Перейти к содержимому

Фотодром Шираслана. Новое
подробнее
12-й Международный фестиваль циркового искусства «Золотой слон» в Жироне(12th International Circus Festival Gold Elephant in Girona).
подробнее
Животные в цирке- наша жизнь, наша самая большая любовь.
подробнее

Фотография

Журнал Советская эстрада и цирк. Июль 1982 г.

Советский цирк. Июль 1982 г. Советская эстрада и цирк.

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 7

#1 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21400 сообщений

Отправлено 23 March 2020 - 07:38

Журнал Советская эстрада и цирк. Июль 1982 г.

 

 

 

Многоцветье советского цирка

К последнее время, очевидно, в связи с повсеместной подготовкой к празднованию 60-летия образования СССР мысли мои все чаще возвращаются к проблеме национального цирка.

 

Изображение

К его обретениям и потерям, к периодам взлета и спада. Мне с детства нравилось глядеть на выступления артистов — узбеков, армян, латышей, грузин: они заметно отличались от наших мастеров арены, каждый отражал в своем номере дух народа, взрастившего его, национальные черты, характер, уклад жизни; я восхищался своеобразием их манер, их пластики, с интересом разглядывал покрой и расцветку их костюмов. Скажите, ну разве можно забыть Акрама Юсупова, народного масхарабоза, комика от макушки до пяток, комика естественного, безыскусного, заразительно-веселого, расточающего неотразимое обаяние. Неизгладимо впечатление, какое производили грузинский комик-дрессировщик Алекс Цхомелидзе и армянин Арзуманян, который исполнял уникальный номер: съезжал из-под купола на роликах по наклонному тросу, стоя на... голове. Сколько бы раз ни смотрел

я выступление канатоходцев Цовкра, меня всегда восхищал зажигательный задор этих виртуозов каната, и то перворазрядное мастерство, с каким проделывали они свои поразительные трюки. Цовкра — это, конечно, мастера мирового класса.  

К мастерам мирового класса, впрочем, можно смело отнести и многих других артистов национального цирка. Назову лишь некоторых: украинские дрессировщики хищных животных Людмила и Владимир Шевченко, замечательная труппа акробатов, во главе которой стоит молдаванин Гаврила Баркарь, осетинские джигиты Али-Бек Кантемировы, литовская эквилибристка Ядвига Раманаускене, жонглер Нази Ширай, курдка по национальности, пожалуй, единственная в цирковом мире представительница этой народности.

К числу выдающихся мастеров арены смело причислю цыганку Гитану Леонтенко, вдохновенную танцовщицу и наездницу, которая очаровывала на манеже своим отточенным мастерством, своей выразительнейшей пластикой, огневым темпераментом, это была Актриса с большой буквы; сюда же присоединю и замечательного атлета — молдаванина Всеволода Херца, жонглера на лошади и незаурядного дрессировщика таджика Сарвата Бегбуди. Я называю лишь тех артистов, выступления которых мне самому были всегда в радость — это цирковые семьи тувинцев Оскал-оол, грузин Голядзе, дагестанцев Гаджикурбановых.

Как-то я уже обмолвился, что неравнодушен к талантливым клоунам. Среди моих любимцев: латыш Антонио (Маркунас), татарин Хасан Мусин, армянин Леонид Енгибаров, узбек Акрам Юсупов.

Национальное цирковое искусство, если оно и в самом деле самобытно, — прекрасно. Оно прекрасно, когда зрелищные формы, созданные гением народа, получают на манеже новую сценическую жизнь, интересную — это я хочу подчеркнуть — современному зрителю.

Сегодня на манеже выступает немало артистов национального цирка, есть среди них настоящие мастера своих жанров. Назову талантливую танцовщицу на проволоке Розу Хусайнову; в ее творчестве привлекает художническая неуспокоенность, постоянный поиск нового. Помню, с каким интересом смотрел я в исполнении Хусайновой фрагменты из национального балета «Шурале». Упомяну еще и даровитого клоуна Вилена Меликджаняна, этот комик привлекателен своей самобытностью: он принес на арену яркие краски родной Армении. Недавно я увидел зажигательный номер таджикских акробатов-прыгунов Валиевых и был покорен им. Глубоко захватывают зрителей своим искрометным мастерством осетинские наездники «Иристон» под руководством потомственной артистки, обаятельной Дзерассы Тугановой. Вообще говоря, все братские республики — Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Туркмения, Грузия, где конь издавна тесно связан с жизнью народа, дали цирку своих сыновей — лихих наездников. На меня сильнейшее впечатление произвел крупный конный аттракцион «Эхо Азии», созданный Давлетом Ходжабаевым. Всякий раз с большим интересом смотрю скачку лихих наездников — «Кубанских казаков». На мой взгляд, сегодня это лучший номер конного цирка.

Для среднеазиатских и кавказских республик традиционны также и выступления канатоходцев. В наши дни блистают на манеже Абакаровы из Дагестана, Алиевы из Таджикистана, Алихановы из Азербайджана.

Все эти номера и аттракционы самым чудесным образом обогащают зрелищную палитру нашего цирка.

А теперь несколько слов о деятельности национальных коллективов. Еще недавно по городам страны разъезжали артисты из двенадцати республик, радуя зрителя красочным зрелищем. Это был поистине радужный калейдоскоп национальных ритмов, режиссерских решений, оригинальных исполнительских манер. Целых четыре коллектива из Средней Азии: Узбекский, Таджикский, Казахский, Киргизский; три коллектива из Закавказья: Грузинский, Армянский, Азербайджанский; два коллектива из Прибалтики: Литовский и Латвийский. Сюда же причислю коллективы из Башкирии и Татарии, в этом же ряду — и огневой цирк «Молдова».

Все, кому приходилось наблюдать за деятельностью этих групп, отмечали одну, общую черту: там, где они возглавлялись людьми деятельными, авторитетными, справедливыми, личностями с четкой нравственной позицией и притом мастерами своего дела, там, как правило, был успех.

Расцвет Украинского коллектива приходится на годы, когда его возглавлял деятельный, принципиальный и образованный артист Петр Маяцкий. Так же было и в Азербайджанском коллективе, когда им руководил Мансур Ширвани. Так было и в Армянском — в свое время лучшем среди национальных трупп, когда во главе его стоял народный артист Армянской ССР Владимир Арзуманян. Так же обстояло дело и в Литовском цирке, когда душой его и совестью был атлет и клоун Йонас Раманаускас.

Творческое становление замечательного Литовского коллектива происходило на моих глазах; я всегда радовался встрече с ним, мне нравились его яркие, полные своеобразия представления, где что ни артист — то мастер, что ни номер — то высокий профессиональный класс, и к тому же каждый окрашен неповторимым национальным колоритом; я восхищался их цветистыми прологами, мне импонировал этот коллектив еще и своим актерским и человеческим составом, и тем также, что здесь свято почитались лучшие традиции старого цирка — товарищество и взаимовыручка. В пору расцвета Литовский цирк имел постоянный штат контролерш — специально обученных, вежливых и внимательных. У него был свой парк автомашин, броско расписанных цирковыми сюжетами. Водители выполняли функции униформистов, причем униформистов, каких уже давно не встречал я в цирках — идеально обученных, работающих четко, слаженно, красиво.

А процветанию старейшего из цирковых коллективов — Узбекского — способствовало не только то, что украшением его был бесподобный комик Акрам Юсупов, каких еще не скоро подарит нам узбекская земля, но и то, что организационным и творческим стержнем этой труппы являлось семейство разносторонних артистов цирка Ташкенбаевых.

И Ташкенбаевы, и Маяцкий, и Арзуманян, и Раманаускас, и Ширвани — все это были авторитетные специалисты своего дела, хорошо знающие цирк. Работали эти люди увлеченно, с огоньком — и результат был налицо. А ушли они — и коллективы осиротели...

На днях я в очередной раз побывал в Пятой улице Ямского поля в цирковом училище (надо было приглядеть пополнение для своего ансамбля) и увидел среди будущих мастеров арены смуглых юношей и девушек, которые переговаривались по-узбекски. Встретилось также и несколько представителей народов Севера.

—   К нам шлет своих посланцев не только Якутия, — сказал мне один из преподавателей, знакомый по совместной работе на манеже, — присылают в организованном порядке и другие республики — Туркмения, например, Осетия, Узбекистан. В общем, у нас занимаются представители почти всех народностей Советской страны.

