Перейти к содержимому

Александр Рыбкин уволился
подробнее
Анатолий Марчевский покидает свой пост
подробнее
В Минкультуре появится отдел циркового искусства
подробнее

Фотография

Индийское иллюзионное искусство


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 5

#1 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 17 606 сообщений

Отправлено 27 Февраль 2008 - 11:35

От магов древности до иллюзионистов наших дней
А.А. Вадимов, М.А. Тривас. 1979
Факиры, Елена Блаватская и индийский канат, отрывок




Вместе с искусством настоящих восточных иллюзионистов и его фальсификациями в Европу начали проникать некоторые учения восточной философии, полные мистического тумана. Этому немало способствовали иллюзионисты Индии.

Индийское иллюзионное искусство, существующее уже более пятнадцати веков, тесно связано с учением йогов. Неотъемлемая часть этого учения - представление о всемогуществе скрытой психической силы - "праны", якобы позволяющей йогам, натренировавшим свою волю, творить чудеса. Разумеется, здесь не обходится без иллюзионных трюков. И факиры, бродячие индийские фокусники, мастерски делают вид, будто их иллюзионные трюки - не что иное, как результат действия таинственной психической силы. Они настолько убедительно играют, что подавляющее большинство европейских путешественников, видевших индийские иллюзии, считают, что факир загипнотизировал зрителей. Но никакого гипноза здесь нет. Перед нами типичные иллюзионные номера, только подача их имеет своеобразную окраску.

Набор традиционных факирских трюков довольно велик. По требованию публики пульс факира замедляется, а затем совсем прекращается в одной руке, потом восстанавливается, прекращается и восстанавливается в другой. Факир прячет под мышками два твердых шарика. Достаточно нажать на них, чтобы пульс замедлился, а потом восстановился.

Обнажив спину, факир ложится на доску, сплошь утыканную остриями гвоздей. На грудь ему кладут еще тяжести - и все же он встает невредимым. Вес тела распределяется между множеством опорных точек, значительно уменьшая силу давления гвоздей, а благодаря умелому напряжению мышц острия не могут глубоко вонзиться в тело.

За этим следует протыкание рук, глотание огня. Факир Ахмед Гуссейн в Лондоне ходил босиком по горячим угольям, перед этим он многократно погружал ноги в специальный раствор. Ходил босиком по битому стеклу; осколки предварительно особым образом стачивались, чтобы нельзя было порезаться.

Змея преображается в танцовщицу, монета - в живую жабу. Яйцо неожиданно исчезает из мешка. Порванная нитка оказывается целой.


В большую корзину ложится помощник, факир накрывает его крышкой, а затем прокалывает корзину длинной тонкой шпагой, после чего помощник выходит из корзины невредимым. Это оказывается возможным потому, что тонкая шпага обладает большой гибкостью и при протыкании корзины легко огибает тело помощника, для которого всегда остается достаточно большое "мертвое пространство" внутри [Трюк описан впервые в 1655-1657 годах Иоганном Ньюгофом, путешествовавшим по Индии.]. Советская иллюзионистка Вера Мирова проделывала этот традиционный трюк, пряча в ящике двух ассистенток и протыкая его во всех направлениях двадцатью шпагами.

Две горсти сухого песка разных цветов высыпаются в сосуд с водой, и все тщательно перемешивается. После этого факир вынимает из сосуда сухим песок каждого цвета в отдельности. Разумеется, песок предварительно подвергается особой обработке.

Факир на глазах у зрителей сажает в землю зернышко мангового дерева, засыпает его песком и накрывает платком. Приподнимая время от времени платок, он показывает, что из песка со сказочной быстротой прорастает молодой побег. Через полчаса факир снимает платок, и под ним оказывается настоящее деревцо с почками и листьями, высотой около метра. Конечно, факиры не прибегают к такой сложной механике, какой пользовались для аналогичного эффекта Пинетти и Робер-Уден. Пока деревцо "прорастает", факир произносит заклинания, делает вид, что разрезает себе руку и опрыскивает песок своей кровью. Но все это не имеет никакого отношения к существу дела. "Чудо" совершается благодаря использованию так называемого "индийского резинового дерева". Свернутое спиралью до размеров детского кулачка, оно затем постепенно распрямляется, как пружина.

Факир дает зрителям осмотреть маленькую утку, сделанную из жести, затем пускает ее плавать в тазу с водой, а сам садится, поджав под себя ноги, в двух метрах от таза. По команде факира утка ныряет и всплывает направо и налево. Зрители не замечают, как фокусник, беря утку из их рук, прикрепляет к ней воском нитку. Опускаясь на колени, он надевает другой конец нитки на большой палец ноги. Дергая ногой за нитку, факир кажется неподвижным. Между тем нитка, проходящая сквозь дно таза, управляет игрушкой, а вода, просачивающаяся в крошечное отверстие для нитки, скапливается внутри двойного дна.

Факирский трюк с плавающей уткой европейские ярмарочные фокусники исполняли, пользуясь приемом, знакомым им по "послушным рыбкам", о которых мы рассказывали выше. Так он описан Жан-Жаком Руссо в романе "Эмиль, или О воспитании".


