Перейти к содержимому

9-й Международный цирковой фестиваль в Жироне (Испания)
подробнее
Глава «Росгосцирка» Владимир Шемякин дал интервью сайту русциркус
подробнее
С наступающим Новым 2020 годом!
подробнее

Фотография

Журнал Советская эстрада и цирк. Октябрь 1979 г.

Советская эстрада и цирк Советский цирк. Октябрь 1979

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 11

#1 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 901 сообщений

Отправлено 13 Декабрь 2019 - 17:19

Журнал Советская эстрада и цирк. Октябрь 1979 г.

Прикрепленные изображения

  • 001.jpg
  • 002.jpg
  • 003.jpg
  • 004.jpg
  • 005.jpg
  • 006.jpg
  • 007.jpg
  • 008.jpg
  • 009.jpg
  • 010.jpg
  • 011.jpg
  • 012.jpg
  • 013.jpg
  • 014.jpg
  • 015.jpg
  • 016.jpg
  • 017.jpg
  • 018.jpg
  • 019.jpg
  • 020.jpg
  • 021.jpg
  • 022.jpg
  • 023.jpg
  • 024.jpg
  • 025.jpg
  • 026.jpg
  • 027.jpg
  • 028.jpg
  • 029.jpg
  • 030.jpg
  • 031.jpg
  • 032.jpg
  • 033.jpg
  • 034.jpg
  • 035.jpg
  • 036.jpg


#2 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 901 сообщений

Отправлено 13 Декабрь 2019 - 17:45

Впервые на БАМе

В этом сезоне на манеже Иркутского цирка был показан крупнейший иллюзионный аттракцион «В мире чудес», который возглавляет заслуженный артист РСФСР и Северо-Осетинской АССР Эмиль Кио.

 

За два месяца участники коллектива дали сто представлений, в которых было все. Все, кроме одного: на ста представлениях не было ни единого свободного кресла. Аншлаг — вот неизменный спутник этих гастролей.

Если спектакль — праздник для зрителей, то для работников манежа он естественная среда обитания, их каждодневная жизнь.

Что же происходило в Иркутске и Иркутской области в «каждодневной жизни» этого коллектива кроме показа программы в стационаре? Если перечислить просто, без комментариев, то можно назвать и встречу со зрителями Домостроительного комбината, и теплый прием, оказанный артистам работниками треста «Востсибэлектросеть», и поездки к труженикам сельского хозяйства колхозов «Путь Ильича», «Знамя Ленина», «50 лет Октября», и выступления перед воинами Иркутского гарнизона.

И вдруг предложение: дать представление строителям БАМа. Надо ли говорить, с каким эмоциональным подъемом встретили его все работники манежа. Первопроходчики, трассовики, рисковые ребята... Их трудная «железная» работа чем-то близка и артистам цирка. «Здесь трудятся с полной отдачей», — так могут сказать и те и другие.

И наконец, как говорится, «цирк приехал». Приехал — это, конечно, легко сказать. И с реквизитом и с самими артистами было много трудностей, прежде чем их доставили в Северобайкальск. Грузы, как и ожидалось, оказались труднотранспортабельными. Но проявили инициативу руководители треста «Востсибэлектросетьстрой» управляющий Н. Петров и главный инженер А. Кобыш. Таким образом возник маршрут — до Нижнеангарска на самолетах АН-24 и АН-2, а далее — автобусом. Правда, не со всеми остановками, а прямиком — до Северобайкальска.

И вот уже встречи. Вот уже начальник самого сложного участка трассы Л. Головко рассказывает дорогим гостям о работе. О той работе, о которой они и знали и читали, но все, как говорится, из вторых рук. А тут — из первых!

Три дня продолжалось то, что позднее официально назвали творческой встречей. Взрослые, дети — более тысячи зрителей посмотрели первую цирковую программу на БАМе: воздушные гимнасты — Светлана и Эдуард Резниковы, эквилибристы — Алла Клевцова и Павел Коновалов, жонглер — Борис Евграфов, танцакробаты — Александр Дробышевский, Светлана Ларионцева, Юрий Дудов и Виталий Гладышёв.

Все это — прямо там, на трассе. Это и многое другое, что образует понятие «большое цирковое представление». Разумеется, как и в каждом добром, большом цирковом спектакле, был и «гвоздь программы»: выступление и встреча с Эмилем Эмильевичем Кио.   

Его мастерство, давно уже не нуждающееся ни в какой рекламе, конечно же, вызвало самые восхищенные отзывы строителей БАМа.

На заключительных гастролях аттракциона «В мире чудес» (уже на манеже Иркутского цирка) были грамоты, были памятные значки и сувениры. Но самым главным, пожалуй, явился взаимный девиз: от бамовцев — артистам цирка, от мастеров манежа — бамовцам: «Здесь трудятся с полной отдачей!»

Во время последнего представления, которое смотрели и бамовцы, директор государственного Иркутского цирка Владимир Борисович Петров в заключение сказал: «Крепнуть шефским связям работников манежа и строителей БАМа!»

В. КАПЧЕВСКАЯ главный администратор Иркутского цирка



#3 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 901 сообщений

Отправлено 13 Декабрь 2019 - 19:53

Красноречивое молчание клоунов

В издательстве «Искусство» готовится к печати книга Сергея Макарова «С ними приходит праздник» — она посвящена творческому содружеству Юрия Никулина, Михаила Шуйдина и Татьяны Никулиной.


Мы предлагаем нашим читателям главу из этой книги. В ней рассказывается о нелегких поисках и удачных обретениях клоунского трио, которое в тот период находилось в начале своего творческого пути.

Мимическое искусство, в области которого повели поиски Юрий Никулин, Татьяна Никулина и Михаил Шуйдин, издавна было неоднородным. Существовала, например, танцевальная пантомима. Она зародилась в культуре первобытного общества и сохранилась в плясках и танцах многих народов. Ей свойствен ритмически организованный условный жест. Иного характера классическая пантомима, уходящая корнями в зрелищные представления Древней Греции и Рима. В ней действие соединяется с песней, музыкой, стихотворным текстом. Акробатическая пантомима берет истоки в спектаклях восточного театра. Прыжки, жонглирование и канонические жесты составляют основу этой разновидности жанра. С творчеством Чарли Чаплина связаны традиции английской пантомимы. Из ее недр вышли замечательные клоуны Джо Гримальди, Лоуренс и Редиша, Хенлон Ли, труппа Карно, где начинал сценический путь маленький Чарли. Последними приверженцами английской пантомимы на арене выступили братья Фрателлини и Грок. Это направление в мимическом искусстве строилось на эксцентрических ситуациях, алогичных поступках персонажей, неожиданной игре с преувеличенным реквизитом.

Мастера французского театра Шарль Дюллен и Этьен Декру, изучив наследие выдающегося мима Жана Кашпара Дебюро, разработали азбуку беспредметной пантомимы. Этот вид искусства приобрел особую популярность с выходом на экраны фильма «Дети райка». Кинокартина рассказала о жизни и творчестве Дебюро. Роль мима сыграл талантливый драматический актер Жан-Луи Барро. Его выступление в кинопантомимах было столь успешно, что отдельные номера Барро воссоздал на театральных подмостках. В жанре беспредметной пантомимы действует на эстраде Марсель Марсо, а в цирке — Ахилл Заватта. Они не прибегают к реквизиту и декорациям. Лишь в исключительных случаях их номера идут в музыкальном сопровождении. Арсенал выразительных средств артистов — мимика, телодвижения и символичный, причем опоэтизированный жест.

Сценка «Маленький Пьер», исполняемая Никулиным и Шуйдиным, решалась в духе драматической пантомимы. Ее художественные принципы близки основам драматического искусства. Здесь применяются костюмы, бутафория, декоративное и музыкальное оформление. К этой разновидности жанра многократно обращался Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Он считал, что в пантомимах скрыта своеобразная чарующая прелесть.

В самом деле, будь то остросюжетная интермедия или масштабная постановка, они увлекают стремительно раскручивающейся интригой, напряженным действием. Пластика и мимика актеров эмоционально окрашены. Они выявляют душевное переживание героев. Жесты исполнителей конкретны, так как возникают в процессе совершения определенных поступков. Заметим, что наряду с театральными спектаклями в традициях драматической пантомимы создавались цирковые феерии. Но в силу того, что многие годы подобные произведения не появлялись на аренах, игровые приемы мимического искусства забылись. Поэтому Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину пришлось заново открывать и постигать законы красноречивого молчания.

Пантомиму «Маленький Пьер» вместе с другими клоунскими номерами партнеры показывали около шестнадцати лет. За это время сценка значительно видоизменилась. Артисты освободились от излишне загромождавшего манеж реквизита. Появились новые мизансцены, более выразительно оттенявшие действия персонажей. Опыт, приобретенный исполнителями, помог им открыть многие секреты драматической пантомимы. Так, они узнали, что мимическая сценка требует четкого обозначения места и времени действия. Занимательный сюжет должен развиваться плавно, динамично, нарастая от эпизода к эпизоду, при этом события логически вытекают одно из другого. Нельзя нарушать последовательность поступков, так как это затрудняет восприятие пантомимы и зрители могут потерять сюжетную нить произведения, запутаться в быстро меняющихся ситуациях. Важно, чтобы смешные трюки, насыщающие интермедию, не превращались в самостоятельные фортели, а были бы оправданы всей драматургией сценки. Поэтому их необходимо придумывать, исходя из точно обрисованных характеров персонажей.

