Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1989
Советскому цирку - 70 лет
В этом году советский цирк отмечает семидесятилетний юбилей. Его история берет начало с августа 1919 года, когда был подписан декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела».
В нем, как известно, был специальный раздел, посвященный цирковому искусству, где цирки наряду с театрами объявлялись государственным имуществом. В декрете также указывалось, что программы нуждаются в художественном подъеме и в очищении от нездоровых элементов.
Однако процесс формирования обновленного цирка был нелегким. И хотя деятельность мастеров арены отныне была приравнена к другим видам творчества, что, разумеется, коренным образом изменило общественное положение работников манежа, тем не менее поиск новых путей развития был непростым. Пожалуй, основная сложность заключалась в том, что многие артисты, искренне желавшие участвовать в строительстве нового искусства, были как бы изолированы от окружающей жизни, замкнуты в мире цирка, словно задернуты занавесом кастовости.
Первый нарком просвещения А. В. Луначарский, питая глубокое уважение к труженикам арены, внес существенный вклад в становление циркового дела. По инициативе Анатолия Васильевича в Москве в 1918 году был открыт «Дом Цирка», представлявший артистический клуб, где каждый понедельник проходили диспуты на темы — «Возрождение цирка» и «Современный театр в связи с цирком». Для участия в обсуждениях приглашались люди науки и представители смежных видов искусства: режиссеры, балетмейстеры, композиторы, художники, литераторы, артисты театра.
Начало прениям положил доклад Луначарского «Народный цирк и пути его развития», в котором была изложена эстетическая программа обновленного искусства манежа.
Сегодня, когда на страницах периодической прессы, в том числе нашего журнала и газеты «Советский цирк», ведутся дебаты о том, что является сутью цирка: трюк или эксцентрика, театрализация или рекордомания, думается, нелишне вспомнить, как Луначарский определял художественную природу циркового искусства. Он подчеркивал, что при взгляде на гуттаперчевого мальчика или бегемотоподобного атлета впечатление красоты пропадает, так как эти явления связаны с извращением, насилием над человеческим телом, уродством. В том же случае, когда цирковой номер поражает грацией и легкостью, а изумительные вещи, кажущиеся чудом, проделываются с естественностью, торжествует человеческий дух, совершенство, красота. При этом Луначарский был убежден, что физическая красота должна сочетаться с бесстрашием, ибо цирк — это школа смелости, в чем, по мнению Анатолия Васильевича, заключается важная воспитательная функция данного искусства. Одновременно он обращал внимание на то, что чудовищно приучать публику к азарту путем головоломного риска жизнью человека. Поэтому, предоставляя «специалистам отваги» одно из центральных мест на арене обновленного цирка, следует принимать все необходимые предосторожности.
Сегодня, заново осмысливая суждения знатока о природе цирка и анализируя творческую практику современных выдающихся мастеров арены, приходишь к выводу, что предметом циркового искусства может быть только яркая личность, обладающая уникальными способностями и раскрывающаяся в исключительных обстоятельствах. Сутью цирка является игра с риском, то есть предполагаемая, допустимая, возможная опасность, а не реально существующая, неизбежная, фатальная.
Совершенно очевидно — Луначарский, определяя художественные принципы обновленного цирка, вскрыл глубинные внутренние связи циркового искусства с народно-праздничной культурой. Ученый рассматривал развитие цирка в русле демократической направленности народного творчества. Так, например, прогнозируя будущее циркового искусства, Луначарский предвидел, что в нашем климате, не позволяющем достаточно широко пользоваться лесом и парком, полем и городской площадью, естественной рамкой народных празднеств и гуляний станут все расширяющиеся цирки, а важным элементом массовых представлений будут мастера арены. Наше время подтвердило научную прозорливость исследователя. Цирк действительно вышел на стадионы, артисты постоянно принимают участие в массовых театрализованных зрелищах, народных торжествах.
Статьи Анатолия Васильевича стали ключом к изучению специфики циркового искусства и выяснению перспектив развития обновленного цирка. Вспомним, что в то время еще бытовал взгляд на цирк, как на искусство «третьего сорта, махорочное, маргариновое, даже развращающее народ», поэтому позиция Луначарского «отнюдь не является простым литературным высказыванием критика-публициста, — отмечает современник, — она представляла собою принципиальное выступление члена правительства, обеспечивающего рёальность выполнения намеченной программы, реальность ее проведения в жизнь». И все же мысли, высказанные Луначарским, оказались предметом ожесточенных споров. Одни полемисты доказывали, что у этого искусства будущего вообще нет, другие, призывая разрушить его, мечтали о создании некоего «театра цирка», а третьи ратовали за цирк, но без танцев, музыки и мысли.