Я подумал с некоторым чувством озабоченности: пополнение рядов цирка профессионально обученными национальными кадрами — дело, безусловно, доброе, но не повторится ли то, что мне доводилось иногда наблюдать в программах некоторых национальных трупп. Бывало, смотришь номер — вроде бы неплохо: и трюки есть и довольно чисто работают исполнители. Но вот что бросалось в глаза: коллектив создан в одной из братских республик, лица у молодых артистов явно нерусские, а номер — слепок с традиционных произведений циркового искусства, веками бытующих на европейской арене. Что это? Где же самобытность? Где неповторимые национальные формы?

—   Сперва эти люди должны овладеть цирковой техникой, — резонно возразил мне тот преподаватель, — а уж потом пусть ищут национальный колорит.

Так-то оно так. Замечание верное. Но на практике далеко не всегда молодые исполнители, обладая уже неплохой выучкой, вступают на путь творческого поиска, ведь поиск нового — это всякий раз огромнейшее напряжение мысли, это бессонные ночи, это эксперименты, пробы, горечь неудач, это труд. А молодежь порой предпочитает довольствоваться готовым, разучивает те номера, которые передали наставники. И в результате манеж утрачивает яркие краски национальной самобытности.

В этой связи мне вспомнился случай, который произошел некоторое время назад в Калининском цирке. Выступал я вместе с Украинским национальным коллективом (спустя уже много времени после ухода П. Маяцкого), и там меня как члена художественного совета пригласили на разбор программы. Я чистосердечно высказал свою точку зрения: вот, говорю, все вы в украинских костюмах, музыка играет украинская, а сценическое поведение артистов такое, как будто выступаете вы с обычными номерами спортивного плана, никакой национальной характерности.

Руководитель ответил, вежливо улыбаясь: на словах, мол, это легко, а как на деле... И тогда я сказал: «Ладно, завтра воскресенье, на дневном представлении попробую отработать в украинском стиле. Быть может мне удастся показать, как надо вести себя на манеже артисту национального коллектива».

Однако самому мне было ясно, что задачу беру на себя не из легких, тут ничего не стоит и оскандалиться. Но и отступать, как вы понимаете, уже было поздно.

Рассуждал я, примерно, так: есть два начала — фольклорно-этнографическое и собственно цирковое, и вот их нужно сплавить в раскаленном тигле творческой фантазии таким образом, чтобы в результате получился прочный и красивый слиток. Удастся ли мне это? Смогу ли я, русский по отцовской крови и полуитальянец по материнской, передать характер другого народа?

Впрочем, мне известны случаи, когда актеры успешно воплощали на манеже художественные образы не своей национальности, а другой. Например, я всегда с большим интересом смотрел красочный жонглерский номер Тамары Брок, которая весьма удачно решила его вместе со своим отцом Тимофеем Ивановичем Сидоркиным в узбекском стиле. В том же стиле был и бесподобный номер труппы Кадыр — Гулям, созданный литовцем Владиславом Константиновичем Янушевским. Узбек-богатырь, в обличье которого блистал друг нашей семьи славный дядя Владэк, был так достоверен и так убедителен, что и в Самарканде, и в Бухаре, и в Ташкенте — всюду Кадыр-Гуляма встречали как своего соплеменника.

И все же сомнения не покидали меня: не легкомысленно ли было браться за это дело? Ведь переводить народное творчество на язык современного циркового искусства надо, как говорится, с умом. Здесь следует быть особенно тактичным.

Подумал я, подумал и поднялся в оркестровую ложу к дирижеру, подобрал музыку, один раз «на словах» порепетировал, взял у костюмерши украинский костюм, Люду Демаш попросил ассистировать мне, она тоже оделась по-украински. И вот, когда объявили номер «Жонглер на лошади», на манеже появились двое: прекрасная дивчина с лентами в косах и рядом лихой парубок в широких шароварах и красных сапожках, у виска — задорный чуб колышется, ворот рубахи нараспашку... Отличная танцовщица, Людмила Демаш лихо кружилась вокруг меня, я тоже старался не отставать, время от времени подпевая: «Гоп, кума, не журысь»... И хотя было чертовски неудобно стоять на лошади в сапогах с каблуками (обычно я работаю в легких туфлях на тонкой подошве), тем не менее крепился и номер довел до конца. В финале вместо обычных фужеров я поставил на стекло для баланса четыре украинских глечика, а в завершение пустились мы с Людой в пляс по всему манежу, и в присядку, и ползунками, и вертушками... Все выступление прошло на подъеме, захватило публику.

Вообще говоря, по моим наблюдениям, успеха добивались исполнители в тех случаях, когда доносили до современного зрителя дух национальной культуры.

Именно это и отличало узбекских канатоходцев Ташкенбаевых, когда они впервые, до войны, появились в нашем цирке. Особым национальным своеобразием был отмечен и номер Мариам Кантемировой с ее дрессированными козами и номер антиподистов из Закарпатья семейства Микитюк. Ярко отражено это и в выступлении акробатической группы Беляковых — они мастерски передают средствами цирка стихию русского народного празднества.

Самобытное творчество каждого из наших народов, сплавляясь с художественными традициями мастеров русской арены, способствует образованию качественно нового социалистического циркового искусства.


НИКОЛАЙ ОЛЬХОВИКОВ



#2 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21400 сообщений

Отправлено 23 March 2020 - 07:59

В целях улучшения социально-бытовых условий артистов цирка

 

Выступления нашего журнала посвящаются главным образом творческим и производственным проблемам многотысячного коллектива работников советского цирка. Однако, перефразируя известную истину, скажем: «Не одной работой жив человек». Поэтому нам кажется полезным обратиться на сей раз к такой важной теме, как условия труда, быта и отдыха артистов, рабочих и служащих манежа.  