Итак, постановочная группа «Маленького Пьера» вернула на арену древнейший цирковой жанр и доказала, что драматической пантомиме по силам решение актуальных тем. Арнольд Григорьевич Арнольд, увидев интермедию, воскликнул с присущим ему темпераментом:

— Великолепная вещь «Маленький Пьер»! Мы знаем, как трудно сделать пантомиму на современную тему, в которой должна быть известная романтика и элементы цирка!

Отмечая достоинства этой работы, Юрий Арсеньевич Дмитриев подчеркивал, что автору, режиссеру и артистам удалось создать злободневную сценку, в которой соединились яркая публицистика и буффонада. Таким образом, мимическая интермедия «Маленький Пьер» стала этапным явлением в истории отечественного цирка. Она раскрыла новые возможности, заложенные и в пантомиме и в клоунаде.

Прежде считалось, что только слово, произнесенное на арене, способно отразить современность, нести сатирическую мысль. И поэтому репертуар клоунов состоял в основном из реприз и сценок, построенных на диалогах. Действию в комических номерах отводилась второстепенная роль. Не случайно цирковые клоуны стали называться артистами разговорного жанра. Лишь в творчестве коверных Г. Лерри, А. Сергеева, X. Мусина, выступавших в облике Чарли, да Н. Антонова и В. Бартенева, действовавших в молодые годы в масках Пата и Паташона, продолжали сохраняться элементы беспредметной и драматической пантомимы. Особо следует сказать о Карандаше. Он, пожалуй, единственный из артистов, кто умело сочетал слово с пародийными мимическими миниатюрами. Большинство же клоунов отдавало предпочтение тексту.

На манеже появились исполнители, которые, стоя на одном месте и аккомпанируя себе на гитаре или мандолине, пели частушки, куплеты, веселые песенки, читали сатирические монологи. Яркого буффонного действия, как правило, в подобных номерах не было. Естественно, что рядом с такими выступлениями игровая пантомима «Маленький Пьер», созданная на актуальном материале, выглядела оригинальной и новаторской. Она заставила мастеров манежа пересмотреть свое отношение к традициям разговорного жанра.

Георгий Сергеевич Венецианов, долгие годы возглавлявший Ленинградский цирк и воспитавший не одно поколение клоунов, после просмотра пантомимы говорил: «Я считаю, что в цирке первейшая задача слова — это быть лаконичным, устремленным, точно бьющим в цель. Нас часто упрекают в отсутствии острого слова на манеже и упрекают, конечно, резонно. Однако мне кажется что вернее было бы упрекать в отсутствии острой выдумки, а не слова. Потому что острая выдумка может пользоваться словом, а может и не пользоваться им. Скажем, «Маленький Пьер» в постановке Местечкина. Ведь это политическая клоунада, хотя там нет ни одного слова. Так что клоуны не обязательно должны пользоваться словом».

Мнение Венецианова разделили многие артисты и режиссеры. Естественно, сценка, продемонстрировавшая новые качества пантомимы и клоунады, вызвала пристальный интерес профессионалов циркового юмора. Некоторые комики включили интермедию в свой репертуар. Справедливости ради отметим, что лучшими исполнителями пантомимы «Маленький Пьер» всегда оставались Юрий и Татьяна Никулины, Михаил Шуйдин.

Пресса хвалила интермедию. Анализируя сценку, критики особо останавливались на мрачной фигуре долговязого блюстителя порядка. В статьях отмечалось, что в игре Никулина угадывается не только характер полицейского, но и его биография. Подчеркивалось, что артисту удалось средствами буффонады и карикатуры создать социальный тип.

Никулин представал в облике медлительного, туго соображавшего, но старательного служаки. Беспрекословно подчиняясь старшему по званию, которого играл Шуйдин, неуклюжий, сутуловатый полицейский с маниакальным упорством преследовал храброго мальчишку. У блюстителя порядка было бессмысленное выражение лица. Глаза смотрели в одну точку. Движения он совершал как бы автоматически. Казалось, долговязый страж давно разучился думать и чувствовать. Он передвигался, словно робот. Полицейскому было безразлично кого ловить, за кем гнаться. Он бежал лишь потому, что получил приказ. Но уж если настиг бы свою жертву, то вцепился в нее железной хваткой. Тупоумный службист производил жуткое и одновременно смешное впечатление. Это была злая сатира на охранителей устоев капиталистического общества. Заметим, что, несмотря на шаржированный облик, Юрий Никулин действовал на манеже органично, с предельной убедительностью.

Окрыленные хорошими отзывами, партнеры решили подготовить новую сценку. По давно заведенной традиции отец Юрия Никулина Владимир Андреевич Никулин написал сценарий, назвав интермедию «Черный Том». Автор затрагивал две темы: борьбу за мир и расовую дискриминацию. Место действия пантомимы — один из американских штатов, в этой сценке были заняты три человека. Негритенка Тома, чистильщика сапог, играла Татьяна Никулина. Хозяина кабачка, доносчика, изображал Михаил Шуйдин. Роль хитрого, коварного шпика исполнял Юрий Никулин. Режиссером этого произведения вновь стал Марк Местечкин. Эта работа, как и предыдущая, создавалась в русле драматической пантомимы. Однако было между номерами и существенное отличие. Так, если «Маленький Пьер» решался от начала до конца в буффонном стиле, то сценка «Черный Том» была трагикомическим произведением. В финале главный герой, негритенок Том, погибал. Драматургическая развязка, наступившая внезапно, должна была по замыслу постановщиков вызвать сильнейший эмоциональный всплеск.

«На репетициях все получалось здорово», — вспоминал позже Ю. Никулин в статье «Не говоря ни слова», напечатанной в сборнике «Искусство клоунады». А в книге М. Местечкина «В театре и в цирке» читаем: «Готовя эту пантомиму, мы, откровенно говоря, не сомневались в успехе».

Исполнители, обладавшие опытом работы в пантомиме, репетировали ходко, с радостным предчувствием удачи. Разумеется, все понимали, что впереди будут возникать трудности, но провала никто не предвидел. И вот премьера.

На сей раз действие разворачивалось вокруг высокой афишной тумбы. Зрители неотрывно следили за всем происходившим на манеже, то замирая в напряжении, то смеясь. Ничто не предвещало неприятности. Подошел кульминационный момент. Негритенок, сраженный насмерть, упал... И вдруг в цирке повисла тягостная тишина. «Нам казалось, что конец будет впечатлять,— с горечью отмечал Юрий Владимирович в той же статье, — а вот публика была подавлена гибелью героя, в реакции зала чувствовалось разочарование».

Сопровождаемые редкими хлопками, партнеры покинули арену. Шелест рукоплесканий болезненно отозвался в душе исполнителей. Артисты пришли в смятение. «Мы не понимали, в чем причина неудачи, — рассказывает Никулин.— Противопоказан ли цирку драматический финал или же мы не сумели его правильно решить?»

В растерянности был и режиссер. Но с его точки зрения главная и серьезная ошибка пантомимы, предназначавшейся главным образом для детской аудитории, заключалась в том, что при создании номера не были учтены особенности психологии детей. Гибель храброго Тома, как и предполагалось, взволновала юных зрителей. А вот то, что она вызовет у ребят грусть, никто не ожидал. Стало ясно — сценка требовала незамедлительной переделки. Прежде всего перестроили конец пантомимы. В финале Том не умирал, а выходил победителем из схватки с хозяином кабачка и шпиком. Затем изменили характеры отрицательных персонажей. Теперь они были не глупыми, как игралось в первоначальном варианте, а злобными. Это делалось для того, чтобы на фоне антипатичных жестоких фигур, какими предстали шпик и хозяин, положительный герой сценки вызывал у зрителей еще большую симпатию. Надо сказать, что внесенные коррективы не избавили номер от недостатков. Публика по-прежнему холодно относилась к интермедии. Это вынудило партнеров отказаться от ее исполнения. Таким образом, «Черный Том» недолго продержался в репертуаре.

Однако анализ причин, по которым эта работа неожиданно обернулась творческой неудачей, несомненно, представляет интерес. Сначала попытаемся разобраться в вопросе, возникшем у исполнителей: «Противопоказан ли цирковому произведению драматический финал?» Обратившись к истории отечественного цирка, отметим, что в 1919 году в Киевском цирке известный режиссер Арнольд Григорьевич Арнольд осуществил постановку пантомимы «Мариетта» по собственному сценарию. Сюжет ее был несложен, но для цирка необычен. Влюбленный клоун ухаживал за воздушной гимнасткой. Она не отвечала ему взаимностью. Более того, девушка подшучивала над Рыжим. Приунывший весельчак молча страдал, стоически перенося насмешки. Внезапно наступала трагическая развязка: показывая воздушный номер, героиня срывалась с трапеции и разбивалась насмерть. Ее уносили с манежа. По словам Арнольда, в эти минуты в цирке наступала жуткая тишина. И вдруг она взрывалась диким хохотом клоуна. Участники представления пытались его успокоить, но безуспешно. И тогда артисты почти насильно уводили с манежа клоуна, бьющегося в истерическом смехе. После чего на арене появлялся шпрехшталмейстер и обращался к зрителям:
— Уважаемая публика! К сожалению, спектакль дальше продолжаться не может. Наш клоун сошел с ума

Понурив голову шпрехшталмейстер медленно покидал манеж. Затихал оркестр. Арена постепенно погружалась в полумрак. Музыканты, прекратив играть, складывали инструменты. Печальные артисты медленно уходили за кулисы...

