В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Франзуский цирк

Афиша французского циркаСостояние современного французского цирка легко объяснимо: будучи в начале прошлого века пер­вым в творческих поисках, он достиг предела в своем развитии и в настоящее время испытывает застой.

В первой трети XIX века наездники братья Франкони, получившие исключительное право на пользование тремя «Олимпийскими цирками», построенными один за другим в Париже, создали препятствия в работе для других таких же способных наездников, если не более способных, чем они. Когда после ряда неудач братья Франкони вынуждены были уступить это исключительное право Луи Дежану — основателю «Цирка на Елисейских полях» и цирка «Напо­леон» (ныне «Зимний цирк»), — этот директор, деловой че­ловек, тоже ничем не гнушаясь, стремился создать но­вые   труппы   из   знаменитых   наездников.

Некоторые из этих наездников — Франсуа Ларибо и Себастьян Жиле — основали цирки в Испании. Кюзан-Ле-жар уехали в Германию и в Россию. В 1847 году Поль Кюзан становится главным руководителем С.-Петербургского цирка, который был создан в столице по решению царя. Бродячая труппа любителей циркового искусства Сулье объединилась с немецкими артистами Дебаками и объехала страны Центральной Европы и Дальнего Востока. Чиннзелли, которые долгое время работали в Олимпийском цир­ке, стали преемниками Кюзан-Лежар в России и обосновались там. Таким образом, группы известных наездников предпочитали покинуть родину. Они оставляли немного своего опыта слабым труппам для выступлений в провин­циальных городах, где эти артисты должны были платить возмещение потерь директорам театров, с которыми цирк временно   конкурировал.

Следовательно, можно себе представить, что француз­ский цирк — это основной ствол дерева, ветви которого в прошлом цвели и плодоносили, — сам по себе высох и ли­шился   жизненных   соков. Если в настоящее время во французском цирке наблю­дается застой, то это можно объяснить экономическими и социальными причинами, затрудняющими финансовую сто­рону дела, и развитием современных технических средств развлечения — кино и телевидения. Дело в том, что на Западе цирк всегда являлся средством обогащения их директоров, которые наживаются в такой степени, в какой это возможно. Цирки создаются не для того, чтобы раз­влекать публику, а для извлечения прибылей. Поэтому предприниматели в первую очередь обращают внимание на рентабельность   цирка.

Значительные издержки разного рода ежедневно одо­левают французский цирк и заставляют директоров с одной стороны, экономить на заработной плате артистов, а с дру­гой — повышать стоимость билетов. Для цирков и актеров годы между первой и второй ми­ровыми войнами были самым счастливым временем. Пред­приниматели увеличили до небывалых размеров количество бродячих цирков-шапито и их вместимость. Развитие сред­ств сообщения позволило директорам приобрести в доста­точном количестве реквизит, клетки, зверинец, вагончики для жилья, грузовые автомобили, прицепы, которые пере­возили артистов, персонал и животных из города в город, где имелись здания, способные вместить на представлении от четырех до шести тысяч человек. Сборы со спектакля покрывали в то время ежедневные расходы. Деньги за вход в зверинец также включались в валовый сбор. Однако в Париже из четырех существующих цирков, открытых почти весь год, два цирка закрылись между 1920—1930 гг. — «Парижский цирк» и «Новый цирк». Если первый период развития -цирка был эпохой дирек­торов-наездников, то после первой мировой воины он сме­нился периодом больших передвижных шапито под управ­лением укротителей. Братья Кур, братья Амар, братья Спейсерт, Буглионы показывали дрессированных животных. Их циркам для передвижений не требовались более лошади, которых заменили автомобили. Конные номера — гвоздь программы первых цирков — постепенно стали исчезать.

