В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ  НОВОГО В ЦИРКОВОМ ИСКУССТВЕ  ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.    И. НОВОДВОРСКАЯ

 

 

Недавно на одном из шумных перекрестков Лейпцига к изум­лению прохожих появился слон. Сначала неожиданный гость принялся регулировать уличное движение, а затем продемон­стрировал, как ведет себя нарушитель общественного по­рядка. Он топтал зеленые насаждения, ломал ветки деревьев, пере­бегал улицу при красном свете, пил из огромной ликерной бутыл­ки и, «опьянев», улегся на мостовую остановив весь транспорт.

Это слон Раджа из цирка «Барлай» помогал общественным орга­низациям города приучать население к соблюдению порядка на улице.

В другой раз покупатели большого универсального магазина услыхали в музыкальном отделе игру музыкальных эксцентриков на инструментах, выставленных для продажи, а в спортивной секции увидели известных групповых жонглеров Валластонов, которые жон­глировали теннисными ракетками, мячами и другим спортивным ин­вентарем. Жонглер Гунта балансировал блюдами и тарелками в посудном отделе.

Так цирковые артисты помогали народным предприятиям Герман­ской Демократической Республики в рекламе их товаров.

Эти факты примечательны и говорят о многом. Никогда прежде немецкие цирковые артисты не участвовали так активно в жизни народа. Да это было и невозможно в условиях довоенной Германии. Беспрерывная, подчас унизительная борьба за ангажемент мешала артистам чувствовать себя полноправными гражданами. В капитали­стической Западной Германии мало что изменилось с тех пор.

Известная западногерманская укротительница змей Ирис Прокопец работала в 1958 году в передвижном цирке некоего Фишера. Предприниматель открыл свой цирк, имея долгов на 70 тысяч ма­рок. Вскоре он окончательно прогорел. Цирк был закрыт, а Ирис Прокопец вместе с другими артистами была выброшена на улицу, не получив ни гроша за целый месяц напряженной работы.

В ГДР, где работают большие национализированные цирки, арти­сты уверены в своем завтрашнем дне. Они стремятся активно вклю­читься в жизнь молодой республики и вместе со всем народом участвовать в построении социализма.

Совершенно новым в истории циркового искусства Германии яв­ляется установление связи цирков со своими зрителями. Эта связь активно налаживается, особенно в последнее время. Цирки «Аэрос», «Буш», «Барлай» проводят конференции со зрителями, приглашают на бесплатные утренники, устраиваемые во время генеральных ре­петиций, показывают отрывки из будущих программ и обсуждают со зрителями насущные художественные и технические проблемы. Летом 1959 года артисты цирка «Барлай», следуя призыву проф­союза работников искусств ГДР, выезжали на крупнейшие в Европе разработки бурого угля. Они осмотрели шахты, а во время обеден­ного перерыва показали под открытым небом номера из своей программы. Воздушные гимнасты 3 Орамикс работали на тройной трапеции, подвешенной на подъемном кране. А вечером того же дня в цирке «Барлай» в Лейпциге состоялось представление для лучших шахтерских бригад.

Установление связи со зрителями имеет колоссальное значение для циркового искусства ГДР, ибо помогает деятелям цирка понять, что современную публику не может удовлетворить программа, по­строенная по старой схеме.

Цирки и эстрадно-цирковые варьете делают первые, правда, еще робкие шаги в направлении создания целостных, проникнутых еди­ной идеей представлений.

Так, например, в одной из программ прошлого года крупнейшего берлинского варьете Фридрихштадт-Паласта удачно сочетались вы­ступления профессиональных артистов с выступлениями представи­телей самодеятельности. Акцент в этой программе был сделан на музыкальной эксцентриаде.

В представлении участвовал клоун Нук — один из самых попу­лярных ныне в Европе музыкальных эксцентриков. Большим успе­хом пользовалась исполненная им сценка — забавный спор с «ка­призным» саксофоном, мундштук которого отворачивается от Нука, не реагируя на протесты хозяина.