Так, заметим, непривычно для цирковых зрителей заканчивалась пантомима «Мариетта». Несмотря на то, что поклонники манежа издавна приучены к бравурным, маршеобразным эпилогам, именуемым на профессиональном языке апофеозом, спектакль понравился публике. Пресса хвалила представление. Как утверждают очевидцы, имя «Мариетта» обрело огромную популярность в Киеве.

В начале 60-х годов Арнольд, возглавляя молодежный цирковой коллектив, загорелся мечтой восстановить забытую пантомиму. Он посвятил в свои планы участников труппы, в том числе автора этих строк. Судя по режиссерскому замыслу, Арнольд Григорьевич при возобновлении спектакля не намеревался менять трагедийной тональности последней сцены. Для него, очевидно, не существовало проблемы в том, имеет ли право цирковое произведение на драматический финал. Приходится лишь сожалеть, что Арнольд не довел творческой задумки до завершения. Второй раз пантомима так и не увидела света цирковых прожекторов. Но опыт постановки, думается, убедительно показывает, что пантомимический спектакль либо номер может завершаться самым различным образом, в зависимости от драматургического хода произведения.

Возвращаясь к разбору пантомимы «Черный Том», выскажем предположение относительно причин ее неуспеха. Вероятнее всего, что они заключались в неточном определении жанровой принадлежности сценки. Эта ошибка повлекла за собой неверный отбор художественных средств и приемов. Как известно, изобразительный строй произведения обусловливается не только темпераментом персонажей, обстоятельствами, в которых они находятся, но и жанровыми признаками пантомимы. Когда, к примеру, репетировали буффонную по своей сути интермедию «Маленький Пьер», то удачно найденный пластический рисунок соответствовал и содержанию пантомимы и ее стилистическим особенностям. Работая же над вторым номером, артисты и режиссер непроизвольно сохранили прежний характер жестикуляции. Однако на этот раз он не отвечал специфическим свойствам трагикомической сценки «Черный Том», которая, разумеется, требовала иной динамики жестов, иного эмоционального накала. В итоге номер не принес творческого удовлетворения артистам и не доставил радостных минут публике.

Забегая вперед, будет уместно отметить, что в зрелые годы Шуйдин и Никулины на собственной практике доказали возможность создания в цирке мимической интермедии с лирическим концом...

СЕРГЕЙ МАКАРОВ



#4 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 901 сообщений

Отправлено 14 Декабрь 2019 - 17:46

Ирбек Кантемиров о проблемах циркового искусства

Пятьдесят пять лет существует труппа джигитов «Али-Бек». Ее нынешний руководитель И. Кантемиров недавно отметил свой полувековой юбилей и сорокалетие работы на манеже. Мы публикуем статью Ирбека Алибековича, посвященную одной из актуальных проблем циркового искусства.


Меня, как и многих других людей, связанных с цирком, беспокоит наметившаяся за последнее время тенденция к снижению его посещаемости. Даже в некоторых городах, слывших не один год «цирковыми», где проблемы пустых кресел не существовало, сейчас зритель не всегда спешит попасть даже на более или менее добротную программу.

В чем же дело? Многие склонны видеть причину уменьшения популярности цирка в том, что публике якобы надоели дивертисментные программы и выход из положения будто бы только в создании сюжетных представлений или пантомим.

Так ли это? Думается, что появление постановок с сюжетным стержнем, цирковых феерий украсит наше цирковое искусство, сделает его более разнообразным, даст толчок к дальнейшему развитию, но это отнюдь не панацея от всех бед. Сколько было на манежах в 20—30-е годы различных пантомим, но они никак не заменяли дивертисментные программы.

Есть и такая точка зрения: хорошей посещаемости мешает телевидение. Дескать, зачем человеку идти в цирк, если все можно посмотреть по телевизору.

Это так — и в то же время не так. И сложность здесь заключается в том, что на голубом экране нам стремятся показать в основном все самое лучшее (и правильно делают). Но если телезритель видел, например, корд-де-парель в исполнении Валентины Сурковой, то, придя после этого в цирк и посмотрев подобный же номер, но в более слабом исполнении, безусловно, испытает разочарование. В программе могут оказаться и другие номера, которые не выдержат сравнения с показанными на экране. И через несколько дней все потенциальные зрители в городе будут знать, что представление в цирке не блещет оригинальностью, подобное, но в лучшем варианте, уже показывалось по телевизору, а потому не стоит зря тратить вечер.

Вот здесь-то, как мне кажется, и заложена первопричина того, что зритель начинает с недоверием относиться к цирковому зрелищу, не так охотно его посещает.

О том, что на манежах очень много номеров-близнецов, о том, что невзыскательные артисты не утруждают себя поисками нового, а идут по пути копирования и т. д., писалось уже не раз. Но возвращаться к этой теме приходится, потому что, к сожалению, это нездоровое явление не только не изживается, а, наоборот, ширится; оно затрагивает не только финансовую сторону работы цирка, но и наносит большой ущерб цирковому искусству в идейно-художественном отношении, снижает его уровень, тормозит его развитие.

Все начинается, конечно, с недобросовестности тех артистов, которые стремятся во что бы то ни стало побыстрее выпустить номер. Естественно, легче скопировать трюк, целый номер, не внеся в него ничего, чем создать что-то оригинальное или хотя бы расцветить выступление эффектным сюжетным поворотом, придать ему образность.

И хотя ведется контроль со стороны соответствующих отделов Союзгосцирка, вроде бы существует необходимое ведомственное сито, цирк все же наводняют слабые как в идейно-художественном, так и в техническом отношении номера, похожие друг на друга будто две капли воды.

Отчего же это происходит? Дело, видимо, в том, что на завершающем этапе, при выпуске номера, Союзгосцирк на его приемку делегирует одного своего представителя и при том зачастую недостаточно компетентного в данном жанре. И вот уже в цирковом конвейере появляется еще один серенький, без своего «лица» номер.

Пожалуй, в первую очередь сказанное выше относится к таким цирковым жанрам, как конный и дрессировка животных. А объясняется это тем, что конников и дрессировщиков ГУЦЭИ не выпускает, а некоторые руководители номеров, вместо того, чтобы самим брать учеников и воспитывать исполнителей, предпочитают переманивать сложившихся артистов из других трупп (кстати, труппа «Али-Бек» существует уже 55 лет, но за это время не включила в свой состав ни одного джигита из другого номера, а сама дала за эти годы цирку около 180 наездников).

Конечно, можно принимать в группу артистов из других номеров, но, приняв нового участника, руководитель обязан разучить с ним новый трюковой репертуар. Но этого почти не случается, а происходит, как правило, следующее: наездник приходит со старыми трюками и демонстрирует их. В результате произведения одного жанра становятся трафаретными, однотипными.

А бывает, что руководители вновь создаваемых трупп просто берут и механически копируют уже разработанные другими, иногда в муках рожденные трюки. Известно, что такие трюки, как «под живот», «под шею с завязанными глазами», «пирамида на двух лошадях с преодолением барьеров» и некоторые другие, были введены в цирковой обиход еще несколько десятков лет назад Алибеком Кантемировым. А ныне нет труппы джигитов, в репертуаре которых их не было бы. И зритель, чаще всего запоминающий не фамилию исполнителя, а его трюк, говорит после нашего выступления: «А это я уже видел». Разве не обидно нам, первооткрывателям этих трюков, слышать такой обращенный не по адресу упрек?

В результате такого нетребовательного отношения к себе и своей работе мы имеем сейчас на манежах шестнадцать групп джигитов, большинство которых повторяют репертуар друг друга. Дошло до того, что их сейчас по очереди приходится ставить на простой. И это при том «голоде» на конные номера в целом, который испытывает наш цирк.

Восемь лет назад в своем выступлении в журнале «Советская эстрада и цирк» (NS 8 за 1971 год) мне пришлось остановиться на недостатках, тормозящих развитие конных жанров. В ответе редакции руководство «Союзгосцирка», соглашаясь с постановкой вопроса, наметило ряд мер для того, чтобы выправить положение. К сожалению, как видно из вышеизложенного, с тех пор мало что изменилось, копирование трюков и номеров, в том числе и в конном цирке, процветает.

Что касается джигитовки, то, не ожидая кардинального решения всех вопросов, можно бороться с повторением трюков, с их копированием прежде всего целенаправленным распределением поголовья лошадей. Инспектора Союзгосцирка должны следить за тем, чтобы средства на приобретение животных предоставлялись в первую очередь тем, кто дает заявки на новые идеи и действительно их реализует. Пока же распределение поголовья идет довольно бессистемно. И лошадей получает не тот, кому они больше нужны, а тот, кто проявляет больше настойчивости, я бы даже сказал, настырности.