Как дети артистов цирка могли стать наездниками, если в их распоряжении не было лошадей для репетиций? Шко­ла высшей верховой езды, вольтижировка в воздухе и клоу­нада — эти три основных жанра французского цирка, кото­рые все еще показываются в СССР, — становятся более редкими. Номера танцовщицы на лошади, конный жонглер типа Николая Ольховикова, акробатика на лошади, как у учеников Александра Сержа, теперь лишь иногда исполня­ются французскими труппами. К счастью, до сих пор можно видеть на наших аренах лошадей, бегающих по кругу пра­вильными рядами. Каждый цирк располагает пока еще этими лошадьми, которые, однако, занимают большое место не в программе, а в зверинце, среди диких и экзотических животных. Вот почему труппы Алибека Кантемирова, Давлета Ходжабаева и Михаила Туганова явились во время гастролей советского цирка открытием для французского зрителя. Колоссальные расходы, связанные с перевозкой больших цирков, все возрастающие налоги позволили директорам, как мы уже говорили, урезывать зарплату артистам. Фи­нансовые возможности огромных шапито привели к исчез­новению небольших передвижных цирков и приводят к безработице артистов. Численность трупп также уменьшает­ся, и многие артисты отдают теперь своих детей в вокаль­ные и хореографические школы, в кино. И так как во Франции нет цирковой школы, сейчас исчезают гимнасты на трапеции — чисто женская специальность, — которых готовили покойные Эдмон Рена и Морис Делагранж. Воздушный полет, родоначальником которого был сто лет назад француз Леотар, представлен теперь только труппой Пьера Ализе. Все остальные коллективы подобного рода, известные во Франции, прибыли из-за границы, принадлеж­ность их к той или иной стране оспаривается всеми цир­ками   Запада.

Таким образом, мало-помалу французский цирк лишает­ся того, что составляло его прелесть, а два еще существую­щие цирка в Париже — «Зимний цирк» (под руководством Буглиона) и «Монмартрский цирк» (бывший цирк «Медрано») — ежегодно бывают закрыты месяцами. Но и когда они открываются — с начала праздников в конце года, — представления в них даются только три раза в неделю: в четверг, в субботу и воскресенье.

Эквилибристы на шарах МаржиПередвижные цирки, несмотря на хорошо организован­ную рекламу, завлекают на свои спектакли довольно непо­стоянное количество любопытных и любителей. Перед ними уже не стоит вопрос о расширении зала, напротив, речь идет об уменьшении размеров передвижных цирков, так как площадки, на которых они могут разместиться, становятся все менее свободными. Цирк «Пиндер» должен был пре­кратить рекламную кавалькаду, так как она мешала уличному движению. Директора строят теперь свой бюджет на основе сборов, получаемых от представлений «чистого цирка» с шутками доходной рекламы, которые развлекают новых зрителей, тех, кто получает больше удовольствия от болтовни эстрадных конферансье, чем от акробатов и   наездников,

Эквилибристы на шарах Маржи

«Большой цирк Франции» (директор Грюс-Жане) свя­зан уже в течение ряда лет с рекламными передачами «Ра­дио-Люксембург». Кроме того, директор цирка ставит спектакли, в которых участвуют члены его семьи. Следовательно, этим спектаклям недостает разнообразия. Пиндер, обратившись к таким звездам песни, как любимцу дам и девушек Луи Мариано, договорился с государственными должностными лицами о своей рекламе и назвал свой цирк «Французский цирк радио и телевидения». Это вызвало протесты со стороны других частных цирков из-за этого почти официального названия. «Цирк Буглиона» летом не выезжал в турне. «Цирк Франки», появившись всего не­сколько сезонов назад, превратился в цирк-мюзик-холл после того, как в прошлом году он неудачно включил в свою программу номера из венгерского цирка.

В настоящее время остаются верными цирковым тради­циям лишь цирки, не делающие никаких уступок доходной рекламе: «Братьев Амар», «Наполеон Ранси», гастролирую­щий только в некоторых городах (в Лионе, Лилле, Гавре, Руане) и «Сабин-Ранси», созданный в прошлом году. Улучшится ли положение французского цирка? А пока все больше и больше артистов записываются в бюро для безработных,   чтобы   получить   пособие.
 

Тристан РЕМИ

Журнал Советский цирк. Январь 1965 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100