Настройщик одного музыкального предприятия играл на трина­дцати гармошках и инструменте собственной конструкции, издаю­щем звуки цитры, колокольчиков, губной гармошки и т. д. А дрес­сировщик Вольфганг Керстен, в недавнем прошлом член сельско­хозяйственного кооператива, показал редкий номер с дрессирован­ными козами и овцами. Самодеятельный оркестр из Клингенталя, центра музыкальной промышленности ГДР, удачно представлял все­мирно известную фабрику аккордеонов «Вельтмейстер». Фольклор­ные мотивы Клингенталя, звучавшие в представлении, объединяли самодеятельное и профессиональное искусство в единой программе.

Сочетание искусства профессионального и самодеятельного, как известно, задача очень сложная. Решение ее можно найти на пути использования в цирковых пантомимах фольклорного богатства на­рода. Проблемы режиссерского решения подобных спектаклей на­чинают обсуждаться в ГДР.

Карнавальные праздники на Рейне, комические игры во время масленицы, спектакли под открытым небом в горах Гарца или у берегов Балтики имеют в Германии большую традицию. Они могут явиться своеобразным арсеналом художественных образов и средств для цирковых программ.

Чтобы на арене можно было воплотить любые творческие за­мыслы постановщика, необходимо современное техническое осна­щение. Вопросам оборудования цирки ГДР уделяют много внима­ния. Цирк «Аэрос» изготовил из легкого и прочного стеклопластика клетку для демонстрации хищных животных. Эта клетка может быть целиком, без разборки поднята под купол, не мешая работе воз­душных гимнастов. Таким образом, номера с хищниками включа­ются в программу в любом порядке.

Для водяных пантомим изготовляются новые водонепроницае­мые покрытия из пластиков, которые в пять раз легче прежних прорезиненных.

Большие цирки имеют сложное современное электрооборудо­вание. Цирк «Аэрос», например, обладает передвижной холодиль­ной установкой для катка размером 140 квадратных метров. Это самое большое подвижное оборудование подобного рода в Европе.

Развивая лучшие национальные традиции, цирки уделяют большое внимание дрессировке животных. Во время гастролей в Венгрии весной и летом 1959 года цирк «Аэрос» в огромном шапито на 4 тысячи мест показал дрессированных медведей, слонов, кроко­дилов, шимпанзе, удавов, львов и белых медведей. В каждом пред­ставлении демонстрировались четыре группы диких зверей. Кроме этого, были номера высшей школы верховой езды, а дрессировщик Уго Франкони-Труцци продемонстрировал комическую дрессировку со смешанной экзотической группой животных.

В зверинце, открытом для публики, находилось 90 диких жи­вотных.

Стремление цирков раздвинуть старые рамки своего искусства и наладить связь с сегодняшней жизнью народа, строящего социа­лизм, значительно увеличивает в ГДР общественный интерес к пу­тям развития циркового искусства.

Газеты различных направлений регулярно помещают рецензии на цирковые программы. На страницах печати публикуются беседы с цирковыми артистами об их работе, творческие портреты дресси­ровщиков, клоунов, музыкальных эксцентриков. В ответ на скепти­ческие замечания некоторой части зрителей о том, что в эпоху спутников цирковое искусство не может играть большой роли, в печати приводятся интересные статистические данные, которые сви­детельствуют о значительном увеличении числа посетителей в цир­ках ГДР за последние годы. О цирковом искусстве стали писать со­лидные культурно-политические журналы, прежде не уделявшие внимания этой теме. В них появляются статьи, призывающие отка­заться от старых взглядов на цирк как на «искусство второго сор­та». Подчеркивается массовость искусства цирка, его воспитатель­ный характер, раздаются призывы оказать ему должное внимание и помощь.

 

И. НОВОДВОРСКАЯ,

кандидат искусствоведения

 

Журнал "Советский цирк" январь.1960 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100