Наш корреспондент А. АМАСОВИЧ попросил заместителя генерального директора Всесоюзного объединения Союзгосцирк АНДРЕЯ ТРИФОНОВИЧА СОЛОДОВНИКОВА рассказать, как планируется и организуется отдых артистов и служащих. КОРР: — Андрей Трифонович, на одном из заседаний парткома вы выступали с докладом о быте и отдыхе работников цирка. В связи с этим хотелось бы узнать у вас о том, что намечает Союзгосцирк сделать в текущей пятилетке для улучшения социально-бытовых условий артистов. СОЛОДОВНИКОВ: — Известно, какое большое внимание уделил в своих решениях XXVI съезд КПСС вопросам дальнейшего улучшения социально-бытовых условий жизни советского человека. Об этом говорил Леонид Ильич Брежнев и в своей речи на XVII съезде профсоюзов СССР: «...чем более зрелым становится наше общество, тем больше внимания мы можем и должны уделять повседневным нуждам трудящихся — жилью, питанию, сфере обслуживания, здравоохранению и образованию, — всему, что определяет как благополучие, так и настроение человека». Надо сказать, что в этой области применительно к цирковой практике все представляется очень важным — мелочей здесь нет. Не боясь озадачить вас крайней «заземленностью» своих доводов, сошлюсь для начала хотя бы на такой пример. Сколько справедливых нареканий слышалось десятилетиями со всех сторон по поводу злых ветров и коварных сквозняков, охлаждавших служебные помещения цирков. В осенне—зимние месяцы они просто становились бичом для артистов и рабочих манежа. Тяжелым простудам, болезням не было конца. В масштабах страны количество медицинских бюллетеней, выдававшихся всем заболевшим, было просто не счесть. В свое время в соответствии с рекомендациями главка, цирковые предприятия разработали планы по улучшению условий труда и быта своих коллективов, в которых учтена была, в частности, и такая казалось бы «мелочь», как пресловутые сквозняки. Приятно отметить сейчас, что в течение 1981 года в большинстве цирков страны были установлены тепловые завесы, утеплены проёмы и проходы, отремонтированы приточно-вытяжные вентиляционные устройства. И результат налицо: количество простудных заболеваний за это время заметно снизилось. КОРР: — А если подойти к этому вопросу в более широком плане, что еще делается для обеспечения здоровья людей, предупреждения травматизма! СОЛОДОВНИКОВ: — Администрация и общественные организации Союзгосцирка принимают деятельные меры к созданию широкой сети медицинского обслуживания людей по месту их работы. Для этого в разных городах привлекаются опытные врачи, способные оказать квалифицированную и своевременную первую помощь тем, кто в ней нуждается. В настоящее время почти во всех цирках страны созданы и успешно функционируют медицинские пункты, оснащенные современной физиотерапевтической аппаратурой. В тридцати одном цирке работают физиотерапевтические кабинеты. Однако медицинская помощь, к сожалению, организована не во всех цирках. Нет еще пока не только специализированных кабинетов, но даже медицинских пунктов в цирках Батуми и Тбилиси, Сочи и Ялты, где нужда в них очень велика. В ближайшие годы при многих цирках мы планируем соорудить сауны. Первые из них, вошедшие в строй в Свердловске, Донецке, Уфе, отлично зарекомендовали себя как одно из действенных профилактических средств в системе охраны здоровья работников манежа. И еще одна приятная новость. По инициативе ЦК профсоюза работников культуры в текущей пятилетке в Москве будет осуществляться строительство Центральной поликлиники для артистов театров и цирков. КОРР: — Расскажите, пожалуйста, как обстоит сейчас дело с производственным травматизмом! СОЛОДОВНИКОВ: — Полностью ликвидировать травматизм пока не удалось, но положительные сдвиги имеются. А количество травм год от года снижается. КОРР: — Интересно было бы узнать, что собирается сделать главк для улучшения условий труда, быта и отдыха женщин, работающих в цирке, а также для их детей! СОЛОДОВНИКОВ: — Проблема эта, как известно, не нова. Женщина-артистка с ребенком на руках в ожидании начала репетиции, стала, можно сказать, обычным явлением для цирков всего мира. Поэтому истинную радость испытываешь, попадая, скажем, в детские комнаты при цирках Киева, Рязани, Минска, Гомеля и ряда других городов. В обстановке уюта, чистоты и образцового порядка содержатся здесь малыши. Тут и удобная, красивая мебель, и красочные панно, и игрушки, и музыкальные инструменты. Каждому из ребят есть чем заняться. В штатные расписания многих цирков введены должности воспитателей. Как же это все снимает заботы и тревоги с материнского сердца! Неотложная задача сейчас состоит в том, чтобы в самые ближайшие годы все без исключения цирковые гостиницы (их теперь по стране более пятидесяти) имели бы такие же красивые, благоустроенные детские комнаты, обеспечивающие здоровую, радостную атмосферу для воспитания малышей. Пришла пора всерьез позаботиться и о ребятах школьного возраста, подростках. Ведь они, переезжая с родителями из города в город, за год меняют по три-четыре школы. Надо ли говорить к каким это приводит неудобствам? Недавно решением Балашихинского горисполкома в одном из живописных зеленых уголков Подмосковья выделен участок под строительство школы-интерната на триста мест для детей работников цирка. Это будет первое в мире среднее учебное заведение подобного назначения, которое в летние месяцы мы рассчитываем использовать под пионерский лагерь. Помимо обычных классов, спален, столовой в здании разместятся и обширный спортивный зал, и крытый бассейн, и свой учебный манеж. Наряду с преподаванием общеобразовательных дисциплин, ребят будут готовить по специальной программе и к будущей цирковой профессии. Получая аттестат об окончании десятилетней школы, они одновременно будут уже владеть некоторыми практическими навыками в разных жанрах искусства манежа. КОРР: — Вы говорили о благоустроенных детских комнатах, открытых при ряде цирковых гостиниц. Однако сами эти гостиницы в некоторых городах вызывают справедливые претензии многих проживающих в них артистов. СОЛОДОВНИКОВ: — Гостиничное хозяйство нашей системы несомненно требует самой серьезной заботы со стороны главка и руководителей местных цирков. Многие здания нуждаются в основательном ремонте. Большие рабо-. ты предстоят по благоустройству, обновлению мебели в ряде гостиниц. Ведь именно в них проходит большая часть жизни любого из артистов. От окружающей его здесь обстановки во многом зависит и общее настроение человека и его трудовой настрой.

 

89.jpg Артисты цирка на отдыхе в Кабардинке Сама жизнь подсказывает назревшую задачу: превратить имеющиеся у нас гостиницы в своеобразные «Дома артистов цирка», где будут обеспечены не только все бытовые удобства, но и создана соответствующая обстановка для культурного отдыха людей. Мне, например, видится в этих стенах и красиво обставленная, озелененная гостиная с фортепьяно и цветным телевизором, и небольшая библиотечка, и уютный вечерний бар. Добиться всего этого — задача ближайших лет. И добрым примером здесь может служить прекрасная гостиница на 320 мест, сооруженная в Олимпийский год в Москве, около станции метро «Спортивная», где теперь проживают артисты, занятые в программах, идущих в цирках на Ленинских горах и на Цветном бульваре. КОРР: — Каковы планы Союзгосцирка в области жилищного строительства! Известно ведь, что многие из цирковых артистов вообще не имеют постоянного места жительства. СОЛОДОВНИКОВ: — Да, еще сравнительно недавно насчитывалось около трехсот таких артистических семей. Сейчас их стало втрое меньше. В первом году новой пятилетки в Москве 6ыл введен в эксплуатацию кооперативный жилой дом на 105 квартир. В том же году Союзгосцирк выделил средства по долевому участию в сооружении новых жилых домов государственной системы в Ярославле, Пензе, Челябинске, Куйбышеве. На 1982 год оформляется жилищностроительный кооператив на 80 семей в Днепропетровске, там же мы должны получить еще пять квартир для артистов цирка. Одновременно главком передаются в этом году 460 тысяч рублей местным исполкомам горсоветов по долевому участию в сооружении новых жилых домов в Москве и Московской области, в Горьком, Рязани и других городах. Речь идет, примерно, о 70—80 новых квартирах общей площадью более двух тысяч квадратных метров. Будем принимать меры, чтобы объем капиталовложений на эти нужды в последующйе годы увеличивался. Таким образом наметилась реальная возможность в течение нынешней пятилетки в основном удовлетворить потребности артистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также тех, кто вовсе йе имеет постоянной жилплощади. КОРР: — В заключение, Андрей Трифонович, хотелось бы услышать от вас, как организуется отдых работников цирка в период их отпусков. СОЛОДОВНИКОВ: — Многим хорошо знакома наша традиционная летняя база в Кабардинке, под Геленджиком. Весьма скромные ее возможности не помешали, однако, Кабардинке приобрести добрую популярность благодаря тому, что она была единственным в наших условиях пансионатом, где могли проводить летний отпуск матери со своими детьми. В Кабардинке в будущем планируется произвести расширение пансионата, сооружение бассейна, клуба, столовой. Но раньше нам предстоит принять долевое участие в постройке нового большого круглогодичного пользования пансионата «Королина-Бугаз» под Одессой. Министерство культуры СССР выделило для этих целей три миллиона рублей. Пансионат на Черном море уже строится первые путевки видимо, можно будет получить уже в 1983 году. С окончательным вводом его в строй для работников цирка ежемесячно будет выделяться 300 мест. За год здесь сможет отдохнуть около четырех тысяч человек, то есть примерно, четвертая часть всех работающих в системе Объединения Союзгосцирк. И еще: некоторые наши товарищи уже проводили свой отпуск в пансионате «Братцево» который находится в живописном районе столицы. Только в прошлом году там отдохнуло 150 человек. Теперь на базе этого пансионата намечено строительство еще трех спальных корпусов, примерно на 100 человек. Все места в них будут отводиться исключительно работникам цирка и членам их семей. Кроме того, ежегодно в сочинском санатории «Актер» отдыхает 25 человек, а в доме отдыха «Приморский» в Гудауте—70 человек. Так что люди получат возможность выбирать в соответствии со своими вкусами и запросами разнообразные места для отдыха — от знойного Черноморского побережья до прохладных березовых рощ Подмосковья.  



#3 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21400 сообщений

Отправлено 24 March 2020 - 08:22

И звери могут смешить

 

Кому-то может показаться — раз в проделках зверей столько забавного, то в номерах дрессировки комические ситуации возникают сами собой. Неискушенные зрители воспринимают иные сценки на манеже как импровизацию животных.  

