Франзуский цирк
Состояние современного французского цирка легко объяснимо: будучи в начале прошлого века первым в творческих поисках, он достиг предела в своем развитии и в настоящее время испытывает застой.
В первой трети XIX века наездники братья Франкони, получившие исключительное право на пользование тремя «Олимпийскими цирками», построенными один за другим в Париже, создали препятствия в работе для других таких же способных наездников, если не более способных, чем они. Когда после ряда неудач братья Франкони вынуждены были уступить это исключительное право Луи Дежану — основателю «Цирка на Елисейских полях» и цирка «Наполеон» (ныне «Зимний цирк»), — этот директор, деловой человек, тоже ничем не гнушаясь, стремился создать новые труппы из знаменитых наездников.
Некоторые из этих наездников — Франсуа Ларибо и Себастьян Жиле — основали цирки в Испании. Кюзан-Ле-жар уехали в Германию и в Россию. В 1847 году Поль Кюзан становится главным руководителем С.-Петербургского цирка, который был создан в столице по решению царя. Бродячая труппа любителей циркового искусства Сулье объединилась с немецкими артистами Дебаками и объехала страны Центральной Европы и Дальнего Востока. Чиннзелли, которые долгое время работали в Олимпийском цирке, стали преемниками Кюзан-Лежар в России и обосновались там. Таким образом, группы известных наездников предпочитали покинуть родину. Они оставляли немного своего опыта слабым труппам для выступлений в провинциальных городах, где эти артисты должны были платить возмещение потерь директорам театров, с которыми цирк временно конкурировал.
Следовательно, можно себе представить, что французский цирк — это основной ствол дерева, ветви которого в прошлом цвели и плодоносили, — сам по себе высох и лишился жизненных соков. Если в настоящее время во французском цирке наблюдается застой, то это можно объяснить экономическими и социальными причинами, затрудняющими финансовую сторону дела, и развитием современных технических средств развлечения — кино и телевидения. Дело в том, что на Западе цирк всегда являлся средством обогащения их директоров, которые наживаются в такой степени, в какой это возможно. Цирки создаются не для того, чтобы развлекать публику, а для извлечения прибылей. Поэтому предприниматели в первую очередь обращают внимание на рентабельность цирка.
Значительные издержки разного рода ежедневно одолевают французский цирк и заставляют директоров с одной стороны, экономить на заработной плате артистов, а с другой — повышать стоимость билетов. Для цирков и актеров годы между первой и второй мировыми войнами были самым счастливым временем. Предприниматели увеличили до небывалых размеров количество бродячих цирков-шапито и их вместимость. Развитие средств сообщения позволило директорам приобрести в достаточном количестве реквизит, клетки, зверинец, вагончики для жилья, грузовые автомобили, прицепы, которые перевозили артистов, персонал и животных из города в город, где имелись здания, способные вместить на представлении от четырех до шести тысяч человек. Сборы со спектакля покрывали в то время ежедневные расходы. Деньги за вход в зверинец также включались в валовый сбор. Однако в Париже из четырех существующих цирков, открытых почти весь год, два цирка закрылись между 1920—1930 гг. — «Парижский цирк» и «Новый цирк». Если первый период развития -цирка был эпохой директоров-наездников, то после первой мировой воины он сменился периодом больших передвижных шапито под управлением укротителей. Братья Кур, братья Амар, братья Спейсерт, Буглионы показывали дрессированных животных. Их циркам для передвижений не требовались более лошади, которых заменили автомобили. Конные номера — гвоздь программы первых цирков — постепенно стали исчезать.
Как дети артистов цирка могли стать наездниками, если в их распоряжении не было лошадей для репетиций? Школа высшей верховой езды, вольтижировка в воздухе и клоунада — эти три основных жанра французского цирка, которые все еще показываются в СССР, — становятся более редкими. Номера танцовщицы на лошади, конный жонглер типа Николая Ольховикова, акробатика на лошади, как у учеников Александра Сержа, теперь лишь иногда исполняются французскими труппами. К счастью, до сих пор можно видеть на наших аренах лошадей, бегающих по кругу правильными рядами. Каждый цирк располагает пока еще этими лошадьми, которые, однако, занимают большое место не в программе, а в зверинце, среди диких и экзотических животных. Вот почему труппы Алибека Кантемирова, Давлета Ходжабаева и Михаила Туганова явились во время гастролей советского цирка открытием для французского зрителя. Колоссальные расходы, связанные с перевозкой больших цирков, все возрастающие налоги позволили директорам, как мы уже говорили, урезывать зарплату артистам. Финансовые возможности огромных шапито привели к исчезновению небольших передвижных цирков и приводят к безработице артистов. Численность трупп также уменьшается, и многие артисты отдают теперь своих детей в вокальные и хореографические школы, в кино. И так как во Франции нет цирковой школы, сейчас исчезают гимнасты на трапеции — чисто женская специальность, — которых готовили покойные Эдмон Рена и Морис Делагранж. Воздушный полет, родоначальником которого был сто лет назад француз Леотар, представлен теперь только труппой Пьера Ализе. Все остальные коллективы подобного рода, известные во Франции, прибыли из-за границы, принадлежность их к той или иной стране оспаривается всеми цирками Запада.
Таким образом, мало-помалу французский цирк лишается того, что составляло его прелесть, а два еще существующие цирка в Париже — «Зимний цирк» (под руководством Буглиона) и «Монмартрский цирк» (бывший цирк «Медрано») — ежегодно бывают закрыты месяцами. Но и когда они открываются — с начала праздников в конце года, — представления в них даются только три раза в неделю: в четверг, в субботу и воскресенье.
Передвижные цирки, несмотря на хорошо организованную рекламу, завлекают на свои спектакли довольно непостоянное количество любопытных и любителей. Перед ними уже не стоит вопрос о расширении зала, напротив, речь идет об уменьшении размеров передвижных цирков, так как площадки, на которых они могут разместиться, становятся все менее свободными. Цирк «Пиндер» должен был прекратить рекламную кавалькаду, так как она мешала уличному движению. Директора строят теперь свой бюджет на основе сборов, получаемых от представлений «чистого цирка» с шутками доходной рекламы, которые развлекают новых зрителей, тех, кто получает больше удовольствия от болтовни эстрадных конферансье, чем от акробатов и наездников,
Эквилибристы на шарах Маржи
«Большой цирк Франции» (директор Грюс-Жане) связан уже в течение ряда лет с рекламными передачами «Радио-Люксембург». Кроме того, директор цирка ставит спектакли, в которых участвуют члены его семьи. Следовательно, этим спектаклям недостает разнообразия. Пиндер, обратившись к таким звездам песни, как любимцу дам и девушек Луи Мариано, договорился с государственными должностными лицами о своей рекламе и назвал свой цирк «Французский цирк радио и телевидения». Это вызвало протесты со стороны других частных цирков из-за этого почти официального названия. «Цирк Буглиона» летом не выезжал в турне. «Цирк Франки», появившись всего несколько сезонов назад, превратился в цирк-мюзик-холл после того, как в прошлом году он неудачно включил в свою программу номера из венгерского цирка.
В настоящее время остаются верными цирковым традициям лишь цирки, не делающие никаких уступок доходной рекламе: «Братьев Амар», «Наполеон Ранси», гастролирующий только в некоторых городах (в Лионе, Лилле, Гавре, Руане) и «Сабин-Ранси», созданный в прошлом году. Улучшится ли положение французского цирка? А пока все больше и больше артистов записываются в бюро для безработных, чтобы получить пособие.
Тристан РЕМИ
Журнал Советский цирк. Январь 1965 г.
оставить комментарий