремление логически оправдать каждый фрагмент аттракциона. Но у меня возникает новый вопрос: какую основную задачу поставили вы перед собой как создатели и главные действующие лица ревю! АБДУЛЛАЕВ: — Дело в том, что Лидия Ионова и я не маги-волшебники, а скорее, ведущие. Девушки — не ассистентки, а такие же, как и мы, действующие лица ревю. Кстати, именно поэтому в аттракционе нет ни одного трюка, в котором каким-то образом «покушаются» на жизнь и здоровье моих партнерш. Их не сжигают и даже не распиливают. Кроме того, мы не загадываем зрителям загадки, а лишь развлекаем их и радуемся вместе с ними. Мы как бы говорим с манежа: «Бросьте! Какие могут быть чудеса в наш космический век! Мы покажем вам всего лишь забавные шутки». И коль скоро вопрос поставлен таким образом, ни о какой сложной, сверхтаинственной аппаратуре речи быть не может. На манеже лишь предметы хорошо знакомые, а часто и вовсе домашние. Тут я позволю себе вернуться к сценке «Чарльстон». Появление старого, доброго и еще не совсем забытого граммофона не вызывает недоумения. Более того — граммофон этот необходим, чтобы послушать пластинку, которую я только что «сделал» в подарок клоуну. Итак, логически оправданный ход найден. И остальное действие — лишь развитие его. В граммофоне лопается пружина, раскрываются створки, и вот уже симпатичные девушки, словно извлеченные памятью старика аппарата из первых десятилетий нашего века, под незатейливую песенку танцуют чарльстон и одновременно жонглируют котелками. КОРР.: — Хосров Абдуллаевич, наверное, даже те из читателей, кто еще не видел иллюзионного ревю, поняли из нашей с вами беседы, что решено оно не только цирковыми средствами. Вам не кажется, что песни и танцы — это в какой-то степени отход от традиции, приближение или даже переход к эстраде... АБДУЛЛАЕВ: — Точнее, к варьете? Я ждал этого вопроса и могу даже усугубить ваше подозрение, сообщив, что нам не нужна специальная производственная площадка. Мы одинаково легко можем работать как на манеже, так и во Дворце спорта, на стадионе или эстраде. Я не занимаюсь проблематикой жанра и не берусь судить о контактах и взаимосвязях цирка, эстрады, балета, драматического театра. Но я всей душой предан цирку, люблю его и считаю цирковое искусство важным и нужным. Идея создания необычного иллюзионного аттракциона вынашивалась долгие годы. Хотелось сделать его ярким, зрелищным, праздничным. А что ж за праздник без песен и танцев? Все дело в том, что песни эти, как, собственно, и танцы, не играют самостоятельной роли в аттракционе, а идут как бы фоном, помогая более полно раскрыть сюжет. КОРР.: — Но ведь, вероятно, была опасность, что фон этот может заслонить основное — иллюзию! АБДУЛЛАЕВ: —Теперь могу признаться — риск был. И опасался я, как это ни странно, тех, кто больше всего помог нам в создании аттракциона. Сколько нелестных слов в свой адрес выслушал я от заслуженного деятеля искусств РСФСР Татьяны Сац, заслуженного артиста РСФСР Николая Соколова и Леонида Куксо, пока убеждал этих прекрасных, талантливых, преданных цирку людей, что в нашем ревю главное все-таки не хореография, не музыка и песни, а — фокусы. Споры у нас были длительными и яростными. И тем приятнее, что мы обязательно приходили к какому-то общему знаменателю. КОРР.: — Когда вы впервые почувствовали себя руководителем аттракциона! АБДУЛЛАЕВ: — Наверное, как только понял, что отвечаю теперь не только за себя, но и за людей. Обязан разбираться в слсГжном механизме человеческих взаимоотношений. Когда долгое время работаешь