Английский майор Банкрофт, служивший в Индии, рассказывает об иллюзионе, который он видел в исполнении факира Палавара:

"Он лег на ковер между четырьмя вбитыми в землю бамбуковыми палками. Помощник навесил на палки кусок ткани, так что получился род палатки. Двенадцать минут индиец оставался скрытым. Затем помощник снял покрывало, и мы увидели факира Суббайяха Палавара парящим в воздухе примерно в трех футах над землей. Некоторые скептически настроенные английские офицеры, присутствовавшие на представлении, длинными палками ощупывали пространство вокруг тела факира. Но он действительно парил в воздухе. Правая рука подпирала голову, как и прежде. Левая была немного отведена в сторону и легко опиралась на острие одной из воткнутых в землю палок. Эта палка никак не могла выдержать вес факира... Четыре минуты парил он таким образом. Затем ткань снова опустилась, но на этот раз так, что внутренность палатки была видна. И здесь произошло самое удивительное: индиец, не шевелясь, продолжал лежать в воздухе, и его тело медленно опускалось. Тридцать две минуты потребовалось, чтобы опустить тело до земли с высоты в три фута".

Американский иллюзионист Гарри Келлар видел в Калькутте в 1875 году иллюзион, который он описывает так:

"Старый факир всадил на шесть вершков в землю три сабли, рукоятками книзу. Острия были сильно наточены, в чем я позднее убедился. Другой факир, помоложе, приблизился и по знаку старшего лег на землю, прижав руки к телу. После нескольких пассов старика он казался окоченевшим. Вышел третий факир, взял его за ноги, а старик - за голову. Безжизненное тело положили на острия сабель, причем они нигде не врезались в тело. Одно острие было под затылком, второе - между плечами, третье - в конце позвоночника. Ноги не имели никакой опоры. Тело, наклоняясь то вправо, то влево, качалось с математической правильностью. Тогда старый факир подрыл клинком землю возле рукоятки первой сабли и вынул ее. Тело ничуть не изменило своего положения. Затем были убраны еще две сабли - и все же тело, при полном дневном свете, продолжало лежать в воздухе горизонтально, на расстоянии окол двух футов от земли. Старый факир и его ассистент взяли парящее в воздухе тело и положили его на землю. После нескольких пассов старика молодой факир встал". Разумеется, в действительности тело факира лежит на остроумно сконструированных скрытых опорах.

Оба эти рассказа, приведенные в книге К. Клинковштрема "Искусство йогов", с большой точностью описывают трюки, характерные для репертуара индийских фокусников.

Подобного рода факирские трюки вызвали к жизни в Европе и Америке религиозно-философское учение, создательницей которого оказалась русская авантюристка Е. П. Блаватская.

Елена Петровна фон Ган-Роттенштерн родилась в 1831 году в Екатеринославе. В 1848 году она вышла замуж за генерала Блаватского. Вскоре, разведясь с мужем, отправилась путешествовать и двенадцать лет ездила по Европе, Америке, Индии и Египту. Потом уверяла всех, будто жила в Гималаях у мудрецов-махатм и овладела их тайнами.

Вместе с полковником Генри Олькоттом Блаватская в 1875 году основала "Теософическое общество" для "исследования сокровенных психических сил, дремлющих в человеке". В двухтомном сочинении "Обнаженная Изида" Блаватская утверждала, что эта книга написана не ею, а Махатмами; их души будто бы таинственным образом посещали по ночам новоявленную пророчицу, оставляя на память исписанные листы.

Разъезжая по многим странам, Блаватская и Олькотт проповедовали теософию - выдуманную ими новую религию, истинность которой стремились доказать "чудесами", совершавшимися почему-то только в штаб-квартире общества возле города Мадраса, в Индии.

Когда новообращенные обсуждали там какие-нибудь религиозно-философские вопросы, с потолка вдруг падали послания махатм, как раз на тему собеседования. Из рук Блаватской исчезали различные вещи, а потом они оказывались в домах, где она никогда не бывала. Даже "дух" одного из махатм как-то раз представился на мгновение простым смертным воочию, в материальном виде.

В штаб-квартире находился "ковчег" - священный шкаф, обладавший чудесными свойствами: в нем разбитые предметы становились целыми; положенные туда письма с вопросами к махатмам исчезали, и на их месте оказывались объемистые письма с ответами.

Книжечка Саннета "Сокровенный мир" (1881), где рекламировались эти "чудеса", была переведена с английского на большинство европейских языков. Теософические общества стали вырастать как грибы во многих странах, в том числе и в России.

Но спустя некоторое время разыгрался скандал. Супруги Кулом, жившие на главной квартире, поссорились с Блаватской и заявили, что вместе с двумя индийскими факирами были ее помощниками в совершении "чудес". Лондонскому "Обществу психических исследований" пришлось послать в Индию для расследования одного из своих руководителей, Ходжсона.

Тот быстро установил, что чудодейственный "ковчег" был просто-напросто "сервантом" фокусника; его задняя стенка оказалась выдвижной, так что внутрь можно было проникнуть из соседней комнаты. Лондонская графологическая экспертиза признала "письма махатм" автографами Блаватской. Отчет Ходжсона, опубликованный в 1885 году, наделал много шуму.

Несмотря на это, находилось еще немало доверчивых простаков, продолжавших считать Блаватскую посланницей махатм, и ей удалось в 1890 году основать в Лондоне главное отделение "Теософического общества".

Через год Блаватская умерла. Но ее детище - теософия - продолжает существовать и поныне...