А для того, чтобы наглухо закрыть все лазейки для любителей легкой жизни на манеже, покончить с номерами-близнецами, Союзгосцирку надо принять ряд неотложных мер. Начать следует, видимо, с очень сложной, кропотливой и наверняка болезненной работы по отбору и снятию с «конвейера» амортизированных, неоригинальных, не имеющих своего «лица» номеров. А в дальнейшем неизмеримо строже подходить к выпуску нового в прокат, тщательно проверяя, действительно ли это — новое, а может быть, большинство трюков позаимствовано у других.

Недостатки, о которых говорится в статье, тем более обидны, что сейчас в системе Союзгосцирка существуют все условия для значительного повышения идейно-художественного уровня нашего циркового искусства, для создания ярких, впечатляющих номеров и аттракционов. Есть десятки удобных, хорошо оборудованных цирков, где предусмотрены все условия для плодотворной репетиционной работы, есть и несколько специальных постановочных цирков. Имеется широкая возможность привлекать к постановке нового репертуара режиссеров, художников, композиторов, писателей, поэтов, конструкторов, инженеров. В производственных комбинатах, хотя их деятельность и вызывает порой нарекания, можно заказать реквизит, костюмы. В конечном счете нам идут навстречу и в пополнении номеров животными. Существует, наконец, Всесоюзная дирекция по подготовке новых номеров и аттракционов, которая призвана сыграть решающую роль в деле обновления репертуара.

Все это обязывает и нас, артистов, сделать все, чтобы поднять советское цирковое искусство на новую, высшую ступень.

ИРБЕК КАНТЕМИРОВ, заслуженный артист РСФСР и Северо-Осетинкой АССР



#5 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 901 сообщений

Отправлено 14 Декабрь 2019 - 17:57

Слагаемые коллективного успеха

«Глазами молодых» — эстрадное обозрение артистов, — так значилось в афише.
 

Участники обозрения — выпускники Киевского эстрадно-циркового училища, и, видимо, потому столь разнообразна их программа. Помимо песен, танцев, юмористических монологов в ней представлены многие жанры эстрадного искусства, цирковые номера. Среди гостей столицы — танцевальная пара Людмила Новицкая и Вячеслав Борисов, артист балета Виталий Кулиш, жонглер Александр Брезицкий, бандуристка Галина Менкуш, артистка оригинального эксцентрического жанра Валентина Омельченко и многие другие.

Людмила Новицкая и Вячеслав Борисов стали дипломантами последнего VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады, последующие выступления украинских танцоров упрочили их успех. Успех, рассматриваемый и как признание незаурядного мастерства их руководителя — главного балетмейстера Укрконцерта Бориса Каменьковича.

Хореографическая картинка «Лентяи» и «Полька с выкрутасами» полны неистощимых выдумок и отличаются высокой исполнительской техникой.

Приятное впечатление осталось и от знакомства с другой ученицей Каменьковича — Валентиной Красноглазовой. В ее танцевальной картинке «А жизнь продолжается» преобладают элементы пантомимы, но вместе с тем это задорный, характерный танец. Солистка балета за несколько сценических минут перевоплощается в разные образы, что требует и умелого использования хореографических данных и большого актерского мастерства.

Однако в этом обозрении есть как удачи так и просчеты — организационные и творческие. Хорошо, если причины тех или иных ошибок «не от бедности, от щедрости души».

Инструментальный ансамбль «Ровесники» исполнял в концерте только аккомпанирующие функции. Безучастно, с полным равнодушием сопровождая выступления эстрадных артистов, участники ансамбля порой просто мешали их выступлению. Потому менее успешными, чем могли бы, оказались и выступления вокалистов Дины Таранович, Валерия Быкова, Веры Галушко и Николая Мельникова.

На афише имя режиссера не значилось, да и такового у программы давно уже нет. А ведь именно режиссер помогает каждому участнику концерта проникнуться духом общего дела, познать законы эстрадного искусства и в процессе репетиционной работы устранить недоработки.

Эстрадное обозрение «Глазами молодых» за восемь лет своего существования претерпело большие изменения. Почти полностью изменился состав его участников, то и дело меняется репертуар, наблюдается текучесть музыкантов, и сейчас у большинства из них лишь среднее специальное образование и никакой подготовки к сценической работе — об этом рассказали ветераны программы Невидничий, Красноглазова, Таранович и другие. Для занятий ансамбля в помещении Укрконцерта выделена небольшая комната, где занимаются — «от и до» и ни минуты больше — по строгому расписанию еще три музыкальных коллектива, и потому серьезная и кропотливая подготовка концертной программы практически невозможна.

— Что дают нам репетиционные периоды? — удивились артисты. — Да они бывают не чаще, чем раз в два-три года, и мы завидуем тем, у кого есть такое время для установления тесного контакта с постановочной группой, с композиторами, режиссерами..

— В Москве мы гастролируем второй раз в этом году, — заметил руководитель программы А. Попов. — И хочется надеяться, что подведение итогов московских выступлений поможет устранить наши просчеты. Высокая артистическая репутация, которой по праву пользуются мастера украинской эстрады, ко многому обязывает и артистов и организацию, которую они представляют.

Желание высказано определенно, но решающее слово, безусловно, за руководством Укрконцерта: именно от него зависит скорейшее устранение «маленьких» бед своего детища — обширного эстрадного обозрения.

А. ШАМИНА



#6 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 901 сообщений

Отправлено 14 Декабрь 2019 - 18:06

Юбилейная программа «Нам шестьдесят! Все в гости к нам!»

 

В этом году мы отмечаем 60-летие советского цирка.

Одним из первых в стране зимний юбилейный сезон открыл Московский цирк на Ленинских горах. Открыл тематическим представлением «Нам шестьдесят! Все в гости к нам!» Авторы его — Андрей Внуков и Ефим Карпманский.

...Огромный амфитеатр взрывается аплодисментами, когда на манеже появляется прославленный Карандаш; так же горячо принимают зрители комедийные сценки лауреата премии Ленинского комсомола, клоуна и дрессировщика Юрия Куклачева и забавные репризы коверных Анатолия Векшина и Константина Васильева.

Словом, в этой программе мы встречаемся с комиками трех разных поколений, имеем возможность сравнить различные школы и направления. Так же широко в этом дивертисменте представлены и иные жанры.

С увлечением следят зрители за работой эквилибристов на катушках Нгуен Там Тинь и Нгуен Зыонг Тхай (Вьетнам), за игрой с лассо и хлыстами артиста Исмаэля Моралес (Куба), восхищаются виртуозными трюками акробатов на подкидных досках Лукач (Венгрия), четкой работой дрессировщика лошадей Райнхарда Сиккоры (Германская Демократическая Республика), полным юмора выступлением дрессировщиков шимпанзе Барбары и Ежи Леуфа (Польша), искрометными трюками акробатов на моноциклах Бертис (Чехословакия), мастерством музыкальных эксцентриков Сегвари (Румыния) и эквилибристов на першах Младеновых (Болгария), изяществом пластических поз Зрден Чемек и Нарек Цецек (Монголия).

Принимая поздравления от коллег из социалистических стран, советские артисты со своей стороны рапортуют о достижениях нашего манежа.

Группа эквилибристов, возглавляемая народным артистом СССР Евгением Милаевым, демонстрирует сложные трюки.

Гимнастика под куполом всегда увлекает романтикой полетов и вдохновенным риском. Те же чувства владеют нами, когда мы видим запоминающиеся своей сложностью и красотой трюки сестер Ларисы и Марины Петровых и поистине уникальные вариации в воздухе братьев Юрия и Валерия Пантелеенко.

...От самого первого взлета акробатов с качелей веет такой удалью и лихостью, а первый же прыжок медведя вызывает такой безудержный смех, что зрители неотрывно следят за всеми перипетиями аттракциона, который на V Международном фестивале цирков в Монте-Карло завоевал гран-при — «Золотого клоуна». Аттракцион этот, созданный народным артистом РСФСР Венедиктом Беляковым, ныне возглавляет его сын Венедикт Беляков. В юбилейном представлении эту традицию преемственности хочется отметить особо.

«Горская легенда» — удивительно впечатляющий спектакль в спектакле. Конечно же, джигиты под руководством народного артиста Чечено-Ингушской АССР Тамерлана Нугзарова все свои захватывающие трюки проделывают в бешеном темпе. Но главное в «Горской легенде» — это все-таки мысль, направляющая и организующая действие, придающая ему высокий смысл.

И, наконец, о новом аттракциону Долорес и Мстислава Запашных. Талантливые работы этих артистов хорошо известны любителям цирка. И вот сейчас Запашные предстали перед нами в амплуа дрессировщиков хищников, они соединили, казалось, несовместимое — слонов и тигров. Удивительно мирное их сосуществование лежит в основе сюжета аттракциона. А отсюда — особые взаимоотношения дрессировщиков с животными.

Юбилейная программа «Нам шестьдесят! Все в гости к нам!» убедительно продемонстрировала большие достижения мастеров советского манежа и крепнущие дружеские связи с цирками стран социализма.