вдвоем, привыкаешь отвечать только за себя и партнера. Сейчас все много сложнее. Ведь в аттракционе двадцать два участника да плюс коллектив «Цирк сегодня». Поначалу казалось: достаточно быть строгим и требовательным — и все будут беспрекословно подчиняться руководителю. Оказалось, не так уж все просто. И хорошо, что я вовремя это понял. Стараюсь теперь находить индивидуальный подход к каждому, тысячу раз взвешиваю, прежде чем принять то или иное решение. Ведь оттого, насколько объективен и справедлив руководитель, часто зависит судьба не только отдельных исполнителей, но и коллектива в целом. Занимая пост художественного руководителя аттракциона и программы, я, к сожалению, столкнулся с проблемами, о которых раньше и не подозревал. Как это ни странно, у руководителя коллектива, несмотря на массу обязанностей, весьма мало прав. Это касается не только моего коллектива, но и любого другого. Причем речь идет о самом необходимом: например, о возможности ставить на представление тот или иной номер. Сейчас разъясню свою мысль: с некоторых спектаклей, чаще всего с дневных, дирекция снимает дорогостоящие номера, а они-то зачастую — лучшие. Обидно, что этот серьезный и важный вопрос решает директор цирка вместе с бухгалтером, а художественный руководитель лишь принимает их решение к сведению и вынужден компоновать программу без лучших исполнителей. КОРР: — Ну а почему бы не отстаивать свою точку зрения, ведь, в конце концов, ответственность за качество программы несет художественный руководитель! АБДУЛЛАЕВ: — Причина все та же. У дирекции цирка прав гораздо больше. В довершение всего директор по окончании гастролей отправляет в Союзгосцирк отзыв о работе коллектива. Другое дело, если бы подобный отзыв о работе дирекции цирка писали руководители программ. КОРР.: — Не секрет, что многие артисты неохотно идут в постоянно действующие коллективы. Именно поэтому такие программы получаются слабее «сборных». В то же время коллектив, который вы возглавляете, носит такое, можно сказать, смелое название — «Цирк сегодня». То есть, надо понимать, вы обещаете зрителям демонстрацию лучшего, что накопил за шестьдесят лет своего развития советский цирк. АБДУЛЛАЕВ: — Да, создавая коллектив, главный режиссер Московского цирка народный артист РСФСР Марк Местечкин преследовал именно эту цель. Однако удержать программу на том высоком уровне, который мы демонстрировали в столице, оказалось делом далеко не простым. В зависимости от времени года или города, в котором мы выступаем, она постоянно меняется. И все-таки я — за коллектив, так как уверен: именно за постоянными, цельными, имеющими свое лицо программами — будущее нашего цирка. КОРР.: — Хосров Абдуллаевич, вы недавно создали свой аттракцион. И все-таки можно предположить, что уже сейчас у вашего коллектива имеются какие-то новые задумки. Расскажите, пожалуйста, о них. АБДУЛЛАЕВ: — У нас есть не только задумки. По существу, все это время мы обогащали ревю новыми трюками, изменяли мизансцены, отшлифовывали уже созданное. Главное для нас — собственный стиль, оригинальность подачи и композиционная завершенность всего действия. Именно в этом направлении мы и ведем нашу работу. Совсем недавно, в преддверии славного 60-летия советского цирка, коллектив подготовил новый финал аттракциона. Это — наш подарок юбилею. Готовим мы и несколько новых трюков, думаю, они также украсят ревю. Словом, коллектив наш ведет большую и серьезную работу, которой мы готовы отдать все свои силы, всю энергию. Беседу вел АЛЕКСАНДР РОСИН  