Теософы утверждают, что избранным "сверхчеловекам", достигшим совершенства путем особой "тренировки духа", дано проникнуть в тайну божественной мудрости, позволяющей приобрести сверхъестественные свойства. Мы уже видели, что эти "сверхъестественные свойства" состоят исключительно в умении применять иллюзионные трюки.

Чтобы доказать могущество скрытых психических сил, которыми якобы обладают некоторые индийцы, Блаватская в "Обнаженной Изиде" описывает ряд удивительных явлений, продемонстрированных факирами. Одно из них - знаменитый иллюзионный номер "индийский канат", над секретом которого много лет безуспешно бились иллюзионисты всего мира.


"Индийский канат" описан Блаватской так. Факир выходит на открытое место на лоне природы. Зрители окружают его. Он расстилает на ровной земле ковер. Из-под ковра появляется мальчик-ассистент. Факир берет свернутый в бухту канат и бросает его вверх. Канат, разматываясь, становится твердым, как шест. Один его конец исчезает в вышине, а другой, свернутый, лежит на земле. Мальчик лезет по канату вверх и скрывается из глаз зрителей. Факир что-то кричит ему, ответ едва слышен. Видимо, недовольный ответом факир хватает нож и взбирается по канату. Вскоре сверху падают окровавленные руки и ноги мальчика, а затем его голова туловище. Факир спускается. Он кладет обрубки в мешок, встряхивает - и из мешка выходит невредимый мальчик.

Любители иллюзионного искусства и артисты-профессионалы прилагали все усилия, чтобы увидеть "индийский канат", но это никому не удавалось. Дошло до того, что вице-король Индии лорд Ленсдаун обещал премию в десять тысяч фунтов стерлингов факиру, который покажет эту иллюзию. Но никто не откликнулся.

И вдруг в 1890 году в "Чикаго трибюн" появилась статья, автор которой, С. Элмор, рассказывал об "индийском канате" как очевидец и приходил к выводу, что факир загипнотизировал всех зрителей. Статью перепечатали многие газеты. Но все тот же неутомимый Ходжсон написал в редакцию "Чикаго трибюн", прося сообщить ему, где и когда автор статьи видел представление факира. В ответном письме автор сознался, что выдумал всю историю и подписал ее псевдонимом "С. Элмор" (селл мор - ври больше), чтобы читатель мог догадаться о мистификации.

С тех пор многие исследователи единодушно пришли к выводу, что факиры на самом деле никогда не показывали "индийский канат", а Блаватская заимствовала его описание из древних индийских легенд, из книги Иоганна Вейера "О чарах демонов", вышедшей в XVI веке, или у путешественника Эдварда Мельтона (1676), или, наконец, из рукописи 1355 года "Путешествие араба Ибн-Баттуты в Индию и Китай", где также рассказывается об этом "чуде".

Между тем "индийский канат" продолжал исполняться, что подтверждают не менее шести бесспорных свидетельств, опубликованных между 1898 и 1912 годами. Прежде всего это единственный существующий фотоснимок трюка, сделанный Ф.-В. Холмсом и опубликованный вместе с его статьей в журнале "Стрэнд магазин" № 4 за 1919 год. "Индийский канат" видели Морис Метерлинк и А. М. Горький.

П.-Ч. Соркар в своей книге "Соркар в иллюзионном искусстве" цитирует сообщение художника Н. К. Рериха:

"Мы разговаривали о йогах и различных психических явлениях. Некоторые из гостей недоверчиво посматривали на Горького, который был молчалив, и ожидали с его стороны резкой критики. Но его высказывание поразило многих. С внутренней добротой он сказал:

- Индийцы - великий народ. Я расскажу вам о моем личном опыте. Однажды на Кавказе я встретил индуса, о котором ходило много замечательных историй. В то время я был настроен недоверчиво. Наконец мы встретились, и все, что я расскажу вам, я видел своими собственными глазами. Он взял длинную бечевку, подбросил ее в воздух, и, к моему удивлению, она осталась торчать вертикально..."

С течением времени иллюзионисты стали показывать "индийский канат" в различных вариантах на сценах мюзик-холлов, пользуясь приемом "черного кабинета". Так исполняли этот трюк Д. Девант, Г. Тёрстон, Данте, Чанг, Каланаг и лейпцигская иллюзионистка Ольга Тенессен. Но, конечно, гораздо большее впечатление производит исполнение этого трюка на открытом воздухе, как его показал в 1924 году английский иллюзионист Артур Дерби. Советский артист Кио демонстрировал "индийский канат" на манеже цирка.

Знаменитый трюк можно видеть и в кино в обоих вариантах "Багдадского вора", где Дуглас Фербенкс, а затем М. Пауэлл взбираются по "волшебной" веревке. Но во всех этих случаях техника очень отличается от приемов индийских факиров.

В 1920 году английский профессор Сэмюэль, присутствовавший с двумя ассистентами на представлении факира в Бомбее, убедился в том, что "индийский канат" действительно входит в традиционный факирский репертуар и исполняется на открытом воздухе. Но, в отличие от версии Блаватской, представление происходило не в открытом поле, а в узком дворике между высокими домами. Факир и его помощник разожгли посреди двора костер из древесного угля и посыпали на огонь белый порошок. Вверх поднялось густое облако синеватого дыма. Помощник принес тяжелую бухту каната. Взяв в руки один конец, факир поднес его к огню. Канат загорелся, и факир стал крутить этот горящий конец над головой. В то время как помощник снова бросил на уголь порошок и дым стал еще гуще, факир смотал канат в кольцо и подбросил его вверх. Канат развернулся и повис вертикально в воздухе, словно преодолев закон притяжения. Опять белый порошок был высыпан на уголья. Факир медленно полез вверх по канату и исчез в густом дыму. И вдруг он таинственным образом вновь оказался во дворе, обходя зрителей с кружкой.