Г. Степанова



#7 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 901 сообщений

Отправлено 14 Декабрь 2019 - 18:27

Клоуны Наталья Лесникова и Юрий Червоткин

Цирковое искусство, рассказывающее человеку о нем самом, не может обойти и вечную тему Двоих. Она звучит в работах эквилибристов и гимнастов, акробатов и дрессировщиков, наездников и жонглеров.

 

020.jpg

Мечты о Прекрасной Даме не дают покоя и клоунам. Достаточно вспомнить великолепный «Бокс» покойного Леонида Енгибарова, выигранный благодаря цветку, брошенному на манеж женской рукой. Таинственной незнакомке, случайно замеченной среди зрителей, посвящена одна из лучших реприз Евгения Майхровского. Микрофон, превращенный в даму сердца Анатолием Марчевским, кружит ему голову, заставляя красиво мечтать...

И вот совсем недавно я впервые увидела на манеже их вместе — Прекрасную Даму и ее Обожателя...

Юрий появляется перед зрителем с черной лохматой собачонкой по имени Кузя, доверительно знакомит нас со своим четвероногим другом, усаживает Кузю на задние лапы, по-детски радуясь удавшемуся трюку, и тут выходит на манеж Наташа. Гордая, красивая, с величавой осанкой и тоже... с собачкой.

—    У вас девочка или мальчик? — обращается Наташа к Кузиному хозяину таким неподражаемо красивым сопрано, что Юрий на мгновение теряет дар речи. Наконец, проглотив комок, подступивший к горлу, поспешно сообщает срывающимся голосом:
—    У нас... пацан!

Боясь стать неинтересным, он неуклюже старается продемонстрировать Наташе незаурядные способности своей собаки, но Кузя никак не хочет понимать хозяина и даже сидеть на задних лапах не соглашается.

—    А наша Эсмеральда, — говорит Она голосом, от которого Он едва не падает в обморок, — все умеет.

И «модная», ухоженная, воспитанная Эсмеральда, пожалуйста, танцует и крутит кульбиты безотказно, как заводная.

Кузя словно окаменел. А Наташа, отыскав на манеже «зеленую травку», обращаясь к Эсмеральде демонстративно продолжает «пытку»:

—    Где наш газончик? Гуляем только на газончике.

И тут Юрий не выдерживает... Молодой человек шепчет на ухо Кузе, после чего оба подкрадываются к «газончику», и Кузя, улучив момент, «метит» травку как свою территорию. Наташа пытается негодовать, но уже поздно: юноша и девушка оказываются рядом, взгляды их теплеют, голоса сливаются. «Это наш общий газончик», — обрадованно решают они, уходя с манежа. А Эсмеральда и Кузя чинно «конвоируют» молодых людей. И зритель, аплодируя, долго еще продолжает улыбаться смешной и трогательной сценке, словно подсмотренной в жизни...

И вот уже Юрий с букетом цветов спешит на свидание... Увидев Наташу в сопровождении инспектора манежа, молодой человек поспешно прячет цветы в бумагу и всячески пытается отослать «третьего лишнего» за форганг. Наконец это ему удается, и, захлебываясь радостью, он преподносит букет Наташе. Та разворачивает сверток и с негодованием отбрасывает оказавшуюся в нем метелку. Униженный и растерянный, глядя вслед удаляющейся девушке, Юрий прижимает злополучный подарок к своему горячему, любящему сердцу, и голые ветви покрываются огромными алыми цветами.

...Наталья Лесникова и Юрий Червоткин делают только первые шаги в клоунаде. За плечами молодых артистов Ленинградский театральный институт. Правда, до поступления в вуз Юрий окончил цирковое училище и работал эквилибристом. И вот недавно артисты вышли на манеж вместе.

Первой работой, показанной зрителю, стала буффонада о том, как ослепленная чрезмерной любовью к собственному чаду, неумная мамаша (Червоткин) своим «воспитанием» методично уродует «нервного мальчика» (Лесникова). Эта сценка неплохо принимается зрителем. Мне довелось посмотреть и детский спектакль «Веселые человечки в гостях у индийских слонов», поставленный Червоткиным на манеже Минского цирка. В этой забавной сказке Наталья сыграла центральную роль Буратино, а Юрий старуху Шапокляк.

Вспоминая все виденное, я с удовольствием говорю о безусловной артистичности, обаянии артистов, хорошо поставленных голосах, немалых способностях, позволяющих исполнять различные роли. Но, мне кажется, именно широта творческих возможностей может сыграть с молодым дуэтом злую шутку, которая помешает им вырастить то оригинальное, свое, что они принесли на манеж. Думается, они нащупали свой путь именно в репризах о Прекрасной Даме. Их талант тяготеет к лирике. Артистам удается в трудных условиях манежа с мудрой улыбкой рассказывать об интимных переживаниях человека. Наверное, на этом пути им и нужно искать весь свой репертуар.

Может быть и репризу, в которой Юрий демонстрирует эквилибр, использовать в том случае, когда нужно «драться» за любимую: смотри, мол, какой я ловкий, смелый — и все это ради тебя.

Во всяком случае, несколько сценок, уже имеющихся в их репертуаре, при небольшой доработке вполне выстраиваются в цирковую повесть о Двоих. Думается, это была бы очень интересная работа. Главное уже найдено — определились характеры, решен грим, костюмы. Он — милый, славный молодой человек, попадающий в комичные ситуации на пути к своему счастью. Она — современная молодая девушка, знающая себе цену, любящая преклонение, ждущая настоящего чувства.

И сколько интереснейших историй могут рассказать о себе эти Двое, если помочь молодым артистам продолжить начатую ими повесть.

И. СИМОНОВА



#8 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 901 сообщений

Отправлено 14 Декабрь 2019 - 19:25

Трио эквилибристов Байдиных

Легкость, изящество, головокружительный темп — подобные слове, согласитесь, не так уж часто услышишь в применении к такому номеру, как эквилибр с першами. Ему в большей степени свойственны статичность, неторопливость, основательность в подготовке и подаче каждой трюковой комбинации, строгое и даже порой несколько чопорное поведение артистов на манеже.


Но вот номер, который во многом опрокидывает понятия, сложившиеся об этом жанре, — трио эквилибристов Байдиных.

Молодые артисты работают стремительно, даже с некоторой долей озорства.

Обычно, когда нижний балансирует перш, он как бы подчеркивает трудность исполняемого трюка. А Юрий Байдин, наоборот,  — не то что не подчеркивает сложность своей работы, но, держа на плече перш, на котором партнерша исполняет гимнастические комбинации, танцует! Да, именно танцует. Веселый зажигательный танец в стиле «диско». Причем танцует непринужденно, в такт музыке. Под стать ему и партнерша — Татьяна Байдина, работающая столь же уверенно.

Вторая комбинация: Юрий Байдин балансирует на лбу перш, а Виктор Максимов исполняет на его вершине — «копфштейн», а затем вращение на одной руке, И снова продолжается веселый, ритмичный танец.

И, наконец, последняя комбинация: Юрий Байдин держит на плече перш, на вершине которого Виктор Максимов вращается на одной руке, а Татьяна Байдина на специальном откосе исполняет «крутку в зубнике». Но здесь танцевальных движений, конечно же, меньше. Все-таки дает о себе знать сложность исполняемого.

Вот и весь трюковой репертуар Байдиных, исполненный стремительно, практически без пауз. А что греха таить, в некоторых номерах их коллег паузы между комбинациями порой бывают просто томительны...

Родилось это трио в стенах ГУЦЭИ. Его руководитель Юрий Байдин, фамилию которого по традиции носит весь номер,— потомственный цирковой артист. Его отец — известный в прошлом клоун и музыкальный эксцентрик Василий Байдин; а по материнской линии он принадлежит к одному из самых старинных цирковых родов, его мать — Эльвира Демаш, работавшая в прошлом вместе с мужем номер музыкальной эксцентрики, представительница четвертого поколения прославленной цирковой династии. Так что выбор профессии для Юрия Байдина был предопределен еще в детстве.

Поначалу в училище его привлекали более темповые цирковые жанры. Но со временем он «заболел» першами. Его кумиром был и остается по сей день Андрей Симадо.

Номер Байдиных выпущен из стен училища в 1974 году. Тогда молодые артисты работали в «русском» плане: стилизованные костюмы, музыка...

— Но со временем мы решили от этого отказаться, — рассказывает Юрий Байдин. — Русский стиль, как нам всем казалось, не был органичным для нашего номера. А идею «танцующего» нижнего подсказала мне мама, она и поставила этот небольшой танец. Помню как мы загорелись этой идеей: нам хотелось, чтобы номер был веселым и не похожим на другие.

Что ж, как мне кажется, молодым артистам это удалось. Трио Байдиных бесспорно отличается «лица не общим выражением», оригинальностью трактовки и подачи трюков. А это на сегодня не так уж и мало, если учесть, что в конвейере сейчас предостаточно номеров-близнецов, различающихся разве что фамилиями исполнителей.

И в заключение хочется пожелать молодым артистам, чтобы приятное свидание с москвичами, состоявшееся летом этого года в цирке-шапито (а оно нет-нет, да иногда все-таки балует нас приятными свиданиями), было не последним.