#6 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21400 сообщений

Отправлено 09 December 2019 - 17:24

Николай Бауман - наш любимый учитель

 

 

«Дорогой дядя Коля!» Такое обращение было на десятках — да что на десятках, — на сотнях телеграмм, пришедших к замечательному цирковому артисту, режиссеру и педагогу Николаю Эрнестовичу Бауману в славный день его семидесятилетия, который торжественно отмечался в Московском государственном училище циркового и эстрадного искусства. Вот уже тридцать с лишним лет здесь трудится режиссер-педагог заслуженный артист РСФСР Николай Бауман. В праздничный вечер ведущие артисты, крупнейшие теоретики и режиссеры циркового и эстрадного искусства сердечно поздравляли юбиляра. Поздравляли на том же манеже, где ежедневно занимаются ученики «дяди Коли». Еще накануне ранним утром первым пришел на репетицию молодой кубинец Гильермо Пастрана Исер. Заняв на манеже давно облюбованный уголок, он упорно повторял серию эквилибристических трюков на вольностоящей лестнице. Тут же рядом расположились его советские друзья — труппа акробатов на турниках с подкидными досками. Режиссер внимательно наблюдал за своими подопечными, не пропуская ни одного неточного движения, ни одной самой «безобидной» ошибки. Такую настойчивость, упорство, одержимость Бауману привили в этих же стенах пятьдесят с лишним лет назад, когда он сам постигал азы цирковой премудрости. А потом начались гастрольные поездки эквилибриста и жонглера Николая Баумана по циркам страны и, конечно же, увлекательные встречи с выдающимися мастерами арены тех лет. Артисту довелось участвовать в пантомимах, где главные роли исполняли Виталий Лазаренко и братья Танти. Николай Эрнестович вспоминает, как к ним на репетиции приходил Владимир Маяковский. Да, жизнь артистов советского цирка до краев была наполнена творчеством: сколько у всех было замыслов, задумок, сколько интересных начинаний! И все это прервала война... С первых же дней и до конца войны Николай Бауман служил на флоте. Уничтожая фашистов, моряк не забывал и своей мирной профессии — в минуты отдыха корабельная команда смотрела «свой собственный цирк». С 1947 года Н. Бауман преподает в ГУЦЭИ. Его диапазон как режиссера и педагога необычайно широк. Он готовит жонглеров, эквилибристов, акробатов, воздушных гимнастов. Многие ученики Николая Эрнестовича стали признанными мастерами цирка. Среди них эквилибристы Костюк, Манукян, Андроновы, гимнасты Э. Анзорге и В. Голиков, жонглеры Грачевы, Е. Хромов и другие. Опираясь на свой практический опыт, Бауман написал две книги: «Искусство жонглирования» и «Эквилибристика». Начата им и третья — «Эстрадно-цирковые сценарии». Да никак не хватает времени закончить ее, ибо почти все свободное время режиссер и педагог отдает своим ученикам, которым так нужны мудрые, строгие, придирчивые и вместе с тем такие добрые замечания их «любимого дяди Коли». 3. ЮРЬЕВ

Прикрепленные изображения

  • 666969.jpg


#7 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21400 сообщений

Отправлено 09 December 2019 - 17:41

Цирк улыбается Вы, конечно, любите цирк, но, скажите, приходилось ли вам слышать ...как супруги-артисты научились хорошо жонглировать лишь после того, как поссорились и бросили друг в друга по паре столовых сервизов да еще по десятку предметов домашнего обихода, ...как самолюбивый дрессировщик перестал выводить на манеж ученую лошадь только потому, что в домино она играла лучше его и всегда первая кончала на «пусто-пусто»,   ...как с помощью сбежавшего из цирка носорога один ловкий человек достал импортный спортивный костюм, попал на прием к зубному врачу без очереди, вернул давно взятую приятелем в долг десятку и уладил еще кое-какие бытовые неурядицы, ...как иллюзионист добился руки любимой женщины, мановением своей собственной руки превратив своих соперников в невидимок? Не слышали? Тогда, чтобы познакомиться с этими и другими необыкновенными забавными историями, прочтите вышедшую в библиотеке «Огонька» книжку известных юмористов Е. Елина и В. Ка-шаева «Цирк улыбается». И вы тоже не только улыбнетесь, но и поверите в то, что случаи, о которых рассказывали соавторы, могли произойти в действительности. И не только потому, что манеж — это место, где свершаются порой удивительные чудеса, но еще и оттого, что писатели, хотя и изрядно преувеличили, положили в основу своих юморесок явления и события органичные для цирка. А прием, с помощью которого они чаще всего достигают комического эффекта, — гротеск тоже свойствен цирку, и это немало способствует успеху книги. Есть в ней рассказы и просто веселые. Прочитав их, читатель не только улыбнется, но и наверняка похохочет. И действительно, разве не смешно, когда дрессировщик, научивший коз писать («Склочный характер»), становится жертвой анонимки, присланной рогатыми артистами в дирекцию. Комична и история безбилетника, затеявшего в поезде дискуссию о клоунаде с тем,' чтобы вовлечь в нее контролеров и избежать штрафа.. Не чужда Н. Елину, В. Катаеву и сатира. В «Диалоге» они едко обличают цирковых критиков-вульгаризаторов, а в «Три плюс два» — невежественных, псевдоученых рецензентов. Надо отметить, и отнюдь не для баланса, кое-какие промахи в книге. Вряд ли, например, тактично строить юмористический рассказ на таком драматическом для цирка эпизоде, как срыв гимнастки с трапеции («Ох, эти женщины»), любые комические ситуации и остроты не спасают в этом случае от неудачи. Как людям, постоянно пишущим о цирке, Н. Елину и В. Катаеву надо бы также знать, что в советском цирке сеансы гипноза давно не проводятся, а коли они уже решились на такой домысел, то никак не следует путать гипнотизера с телепатом («Феномен природы»). Но в каком цирковом представлении, даже самом удачном, не бывает «накладок»? И поэтому не будем излишне строги к авторам, подарившим поклонникам арены книжку изобретательную, веселую, проникнутую в целом подлинно цирковой атмосферой. ВИК. МАРЬЯНОВСКИЙ