Дабы охладить разбушевавшиеся страсти, Луначарский выступил еще раз, подчеркнув, что цирк не умирал и даже не болел, все ремесло и мастерство в нем осталось, а надо вырвать его из грязных рук предпринимателей, насаждающих обман и жульничество. Когда с манежа будет удалено все дурное, то останется истинное, глубоко народное искусство. Цирк будет академией красоты и остроумия.
Для проведения в жизнь этой программы в феврале 1919 года при ТЕО Наркомпроса была организована «Секция цирка», в работе которой участвовали театральные режиссеры, балетмейстеры, художники, музыканты, скульпторы, литераторы. Уже в первых программах государственных цирков, открывшихся в сентябре 1919 года, были ощутимы некоторые перемены. Однако, заметим, среди членов «Секции цирка» были представители разных художественных направлений и в том числе пролеткультовцы. Представления первых государственных стационаров оказались под мощным натиском именно сторонников «пролетарской культуры», стремившихся сделать цирк «широким, массовым проводником политических идей», а его арены превратить в «художественную агитационную трибуну». Разрушая природу циркового искусства, пролеткультовцы не только не обогащали манежное творчество новыми приемами, выразительными средствами, а, наоборот, отказывались от художественных традиций этого вида искусства, подменяли красочные представления символическими агитационными действиями, грубо и лубочно поставленными. Более того, пролеткультовцы предлагали, лишив цирк статуса самостоятельного вида творчества, рассматривать его как разновидность театрального. В связи с чем «театрализация» и «театральность» определялись главнейшими достижениями манежа. Таким образом, они приходили к фактическому отрицанию цирка как самобытного вида искусства. В дальнейшем эта тенденция привела к негативным явлениям. Например, по рекомендации теоретиков пролетарской культуры в цирковые программы был введен пролог. Считалось, что таким простым средством, как обращение к публике, достигается «интимная близость между залом и сценой». Реформаторы цирка стали скрупулезно выполнять указания пролеткультовцев, начиная каждое представление прологом. По сей день в начале программы чтец в стихотворной форме обращается к публике по традиции, заведенной в двадцатые годы, славословя героические деяния тружеников, проживающих в том или ином городе. Как правило, такой пролог никакого отношения не имеет к последующей демонстрации номеров.
С особой силой проявилось влияние пролеткультовских канонов в цирковых пантомимах на политическую тематику. Такие постановки грешили декларативностью в раскрытии темы, статичностью мизансцен, отсутствием цирковых жанров и выразительных средств, иллюстративностью. Действующими персонажами в них выступали рабочие и крестьяне, побеждавшие чудовище, которое символизировало капитал. Позднее подобные спектакли создавались к юбилейным датам, и присущая им «театральность», к сожалению, пагубно сказалась на развитии жанра цирковой пантомимы.
Анализ творческой деятельности «Секции Цирка» убеждает в том, что в тех случаях, когда художники, литераторы, скульпторы, режиссеры стремились к тесному общению с мастерами цирка, не поучали их с высоты театральных подмостков или вершин литературного Олимпа, а старались вникнуть в художественную природу циркового искусства, то были и бесспорные удачи. Такой работой была постановка скульптором С. Коненковым композиции «Самсон-победитель» по мотивам библейского мифа. В номере были заняты атлеты и борцы. Действие сопровождалось музыкой и текстом, поясняющим содержание каждого эпизода.
Долгая и яркая жизнь «Самсона-победителя» на аренах московского, а затем и тульского государственных цирков доказала, что номер по праву относится к значительным достижениям обновленного искусства. Кроме того, он показал возможности расширения границ традиционных цирковых жанров и пути создания новаторских произведений.
Желание ряда деятелей смежных видов искусств «отеатралить» цирк и разрушить классические формы этого творчества в конце концов привели к тому, что художественный совет московских государственных цирков был распущен, а затем сформирован заново с привлечением цирковых артистов.
Следует сказать, что иностранные артисты, появившиеся вновь на аренах уже государственных стационаров с осени 1923 года и сыгравшие вначале положительную роль, потом стали отрицательно влиять на процессы роста советского цирка. Это особенно ощутилось с весны 1929 года. Общегосударственные задачи, возникшие в связи с первым пятилетним планом, потребовали жесткой экономии валютных фондов. С 1930 года выдача валютных лимитов гос-циркам была прекращена и приглашение иностранных артистов теперь осуществлялось только по безвалютным контрактам. Это отразилось на художественных качествах номеров, приглашаемых иностранных исполнителях. Артистическая молодежь, в том числе выпускники первого в мире циркового училища, открывшегося в 1926 году, включились в творческое соревнование с зарубежными гастролерами.