Несомненно, дым играет в этом номере решающую роль. Остальное объяснил ассистент профессора Сэмюэля, заблаговременно выбравший место для наблюдения на крыше соседнего дома. Пока факир привлекал к себе внимание, раскручивая над головой горящий конец каната, ассистент увидел, что с одной из крыш была спущена тонкая бечевка, как раз позади столпившихся зрителей. Помощник незаметно привязал ее к незажженному концу каната, лежавшему на земле и не привлекавшему ничьего внимания. Когда канат был подброшен вверх, помощник бечевкой втянул его на крышу, куда факир и взобрался сквозь дым. И пока зрители еще смотрели вверх, факир уже спускался по лестнице дома, чтобы вернуться во двор.

Индийское объединение иллюзионистов подтвердило правильность наблюдений профессора Сэмюэля и его ассистента. История с "индийским канатом" лишний раз доказала, что чудес не бывает даже в иллюзионном искусстве...

источник

#2 Михаил Изотов

Михаил Изотов

    Старик

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 225 сообщений

Отправлено 10 Февраль 2011 - 08:29

В. Крышенинников

ИЛЛЮЗИОНИСТ С О Р К А Р
посланец индийской культуры


Узнав о недавней кончине прославленного иллюзиониста Соркара, я решил рассказать о нем читателям журнала. Много лет назад, в одном из больших индийских городов мне довелось побывать на представлении его труппы «Индраджал». Изрядно потускневшие воспоминания о том представлении осве¬жила в моей памяти вышедшая в 1966 году в Калькутте книжка «Cоpкap- махараджа магов», в которой собраны статьи о СОРКАРЕ его коллег по искусству - вид¬ных иллюзионистов ДЖОНА БУТА и АРТУРА ЛЕРОЯ (США), журналиста Кришны Х.Ганди (Кения) и других авторов.
При oдном упоминании об Индии в воображении тотчас же возникают поднебесные Гималаи с их заснеженными вершинами, священный Ганг, воздушный купол и стройные минареты Тадж-Махала; память подсказывает великие имена Ашоки, Тагора к Неру. Но Индия издавна славна еще своими йогами, факирами и джадувала (фокусниками).
История искусства иллюзионистов Индии уходит в седую древность. Согласно легендам, оно процветало при дворе бога ИДРЫ, и отсюда его синоним – «индраджал». На подконтиненте искусство фокуса известно также под названием "бходж-видья" - по имени раджи Бхоцжа, интересовавшегося фокусами. И поскольку полумифический раджа кил добрых две с половиной тысячи лет назад. Индия вправе претендовать на звание Страны магов и иллюзионистов.
В позднее средневековье искусство фокуса пользовалось признанием при дворах правителей Индии. Особенно выделялись своим мастерством иллюзионисты Бенгалии. В своих мемуарах «тузк-й-Джахангири» император Индии Джахангир (годы правле¬ния 1605-1627) рассказывает об удивительных фокусах, которые продемонстрировали перед ним семь бенгальских магов. Джахангир подробно описывает 28 фокусов, большинство которых не известно современным иллюзионистам. Памятное это представле¬ние состоялось в 1606 году, но и раньше и позднее, фокусы одаренных бенгальских иллюзионистов неизменно вызывали изум¬ление Великих Моголов к других суверенов.
С ослаблением Моголов и все большей раздробленностью Индии искусство магов, лишившихся необходимой материальной поддержки, испытывает упадок. Интерес к нему падает. Однако древнее мудрое 'искусство не умерло - оно теплились на улицах и базарах, став достоянием городского люда и крестьян Индии. Долгое время типичным его представителем был джадувала подзывавший фокусы на краю пыльной дороги ради нескольких анна (копеек).