#8 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21400 сообщений

Отправлено 09 December 2019 - 17:50

Магнитогорский Чарли Чаплин Хлещет проливной дождь. Порывы ветра валят с ног. Он бежит в цирк на представление, торопится, спешит и, кажется, опаздывает к началу. Он слышит второй звонок... Одевается и никак не может одеться. Гримируется, но грим не получается. Но вот, кажется, одет и загримирован: котелок, усики, кургузый пиджачок, большие стоптанные ботинки. Очень похож на Чарли Чаплина. Можно выходить на манеж. Но...выходить не нужно. Это всего лишь сон. Время, когда он ежедневно выступал перед зрителями, все дальше и дальше уходит в прошлое. И все реже и реже приходят эти беспокойные сны, в которых бежишь в цирк, опаздываешь, не успеваешь к началу... Он проработал в цирке около полувека. Но вот уже несколько лет, как покинул манеж, привык и смирился с положением пенсионера. Недавно ему исполнилось семьдесят лет. Коверный клоун Евгений Бирюков объехал почти все города Советского Союза. Некоторые посетил по нескольку раз. Побывал на гастролях в Болгарии, Монголии, Чехословакии, в странах Африки. Но с особенным волнением вспоминает о своей работе в Магнитогорске. Город только начинал строиться, и юность артиста совпала с юностью города. А начало его трудовой деятельности — с большой всенародной стройкой. Вот один из многочисленных рассказов Евгения Яковлевича. — Отдыхал я недавно на Черном море, в поселке Николаевка. Сижу на берегу на надувном матрасе под зонтиком, как и полагается пенсионеру. Светит солнышко. Плещет море. Не помню о чем думал, но не о работе, не о цирке. Любуюсь, наблюдаю. К берегу подошел катер. Шурша, ткнулся в песок. С носа бросили трап. В белых костюмчиках и белых шапочках с радостными криками, как стая громкоголосых чаек, по трапу на берег сбежали дети. Ветер и волны стали постепенно разворачивать опустевший катер бортом к берегу, и я прочел его название — «Магнитогорск». И воспоминания юности сразу возникли передо мной, как самая ощутимая реальность. ...Вижу, как сейчас, в антракте в фойе магнитогорского цирка, окруженный внимательными зрителями, стоит поэт Борис Ручьев. Громко, взволнованно читает свои стихи о Магнитке. Поэт заканчивает чтение. Наступает моя очередь, и я с шутками и прибаутками успешно распространяю среди зрителей облигации государственного займа. После представления, несмотря на то, что общежитие находилось в двухстах метрах от цирка, всех артистов через непролазную грязь перевозили на телегах. Если я задерживался в цирке и не успевал вместе со всеми на телегу, то добирался до нашего барака на широких охотничьих лыжах. Вспоминается невероятно бурное развитие Магнитогорска. И во всем этом участвовали и мы, артисты цирка: то выходили на субботники, то давали шефские концерты. Вот построили новый цех, задули новую домну, открыли первый клуб, пошел первый трамвай. В Магнитогорске в то время было очень много «первого». И в моей жизни случилась первая голубоглазая любовь, единственная на всю жизнь... Когда мы с Галей вышли из загса, то услышали, как один из сидевших на заборе мальчишек прокричал: «Ребята, сегодня пойдем в цирк. Бирюков будет рассказывать, как он женился!» Евгений Бирюков гастролировал в Магнитогорском цирке четыре с половиной года подряд. Не четыре с половиной сезона, а именно четыре с половиной года! И зиму и лето. Жители Магнитогорска настолько привыкли к Бирюкову, что считали его своим коренным магнитогорцем. Подтверждением этому служат такие интересные встречи. Много лет спустя при переезде из одного города в