МИХАИЛ НИКОЛАЕВ



#9 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 901 сообщений

Отправлено 15 Декабрь 2019 - 10:48

Цирк — это всегда ожидание чего-то невиданного

«Никакое чудо не удивляет больше недели». Наверное, это так. Народная мудрость всегда права. И все же для цирка хочется сделать исключение.


Потому что цирк, как верно подметил старейший деятель арены Марк Местечкин, — это всегда сказка, это всегда ожидание чего-то невиданного. Только в цирке одно маленькое чудо, как бы играючи, переходит в другое. И это ощущение сказочности, удивительности, необыкновенности сохраняется маленькими и большими зрителями на всю жизнь. Без этого попросту нет цирка.

Какие же открытия сделали бакинские зрители в минувшем сезоне, какие сюрпризы их ожидали? Взять, скажем, последнюю программу. Безусловно, приятной была встреча с заслуженным артистом Армянской ССР Рафаэлем Акопяном. Двадцать семь лет работает он на арене, объездил почти весь Советский Союз, побывал во многих странах мира, но в нашем городе гастролировал впервые. И бакинцы по достоинству оценили этого актера. Искусство его — это синтез разных жанров. С партнером Павлом Карима Акопян демонстрирует оригинальный воздушный номер, удостоенный в свое время диплома на Всесоюзном смотре произведений циркового искусства. Уже одно такое выступление говорит о высоком мастерстве исполнителей. Но Акопян еще и коверный клоун, весь вечер веселящий зрителей. (В репризах артисту мягко и тактично подыгрывает его постоянный партнер П. Карима.)

Работает Акопян в амплуа клоуна-пародиста и должен уметь делась все, владеть всеми цирковыми жанрами. Я бы назвал его еще клоуном-тружеником, потому что многие его репризы — это плод долгой и неустанной работы. Например, для того, чтобы встать на коротенькую свободностоящую лестницу (обычно балансируют на более длинных, и это куда легче), потребовался год. А чтобы стоя на ней выполнить шуточный трюк с картошкой — пять лет. А какими виртуозными эквилибристами предстают перед зрителями Акопян и Карима в забавной клоунаде «Веселые индейцы»!

Приятной была встреча с акробатами-прыгунами Никобадзе, продемонстрировавшими целый каскад динамичных прыжков, с эквилибристами Викторией и Константином Виклюк, исполнявшими на вертикально стоящей мачте довольно сложные трюки. Например, подъем и спуск с першем. Правда, артистам все же следует поработать над расширением своего трюкового репертуара — их аппаратура таит в себе большие возможности.

Хочется отметить и работу музыкальных эксцентриков Тамары, Елены и Бориса Гринье. Они не только профессионально владеют множеством музыкальных инструментов, но и строят свой номер на сюжетной основе, как урок музыки.

Я перечислил несколько хороших номеров, и читатель может подумать, что программа, о которой я пишу, как раз и есть та сказка наяву, о которой говорилось в начале статьи. Увы, должен со всей откровенностью сказать, что встречи с чудом не состоялось. Ни в рецензируемой программе, ни в одной из других программ сезона.

И дело не только в том, что рядом с хорошими номерами нередко соседствовали проходные, несущие на себе отпечаток вторичности. В конце концов, в представлении не может быть все равноценным. Но здесь нас, любителей цирка, беспокоит элемент случайности, хаотичности при формировании этих программ. Составители их как будто забывают о необходимости соблюдать внутреннюю логику циркового представления, где действие должно развиваться по всем законам драматургии, то есть по восходящей — от экспозиции спектакля (парада-пролога) до его кульминации (аттракциона).

И тут упрек в первую очередь следует адресовать отделу формирования программ Союзгосцирка. О какой художественной целостности спектакля может идти речь, когда руководство Бакинского цирка иногда даже накануне премьеры не знает точно, кто же будет в ней участвовать? Нередко случается, что из-за непродуманного планирования артистам не.хватает времени на переезд из города в город и они прибывают в цирк спустя несколько дней после премьеры. А если и не опаздывают сами, то не могут включиться в представление из-за того, что их багаж еще в пути. Как же требовать от режиссера четкого построения программы, как может он поставить яркий, увлекательный парад-пролог, задающий тон всему представлению, когда в его распоряжении подчас не бывает порой даже одного репетиционного дня?

...На рекламных щитах нашего города долго висели афиши, извещающие о гастролях дрессировщика С. Бегбуди. Но он так и не приехал в Баку. Конечно, в программе могут произойти изменения. Но дирекция должна об этом узнавать заранее, дабы не оповещать зрителей о приезде интересного аттракциона, которого потом, к сожалению, на манеже не будет. Ведь публика, разочаровавшись однажды, в следующий раз уже с опаской станет приобретать билеты: вдруг опять не увидишь то, ради чего стремишься в цирк?

Все это должен учитывать отдел формирования программ.

К сожалению, невнимание с его стороны к запросам и возросшим вкусам зрителей полуторамиллионного столичного города проявляется и в следующем. Когда-то в старом, тесном и неудобном Бакинском цирке перебывали почти все цирковые знаменитости. Сейчас бакинцы имеют настоящий дворец циркового искусства, но многих известных мастеров арены они никак не могут у себя повидать. Ни разу не были у нас в гостях Николай Ольховиков со своей «Русской тройкой», обладатель «Оскара» Анатолий Марчевский, Нелли и Рустам Касеевы со своим аттракционом «Созвездие Большой Медведицы»... Да и дрессировщика слонов Сарвата Бегбуди, так и не доехавшего до нашего города, бакинцы будут тоже рады у себя увидеть.

Мне довелось беседовать со многими зрителями, в прошлом ревностными любителями цирка, а в последние годы заметно охладевшими к нему. Все они сетовали на то, что программы стали уж очень будничными, непраздничными, а иногда и просто унылыми. Поэтому и идут они часто в полупустом зале.

Нынешний год — юбилейный для советского цирка, ему исполняется 60 лет. И поэтому зрители вправе ждать появления на нашем манеже лучших номеров, которые отражали бы достижения этого популярного в народе вида искусства. Таких номеров и цельных тематических спектаклей, которые покорили бы нас своим идейным пафосом, романтикой и заставили поверить в невозможное. Ведь цирк должен удивлять!

РАФАЭЛЬ ШИК



#10 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 901 сообщений

Отправлено 15 Декабрь 2019 - 11:05

Знакомьтесь: Зоя Захарова

Случилось так, что я успел в Куйбышев только на второе отделение программы «На арене — москвичи», руководимой заслуженным артистом РСФСР Мстиславом Михайловичем Запашным.

 

024.jpg

Началось оно с выступления воздушной гимнастки Зои Захаровой, артистки, которую я видел лишь на заре ее цирковой карьеры, когда она вместе с Е. Солохиной демонстрировала номер на аппарате, объединяющий корд-де-волан с корд-де-парелем.

На этот раз Захарова начала выступление тоже с трюков на корд-де-парели, и столько было в ее исполнении подкупающей мягкости, лиричности, что публика сразу же зааплодировала. Впрочем, корд-де-парель оказался не более, чем своеобразной «увертюрой», вступлением к упражнениям на трапеции. Мы увидели весь набор трюков, которым владеют мастера этого жанра: закидки, ласточки, бланши, обрывы. Исполнены они были с куражем, в стремительном темпе, а главное, так элегантно, что искусство Захаровой поневоле вызывало уважение. А когда в финале грациозная фигурка актрисы в серебристом костюме прочертила в воздухе колесо из пятнадцати выкрутов, признание зала было безоговорочным.

Стоявший рядом Мстислав Михайлович, человек, как известно, беспощадно требовательный, не склонный понапрасну раздавать комплименты, одобрительно качнул головой:

— Артистка! — и добавил: — Труженица.

В его устах это, наверное, высшая похвала.

На следующий вечер приятным сюрпризом для меня было появление Зои Захаровой в первом отделении совсем в другом амплуа. На этот раз она вывела на манеж группу своих четвероногих питомцев: собак различных пород. Были среди них доги и пудели, сенбернары и эрдельтерьеры, пикинесы и просто симпатичные псы без явных признаков принадлежности к какой-либо «собачьей касте». Но все работали с такой, если это слово можно применить к животным, одержимостью, с таким упоением, что поневоле вызывали симпатии. Даже солидные, обычно довольно флегматичные доги с щенячьей резвостью бросались выполнять любую команду Зои.

Видя, как сенбернары Захаровой легко исполняют вольты и синхронно берут барьеры, дог Дима опрометью мчится на арену, неся в зубах чемоданчик с крохотным песиком, а карликовый пудель с такой «космической» скоростью крутит между ногами дрессировщицы «восьмерки», что она не успевает переступать через него, невольно заражаешься весельем этого искрометного номера. Апофеозом номера служит своеобразное шари-вари: девять собак — пудели и эрдельтерьеры — затевают такую азартную кутерьму на манеже, что не можешв уследить за ними.

Эффектен и финал: малютка Уголек проезжает через всю арену по проволоке на велосипеде.

