НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ НОВОГО В ЦИРКОВОМ ИСКУССТВЕ ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. И. НОВОДВОРСКАЯ
Недавно на одном из шумных перекрестков Лейпцига к изумлению прохожих появился слон. Сначала неожиданный гость принялся регулировать уличное движение, а затем продемонстрировал, как ведет себя нарушитель общественного порядка. Он топтал зеленые насаждения, ломал ветки деревьев, перебегал улицу при красном свете, пил из огромной ликерной бутылки и, «опьянев», улегся на мостовую остановив весь транспорт.
Это слон Раджа из цирка «Барлай» помогал общественным организациям города приучать население к соблюдению порядка на улице.
В другой раз покупатели большого универсального магазина услыхали в музыкальном отделе игру музыкальных эксцентриков на инструментах, выставленных для продажи, а в спортивной секции увидели известных групповых жонглеров Валластонов, которые жонглировали теннисными ракетками, мячами и другим спортивным инвентарем. Жонглер Гунта балансировал блюдами и тарелками в посудном отделе.
Так цирковые артисты помогали народным предприятиям Германской Демократической Республики в рекламе их товаров.
Эти факты примечательны и говорят о многом. Никогда прежде немецкие цирковые артисты не участвовали так активно в жизни народа. Да это было и невозможно в условиях довоенной Германии. Беспрерывная, подчас унизительная борьба за ангажемент мешала артистам чувствовать себя полноправными гражданами. В капиталистической Западной Германии мало что изменилось с тех пор.
Известная западногерманская укротительница змей Ирис Прокопец работала в 1958 году в передвижном цирке некоего Фишера. Предприниматель открыл свой цирк, имея долгов на 70 тысяч марок. Вскоре он окончательно прогорел. Цирк был закрыт, а Ирис Прокопец вместе с другими артистами была выброшена на улицу, не получив ни гроша за целый месяц напряженной работы.
В ГДР, где работают большие национализированные цирки, артисты уверены в своем завтрашнем дне. Они стремятся активно включиться в жизнь молодой республики и вместе со всем народом участвовать в построении социализма.
Совершенно новым в истории циркового искусства Германии является установление связи цирков со своими зрителями. Эта связь активно налаживается, особенно в последнее время. Цирки «Аэрос», «Буш», «Барлай» проводят конференции со зрителями, приглашают на бесплатные утренники, устраиваемые во время генеральных репетиций, показывают отрывки из будущих программ и обсуждают со зрителями насущные художественные и технические проблемы. Летом 1959 года артисты цирка «Барлай», следуя призыву профсоюза работников искусств ГДР, выезжали на крупнейшие в Европе разработки бурого угля. Они осмотрели шахты, а во время обеденного перерыва показали под открытым небом номера из своей программы. Воздушные гимнасты 3 Орамикс работали на тройной трапеции, подвешенной на подъемном кране. А вечером того же дня в цирке «Барлай» в Лейпциге состоялось представление для лучших шахтерских бригад.
Установление связи со зрителями имеет колоссальное значение для циркового искусства ГДР, ибо помогает деятелям цирка понять, что современную публику не может удовлетворить программа, построенная по старой схеме.
Цирки и эстрадно-цирковые варьете делают первые, правда, еще робкие шаги в направлении создания целостных, проникнутых единой идеей представлений.
Так, например, в одной из программ прошлого года крупнейшего берлинского варьете Фридрихштадт-Паласта удачно сочетались выступления профессиональных артистов с выступлениями представителей самодеятельности. Акцент в этой программе был сделан на музыкальной эксцентриаде.
В представлении участвовал клоун Нук — один из самых популярных ныне в Европе музыкальных эксцентриков. Большим успехом пользовалась исполненная им сценка — забавный спор с «капризным» саксофоном, мундштук которого отворачивается от Нука, не реагируя на протесты хозяина.
Настройщик одного музыкального предприятия играл на тринадцати гармошках и инструменте собственной конструкции, издающем звуки цитры, колокольчиков, губной гармошки и т. д. А дрессировщик Вольфганг Керстен, в недавнем прошлом член сельскохозяйственного кооператива, показал редкий номер с дрессированными козами и овцами. Самодеятельный оркестр из Клингенталя, центра музыкальной промышленности ГДР, удачно представлял всемирно известную фабрику аккордеонов «Вельтмейстер». Фольклорные мотивы Клингенталя, звучавшие в представлении, объединяли самодеятельное и профессиональное искусство в единой программе.
Сочетание искусства профессионального и самодеятельного, как известно, задача очень сложная. Решение ее можно найти на пути использования в цирковых пантомимах фольклорного богатства народа. Проблемы режиссерского решения подобных спектаклей начинают обсуждаться в ГДР.
Карнавальные праздники на Рейне, комические игры во время масленицы, спектакли под открытым небом в горах Гарца или у берегов Балтики имеют в Германии большую традицию. Они могут явиться своеобразным арсеналом художественных образов и средств для цирковых программ.
Чтобы на арене можно было воплотить любые творческие замыслы постановщика, необходимо современное техническое оснащение. Вопросам оборудования цирки ГДР уделяют много внимания. Цирк «Аэрос» изготовил из легкого и прочного стеклопластика клетку для демонстрации хищных животных. Эта клетка может быть целиком, без разборки поднята под купол, не мешая работе воздушных гимнастов. Таким образом, номера с хищниками включаются в программу в любом порядке.
Для водяных пантомим изготовляются новые водонепроницаемые покрытия из пластиков, которые в пять раз легче прежних прорезиненных.
Большие цирки имеют сложное современное электрооборудование. Цирк «Аэрос», например, обладает передвижной холодильной установкой для катка размером 140 квадратных метров. Это самое большое подвижное оборудование подобного рода в Европе.
Развивая лучшие национальные традиции, цирки уделяют большое внимание дрессировке животных. Во время гастролей в Венгрии весной и летом 1959 года цирк «Аэрос» в огромном шапито на 4 тысячи мест показал дрессированных медведей, слонов, крокодилов, шимпанзе, удавов, львов и белых медведей. В каждом представлении демонстрировались четыре группы диких зверей. Кроме этого, были номера высшей школы верховой езды, а дрессировщик Уго Франкони-Труцци продемонстрировал комическую дрессировку со смешанной экзотической группой животных.
В зверинце, открытом для публики, находилось 90 диких животных.
Стремление цирков раздвинуть старые рамки своего искусства и наладить связь с сегодняшней жизнью народа, строящего социализм, значительно увеличивает в ГДР общественный интерес к путям развития циркового искусства.
Газеты различных направлений регулярно помещают рецензии на цирковые программы. На страницах печати публикуются беседы с цирковыми артистами об их работе, творческие портреты дрессировщиков, клоунов, музыкальных эксцентриков. В ответ на скептические замечания некоторой части зрителей о том, что в эпоху спутников цирковое искусство не может играть большой роли, в печати приводятся интересные статистические данные, которые свидетельствуют о значительном увеличении числа посетителей в цирках ГДР за последние годы. О цирковом искусстве стали писать солидные культурно-политические журналы, прежде не уделявшие внимания этой теме. В них появляются статьи, призывающие отказаться от старых взглядов на цирк как на «искусство второго сорта». Подчеркивается массовость искусства цирка, его воспитательный характер, раздаются призывы оказать ему должное внимание и помощь.
И. НОВОДВОРСКАЯ,
кандидат искусствоведения
Журнал "Советский цирк" январь.1960 г