Один из путей, по которому велись художественные поиски, привел к подготовке так называемых «тематических номеров». Это было сопряжено с тем, что в некоторых директивных документах предлагалось «создавать номера, трактующие актуальные вопросы: овладение техникой, производственные процессы, оборонную тематику». На арене появилась целая когорта «веселых» монтеров, маляров, поваров, кочегаров, беспризорников, точильщиков, носильщиков, а также «Эквилибристов-углекопов», «Кузнецов-молотобойцев» и даже «Советских каменщиков», которые за короткий отрезок времени ухитрялись на глазах зрителей сложить высокую каменную стену. Цирк в этих произведениях терял художественные качества, искусство подменялось имитацией трудовых процессов, а номера превращались в агитационно-производственный показ образцовых технических навыков.
В сложном, противоречивом поиске нового стиля наметилась еще одна тенденция, обусловленная появлением на манежах спортсменов-физкультурников, исполнителей рекордных достижений. В годы первых пятилеток, когда в стране получило широкое развитие физкультурное движение, на манеж пришли мастера, установившие спортивные рекорды. Отрицая законы цирковой выразительности: зрелищность, актерское мастерство, композиционную выстроенность трюкового материала, — они стремились только к демонстрации сложнейших спортивных достижений. Их выступления проходили в атмосфере соревнования, во время которого побиваются и устанавливаются рекорды. Такие артисты появлялись в трусах, майках, тапочках, без цирковой мишуры и блесток, под звуки энергичного марша физкультурников. Подобные номера, определявшиеся как «спортакт», решенный в «спортстиле», сначала покорили критиков и зрителей. Специалистам даже показалось, что, развиваясь по этому направлению, обновленный цирк сумеет отказаться от дурного влияния иностранных артистов и утвердиться в качестве пропагандиста физкультуры и спорта. Но постепенно в номерах «спортакта» все отчетливее стали проявляться негативные стороны, такие как: отсутствие композиционного и образного решения, бедность драматургического замысла, шаблонность показа трюкового репертуара, скудность оформления. Талантливые исполнители остро ощутили эти недостатки. Они решили, сохраняя стиль, принесенный ими со спортивных подмостков, вобравший фили-т гранную отточенность и четкость движений, технически сложные упражнения и легкость выполнения уникальных достижений, обогатить в номерах приемами цирковой выразительности, определенными актерскими задачами, что помогало бы ярче разработать образное начало. Практика отечественного цирка доказала, что новое не может родиться путем замены цирковых артистов на спортсменов или прямого перенесения на арену рекордных достижений. Только соединение образной природы и выразительного языка циркового искусства с высочайшими техническими достижениями, демонстрация которых доведена до виртуозного совершенства, и только самобытная актерская индивидуальность, раскрывающаяся в художественном произведении, оригинальном по драматургическому построению и по форме, способствовали утверждению стилистики обновленного цирка.
Несомненно, что существенную лепту в становление художественного стиля внес фильм «Цирк» режиссера Г. Александрова, выпущенный весной 1936 года. Здесь создан опоэтизированный образ нового искусства арены. Романтика этой картины вступила в творческий спор с номерами «спортакта» и «производственно-тематическими» произведениями. В фильме были показаны лирико-героические мотивы, искони присущие природе циркового искусства. На манеж вновь были возвращены сверкающие блестками костюмы, нарядность оформления спектаклей, балетная пластика, зажигательная музыка, яркие световые эффекты — все то, с чем боролись представители спорта и сторонники номеров на производственную тематику. По свидетельству современников, фильм «Цирк» обострил тяготение мастеров манежа к праздничности, блеску и романтике.
Ведущие артисты стали стремиться к тому, чтобы все компоненты, составляющие цирковое произведение: трюки, композиция, идея, костюмы, актерская выразительность, пластика, музыкальное и световое оформление, грим — были подчинены единому замыслу — созданию художественного образа.
Справедливости ради следует сказать, что успехи в жанре клоунады были значительно скромнее. Цирковая критика, отмечая достижения акробатов, гимнастов, дрессировщиков, постоянно писала (порой предвзято, а порой искренне), что выступления комиков грубы, шаблонны и порядком устарели. Подчас в запале рецензенты вместе с традиционными персонажами отвергали и стиль актерской игры, синтетически включающий в себя шарж, пародирование, преувеличение. Пластическая выразительность комиков, ловкость движений, цирковая виртуозность выполнения трюков, острое слово стали исчезать из клоунады. Мало того, полнокровному развитию комедийного жанра в цирке сильно мешала получившая широкое распространение в начале пятидесятых годов так называемая теория бесконфликтности. Она отрицательно сказалась на советском искусстве. Приверженцы этой теории заявили, что в нашей действительности конфликты не существуют, а бытуют только легкие, несерьезные столкновения хорошего с еще лучшим. Писателям рекомендовалось создавать произведения, в которых не было бы острых конфликтов, высмеивания недостатков, изображения сатирических лиц. Апологеты теории бесконфликтности чуть ли не накладывали запрет на показ негативных персонажей, объявив их нетипичными. Порой они беспощадно критиковали драматургов и артистов за исполнение таких ярких комедийных средств, как гротеск, гипербола, алогизм, буффонада, собственно, тех средств, которые составляют выразительный язык комического.