Например, породистые псы легко и красиво перепрыгивают через ажурные барьеры. В группе собак оказывается низкорослая дворняжка. Каждому ясно, что ей, бедняге, не по силам перепрыгнуть, она непременно опозорится. Дворняжка пригибается, прижимается к ковру и проворно пролезает под одним барьером, вторым, третьим. Слышны аплодисменты, смех — сообразила, ловко вышла из трудного положения, какая молодец! Так рассуждают некоторые зрители и не догадываются, что это отрепетированный трюк, рассчитанный как раз на то, чтобы вызвать смех. Многие дрессировщики стараются сделать свои выступления забавными, включают в них в большей или меньшей степени комические сценки. Есть номера с животными и целиком комического плана. Обычно в их основе — несложный сюжет. Вспомним хотя бы первую часть аттракциона с экзотическими животными Степана Исаакяна. Манеж декорирован под уголок некой южной природы, на ветвях сидят диковинные птицы, разгуливает антилопа. В этой обстановке оказывается герой армянских сказок неунывающий Назар. Только он расположился перекусить, развернул свой завтрак, как еду склевали птицы, а кусок хлеба, предусмотрительно зажатый им в руке, выхватила антилопа. Персонаж Исаакяна возмущен и испуган. В довершение ко всем несчастьям холмик, на который он прилег, вдруг задвигался — это оказался огромный бегемот. Конечно, перипетии нерасторопного неудачника, проворство, хитрость животных вызывают веселое оживление публики. В комическом плане строилась удачная, на мой взгляд, сценка Василия Калинина «Медведь — таксист, кавалерист». Вернее было бы назвать ее «Медведь — пассажир такси и наездник». Шофер такси (его роль исполняет сам дрессировщик) оказался не на высоте. Глохнет мотор, машина останавливается посреди манежа. Шофер пытается исправить ее, но безрезультатно. У мохнатого пассажира иссякло терпение, он решил помочь водителю. Открывает капот, заглядывает внутрь двигателя, крутит заводную ручку и т. д. Но все тщетно. Махнув лапой на неумелого водителя, медведь по телефону требует себе лошадь. Когда она появляется на манеже, взбирается на нее и уезжает. Вся эта ситуация забавна, но, кроме этого, во время возни у машины возникает немало смешных моментов. Скажем, разгорается своеобразный молчаливый спор: медведь открывает капот, водитель закрывает, это повторяется несколько раз. Медведь как бы призывает осмотреть двигатель, а водитель не желает. В этом номере, как и в эпизоде с собакой, создается такое впечатление, что животное поступает вполне осмысленно. У медведя — роль нетерпеливого пассажира, который явно спешит и оказывается куда энергичнее, предприимчивее хозяина автомашины. Распространение в цирке получил «Собачий футбол». На манеже устанавливают ворота, затянутые сеткой, и выпускают свору боксеров. Собакам дают воздушный шар. Боксеры кидаются на него, шар вскоре лопается, им бросают новый, а там еще и еще. Сама «борьба за мяч», суматоха, темпераментные прыжки, столкновения боксеров могут развеселить. Однако создатели номера придумали и подготовили трюки, которые, по их мнению, непременно должны вызывать смех. В ходе матча у одной собаки-футболиста стягивают трусы, и она путается в них задними лапами. В завершение всего боксеры-вратари, которых держат на поводках служители, в азарте борьбы валят ворота, прикрывают сеткой упавших служителей. Можно вспомнить еще номера с дрессированными животными, насыщенные юмором. Например: А. Попова «На приеме у доктора Айболита», Дерябкиных «Медвежий театр миниатюр», Г. Багдасарова «Упрямый осел», С. Богуслаева «Ансамбль собачьей песни», В. Лерри и В. Шалинского, демонстрирующих «Конную эксцентриаду». Знатоки цирка без труда назовут и другие комические выступления с животными. Примечательно, что и в тех случаях, когда артист стремится поразить зрителей послушанием, выучкой, сообразительностью животных, когда в его выступлении главное — романтическая приподнятость, лиричность, или даже некий драматизм (при демонстрации хищников), все же разыгрываются и комические сценки. Они обогащают номер, вносят в него новые краски. Демонстрируется, например, дрессировка лошадей, так называемая «свобода». Четкие перестроения красивых животных, в движениях их изящество. Кони поднимаются «на оф», на задних ногах величественно переступая, идут по манежу. Такой номер показывает сейчас Валерий Манжелли. Однако он, как и его отец, Борис Павлович, вводит в свое выступление комические моменты. Смеющаяся лошадь — обнажающая в улыбке зубы. Лошади, кокетливо переплетающие передние ноги. Разыгрывается и такая сценка: лошадь не слушается приказов, уговоров дрессировщика, отказывается двинуться с места. Тогда коверный клоун показывает ей бутылку с молоком, на которой надета соска, и лошадь бежит за клоуном. В другом случае фигурирует водочная бутылка, и лошадь якобы соблазняет перспектива выпить. Строгий, несколько чопорный номер освещается озорной улыбкой. Можно вспомнить, что приверженец классической дрессировки лошадей Николай Никитин, державшийся на манеже величественно, тоже демонстрировал смеющуюся лошадь. Нередко дрессировщики хищников, которым, казалось бы, не до шуток, стремятся вызвать у зрителей улыбки. Впрочем, известно, что комические сценки с медведями бытовали еще во времена скоморохов. Теперь же юмористические эпизоды видим и в выступлениях со львами и тиграми. Например, в аттракционе Виктора Тихонова есть такой момент. Разбушевался тигр, его усмиряет маленькая собачонка, заставляя вернуться на свою тумбу. С юмором преподносят некоторые трюки дрессировщики Шевченко, выступающие с львицами и тиграми. Приемы создания смешных ситуаций в номерах дрессировки самые различные, но основываются они, разумеется, на общих законах комического. Смех вызывает неожиданное несоответствие, явное противоречие формы и содержания (могучего тигра усмиряет маленькая собачонка, медведь убеждается — надежнее передвигаться на лошади, чем на современной машине, хитрый Назар уступает в проворстве и ловкости птицам и зверям и т. д.). Или, представьте, галантность проявляют... коровы. В номере Валентины Симоновой коровы преподносят артистке букет цветов и даже припадают на колени. Никак не вяжется вид апатичных животных с их возвышенным порывом. Напомню один эпизод в выступлении «Акробатов с обезьянами» Е. Баранок и А. Садофьева (Второй коллектив «Цирк на льду»). Артист играет с шимпанзе в мяч и вдруг роняет его. Обезьяна сейчас же реагирует на промах своего наставника — стучит пальцами себе по темени, мол, тут соображать надо. В зале веселое оживление. Но так ли забавен примитивный, грубоватый жест? А дело в том, что до этого артист уверенно руководил действиями животного, и вдруг сам получает от него замечание. Роли неожиданно переменились, вот это и забавно. Всегда комично, когда смещается привычное представление — «царь природы» и «братья наши меньшие» оказываются вдруг на равных. Мы уже привыкли — люди повелевают, они превосходят животных в своих возможностях. А на манеже звери порой оказываются куда сообразительнее, дисциплинированнее, чем человек, более ловкие и удачливые. Случается, звери преподносят уроки своим хозяевам. Сценку такого плана блестяще проводил Валентин Филатов. Медведь катался на мотоцикле по манежу. Дрессировщик давал ему команду освободить манеж, указывал на артистический проход,— мол, уезжай. В это время зрители видели, что на светофоре, висящем над форгангом, загорается красный сигнал. Медведь продолжал ездить по кругу. Дрессировщик сердился, приказания его звучали все более строго. Инспектор манежа обращал внимание артиста на светофор, и дрессировщик смущенно отступал. Зажигался зеленый сигнал, медведь, проявивший себя дисциплинированным водителем, знатоком правил уличного движения, уезжал. Лесной зверь оказывался более внимательным и благоразумным, чем его наставник, который напрасно горячился. В эксцентрическом номере «Озорные повороты» В. Польди и О. Штейна два комических неудачника не могут завести мотор мотоцикла, а вот лошади удается это