СЛАВНЫЕ ИМЕНА

Но и в период упадка искусства фокуса в Индии появлялись иллюзионисты, пользовавшиеся широкой известностью. Например, в 30-х годах XIX века зрителей поражал маг Шешал, называвший
себя Брехманом воздуха. Под звуки мантр (заклинаний) Шешала один из его помощников парил в воздухе в сидячем положении на высоте нескольких десятков сантиметров от земли, слегка касаясь рукой короткого бамбукового шеста. Индийские иллюзио¬нисты первыми в мире показала этот фокус - парящего в воздухе человека.
В 40-х годах того же века славился иллюзионист Рамасвами. Он «проглатывал» стеклянные бусины и отдельно от них - конский волос, чтобы вытащить их изо рта в виде ожерелья. Фокус этот произвел в свое время сенсацию в театре «Гаррик тиэтер» в Лондоне.
Европейские иллюзионисты подхватили идеи индийских магов и довели искусство фокуса до совершенства. Знаменитый лондонский фокусник Д.Н. Маклин заставил парить тело своего ассистента в воздухе без всякой поддержки, медленно подниматься и опускаться по его команде. Другие его коллеги сделали более интересным и волнующим классический фокус с проглаты¬ванием бусин, используя вместо конского волоса нитку с острой стальной иглой.
Индийские факиры из поколения в поколение демонстрировали самосожжение и самогипноз. Представления свои они давали при большом стечении народа, скажем на знаменитых бенаресских гатах - ступенях, ведущих к воде Ганга. В XX веке многие индийские иллюзионисты, взяв за основу эти древние фокусы, требовавшие немалого мужества и безупречного владения телом, выступали с эффектными номерами. Например, в начале 30-х годов факир Абдуль почти час находился в герметически закрытом стеклянном гробу, опущенном в воду. Иллюзионист Говард Тарстон вел основ¬ное представление, а сбоку сцены в гробу лежал с акрытыми глазами Абдуль, жизнь которого поддерживалась с помощью мини¬мального количества кислорода. Тара и Ромен Бей ставили в тупик врачей Востока и Запада, изменяя частоту своего пульса. Худа Бахш и другие маги демонстрировали на Западе невиданные трюк: босой человек без всякого вреда для себя проходил по длинной жаровне, разогретой до 600 градусов по Фаренгейту.
Словом в XX веке Индия имела блестящее наследие в этой области. Она словно ожидала появления человека, который дал бы новый мощный импульс древнему искусству, обновил его, поднял на новую высоту.
И вот в 40-х годах из сумрака индийской магии на залитые элек¬трическим светом современные театральные подмостки вышел Соркар.

ИЛЛЮЗИОНИСТ – РЕФОРМАТОР

Настоящее его имя Протул Чандра Саркар. Он родился в Тангайле, Бенгали, в семье, насчитывавшей семь поколений магов. Любовь к древнему искусству была у Соркара, что называется, в крови. Закончив факультет математики Калькуттского университета, молодой человек, отличавшийся широкими интересами и высокой общей культурой, вдруг с головой ушел в изучение и практику незаслужен¬но забытого искусства фокуса. Соркар появляется на подмостках и сценах Индии. Более того, он пишет на эту тему книги на хинди, бенгали и английском языках. Всего Соркар написал их около 18. Сотни его статей печатаются в журналах всего мира - в них идет рассказ о древнем искусстве гипноза, о полузабытых трюках, феериях и индийской магии. Уже в 40-х годах Соркар трудолюбиво закладывает основы того, что позднее стала подлинным чудом в истории индий¬ской магии.
По мере того, как Соркар набирается опыта, искусство его претерпевает изменения. Он оставляет фокусы столетней давности и пытается воскресить из забвения трюки времен Великих Моголов. Отказавшись от технических приемов европейских и американских иллюзионистов, он сбрасывает смокинг к облачается в красочный наряд индийского принца. В шитом золотом ширвани (сюртуке), сверкающем алмазами тюрбане в туфлях с загнутыми носками, Соркар походит на клубок огня перед аудиторией в смокингах, вечерних платьях и деловых пиджаках. Древние легенды и искусство Индии подсказывают Соркару интересные темы для пантомим и фокусов, каких ещё не видел мир. Но вместе с тем он бережно хранит, исполь¬зует и обладает опыт видных иллюзионистов всего мира. Узы дружбы связывают его с такими видными мастерами жанра, как М.Кристофер (США), М.Хейде (Канада), И.Кио (СССР), Г.Ишикава (Япония) и т.д. Соркар начинает давать большие представления, используя авто¬мобили, дисковые пилы и прочие атрибуты современности. Он пере¬мешивает на сцене старое и новое, окутывая все романтической дымкой восточной таинственности.
Одно дело добиться успеха, используя новые сенсационные приемы. Соркар сумел сделать гораздо большее - изменил сам характер искусства фокуса, поднял его статус в своей стране. Он стал одним из лидеров индийской культуры, блестящим ее представителем за рубежом. В немалой степени благодаря имен¬но усилиям Соркара средневековая магия из ремесла превратилась в настоящее искусство.