Бесспорно, творческому подъему и жанра клоунады и развитию циркового искусства в целом способствовали смотры и конкурсы, которые начали проводиться еще в военные годы. Они активизировали поиск новых форм спектаклей, подготовку оригинальных произведений. Теоретические споры и дискуссии, развернувшиеся в пятидесятые годы, в которых приняли участие видные исследователи и практики цирка, помогали определить и уточнить генеральную линию развития искусства. Обмен мнениями имел принципиальное значение, так как замечания, советы, пожелания практиков были направлены на выявление специфики цирка.
Первый международный фестиваль циркового искусства, проводившийся в Варшаве в 1956 году, стал этапным моментом в истории отечественного искусства. Первое место в этом соревновании заняла программа советского цирка. Она была отмечена золотой медалью и дипломом. Кроме того, группа ведущих артистов была награждена золотыми и серебряными медалями. Международное жюри своей высокой оценкой официально поддержало новый стиль и творческие принципы советского цирка.
Поиск новаторских произведений и развитие художественного направления привело к созданию нового вида зрелищ — «Цирка на льду» и «Цирка на воде». В этих представлениях традиционные жанры обогатились свежими красками, эффектами, а трюки и номера приобрели дополнительную сложность, так как демонстрировались в движении по льду или по воде.
Негативные явления, исподволь накапливавшиеся и не находившие решения на протяжении многих лет, с конца шестидесятых годов начинают отрицательно сказываться на развитии советского цирка. Административно-бюрократическая система и формализм тормозили поступательное движение циркового искусства, планирование и организация производственно-творческого процесса велись неудовлетворительно. Проведение цирковых смотров приобрело характер формальных мероприятий, приуроченных к различным торжественным датам. Отчасти из-за этого, утратив дух творческого соревнования, конкурсы постепенно обретали звучание праздничных кампаний, мажорных рапортов. Победители таких парадных показов, нередко завершавшихся массовым награждением многочисленных лауреатов, не всегда способны были оправдать высокое звание новаторов, так как зачастую они не были действительными лидерами советского цирка, а их номера не являлись оригинальными. Это явление, безусловно, помешало художественному росту цирковых произведений и повышению исполнительского мастерства артистов.
В 1987 году Союзгосцирк был переименован в творческо-производственное объединение. Это еще раз указало на то, что усилия данной организации должны в первую очередь направляться на улучшение художественных процессов в цирковом деле. Переход объединения на новые условия хозяйствования существенно расширил права Союзгосцирка в области планирования и финансовой деятельности, что потребовало, естественно, максимального использования имеющихся резервов, качественного улучшения творческой жизни. Однако следует отметить, что ряд вопросов, отрицательно сказывающихся на деятельности цирков, не нашли своего решения до сегодняшнего времени. К примеру, не разработаны нормативы потребности в количестве номеров и аттракционов по жанрам, не определены мероприятия по совершенствованию специальной подготовки артистических и режиссерских кадров, не создано новое «Положение о порядке тарификации артистического и художественного персонала ТПО «Союзгосцирк», которое стимулировало бы развитие творческой инициативы и рост профессионального мастерства артистов, режиссеров. Возникли и новые проблемы, связанные с организацией цирковых кооперативов. Нельзя также не замечать реальных перемен, происшедших в практике мирового цирка. Его артистический состав в последние годы заметно омолодился. В Париже, где проводятся конкурсы «Цирк будущего» и «Цирк завтрашнего дня», теперь вступают в состязание юные исполнители от 6 и не старше 25 лет. В этом году, как известно, золотую медаль получили китайские артисты — шестилетняя девочка и десятилетний мальчик. Вторую золотую медаль получил наш тринадцатилетний жонглер С. Игнатов. Эти факты убедительно показывают, что «Положение о цирковом ученичестве» в нашей стране устарело и не отвечает требованиям времени. В нем, например, говорится, что в цирковые учебные заведения могут приниматься подростки не моложе 11 лет, а также подчеркивается, что выступления подростков допускаются: в партерных номерах — в возрасте от 11 лет, а в воздушных номерах с трюками «без отрыва» — от 15 лет, а с «отрывными» трюками — с 16 лет.
Как видим, проблема ранней специализации артистов цирка сегодня — одна из острейших, от ее решения зависит будущее советского цирка.
...Юбилей нашего цирка — это, разумеется, не только праздничные торжества, но и время, когда надо осмыслить пройденный путь, оценить находки и потери, а затем вновь отправиться в дорогу. Впрочем, мастерам цирка к этому не привыкать. Они всегда в пути.
Сергей МАКАРОВ