Перейти к содержимому

Рязанский цирк откроется 14 сентября
подробнее
Юрий Кукес. Вопросы Александру Рыбкину
подробнее
"Выпуск ГУЦЭИ - 2018
подробнее

Фотография

ОСОБЫЙ ТАЛАНТ ВИОЛЕТТЫ КИСС


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 17 492 сообщений

Отправлено 07 Май 2007 - 11:16

ОСОБЫЙ ТАЛАНТ ВИОЛЕТТЫ КИСС

clip_ikiss.jpg
ВИОЛЕТТА КИСС на манеже
На репетиции с Андреем Поповым

Если студентам ГУЦЭИ задать вопрос: «Какой экзамен вы считаете самым важным и трудным», — думаю, все сойдутся во мнении, что таким экзаменом является первая встреча со зрителем. И, как правило, молодые артисты, выведенные на арену заслуженной артисткой РСФСР Виолеттой Николаевной Кисс, выдерживают этот экзамен на «отлично».
Талантливая артистка, талантливый педагог, талантливый режиссер. Так несколькими словами можно охарактеризовать ее творческую биографию, Казалось бы, что тут удивительного? Артистка, педагог, режиссер — это путь многих. Но удивительным является ее талант, с одинаковой силой раскрывавшийся на каждом этапе ее творческого пути.
Сколько интересного можно рассказать об этом замечательном человеке. Вся ее жизнь связана с цирком. Многим она запомнилась как блестящая артистка. Она покоряла зрителей сроим виртуозным мастерством, удивительным обаянием и особой, сдержанной манерой выступления. Вдвоем с братом Александром Николаевичем Киссом, народным артистом РСФСР, выдающимся жонглером, они демонстрировали сложнейшие трюки, в которых жонглирование сочеталось с элементами антипода, эквилибра и акробатики. Их трюки и на сегодняшний день являются трудно достигаемой вершиной.
Оставив в 1966 году манеж, Виолетта Николаевна не думала о преподавании. Она хотела стать цирковым дирижером. Желание это было не случайным, ведь Виолетта Николаевна с детства обучалась музыке, ее игра на саксофоне всегда украшала их номера. Иногда ей приходилось играть и в цирковых оркестрах, а однажды она заменила заболевшего дирижера. Но неожиданное предложение заслуженного деятеля искусств РСФСР А. Волошина, директора ГУЦЭИ, стать педагогом-режиссером круто повернуло дальнейшую судьбу Виолетты Николаевны Кисс. Ей суждено было подарить цирковому искусству целый ряд новых имен. Сергей Игнатов, Николай Кисс, Андрей Попов и многие другие радуют своим искусством наших зрителей.
Как разнообразны созданные ею номера! И все же есть в них что-то общее, объединяющее, а именно — школа Виолетты Кисс, которая начала складываться еще задолго до начала ее режиссерско-педагогической деятельности. В основу этой школы легли многие черты, свойственные Виолетте Кисс — артистке. Стремление к высочайшему профессионализму — вот главная из них. Поэтому, работая со своими учениками, она непременно ставит перед ними трудную задачу — подготовить сложнейшую трюковую основу. Наибольшего успеха ей удалось добиться в жанре «соло-жонглер»».
Однако Виолетта Николаевна любит работать и с антиподистами, правда, готовить сложные трюки с учениками здесь еще сложнее. И вот почему. Ведь в ГУЦЭИ из четырех лет обучения на создание номера дается только последних два, а в первые годы идет общая подготовка, в течение которой будущий артист должен овладеть основами акробатики, гимнастики, жонглирования, ручного эквилибра и эквилибра на проволоке. Антипод, как и некоторые другие жанры, в подготовительный период не преподается. Поэтому работу по созданию номера приходится начинать практически с нуля. Стоит ли говорить, каким препятствием является недостаток времени при подготовке номера. Сюда еще надо прибавить и отсутствие нужного реквизита. Многие замыслы из-за этого остаются не только не осуществленными, но даже и не проверенными. И все же номера, выпущенные Виолеттой Николаевной в этом жанре, вызывают несомненный интерес.
Цирку, как известно, присуща динамика. Номера таких динамичных жанров, как воздушная гимнастика, джигитовка, акробатика и тому подобные, обладают довольно сильным эмоциональным воздействием на зрителя. Антипод же — жанр наиболее статичный, такова уж его специфика. Исполнитель, как правило, в момент демонстрации трюка «прикован» к специальной «подушке», лежа на которой жонглирует ногами. Эта «прикованность» и является причиной статичности. Отсутствие всякой возможности передвигаться во время трюка необходимо чем-либо восполнить. Чем именно, вопрос очень сложный. Но Виолетта Николаевна не только находит нужные решения, но и никогда не повторяется в них. Хочется вспомнить номер, созданный ею для Евгении Кайсын, в котором трюки как бы вплетены в яркую, пеструю канву молдавского танца. В его темпераментном вихре они напоминают скорее танцевальные па. Особая манера и интересные трюковые комбинации, подсказанные нестандартным реквизитом (кувшины, бочонки, бубны), помогли отойти от излишней традиционности в этом жанре, что сделало номер Е. Кайсын режиссерской находкой.