МАСТЕР КАМУФЛЯЖА

Соркар никогда не довольствуется достигнутым. Он ищет новые эффекты, совершенствуя старые, и создает новые номера, расходует большие средства на новую аппаратуру, новые костюмы. Публика требует от Соркара шедевров, и он оправдывает ее ожидания в скитаниях по всему миру, Соркара сопровождают десятки талантливых ассистентов, он возит с собой до 10 тонн сложного оборудования. Успех сопутствует ему.
Один из наиболее эффектных номеров в программе труппы Соркара «Индраджал», а длится она обычно два с половиной часа – это «Распиливание женщины». Вот как описывает его журналист и фотограф P.M. Шаник: «Соркар с улыбкой подошел к столу, который напоминает операционный стол в больнице. На столе были укреплены яркие лампы и дисковая электропила. Появилась красивая девушка. Соркар включил рубильник, и ужасный инструмент заработал с характерным звоном. Вот Соркар пододвинул к пиле полено, и прямо в аудитории полетели горячие опилки. Сомнений не было - пила была настоящая. Затем иллюзионист загипнотизировал девушку, положил ее на стол, и пила начала медленно опускаться. Аудитория затаила дыхание. Мужчины в волнении привстали. Сверкающий диск медленно вгрызался в хрупкое человеческое тело. Два ассистента растащили его полови¬ны в разные стороны и унесли со сцены при гробовом молчании публики...
Чтобы успокоить зрителей, Соркар велел привести «распилен¬ную» девушку. И она вновь появилась на сцене - в блестящем на¬ряде, с очаровательной улыбкой, букетом цветов, в руках, под шквал аплодисментов обрадованной публики, серьезно опасавшейся за ее судьбу».
По свидетельству прессы, в Сингапуре во время исполнения этого номера упало в обморок по крайне мере 30 человек, а после окончания многие зрители побежали в соседнюю аптеку за патентованными успокоительными средствами. И никто не знает, сколько было выпито валерьянки в США, когда однажды Соркар «распилил» живую девушку перед 33-миллионной американской теле аудиторией!
Всеобщее изумление вызывал еще один номер Соркара, когда он отхватывал ножом язык одного из ассистентов, который, по словам иллюзиониста «слишком много болтает». Эту операцию Соркар проводил в присутствии докторов и репортеров из числа зрителей. По его словам, он проделывал ее, «отгоняя кровь из языка к сердцу». Соркар брал нож и, бормоча мантры, «отрезал» переднюю часть языка, которая затем рассматривалась экспертами. Доктора и репортеры в один голос подтверждали, что обмана нет - язык настоящий, а не из гуттаперчи или резины. То же самое резюме вынесли однажды упрямые скептики из Британской ассоциации медиков. Соркар затем «приделывал» язык на его прежнее место, и ассистент получал возможность «болтать» до следующего представ¬ления.
В описанных выше номерах Соркар выступает блестящим мастером камуфляжа. Оба номера полностью основаны на гипнотизме.
В программе труппы «Индраджал» было множество других интересных номеров. Об одном из них, так называемом «Рентгеновском зрении», который превращал аудиторию в один большой раскрытый от изумления рот, рассказывает Джек Гвинни:
«Вызвав на сцену нескольких зрителей, Соркар просил их написать на доске несколько цифр или фраз на любом языке, нарисовать что-нибудь. И, едва те исполняли его просьбу, как иллюзионист начинал вслух называть цифры, читать фразы и дори¬совывать недостающие носы и уши у нарисованных рожиц - и все это с завязанными черным платком глазами, которые к тому же «для надежности» были густо залеплены тестом!».
В конце программы. Соркар нередко пускался в «пламенную джигу и внезапно в разгар танца исчез со сцены. Удивленные зрители искали глазами, куда то провалившегося Соркара и вдруг слышали: «Я здесь!». Все оборачивались и видели улыбающегося Соркара у себя за спинами.

ПОСЛАНЕЦ ИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Труппу Соркара с энтузиазмом приветствовали жители крупней¬ших городов и отдаленных деревень Индии. Прославленного иллюзиониста горячо принимали зрители Каира, Мельбурна, Парижа, Токио, Лондона, Москвы и Ленинграда, Тегерана, Нью-Йорка и Чикаго и многих других городов мира.
Энтузиаст своего дела, Соркар неустанно обогащал и совершенствовал программу. Представления труппы шли под аккомпанемент отличной индийской музыки, сцена была хорошо декорирована, и оформление ее соответствовало содержанию каждого отдельного номера.