сделать. Еще один прием комического — пародирование. Смех звучит в зале, когда поведение животных вызывает ассоциации с поступками людей, звери как бы пародируют какие-то стороны нашей жизни, проявляют чисто человеческие качества. Например, в номере А. Попова «На приеме у доктора Айболита» собака-симулянт еле ноги таскает, всем своим видом показывает, в каком она тяжелом состоянии. Но только в руках доктора появляется шприц для уколов, как, поджав хвост, она с удивительной резвостью пускается наутек. Мы вспоминаем тех, кто свою лень прикрывает жалобами на тяжелое недомогание, да к тому же и трусоват. В аттракционе Ванды и Валентина Ивановых «Дрессированные шимпанзе» пародируется инструментальный ансамбль. В обезьяньем музыкальном коллективе — темпераментный барабанщик, исполнитель на электрооргане, флегматичный контрабасист, колоритный гитарист. Дрессировщики добивались, чтобы шимпанзе-гитарист держал себя предельно раскованно: притоптывал, подпрыгивал, наступал угрожающе на публику. Прыжки, ужимки шимпанзе с гитарой воспринимаются как пародия на тех эстрадных музыкантов, которые не в меру развязны, у которых отсутствуют и вкус и чувство меры. Во многих номерах медведи танцуют под русские, цыганские мелодии, под музыку из балетов. Косолапые со своей «грацией» выглядят в этой ситуации, разумеется, комично. Но, кроме того, часто подчеркивается в одном случае излишняя развязность, в другом — безудержный темперамент или нарочитое жеманство танцоров. Пародию на демонстрацию мод видим в аттракционе Нелли и Рустама Касеевых. Сценка «Медвежий КВН» в номере Михаила Симонова вызывает в памяти зрителей популярные когда-то телевизионные передачи. Ведя речь о комических сценках с животными, надо сказать о роли слова в номерах дрессировки. Согласитесь, нередко то, что проделывают на манеже звери, становится смешным лишь, если эти действия объясняют, истолковывают определенным образом, освещают шуткой. Здесь — немалые и славные традиции. Слово играло решающую роль еще у прославленных клоунов-дрессировщиков Дуровых. В каких-то случаях, конечно, действия животных пояснять не требуется. Например, при саморазоблачении собаки-симулянта. Все ясно и в эпизоде с лошадью, которая срывается с места, завидя бутылку. Можно вспомнить сценку в номере «Акробатов с медведями» Беляковых. Артисты затеяли игру в чехарду. Появляется клоун, грубо толкнув одного из акробатов, занимает его место. Подходит очередь прыгать медведю. Перед склонившимся клоуном он на мгновение задерживается, а затем пинает его лапой. Клоун отлетает в сторону. В зале звучит смех — всем ясно, что медведь наказал задиру, отомстил за своего партнера-акробата. Вместе с тем немало номеров, в которых текст усиливает комизм, а то без него просто не создать комическую ситуацию. Много ли смешного, если медведь на задних лапах идет по барьеру? У Филатовых медведю, шагающему по барьеру, дают в передние лапы белую мохнатую собачонку, и он, как кажется зрителям, нежно прижимает ее к себе — выглядит это мило, забавно. В аттракционе Касеевых, как уже говорилось, есть эпизод «Демонстрация мод». В нем медведи проходят по барьеру, на каждом что-то одето. Хотя медведи в роли манекенщиц выглядят курьезно, но развеселить публику, в основном, должен текст — комментарии нарядов. Если появляется медвежонок, на котором ничего не одето, объясняется, что он в том, в чем его мать родила, что на нем все из натурального меха. Если на медведе какие-то ничего не прикрывающие ленточки, сообщается, что это последний «крик моды», пляжный гарнитур из Франции, минимум материала, но максимум эффекта и т. п. В аттракционе Филатовых, в сценках медвежьего веселья, в которых медведи выступают как музыканты, танцоры, певцы, звучат объявления: «Играет ансамбль «Ревущая берлога», имя цыганской исполнительницы «Ляля Бурая». В эпизоде медвежьего бокса, когда проворно выбегает медвежонок, сообщается: «От команды «Елки-палки» выступает Торопышка-Топтышка» — и далее, что он «провел сто боев, проиграл девяносто девять, в одном случае ему засчитали победу... из-за неявки соперника». А схватка на ринге комментируется так: «Боксеры совсем озверели». В медвежьем хоккее (программа «Цирк на льду») происходящее на ледяной арене сопровождает голос якобы спортивного комментатора. Текст насыщен известными спортивными терминами, которые мы слышим во время трансляции матчей по телевидению или радио. Текст должен подчеркнуть несуразность действия медведей с клюшками, их бестолковую возню, которая, того гляди, перейдет в грызню. В некоторых номерах с животными участвуют комики. В номере Николая Ермакова «Собачья школа» клоун, примостившись на задней парте, подает реплики. Собака-ученик у доски не может решить простую задачу, клоун замечает: «Небось, второгодник!» Тот же хвостатый лентяй прячется от учителя под парту, клоун восклицает: «Вспоминаю свое детство!» Клоуны участвуют в номерах конной дрессировки. В аттракционе Бориса Бирюкова, выступающего со львами, комик появляется в образе фотографа. Правда, фотограф — вне клетки, но хищники реагируют на него, пугают его и т. д. Раньше такой эпизод был в аттракционе Ирины Бугримовой. Но Бирюковы развили, расширили его (замечу, комик-фотограф — брат дрессировщика, Стуар Бирюков). Тема участия клоунов в номерах с животными широкая и требует, видимо,отдельного разговора. Вернемся к роли слова в номерах дрессировки. Как было сказано, оно порой играет решающую роль при создании комических ситуаций. Конечно, важно, чтобы текст был действительно остроумен, продумана форма его преподнесения: в одном случае артист обращается к животным, ведет с ними что-то вроде диалога, в другом — объясняет поступки своих четвероногих подопечных, в третьем — звучит, так сказать, голос за кадром. Создать комические сценки помогает и художественное оформление, обычно какие-то детали костюмов. Существует мнение, что не нужно рядить зверей, прекрасных в своем естественном обличье. Бесспорно, не каждого зверя следует наряжать, но, думается, в комических номерах некий маскарад закономерен, особенно если животные пародируют людей, изображают человеческие типажи. Скажем, огромные карикатурные серьги и цветастая шаль на медведе сразу указывают, что перед нами исполнительница цыганского репертуара и одновременно подчеркивается, что все изображается в шаржированном плане. В аттракционе Корниловых в свое время слоны выступали в роли «стиляг», поклонников модных ритмов. На шее у них болтались гитары, и на каждом был «длинноволосый» парик,— тогда такая прическа считалась подражанием западным хиппи. Узнавание было мгновенным, слонов встречали смехом. В другом номере футболисты-собаки выбегают на манеж в трусах яркой расцветки и в чем-то вроде маек. Остроумно найденный наряд для животного или какая-то деталь наряда обычно усиливают комизм. Разумеется, дело это тонкое, тут должны проявляться и вкус и чувство меры. Не может быть нейтральным и музыкальное сопровождение. В каких-то случаях музыка призвана вызвать определенные ассоциации, подчеркнуть пародийность происходящего. Например, звучит известная мелодия из балетного спектакля,— и мы вспоминаем легко порхающих балерин, спортивный марш напоминает нам эпизоды футбольного матча. Иными словами, музыка усиливает комизм происходящего. Думается, в создании комического номера дрессировки главное — умело выстроить из отдельных, освоенных животными трюков некое действие, создающее впечатление, что животные совершают сознательные поступки, проявляют качества, присущие людям: хитрость, трусость, любопытство, а может быть, сообразительность, смелость, высокую сознательность. При этом много значит тема, сюжет номера, остроумный текст, удачно выдуманный наряд, точно подобранное музыкальное сопровождение. Так что от усилий дрессировщика и работающих с ним режиссера, автора текста, художника, композитора зависит, чтобы забавные зверюшки становились еще забавнее, превращались в артистов-комиков, «разыгрывали» комические сценки, смешили зрителей. К. ГАНЕШИН