Наблюдать за процессом создания нового всегда очень интересно. Ведь на этом увлекательном этапе и начинается собственно творчество с его муками и радостями. Как же это происходит? Обычно все начинается с поиска ученика. И что самое удивительное, Виолетта Николаевна, выбирая ученика, никогда не опирается только на его профессиональные качества. Скорее, наоборот, этому она уделяет внимание в самую последнюю очередь. Главным в будущем артисте она считает упорство, трудолюбие, способность творчески мыслить. Это объединяет всех ее учеников. А до какого уровня можно довести технику при наличии таковых качеств, можно судить по их работам.
Виолетта Николаевна очень любит работать с солистами. Это еще одна ее особенность, а также особенность ее школы. Она тщательно оттачивает каждую деталь номера, уделяет большое внимание даже, казалось бы, незначительному жесту, не говоря уже о трюках. Это придает выступлению завершенность, отточенность и четкость.
Виолетта Николаевна ценит в учениках еще одно качество о котором хотелось бы рассказать, — это индивидуальность, без которой понятие школы Виолетты Кисс было бы неполным. Правильно разгадать и развить те черты ученика, которые в будущем лягут в основу его творческого почерка, задача необыкновенно трудная. Особенно если учесть возраси студента — 16—18 лет.
Виолетта Николаевна рассказывала, например, что ей далеко не сразу удалось «разгадать» Сергея Игнатова. По первоначальному замыслу номер был решен в эксцентрическом плане. Найти более верный образ помогла художница Рина Осиповна Вайсенберг, которая, не будучи знакома со сценарием, сделала эскизы элегантных костюмов, наиболее точно уловив манеру Игнатова. В процессе работы над первым вариантом номера было найдено много интересного. Кстати, Виолетта Николаевна хотела соединить сложнейшие трюки Игнатова с некоторыми трюками-шутками («непослушные» булавы и т. п.). Но проверить этот вариант ей не удалось опят-таки из-за отсутствия необходимого реквизита. Однако номер
был доведен до самого высокого уровня и, учитывая мастерство
и обаяние Игнатова, сразу же был воспринят как один из лучших
в жанре.
Более пятнадцати лет Виолетта Николаевна занимается свой важным и ответственным делом. Многое сделано за эти годы, и рассказать о всех воспитанниках Виолетты Кисс в пределах небольшой статьи практически невозможно.
Однако на ее последней режиссерской работе, которая так поразила всех своей оригинальностью и новизной, хочется остановиться подробнее. Речь пойдет о соло-жонглере Андрее Попове. В 1979 году (год его выпуска) я была студенткой третьего курса ГУЦЭИ, а поэтому не только хорошо знала эту работу, но и видела, как она создавалась.
Недавно Андрей Попов целый год выступал в Москве в
юбилейной программе Нового цирка «Звезды олимпийской
арены». Номер, к сожалению, показывался в сокращенном варианте, что не могло не отразиться на его художественном качестве. Ведь цирковое произведение это не просто набор трюков, которые можно безнаказанно менять, а тем более выбрасывать. И уж, конечно, не следовало бы так поступать с той работой, которая явилась в какой-то степени открытием в
жанре.
Подчеркнуто современная форма подачи этого номера как нельзя более соответствует его несколько неожиданному трюковому содержанию. Андрей Попов не просто подходит, берет мячи и начинает жонглировать — мячи сами взлетают с автоматической подставки, и артист, подхватывая их на лету, уже не дает им упасть, снова и снова посылая их в воздух. Но и это еще не все: он принимает мячи не руками, как обычно, а специальными чашами, которые держит. Чаши порой сами взлетают в воздух, а затем вновь спокойно продолжают ловить мячи. Высокий, худощавый, в джинсовом костюме, Андрей Попов внешне почти ничем не отличается от молодых людей, находящихся в зрительном зале. Его легкая и непринужденная манера выступления способствует самому непосредственному восприятию номера. Стремительный темп и молниеносная смена трюков заражают своим подлинно современным ритмом. Вот чаши с мячами оставлены, и зрители теперь восхищаются разнообразнейшим каскадом трюков с кольцами. И, наконец, самое удивительное. Что это? На этот вопрос трудно ответить даже искушенному знатоку циркового искусства. Жонглирование или антипод? Ловко закрутилась послушная «сигара». Оркестр смолк, лишь ударник легким ритмом сопровождает трюк. Внимание зрителей собрано до предела, порою только возгласы удивленного восхищения прерывают тишину. Элементы антипода артист выполнял, стоя на ногах.
Как появился этот трюк — сказать сложно. Вероятно, большой опыт в работе Виолетты Николаевны с жонглерами и антиподистами привел к рождению новой техники. Но особенно важно, что эта находка доказывает: каждый жанр, на первый взгляд уже полностью освоенный и даже обросший традициями, таит в себе множество открытий, если к нему подойти творчески, увлеченно. А именно такому подходу и учит Виолетта Николаевна.
Режиссер должен умереть в актере — этот закон присущ не только театру. Цирковой режиссер еще более сокрыт от зрителя, чем театральный. Но как педагог Виолетта Николаевна Кисс продолжает жить в своих учениках. Так должно быть — ведь она отдает им не только свой опыт и мастерство, но и частичку своего сердца, а это никогда не исчезает бесследно.

СУСАННА КУРЗЯМОВА,
артистка цирка




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100