другой Бирюков на какой-то станции выскочил на перрон купить газету. Его окликнул взволнованный женский голос: «Товарищ Бирюков! Евгений Бирюков! Можно вас на минуточку?» Возле киоска стояла женщина с двумя детьми — мальчиком лет двенадцати и девочкой лет восьми. Женщина сказала: «Дети, познакомьтесь, это клоун Евгений Бирюков, наш магнитогорский Чаплин. Это о нем я вам так много рассказывала». И продолжала, обращаясь к Бирюкову: «Извините, пожалуйста, я понимаю, у вас совершенно нет времени. Но уж такой случай! Вы помните Магнитку начала тридцатых годов? Я была тогда маленькой девочкой, такой, как сейчас моя дочь. Помните, город только начинал строиться. У нас был театр кукол, кинотеатр и цирк. Спектаклей в театре было очень мало. Для нас, детей, самым большим праздником было посещение цирка. Не удивляйтесь, что я так хорошо помню ваше имя и фамилию. В моем детском дневнике, который я храню до сих пор, на одной страничке наклеена статья о цирке с вашим портретом. Как хорошо, что мы с вами встретились!» Бирюков внимательно слушал и взволнованно повторял: «Помню — помню...» А была и такая встреча. Группа магнитогорских рабочих сопровождала поезд с оборудованием для какого-то завода. В Казани состав переформировывался. Сопровождающие, коротая время, бесцельно бродили по привокзальной площади. Вдруг их внимание привлек цирковой плакат с большим портретом. На плакате было начертано: «Весь вечер на манеже Евгений Бирюков». — Братцы, — закричал один из рабочих, — узнаете? Это же наш магнитогорский Чаплин! А ну, пошли в цирк! И вот они, до этого не знакомые Бирюкову люди, пьют с ним чай в общежитии Казанского цирка. Идет горячий разговор. Конечно, о Магнитке. Такой разговор может быть только между земляками, которые очень давно не встречались. К тому времени, когда Евгений Бирюков начал выступать в качестве коверного клоуна, он уже владел многими жанрами. Был турнистом в труппе Ольтенса, прыгал на батуте в номере Сергея Цастея, летал в воздушном полете Зеликова, работал под куполом на «рамке» с гимнастическими кольцами, был и неплохим наездником. И все эти навыки очень и очень пригодились ему в новом амплуа. В 1973 году в городе Шауляе состоялось последнее выступление коверного Евгения Бирюкова. Исполнена последняя клоунская реприза, и на манеж вышла вся труппа. Самые теплые слова говорили артисты в адрес ветерана, покидавшего любимое поприще. Было торжественно и немного грустно... После представления, когда . зрительный зал опустел, первые ряды партера заполнили артисты. Барьер арены по всему кругу был застелен разноцветными скатертями и уставлен угощениями. Барьер превратился в праздничный стол. Бирюков вышел на середину манежа, сделал подчеркнуто широкий жест и громко произнес: «Прошу всех к барьеру!» Это был его последний экспромт на манеже. У Евгения Яковлевича, как и у многих цирковых артистов, имеются альбомы, заполненные фотографиями. Хранятся в них также рецензии и отзывы. Вот выдержка из отзыва, который оставил Алексей Толстой, присутствовавший в 1940 году на представлении в Кисловодском цирке: «...Талантлив и остроумен Евгений Бирюков». В цирке сейчас работает сын Евгения Яковлевича — Юрий Бирюков. Он жонглер, акробат, дрессировщик лошадей. В 1975 году Юрий с отличием окончил заочное отделение режиссерского факультета ГИТИСа. Хочется верить, что мы скоро увидим его новые интересные работы. И. ФРИДМАН, С. КУРЕПОВ







Темы с аналогичным тегами Советский цирк. Июль 1979 г., Советская эстрада и цирк.

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

  Яндекс цитирования