#4 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21400 сообщений

Отправлено 24 March 2020 - 18:51

Цирковой спектакль «Город — Мир»

 

Тульском цирке состоялась премьера спектакля «Город — Мир», в котором главную роль исполнял лауреат премии Ленинского комсомола, заслуженный артист РСФСР Юрий Куклачев.  

Впервые (этим словом сегодня придется часто пользоваться) коллективом, подготовившим представление, была сделана попытка, и притом удачная, с помощью цирковых жанров и средствами цирковой драматургии отразить важнейшую проблему современности — борьбу за мир, где как в зеркале отразились бы все тревоги людей за судьбу нашей планеты. Спектакль приглашал зрителей в увлекательное путешествие по городу, носящему символическое название «Мир», по его площадям, улицам и переулкам, как бы являющимися носителями добрых чувств и мыслей людей. Как уже было сказано, главную роль в этом политическом памфлете исполнял Юрий Куклачев. О его выступлении можно рассказывать много, можно восхищаться его новыми репризами — и все-таки не это здесь было главным. Главное, на мой взгляд, заключалось в том, что клоун Куклачев впервые заговорил на арене в полный голос. И оказалось, что артист — не только способный клоун, освоивший многие цирковые жанры, не только замечательный дрессировщик кошек, но и настоящий драматический артист, владеющий искусством публицистического слова. При этом Куклачев нисколько не потерял своих чисто клоунских, юмористических качеств. Наконец впервые в советском цирковом искусстве в спектакле применена лазерная техника света. Использование эффектов, полученных с помощью лазеров, внесло в ткань представления новые, необычные краски. В спектакле также немало хореографических номеров, музыки, пантомимы, песен. Пять разнообразных парадов-алле проходят красной нитью через весь замысел представления. Режиссером-постановщиком спектакля «Город — Мир» стал главный режиссер цирка А. Калмыков. В заключение хочется отметить, что политический памфлет «Город — Мир», поставленный и осуществленный силами молодежи, является значительной серьезной работой, которую советский цирк представил на суд зрителей в юбилейном году в честь 60-летия образования СССР. В. НИКИТИН


  • Статуй это нравится

#5 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21400 сообщений

Отправлено 24 March 2020 - 19:08

Твоя визитка, клоун!

 

Как-то одна моя знакомая, вернувшись с юга, рассказывала, что была в Сочинском цирке и видела хорошую программу. «Особенно понравился мне коверный, — говорила она, — удивительно обаятельный, такой, знаете ли, радостный какой-то, смешной и в то же время лиричный».  

К сожалению, моя знакомая фамилию клоуна запамятовала. «Впрочем, — добавила она, — есть у него одна характерная примета: по ходу своих реприз он часто вставляет забавное восклицание, нечто вроде «ой-ой-ой». Ой-ой-ой... Ну, конечно, Евгений Майхровский, клоун Май. Это его выкрик, исполненный безотчетной мальчишеской радости, немного дурашливый и в то же время восторженный... И какое богатство оттенков в нем! Взять хотя бы классическую репризу «Чаевые». После того как Май на манеже аккуратно раскладывает для чистки свой пиджак, а униформист пренебрежительно отодвигает его ногой, в этом восклицании возмущение, недоумение: как можно так небрежно обращаться с «дорогой» вещью? А когда на помощь коверному приходит «швейцар» и услужливо снимает с пиджака соринку, вновь слышится «ой-ой-ой». На этот раз в нем звучит благодарность человеку, бескорыстно пришедшему на выручку. Но стоит «бескорыстному» швейцару потребовать мзду за свою услугу, как в том же восклицании уже негодование, разочарование, даже горе. Однако делать нечего — Майхровский отдает вымогателю рубль и обнаруживает, что это последний. Ну, погоди... Клоун в свою очередь начинает старательно чистить костюм «швейцару» и его же рукой возвращает деньги в свой карман. И снова — «ой-ой-ой». На этот раз пронизанное удовлетворением, торжеством — корыстолюбец наказан, справедливость восстановлена. Сценка, по существу, пантомимическая, но единственное восклицание «ой-ой-ой» вмещает в себя такое разнообразие эмоций, интонаций, что остается впечатление насыщенного диалога между коверным и инспектором. Не знаю, но могу предположить, сколько понадобилось труда, сколько испытал Евгений Майхровский сомнений, прежде чем уверовал сам в то, что «ой-ой-ой» надо брать на вооружение, и решил утвердить за собой этот звуковой «опознавательный сигнал». В этом же направлении вел одно время поиск и Юрий Куклачев. Но найденный им возглас «уй-уй-уй», видимо, слишком напоминал Мая, и взыскательный к себе коверный, поняв неоригинальность избранной им звуковой визитной карточки, а может, просто ощутив, что она для него неорганична, отказался от нее. ...Неоднократно повторяемое расхожее словечко, иногда нелепая фраза, забавное восклицание — к этому приему комики арены начали прибегать еще в давние времена. Евгений Кузнецов в своей книге «Цирк» так описывает эту характерную особенность выступлений клоунов еще семидесятых годов прошлого века: «Среди ряда восклицаний, употребляемых августом, всегда есть одно, принадлежащее лично данному артисту, индивидуальное, неотъемлемое и неповторимое, на тысячу ладов кстати и некстати бросаемое в публику. Это восклицание, имеющее значение условного сигнала, в разных ситуациях выкрикивается с разной интонационной окраской и всегда с чрезвычайной резкостью и неожиданностью акцентирует происходящее. Как и вся классическая клоунада, восклицание это внесмыслово, абстрактно в высшей степени, представляя собой образец чисто формального юмора интонации и сопровождающего ее движения жеста. «Кузен, ты еще можешь?..» — бесконечно повторял август в ранние дни своего бытия. « — Уйди-и-и» — протяжно воет другой, поминутно навязчиво отмахиваясь батистовым платочком от всех и вся. « — И будем ви-се-лые!..» — с детской радостью все время твердит, подтанцовывая, третий. « — Ты видаль?» — не устает переспрашивать четвертый. Эта боевая фраза, этот неповторимый, у каждого августа свой индивидуальный девиз... составляет как бы лейтмотив игры; артист должен владеть им с абсолютным совершенством интонационной и психологической нюансировки: это один из гвоздей всего антре». Своеобразной речевой особенностью отличался Билли Гайден. Этот наездник и акробат, выступавший и в качестве разговорного клоуна, давая в 1884 году представления в России, говорил с подчеркнутым англо-французским акцентом и каждую фразу заканчивал какой-то потешной икотой; это было присуще только ему и производило огромный комический эффект. В середине прошлого века во Франции пользовался большой популярностью клоун Жан-Батист Ориоль. Свою необычайно смешную внешность — миниатюрный рост, короткие ручки и ножки, забавное личико, с которого не сходили потешные гримасы — он дополнял целым звуковым комическим рядом. О его появлении на арене возвещал негромкий звон бубенчиков, потом раздавался тихий саркастический смех и, наконец, клоун пронзительным тенором приветствовал публику. У него тоже было свое, только ему принадлежащее восклицание, неизменно вызывавшее восторг зала. «После исполнения трудного тура Ориоль испускает пискливое восклицание удовлетворения, небрежно бросая «ля»! — а это «ля» детское и дребезжащее, как блеяние козы, вызывает в зале взрывы смеха: Ориоль бросает его так странно, что кажется, будто оно исходит не из человеческого горла» — так описывает выступление этого комика известный критик Теофиль Готье. В связи с этим вспоминается и советский клоун, прекрасно использовавший ходячее словцо, бытовавшее в народе в середине двадцатых годов. К сожалению, не могу вспомнить его фамилию, но отчетливо сохранилось в памяти, как он пользовался своей находкой, умело подготавливая публику. Перед выходом клоуна за форгангом раздавался невероятный грохот, бряцанье, лязг, потом взрывались хлопушки — и лишь затем на манеж выходил, причем совершенно в растерзанном виде, сам артист. Он внезапно останавливался, недоуменно моргал и синими, по-детски простодушными глазами оглядывал публику. И после паузы тоненьким голоском восклицал: «Ема-ё!» В этом возгласе было неподдельное изумление («Куда это я попал?»), растерянность («Что же мне теперь делать?») и в то же время лукавая уверенность в том, что он выпутается из этого положения. Не знаю, в чем был секрет, но «ёма-ё» вызывало у зрителей смех, усиливавшийся с каждой секундой. И далее, по ходу репризы, стоило клоуну кстати или некстати вновь вставить это словечко, как зал охватывало неудержимое веселье. Такой безотчетный хохот мне, пожалуй, пришлось слышать только на выступлениях другого отечественного циркового комика — Алекса. Это имя хорошо известно любителям цирка. Александр Цхомелидзе, таковы его настоящие имя и фамилия, самобытный, одаренный артист, прожил на манеже большую жизнь. Мне пришлось его видеть в тридцатых-сороковых годах, когда он занимался уже комической дрессировкой собак. Из его номеров особенно запомнилась — и опять-таки за счет удачной голосовой находки — миниатюра «Слоник». Высокий, поджарый, затянутый в черное трико и облегающий пиджак, с грушевидным париком на голове, Цхомелидзе вывозил на манеж игрушечного заводного слона (его «изображал» задекорированный фокстерьер), который вальсировал, шагал в такт музыке, делал стойку на задних лапах. Но вот клоун «перекручивает» пружину — и «слоник» валится набок. Цхомелидзе убит горем. «Шлёник шлёмался», — с каким-то нечеловеческим надрывом вопит он на весь цирк. Огромный, подчеркнутый красным и окантованный белым рот его растянут до ушей, из него рвется рыдание, необычное, состоящее из сочетания двух гласных, — «аы!». Клоун хочет завести «слоника», крутит его за хвост, но, увы, тот неподвижен. «Шлёник шлёмался», — надрывается Цхомелидзе. Пытается он воздействовать на игрушку лаской, но и здесь терпит неудачу. И опять несется с манежа безутешное «аы!». Это повторяется вновь и вновь. И каждая очередная попытка Цхомелидзе оживить «слоника» завершается горестным «аы». Так и уходил он за кулисы с этим рыданием. Уходил под аплодисменты зрителей. Эта звуковая «корючка» стала для Цхомелидзе своеобразным опознавательным знаком. Он иногда вставлял ее и в другие репризы. Надо ли из всего вышесказанного делать вывод, что каждый коверный должен обязательно обзавестись звуковой «визитной карточкой»? Конечно, нет. Дело это тонкое и всякое случайное, подвернувшееся «под руку» словцо или выражение не украсит его выступление. И все же кое-кому из цирковых комиков наверняка стоит поискать свой звуковой «опознавательный сигнал». Если находка будет удачной, это поможет клоуну в обретении своего лица. ВИК. МАРЬЯНОВСКИЙ  