Когда под звуки труб времен «Махабхараты», под перезвон храмовых колоколов уплывал вверх навес с надписью «Индраджал», начиналось знакомство зрителей с Индией, ее культурой и истори¬ей. Вот, например, один из лучших номеров программы Соркара – «Вода Индии», как его описывают иллюзионисты Джей и Франциск Маршалл:
«На сцену выходит дюжина ассистентов в костюмах различных районов страны - у каждого большой пустой бокал в руках. Возглав¬ляет их жрец в оранжевой тоге с серебряным, внешне очень небольшим кувшином. Жрец говорит Соркару: «Это вода Индии!» И по мере того, как ассистенты один за другим подходят к Соркару, он громко называет представляемые ими штаты Индии и доверху напол¬няет их бокалы водой. В конце концов, ассистенты выстраиваются на сцене и в виде пышной процессии покидают сцену, выливая содержимое своих бокалов в тот же кувшин».
Никого не оставлял равнодушным, и изящный номер «Метла». На сцене - типичная улица индийского города, залитая темно-синим светом. Вступает понемногу в свои права утро, появляются люди. Маленький хромец продает утренние газеты. Соркар берет у него костыль, превращает в метлу и сажает на нее мальчугана. Пока тот висит на метле в воздухе, Соркар берет у другого ребенка скакалку и обводят ею со всех сторон плавающее в воздухе тело. В конце номера хромой мальчуган, бросив костыли, вприскочку убегает со сцены. Роль мальчугана исполнял один из сыновей Соркара.
Следующий номер называется «Храм в Бенаресе». Облаченный в одежду пандита (мудреца), Соркар заставляет девушку-ассистентку то исчезать в этом храме, то выходить наружу и когда она, по общему убеждению, находится в храме, стены его насквозь протыкают большими индийскими мечами. В программе Соркара, таких номеров множество.
Никогда ранее искусство восточной магии не демонстрировалось на Западе с таким блеском и разнообразием.
Сцены, знакомившие иностранного зрителя с Индией, ее народами и культурой, перемежались с любопытнейшими трюками. По мановению руки Соркара вдруг исчезал со сцены большой авто¬мобиль с пассажирами. Проделав множество трюков с полым цилинд¬ром, Соркар затем палил в него из крупнокалиберного ружья. И из цилиндра вдруг вылетало семь живых уток. По его знаку откуда-то появлялись и загадочно исчезали голуби. Немало было исписано бумаги об устрашающем номере «Индийская черная магия», в ходе которого два гротескных человеческих скелета, гремя костями, исполняли танец смерти».
Мировая аудитория отвечала талантливому иллюзионисту любовью и признанием. В странах, где он выступал, у касс цирков и театров выстраивались километровые очереди. Городок Куширо в Японии - а в этой стране Соркар гастролировал со своей труппой четырежды - устроил ему встречу, который не всегда удостаивают¬ся коронованные особы. Как рассказывает японский иллюзионист Г. Ишикава, встречать Соркара явилась целая процессия во главе с Мэром города и с большим оркестром духовых инструментов. Перед иллюзионистом, стоявшим на традиционном красном ковре, проехала целая автоколонна в километр длинной. На каждой машине была укреплена большая английская буква, и с высоты птичьего полета можно было бы прочитать фразу: «Великий Соркар из Индии, добро пожаловать в Куширо!».
В ноябре-декабре I962 года Соркар был на гастролях в Совет¬ском Coюзе. Искусство его получило заслуженно высокую оценку зрителей и советской прессы. Газеты писали, что Соркар для Индии - олицетворение искусства фокуса и что он один из немногих знаменитых иллюзионистов мира, который заставили публику, отно¬сится серьезно и уважительно к этому старинному жанру.
В знак признания больших заслуг Соркара в деле развития индийской культуры и за достойное представление её за преде¬лами страны Президент Индии присвоил иллюзионисту высокое звание «падмашри», а труппа «Индраджал» заняла важное место в программе культурного обмена Правительства Индии с другими странами.
Соркар был главой Общества иллюзионистов Индии, членом подобных стран. Он представлял Индию на сессии Всемирного конгресса иллюзионистов в Бостоне (США) состоявшееся 6-9 июля I960 года. Свое выступление на сессии Соркар закончил словами: «Да здравствует наше искусство!».
Соркару было бы сейчас около 50 лет. Он ушел из жизни в самом конце 1970 года, едва ли исчерпав свой талант и едва ли сделав все, что он задумал сделать. Будем надеяться, что его сыновья - девятое поколение славной семьи Соркаров - с честью продолжат дело отца, который посвятил жизнь прославлению искусства Индии за ее пределами, делу сближения народов мира.