— Я люблю свой номер, — говорит Зоя, — но настоящего удовлетворения он мне уже не приносит. Не секрет, что я получила его «в наследство» от Зинаиды Ярчевич, известной в свое время дрессировщицы, и хотя «омолодила» весь состав «труппы», кое-что переменила, но большинство трюков остались прежними. Сейчас я подобрала собак, начинаю готовить реквизит — собираюсь осуществить свою давнюю мечту: поставить иллюзионное ревю с четвероногими артистами.

Разговор заходит о той манере, в которой Захарова ведет свой номер.

— Полная раскованность животных, их неуемная жажда работать на манеже объясняется, видимо, тем, что я всего добиваюсь от собак лаской, вкусовым поощрением. Вообще наказывать собак, особенно пуделей, нельзя. Они от этого становятся трусливыми и их уже не заставишь сделать трюк. Кстати, меня часто спрашивают, почему я предпочитаю пуделей. Это очень смекалистые, подвижные собаки, нрав у них веселый, незлобивый, а «внешность» у них очень симпатичная.

Хочется отметить синтетический характер циркового амплуа Захаровой и ее артистизм. Мне ранее довелось посмотреть детский спектакль «Лампа Алладина», где она выступала в роли Рыжей Атаманши. Даже в коротких эпизодах артистка сумела найти выразительные комедийные штрихи.

Школу Захарова прошла основательную. За ее плечами техникум физкультуры, два года работы преподавателем физ-воспитания в школе. Потом Зоя поступает в ГУЦЭИ. В Минском цирке она дебютировала с номером на корд де волане, в финале которого был прыжок из-под купола с амортизатором. Затем гимнастка выступала, как упоминалось выше, в номере с Е. Солохиной, подготовленном под руководством известного педагога Николай Лаврентьевича Степанова.

О работе с животными Захарова подумывала давно. Но дело решил крохотный рыжий Кузя, приблудившийся к ней где-то на гастролях лет восемь назад (он и сейчас в номере — прыгает в маленькую рамку с двумя «очками»). Кузя так быстро научился по команде становиться на «оф», сидеть, лежать, прыгать, что Зоя уверовала в свои силы.

Мы уверены, что в недалеком будущем зрители увидят новую работу Захаровой и надеемся не будут разочарованы. Залог этого — трудолюбие артистки, ее неустанное стремление к совершенствованию.

ВИК. МАРЬЯНОВСКИЙ

оставить комментарий



#11 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 901 сообщений

Отправлено 15 Декабрь 2019 - 17:56

Наш замечательный педагог Леонид Шляпин

В 1937 году из циркового училища был выпущен номер «Акробаты-прыгуны с подкидной доской». В него «средним» входил Леонид Шляпин.

 

63.jpg

Он не был руководителем номера, но когда на репетициях возникали сложности, активно искал выход из затруднительного положения, предлагал, как лучше исполнить то или иное упражнение. Однажды Шляпин объявил, что хочет освоить трюк, который видел у акробатов на батуте, разумеется, изменив его, приспособив для подкидной доски. Вскоре молодой артист стал демонстрировать такое: в прыжке выкручивал переднее сальто, а затем — заднее и опускался на плечи партнера, стоящего вторым в колонне. Привлекало внимание зрителей исполнение Шляпиным двойного сальто-бланш — два раза он переворачивался в воздухе прогнувшись, что сложнее, чем сгруппировавшись.

Поиски, эксперименты прервала война, Шляпин ушел на фронт.

Ранения и контузия не позволили ему вернуться на манеж. В 1945 году Леонид Федорович становится педагогом циркового училища. К этому времени он закончил Центральный институт физкультуры и спорта. В училище преподавал гимнастику. Вспоминая с благодарностью, как много ему дали первые его учителя — С. Морозов, М. Ольтенс, В. Захарьин, Шляпин хотел возможно больше пользы принести своим ученикам. Занятия шли успешно. Вскоре ему доверили подготовку номеров.

Как и другие педагоги-режиссеры, Шляпин является и автором сценария, и тренером, и постановщиком. Произведения самых разных жанров, подготовленных Леонидом Федоровичем, могли бы составить две-три цирковые программы, в них бы участвовали акробаты-прыгуны, акробаты-вольтижеры, гимнасты на турниках, воздушные гимнасты, эквилибристы с лестницей и т. д. Многие из поставленных им номеров получили известность, а их исполнители — высокое признание.

Леонида Федоровича отличает вдумчивое отношение к делу, стремление усовершенствовать учебный процесс. Он создал систему вспомогательных движений, которые помогают овладевать сложными упражнениями. Педагог добивается сознательного освоения учениками нового. Нередко Леонид Федорович предлагает своим подопечным обдумать решение трюковой композиции, фрагмент номера и радуется, если что-то из предложенного ими можно осуществить, пусть хоть самую малость. Он считает, это укрепляет веру молодежи в свои возможности. Основная задача Шляпина — развить у будущих акробатов, гимнастов творческое начало.

Одно время Шляпин проводил занятия по акробатике с любителями в ЦПКиО имени Горького. Приходили люди хорошо подготовленные, но у многих повторялись одни и те же ошибки. Свои наблюдения Леонид Федорович обобщил в статье «Ошибки гимнастов в акробатике» для газеты «Советский спорт». Это было его первое выступление в печати. Потом Леонид Федорович опубликовал более ста статей и сценариев номеров. Вышла его книга «Цирк любителей» для коллективов художественной самодеятельности и учебное пособие «Гимнастика». Им закончена работа над рукописью «Плечевая акробатика».

Надо сказать и о том, что Леонида Федоровича глубоко и серьезно интересует психология артиста. Беседуя со Шляпиным о номерах, которые он готовил, всегда отмечаешь, как увлеченно он говорит о характерах своих учеников, об их взаимоотношениях, о том, какой требуется подход к каждому из них:

— Один — способный, но зазнался, приходится его одергивать, а вот «верхний» — небольшого роста, отчего терпит насмешки, обиды, ему приходится делать замечания мягко, шутки в его адрес недопустимы.

Обстоятельно рассказывает о третьем, четвертом.

Занимает Шляпина проблема, как создать у артиста психологический настрой, необходимый для успешного исполнения сложного упражнения. Нельзя расслабиться, но недопустимо и излишнее напряжение. Леонид Федорович продумывает, как артисту обрести нужное внутреннее состояние во время репетиции, выступления и в те мгновения, когда тот демонстрирует трюк. Согласитесь, эти вопросы не менее важны, чем методика освоения упражнений.

Конечно, не случайно Шляпину поручали в училище возглавлять цикловые комиссии по гимнастике, потом по акробатике, а затем по выпускным номерам. Несколько лет назад Леонида Федоровича назначили художественным руководителем ГУЦЭИ. В этом сложном деле Шляпин не ограничивается своими служебными обязанностями, он просто не может не вмешаться, если видит, что занятия ведутся не лучшим образом, что ученики могут что-то не понять, неверно освоить.

Мы часто повторяем: «Режиссер умирает в артисте», то же самое можно сказать о педагогах. Когда ученик становится мастером, удостаивается высоких оценок, наград, часто ли мы вспоминаем о его учителях? А они отдали ученику свои знания, опыт, мысли, частицу своего сердца, годы жизни.

Недавно отмечалось 60-летие Леонида Федоровича Шляпина. Его поздравили и лично и по почте не только те, кому он готовил номера, но многие из выпускников училища, в чьей судьбе он принял участие, помог стать артистом. В день юбилея справедливо говорилось о большом вкладе Шляпина в подготовку артистов цирка.

К. ГАНЕШИН



#12 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 18 901 сообщений

Отправлено 15 Декабрь 2019 - 20:05

Григорий Ирмович Новак

 

post-39291-0-74939000-1385716399.jpeg

 

Имя Григория Ирмовича Новака известно любителям и цирка и спорта. Заслуженный мастер спорта Новак был первым советским чемпионом мира и десятикратным чемпионом Советского Союза по тяжелой атлетике. В свое время его называли «фабрикой рекордов».
Когда Григорий Ирмович пришел в цирк, он создал интересный номер, а потом аттракцион «Атлетическая поэма», в котором соединяются элементы атлетики, акробатики, гимнастики, эквилибра. Исполняются сложные трюки легко, иногда с юмором.
В этом году отмечалось шестидесятилетие известного артиста и спортсмена. Пройденный им путь богат разнообразными впечатлениями. Новак охотно делится ими. О том, что он выступает с устными рассказами о цирке и спорте, журнал уже писал. В любой аудитории Григорий Ирмович встречает внимательных слушателей. В основе его повествования события — героические и драматические, грустные и смешные, очевидцем, а чаще участником которых он являлся сам.
Предлагаем вниманию читателей несколько рассказов, с которыми выступает Григорий Ирмович.


НИКИТИН

Часто вспоминаю артистов старшего поколения, с которыми меня свела судьба. На моих глазах прощался с цирком заслуженный артист РСФСР Николай Акимович Никитин.

Еще до революции он был известен как замечательный жонглер на лошади. В советское время стал дрессировщиком лошадей. Случилось так, что на склоне лет ему пришлось ампутировать кисть правой руки. Правой рукой держат шамберьер. Для дрессировщика шамберьер то же самое, что палочка для дирижера. Николай Акимович сумел, действуя левой рукой, вновь овладеть шамберьером и продолжал выступать.