  • Статуй это нравится

#6 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21400 сообщений

Отправлено 26 March 2020 - 06:24

Клоун-эксцентрик Александр Фриш

За кулисами цирка об этом номере спорят. Нет единого мнения и у специалистов: одни считают номер эксцентрика Александра Фриша слишком «эстрадным», другие — напротив, сожалеют о том, что такие номера в цирковых программах — редкое явление.

 

23.jpg

 

Некоторые считают композицию номера недодуманной, отчего «герой» артиста получился, дескать, двойственным. Другие, наоборот, утверждают, что именно благодаря такой структуре наиболее полно раскрывается персонаж. Но одно бесспорно: с манежа молодой артист неизменно уходит под аплодисменты. Аплодисменты... Конечно же, о них мечтает человек в торжественном черном фраке, выехавший на манеж на непомерно маленьком для своего высокого роста колесе моноцикла и приготовившийся прямо здесь, на арене, словно в большом концертном зале, сыграть симфонию Моцарта на... барабане! Его барабанная колотушка переломилась сразу. От одного единственного удара. И барабан прорвался, а из дыры с треском вывалился кирпич. Этот неизвестно какими судьбами попавший в барабан кирпич был третьим. Два других — один выпал из нотной тетради, другой из цилиндра музыканта — уже валялись на ковре манежа. Это был конец. И музыкант-неудачник резким движением сорвал теперь уже ненужные белоснежные манжеты. Словно поставил точку. И поникли плечи, погасла счастливая улыбка, поблекли смеющиеся глаза неопытного дебютанта. Медленно побрел артист в черном фраке к выходу, волоча за собой трость, ноты и сломанную барабанную колотушку. В цирке очень тихо. И вдруг... та-та-та... та-та-та... Музыкант остановился, пытаясь понять, где рождаются звуки. Та-та-та — выстукивала по уцелевшей стороне перевернутого барабана зацепившаяся за него трость. А через минуту в цирке звучала музыка Моцарта. Ее под аккомпанемент оркестра выстукивал ногами на барабане вышедший из оцепенения дебютант. Зал рукоплескал. Это были первые аплодисменты музыканту. А он, счастливый тем, что теперь может играть, пусть ногами, но играть на своем барабане, все выстукивал и выстукивал новые мелодии, которые в минуты вдохновения рождала его фантазия. Выстукивать ногами всевозможные ритмы или, как говорят профессионалы, «стэп» Александр Фриш умел с детства. В этом не было ничего удивительного, потому что отец мальчика был комическим танцовщиком на эстраде и многому научил сына. Он привил ему любовь к цирку, свету его огней, к его запахам. Конечно, мальчик, выросший в артистической семье, мечтал стать артистом, и именно артистом цирка. И все-таки путь на арену у Александра Фриша начался с эстрады, на которую он вышел после окончания Челябинского института культуры как артист разговорного жанра. Однако через пять лет его судьбу резко изменил удивительный случай. Как-то Фриш по традиции забежал на минутку в старый Московский цирк проведать своих друзей. Друзья его были озабочены поисками подходящего «типажа», точнее человека, способного «подыграть» в клоунской сценке одному из учеников Местечкина, оставшемуся перед выпускным экзаменом без партнера. Почти шутя Фришу предложили вакантную роль, он согласился помочь. Так возник новый клоунский дуэт. Впрочем он просуществовал недолго, всего год. Собственно говоря, это и следовало ожидать, поскольку истинный коверный — это человек, знающий и умеющий на манеже все. Но, безраздельно любя цирк, двадцатисемилетний эстрадный артист мало что умел делать. Поэтому свое цирковое образование Фриш начал с элементарной общей физической подготовки в мастерской клоунады при Всесоюзной дирекции по подготовке новых номеров и аттракционов. ...Все планы перепутал старенький, весьма потрепанный реквизитный барабан. — Знаешь, как здорово получится на этом барабане «стэп», — сказал Фриш своему коллеге по студии Антону Полосяну. Как утверждает артист, в тот момент, когда он увлеченно начал выбивать ритмы на найденном инструменте, никаких творческих идей по поводу будущего номера в его голове не возникло. И уж, конечно, думать не думал Антон Полосян, что, шутливо накинув на плечи другу свой клоунский фрак с неестественно короткими рукавами, он тем самым «одел» рождающийся... персонаж. ...Студию Александр Фриш покидал музыкальным эксцентриком, унося с собой тот самый барабан и старомодный деревянный чемодан, где аккуратно были уложены ноты, барабанная колотушка, старенький фрак Полосяна и еще... три кирпича, без которых номер этот не стал бы по-настоящему эксцентричным. ...Итак, музыка, которую мечтал сыграть дебютант на своей премьере, все-таки звучит под сводами зала. Он выстукивает ее ногами, сбросив свой парадный фрак. Мелодии сменяют одна другую, и в этом вихре разнообразных ритмов трудно уловить тот момент, ту секунду, когда в его руках появляются два кирпича. Они столкнулись случайно, но звук, родившийся от их столкновения, заставил молодого человека остановиться. Он немного подумал, а когда оркестр заиграл вновь, руки премьера крепко сжимали все три кирпича. При первых аккордах он подбрасывает их вверх. Нет, это не жонглирование в привычном для зрителей варианте. Скорее, это похоже на удивительный музыкальный баланс, при котором кирпичи в такт выбиваемой музыки выстраиваются в невероятно замысловатые то горизонтальные, то вертикальные пирамиды, которые вдруг замирают в пространстве, грозя рассыпаться, но в последний миг, подхваченные ловкими руками артиста, опять перестраиваются на глазах восхищенного зрителя. И опять творческой фантазии артиста, кажется, нет предела. Вот на лежащий кирпич импровизатор кладет рядышком два других. Потом берет это сооружение в одну руку и лихо подбрасывает вверх. Все три кирпича под общее «ах» дружно переворачиваются в воздухе и, выстроившись друг на дружке, что называется, в полный рост, этакой колонной возвращаются на ладонь к артисту. И при каждом соприкосновении кирпичиков вновь рождаются мелодичные звуки. Комбинации сменяют одна другую, а на алом ковре манежа лежит небрежно брошенный фрак музыканта, напоминающий о том немного чудаковатом и наивном мальчишке с открытой светлой улыбкой и восторженно сверкающими глазами. Вместо него — опьяненный аплодисментами, уверенный в себе молодой современный человек в чуть ли не спортивной маечке. Отсюда и возникло мнение, что номер состоит как бы из двух самостоятельных частей, двух миниатюр, и актер практически играет две роли, показывает два совершенно непохожих друг на друга характера, из которых не вылепить цельного, полнокровного образа, настолько всепоглощающий азарт вариаций с кубиками не вяжется с мягкой, лиричной натурой человека в черном фраке. Мне доводилось не один раз смотреть номер А. Фриша, и, на мой взгляд, три кирпичика не только не разрушают, а, напротив, помогают ему выстраивать сложную, многогранную конструкцию образа музыканта. Именно тогда, когда в руки человеку в черном фраке попадают эти три злополучные кирпича, чуть не сорвавшие ему премьеру, и его осеняет, что их можно использовать в качестве музыкального инструмента, именно тогда, когда он начинает выстраивать кирпичи в невероятные фигуры, вдруг открывается кипучая, деятельная натура одержимого любовью к музыке человека, способного слышать ее и творить в самых неприглядных условиях. Перед нами музыкант, у которого заиграет под ногами даже поломанный барабан. Расхождение же во взглядах на создаваемый Фришем образ, мне думается, в самом актере, в его игре. Талантливый и бесспорно способный артист иногда во время выступления как бы жалеет отдать своему герою все свои чувства. Играет, что называется, без подъема и накала, и тогда, естественно, этого накала страстей не хватает его человеку в торжественном черном фраке, а эмоциональная игра с кубиками превращается в обычную техничную цирковую комбинацию. В хороший трюк ради трюка. И наоборот, когда артист вдохновенно играет на протяжении всего номера, то на манеже живет и творит удивительный, прекрасный музыкант с необычным, правда, восприятием окружающего мира. ...Взмахом руки останавливает инспектор манежа оркестр и протягивает артисту сброшенный им фрак, как бы предлагая принять вид достойный подлинного музыканта. Молодой человек не против, но он не хочет расставаться ни на секунду со своим новым музыкальным инструментом — кирпичами. Но возможно ли одеться, когда заняты руки?! Дебютант поворачивается спиной к держащему фрак инспектору, зажимает двумя руками три горизонтально уложенных кирпича. И вдруг, совершенно неожиданно для всех, резким движением отрывает правую руку и быстро продевает ее в рукав, при этом ничуть не повредив «повисшей» в воздухе и удерживаемой одной рукой конструкции. Правда, чтобы одеться полностью, ему приходится «попридержать» пирамиду... ногой! Зал аплодирует, а дебютант в черном торжественном фраке с необыкновенно короткими рукавами, с открытой светлой улыбкой и восторженно сияющими серыми глазами продолжает свое соло на барабане. А. ХАЧАТУРЬЯН  