Источник: ???

#3 Михаил Изотов

Михаил Изотов

    Старик

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 225 сообщений

Отправлено 19 Февраль 2011 - 10:55

В ближайшее время фрагменты книги "Магия Соркара"
будут опубликованы на http://magicinventio...ks/00books.html



ИНДИЙСКИЙ КАНАТ

Среди чудес Индии, о которых много говорят, индийский Трюк с Веревкой или как его называют, индийский Канат, стоит особняком. Много странных историй рассказывают об этой тайне Индии, которую можно видеть лишь в предгорьях Гималаев, либо в отдаленных провинциях, редко посещаемых путешественниками.
Горы бумаги были исписаны на Востоке и на Западе в рассуждениях о возможности исполнения этого трюка. Одни писали, что это выдающийся иллюзион, другие вообще сомневались в том, кто он был где-нибудь показан. Внимательное изучение различных описаний этого трюка показывает, что большинство историй, скорее всего, фантастичны. Чаще всего эта история передается в том виде, в котором её изложил Уилл Голдстоун, основатель Магического Клуба в Лондоне:
«Фокусник сидит скрестив ноги на открытой площадке. Он бросает в воздух конец мотка веревки и около шести метров её застывают словно шест. Маленький мальчик лезет по веревке наверх и ба¬лансирует на её конце. По слову факира, он мгновенно исчезает и оказывается в корзине или подбегает к толпе с другого края площади. Затем верёвка по сигналу фокусника падает на землю».
Через несколько лет в «Лондонском Слушателе» можно было увидеть следующее сообщение:
«Лорд Эмпфилл, губернатор Мадраса, одно время бывший вице-королем Индии, председательствовал вчера на самом странном собрании, когда - либо проводимом в Лондоне.
Собрание было посвящено рассмотрению доказательств существования таинственного Индийского Каната. Фокусники, гипнотизеры, профессиональные иллюзионисты, вместе с известными английскими и индийскими виновниками, толпами стекались к Оксфордскому Театру.
Собрание созвано по предложению известного британского хирурга-офтальмолога, полковника Р.Г.Эллиота, начальника индийской медицинской службы. Он же является Президентом Оккультного Коми¬тета при Лондонском Магическом Обществе».
Через день мы можем прочесть:
«Любой современный фокусник, который может продемонстрировать Индийский канат перед Оккультным Комитетом, получит приз в 500 гиней.
С таким же успехом могла быть названа сумма в 5000 или 50000 гиней, поскольку совершенно нет шансов на то, что кто-либо заявит о своей готовности его исполнить.
Сообщения, поясняющие суть дела, последовали от д-ра Эдвина Смита и сэра Мишеля О.Дуэра, которые заявили, что никогда не видели этого за 35 лет пребывания в Индии. Сэр Леонард Роджерс, Сэр Фрэнсис Гриффитс и некоторые другие никогда не верили в этот трюк, не видели его и не встречали никого, кто мог бы его продемонстри¬ровать...
Вынеся окончательное решение – «НЕВОЗМОЖНО», собрание завершило свою работу».
Полковник Р.Г.Эллиот придерживается мнения, что «... Индийский Канат не более, чем миф. Его никто, никогда не показывал и никогда не покажет».
Но действительно ли это только «миф»? Правда ли, что его никто никогда не демонстрировал и не сможет показать? Неужели нет очевидцев этого трюка, кто мог бы подтвердить его исполнение?
Ответ совершенно однозначен. Существование этого трюка непреложный факт, известны сотни свидетельств в пользу существования этого иллюзиона. Он демонстрировался по всему миру. Он тысячи лет известен в Индии, на «Родине Чудес».
Если провести историческое исследование, то обнаружится, что в Индии этот номер известен более Тысячи лет. Доктор индуистской философии Санкарашария натолкнулся на описание его в 17 главе Сутр Веды. Там можно найти описание этого трюка. «Иллюзорный образ юноши, взбирающегося по веревке, создается факиром, сидящим на земле...». Насколько я знаю, Патаниали также свидетельствует об этом в своих Сутрах.
Следующее подтверждение поступает из Китая, его можно найти в «Книге Путешествий», написанной путешественником Ибн Батута (Али Абдулла Мухаммед из Танжера), арабским шейхом, объехавшим Восток в первой половине четырнадцатого века. Вот, что он пишет: «Один из фокусников взял деревянный шар с отверстием, продел в него веревку и с её помощью зашвырнул шар в небо, так что он исчез из вида, что я сам наблюдал, а веревка застыла в его руках. Затем он приказал одному из помощников лезть вверх по веревке, и тот полез, и исчез из виду. Его хозяин звал три раза, но ответа не было, Тогда взяв в руку нож, он сам в гневе полез вверх и тоже исчез из виду. На землю упала рука мальчика, потом нога, другая рука, тело и голова. Факир слез вниз, его руки и одежда залиты кровью. Затем он сложил части тела, поколдовал над ними и мальчик поднялся «живой и невредимый».
Ибн Батута знаменитый путешественник 14 века, наблюдал этот трюк в Китае. Ниже мы даем перевод из Записок Марко Поло:
«Той ночью возвестили о приезде факира, и Амир повелел ему явиться и показать свои чудеса. Во время представления тот взял деревянный шар с несколькими отверстиями, через которые пропущены длинные ремни, и, держа в руках один из них, зашвырнул шар в небо. Он взлетел столь высоко, что мы потеряли его из виду. В руках у фокусника остался лишь конец ремня, и он приказал одному из мальчиков, прислуживающих ему, лезть вверх. Тот полез по ремню, и мы потеряли его из виду. Факир окликнул мальчика, но не получил ответа. Тогда с ножом в руках, он полез по ремню и тоже исчез. Одну за другой он бросил вниз руки и ноги мальчика, его тело и голову! Затем спустился сам, весь перепачканный кровью, поцеловав землю перед Амиром, что-то сказал по-китайски. Собрал вместе все куски, пнул ногой, и мальчик поднялся и встал перед нами. Это настолько потрясло меня, что я испытал приступ сердцебиения такой же, как лишь однажды в присутствии Султана Индии, когда тот показал мне что-то в этом роде. Но всё-таки у меня сложилось впечатление, что никто не лез вверх, и ничего сверху не падало, что это только фокус-покус».
Другое сообщение об этом трюке принадлежит м-ру С.В.Кларку. Оно напечатано в иллюзионном журнале «Волшебная палочка». М-р Кларк нашел описание исполнения этого трюка два столетия назад в Магдебурге, в Германии. В описании говорилось, что фокусник «...зашвырнул веревку в воздух и по ней поднялся в небо маленький конь, а сам исполнитель последовал за ним, держась за хвост».
Существует описание исполнения трюка с веревкой в Индии в начале семнадцатого столетия перед императором Джахангира. Это описали можно найти в «Мемуарах императора Джахангира», описанных им самим и переведенных с персидского майором Давидом Прайсом, членом Королевского Азиатского Общества Великобритании и Ирландии.
. . . . . . . .

Источник: П.Ч.Соркар, Магия Соркара, 1960.

#4 Михаил Изотов

Михаил Изотов

    Старик

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 225 сообщений

Отправлено 21 Март 2011 - 10:53

Свершилось, "Магия Соркара" опубликована на
http://www.magicinve...ar/00sorkar.htm

#5 Banzai

Banzai

    еще не дед

  • премиум
  • 3 001 сообщений

Отправлено 24 Март 2011 - 13:19

А вот раритет из моей коллекции - книжка Соркара, вышедшая десятилетием позже.

sorcar__1_.jpg sorcar__2_.jpg

sorcar__3_.jpg sorcar__4_.jpg

sorcar__5_.jpg sorcar__6_.jpg
Где начало того конца, которым оканчивается начало ...

#6 Михаил Изотов

Михаил Изотов

    Старик

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 225 сообщений

Отправлено 31 Март 2011 - 14:01

Соркар воплотил в реальность ковер-самолет из восточных сказок на сцене.
Ковер жестко крепиться к поясу исполнительницы, на ковре - муляж ног.
Реальными ногами, в черном трико, исполнительница пробегает по сцене на фоне задника из черного бархата.
Полнейшая иллюзия полета на ковре-самолете.
Соркар - изобретатель. Как мастерски реализовал идею "черного кабинета"!

Сообщение отредактировал Diabolo: 31 Март 2011 - 14:08
Нет необходимости в цитате,если Ваше сообщение идет вслед за цитируемым!Пользуйтесь кнопкой Ответить ВНИЗУ форума,а не в сообщении!





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100