Ему было много лет. Он был болен. Как-то в один из вечеров Никитин сказал мне: «Сегодня я выхожу на манеж в последний раз». Мы, артисты, засуетились, хотели устроить ему проводы, но он попросил нас не беспокоиться.

После представления я не ушел из цирка. И вот что увидел. Поздно ночью, когда в зале горела лишь одна дежурная лампочка, Николай Акимович вышел на манеж. В руках у него был небольшой мешочек. Он взял горсть опилок, насыпал в мешочек и спрятал его под рубашку. Встал на колено, поднял край ковра, поцеловал его. Потом обошел вокруг барьера. Осмотрел пустые места, откуда ему аплодировали более шестидесяти лет. Через конюшню, мимо своих четвероногих питомцев Никитин ушел из цирка. Когда он ссутулившись шел к выходу, глаз его я не видел.

СВАДЬБА

Конечно же вы знаете народного артиста РСФСР Ивана Рубана. Я встретился с ним в Ленинграде, когда он выпускал на манеж группу смешанных животных. Предстояла премьера. Я спросил у Рубана:

— Тебе не страшно? Репетиция одно, а первый спектакль... Он посмотрел на меня, прищурился и честно сознался: — Страшновато. Но ведь со мной будет Потап.

Потап! Великолепный медведь. Иван Рубан взял его трехмесячным. Выходил, воспитал, научил трюкам. Берусь утверждать, что человек и медведь дружили. Потап частенько приходил на помощь дрессировщику. Если кто-нибудь из хищников, с которыми Рубан работал, не слушался, Потап заставлял его повиноваться.

Тогда же в Ленинграде молодые артист и артистка готовились сыграть свадьбу, причем по традиции в цирке. Каждый из нас, их товарищей, думал, что преподнести молодым.
Ко мне зашел Рубан и спросил:

—    Посоветуй, Гриша, что подарить?
—    Знаешь, Иван, — ответил я, — в старину было хорошее поверье, если медведь присутствует на свадьбе, то это приносит молодым счастье.

Иван ничего не ответил, но, как оказалось, не пропустил мои слова мимо ушей.

Свадьба праздновалась в столовой цирка. Веселье было в разгаре, когда в зал вошли Рубан и Потап в русской рубахе. Медведь шагал на задних лапах, в руках, то есть в передних лапах, держал букет роз.

Потап пересек зал и положил букет перед молодыми. Все зааплодировали. Медведь пошел обратно, но вдруг остановился около подсобного столика, на котором возвышался огромнейший торт. (Мы заказали его на кондитерской фабрике на свадьбу.) Потап вдруг сгреб торт. Окинув взглядом гостей и, убедившись, что никто не собирается Отбирать у него лакомство, видно, решил, что оно приготовлено для него. Он уселся на пол и под хохот всех собравшихся все съел.

РАНГО

Четвероногая артистка слониха Ранго много лет проработала в аттракционе под руководством народного артиста РСФСР Александра Корнилова. В расцвете сил, как говорится, ей пришлось покинуть манеж.

В один из летних цирков прибыл аттракцион «Слоны и танцовщицы». С работниками цирка я поехал на вокзал встречать слонов. Мы помогали выводить животных из вагонов. Тут-то и случилось непредвиденное. Когда слониху Ранго переводили через железнодорожное полотно, ее правая передняя нога попала между стрелок, и с нее сорвало ноготь. От неимоверной боли она трубила так, что было слышно по всему городу. После этого случая Ранго стала прихрамывать, ее отправили в один из цирков для лечения.

Артисты, которые выступали в этом городе или оказывались в нем проездом, навещали слониху. Кто приносил ей пачку сахара, кто буханку хлеба или еще что-нибудь. Она всех узнавала, по-своему благодарила за угощение.

Я наблюдал трогательную встречу Ранго, так сказать, с «партнершей» по аттракциону — акробаткой-танцовщицей Валентиной Россини. Громадная слониха хоботом нежно обнимала свою «партнершу», ласкала ее, сажала себе на голову, на ногу, качала на хоботе. Когда Россини собралась уходить, слониха жалобно затрубила, из ее маленьких глаз потекли слезы. Спокойно наблюдать эту сцену было невозможно.

Прошло три года, когда окончательно выяснилось, что Ранго больше не сможет выйти на манеж. Решили, что дальше держать ее в цирке нет смысла. Но за то время, пока она стояла на конюшне, к цирку пристроили новое помещение с низкими воротами. Все были в растерянности, как провести слониху, ведь рост ее — больше пяти метров.

Служитель, который много лет проработал со слонихой, успокоил всех:

— Не волнуйтесь, Ранго сумеет пройти, ведь она артистка цирка.

Когда настало время выводить слониху, служитель взял ее за хобот, подвел к воротам, а сам прошел вперед и позвал ее.

Ранго подошла, ткнулась в ворота лбом. Остановилась. Глаза ее забегали. Секунд пять она раздумывала, затем опустилась на колени, проползла под воротами, и, забыв, что у нее болит нога, побежала на вокзал. Видимо, думала, что едет на очередные гастроли.

Но она поехала в Рижский зоопарк.

И сейчас вокруг ее вольера толпятся люди от мала до велика. Ранго и там осталась артисткой цирка.

БЕГЕМОТ

В цирке много животных, и все они поддаются дрессировке — кто легче, кто труднее.

Бегемот — это, в сущности, большая свинья, как говорят. Но если к нему относиться по-человечески, он ведет себя не по-свински.

В Ленинградском цирке шло детское представление «Доктор Айболит». Вы помните Айболита — добрый человек, в очках, с бородкой, и понятно, что на артисте были парик, накладная борода, нос и очки. Доктора изображал народный артист Армянской ССР Степан Исаакян. Он руководит аттракционом экзотических животных. По ходу спектакля Исаакян лечил своих животных. Он заглядывал в пасть бегемота и якобы вырывал больной зуб. Подобный трюк демонстрировался уже около десяти лет: бегемот открывал рот, дрессировщик засовывал туда голову на две-три секунды. За это бегемот получал кочан капусты.

В каникулы — каждый день по три представления. Шел пятый день. Дрессировщик устал, и животные тоже. Когда Исаакян в очередной раз засунул голову в рот бегемота, парик и борода зацепились за клыки и остались внутри.

Если бы Исаакян поднял голову, то дети увидели бы уставшее лицо артиста без грима, и иллюзия спектакля пропала бы. Дрессировщик поступил иначе. Он верил своему животному и впервые за десять лет попросил его открыть рот во второй раз. Бегемот открыл. Исаакян засунул туда голову вместе с руками, надел свой парик и предстал перед детьми снова доктором Айболитом.

Все были довольны — зрители, дрессировщик, а особенно бегемот. Он получил в этот раз два кочана капусты.

ФЛАГИ

Мне повезло. Я был в первой после Великой Отечественной войны поездке за рубеж со спортивной делегацией и в одной из первых гастрольных поездок артистов цирка. Правда, С перерывом в одиннадцать лет.

Поездка, в которой я участвовал с цирком, была в Индию, Бирму и Индонезию.

Первое представление должно было состояться в Дели. В Индии стационарных цирков, как у нас в стране, нет. Мы выступали на стадионе. Соорудили манеж: засыпали круг в 13 метров глиной, опилками. Чтобы было к чему крепить аппараты воздушных номеров, лонжи, установили две мачты высотой в 18 метров.

Согласно международному праву, когда наши артисты приезжают в какую-нибудь страну, или когда к нам приезжают представители другой страны, вывешиваются два флага. В данном случае на высоких мачтах должны были поднять флаги Индии и Советского Союза.

Все было готово к началу премьеры. Собралось примерно семь тысяч зрителей. С минуты на минуту должны были прибыть работники Советского посольства, члены правительства Индии. И тут кто-то заметил, что индийский флаг закреплен, а наш нет. А все приспособления для подъема были уже сняты. Надо добавить, что жара стояла страшная — сорок градусов — и железная мачта раскалилась так, что до нее было страшно дотронуться.

Мы взволнованно обсуждали сложившуюся ситуацию. В этот момент ко мне подошел индийский парень лет двадцати — местный униформист. Он стал мне что-то объяснять жестами, указывая на красный флаг, который я держал в руках. Я понял — он хочет нам помочь. Юноша взял флаг, засунул себе под рубаху и полез по раскаленной мачте.

Как ему удалось, я не понимаю, но он взобрался наверх и закрепил флаг. Когда униформист спустился вниз, он попал в наши благодарные объятия.

Пришел переводчик — точнее, два переводчика. Один переводил с хинди на английский, другой — с английского на русский. Я спросил у юноши:

— Не страшно было?

Он ответил:

— Очень страшно, но мне хотелось помочь советским людям. Посмотрите, как красивы два флага — советский и индийский.   

Действительно красиво!

Нет ни одного континента, на котором не побывали бы советские артисты цирка, и всюду они с честью несли алый флаг Советского Союза.

 







Темы с аналогичным тегами Советская эстрада и цирк, Советский цирк. Октябрь 1979

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

  Яндекс цитирования