  • Статуй это нравится

#7 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21400 сообщений

Отправлено 26 March 2020 - 06:49

Сила иллюзии

 

Через несколько дней премьера, а новый иллюзионный аппарат еще не опробован. Я ходил вокруг него, принюхивался, как ищейка, но запах краски и клея все еще чувствовался. Оставалось надеяться, что скажутся ежедневные репетиции на старом аппарате и незнакомый запах не испугает лис.  

И верно, не заметив перемен в аппарате, три лисы четко выполнили, что от них требуется: прыгнули в аппарат, в котором исчезли по законам иллюзии. Подошла очередь Джуди — белой лисы редкой породы. Белая лиса, высунув черный нос из своего домика, тут же скрылась в его глубине. В аппарате, в котором лиса должна исчезнуть на глазах зрителей, я разложил куски мяса. Джуди стала принюхиваться. Она жадно смотрела на кусочки мяса, но войти в аппарат не решалась. Я ободрял ее как мог. Наконец, терпение лопнуло. Ассистент отнес Джуди в ее клетку. Рядом с клеткой поставили аппарат, оставили его открытым, чтобы запах краски окончательно выветрился. В хлопотах я не заметил, как ко мне подошел мужчина средних лет и грубоватым голосом произнес: — Я по объявлению, насчет служащего. Это к вам? Нам действительно очень был нужен рабочий по уходу за животными. Показывая незнакомцу помещение, в котором размещались наши питомцы, я стал объяснять обязанности служащего, но мне сразу не понравились глаза мужчины, зрачки его быстро сновали по сторонам. В ответ на мои объяснения он кивал головой и монотонно твердил: — Да, да. У клетки с Джуди он остановился и спросил: — А это кто? — Белая лиса, — ответил я. Мужчина присел на корточки. Джуди, как бы польщенная вниманием, закружила по клетке, обметая углы пушистым хвостом. Порывшись в кармане, мужчина достал конфету в золотой обертке. —   Кормить животных нельзя — сказал я. Мужчина покорно спрятал лакомство и сказал, что подумает и зайдет через день-два. Только заполночь я ушел из цирка. В гостинице сразу лег спать. Мне приснилась белая лиса. Она прыгала в небе со звезды на звезду. От нее исходило сияние, похожее на северное. Оно искрилось и превращалось в крупный град величиной с куриное яйцо, который падал на землю. От его падения раздавался стук. Проснулся я от стука в дверь. —   Вам звонят из цирка. Что-то случилось! Я быстро оделся и сбежал вниз. Прижав трубку телефона к уху, услышал взволнованный голос сторожа: —   Лису украли! Побежал что есть духу в цирк. У главного входа стоял сторож. Я бросился прямо в помещение с животными. Клетка Джуди была пуста. Вокруг нее все разбросано, как будто происходила какая-то возня. Подошел сторож, он что-то говорил в свое оправдание. Я силился сообразить, что же предпринять, и вдруг заметил недалеко от нового аппарата золотистую бумажку. Мне вспомнился мужчина с бегающими зрачками. —   Что такое! — не сдержал я возглас удивления. Аппарат, который оставался открытым, был закрыт, словно кто-то подготовил его для показа фокусов. Как же такое получилось? В полном смятении я нажал спрятанную под украшением кнопку. Крышка откинулась. На дне черного углубления лежала белоснежная Джуди. Видно, произошло следующее. Вырвавшись из рук грабителей, она прыгнула в аппарат, створки сами сомкнулись, а открыть их никто из непосвященных не может. Я погладил белый мех лисы, а она подняла ко мне голову, ожидая привычного угощения за четко проделанный трюк. Что ж, Джуди вполне заслужила награду. ЕВГЕНИЙ ЧЕРНОВ


  • Статуй это нравится

#8 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21400 сообщений

Отправлено 26 March 2020 - 06:59

Открытый урок в ГУЦЭИ

 

Все, что наши читатели видят на снимках, происходило в цирковом училище во время открытого урока, который, кстати, проводился впервые. В тот день показывались работы учеников ГУЦЭИ третьего курса.  

На урок-просмотр были приглашены представители Союзгосцирка, Всесоюзной дирекции по подготовке новых номеров и аттракционов, представители других творческих организаций, ветераны циркового искусства, а также научные работники и журналисты. Среди представленного студентами особо хочется отметить гимнастку на корд-де-волане Е. Громову. Ее педагог Ю. Громов отошел от традиционной героики сольного воздушного номера, решив его в эксцентрическом, комедийном плане. Будущей артистке и педагогу еще предстоит немало потрудиться, но уже и сейчас видно, что шуточная сценка на корд-де-волане получится интересной, запоминающейся. Вполне завершенной работой выглядело оригинальное выступление комического жонглера Э. Акопяна. В этом, несомненно, заслуга режиссера Ф. Земцева — одного из старейших педагогов училища. Самое яркое впечатление оставили «озорные ребята». Так назвал акробатическую композицию на трех батутах педагог И. Федосов. При помощи самых различных синхронно исполняемых акробатических прыжков на манеже рождается задорный русский танец, полный удали, лихости, юмора и лукавства. Не все показанное было, разумеется, равноценным. Но в том, чтобы обсудить готовящееся, выслушать замечания, принять интересные, дельные предложения, и заключалась цель данного мероприятия. Ведь просматривались ученики третьего курса, у них до выпуска больше года, значит, есть время поразмыслить, додумать, исправить. Директор училища, кандидат искусствоведения С. Макаров пояснил, что такие показы намечено проводить и впредь. Следующий будет посвящен пластике, а затем — мастерству актера. Открытые уроки преследуют несколько целей. Если говорить о программе-минимум, то они дадут студентам возможность раньше выйти на публику, позволят им приобрести определенные артистические навыки, научат общению со зрительным залом. А педагоги и режиссеры после всесторонних обсуждений успеют внести в свои работы необходимые изменения и поправки. Если же говорить о задачах будущего, то открытые уроки помогут педагогам, режиссерам, балетмейстерам и, наконец, училищу в целом понять, почувствовать, что вообще требуется современному зрителю, какие произведения надо создавать, а от каких следует отказываться. Иными словами, конечной целью нового мероприятия является забота о цирковом искусстве, о его перспективах и путях дальнейшего развития.


  • Статуй это нравится





Темы с аналогичным тегами Советский цирк. Июль 1982 г., Советская эстрада и цирк.

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

  Яндекс цитирования