«Гимнасты-каскадеры на параллельных брусьях с тремя жердями» Виктора Голышева - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

«Гимнасты-каскадеры на параллельных брусьях с тремя жердями» Виктора Голышева

«Гимнасты-каскадеры на параллельных брусьях с тремя жердями» Виктора Голышева

Канатоходцы «Леки» и канатоходцы Медниковы, «Икарийские игры» Кузяковых и «Зимние забавы» Скибиных, номер наездницы на галопирующей лошади с хула-хупами Надежды Романюк и «Воздушный эквилибр на движущемся шаре» артистов Черняускас, танцевальные миниатюры на проволоке «Время и контрасты» Ольги Поповой, «Летающие акробаты» под руководством В. .Михайлова и «Акробаты на столах» под руководством В. Черниевского...

Перечислять номера, рядом с которыми следовало бы в программках поставить имя режиссера Плинера, можно долго. И так же много можно говорить о том, что он делает сейчас, о планах на ближайшее и отдаленное будущее. Режиссерское, педагогическое творчество Виктора Львовича Плинера так поразительно многогранно, что правомерно вообще говорить о его творческой лаборатории, творческой мастерской...

Бывать в цирке на репетициях всегда интересно — у Плинера особенно. Азарт, вдохновение режиссера и артистов, темп репетиции, напряженный труд и предчувствие красивого, необычного — это волнует и восхищает.

Но вот репетиционный период завершен, и номер, как правило, показывается на манеже старого Московского цирка, где режиссер работает.

Один из последних номеров, представленный на суд зрителя в юбилейной программе «Цирку — 100», назывался «Гимнасты-каскадеры на параллельных брусьях с тремя жердями» (руководитель Виктор Голышев). Попробую коротко рассказать о нем читателю.

Действие его начинается еще за барьером манежа. Вначале появляется этакий важный Денди, который, шагая через барьер, спотыкается и теряет ботинок. За ним неуклюже переваливается Приятель, с виду добродушный, тучноватый человек, и его постигает неудача — он цепляется за трос мешковатым пиджаком. Никого не замечая, выплывает Интеллигент. И, наконец, перекатившись через спину, на манеже очутился Веселый. Вся компания в сборе. Внимание ее привлекает необычный снаряд, имеющий форму брусьев из трех жердей.

Повисая на первой жерди в каче, Денди переходит на вторую, но с третьей валится. Его тучноватый Приятель стукается о жердь головой. Интеллигент в медленном жиме выходит в упор на руки, но в этот момент Веселый прыгает на брусья — и, столкнувшись, приятели каскадом срываются со снаряда. И снова Интеллигент старается взобраться на брусья, но цепляется ногами за стойки. Денди хочет помочь, да, пока наклоняется к пострадавшему, получает пощечину.

Номер Голышевых — это не просто разнообразные сложные трюки (каскады, висы, всевозможные сальто), это цепочка живых эксцентрических эпизодов, забавных ситуаций). Герои, как бы игнорируя общепринятые условности, все делают наоборот. И в этих порою озорных, порою наивных поступках раскрываются их отношения между собой. То один перестарался и перелетел через жердь, то другой перескочил с первой на третью и, совершив оборот вокруг нее, брякнулся на спину. Вот Денди делает «кипи» и становится на брусья, но Интеллигент в каче толкает его в спину и, падая боковым сальто, Денди приходит на манеж. Когда же Приятель пытается прошагать вдоль брусьев, то его широченные плечи застревают между жердями. В конце концов друзья одновременно (крест-накрест) прыгают на брусья, сталкиваются спинами и передним сальто разлетаются в стороны.

Ритмы диско сменяются лирической мелодией — перед горестно сидящим квартетом неудачников появляется грациозная Девушка. Смущенно поднимаются герои: отряхивают костюмы, приглаживают волосы, поправляют бантики. Каждый хочет обратить на себя внимание Девушки, раскрыть перед ней свои таланты, и это желание как бы воплощается в оригинальном каскаде упражнений, которые не входят в привычные спортивные понятия и нормы, но удивляют своей гротесковостью.

Интересен финал этой комбинации, когда, пробегая вдоль брусьев, спотыкается один, за ним, перевернувшись через голову, падает другой, потом — третий, четвертый. Девушка протягивает первому руку, цепочкой все встают, снимают канотье и приглашают незнакомку к снаряду. Знаками она дает понять, что ей мешает третья жердь. Галантные мужчины мигом сбрасывают ее, и, мгновенно превращаясь из таинственной дивы в спортсменку, Девушка изящно демонстрирует перед изумленными товарищами серию разнообразных, сложных, трюков.

Эффект, произведенный мастерством, легкостью, грацией Девушки, как бы окончательно перевоплощает неуклюжих, неловких приятелей в героев, которые при помощи эксцентрических приемов демонстрируют свое мастерство и силу. Денди, например, свои чувства выражает таким рискованным трюком: он прыгает на поперечную жердь, делает передний отмах с полупируэтом в висе, «кипи» с оборотом назад, срывается лётом на живот. А Приятель складывается на жерди «лягушкой», которая, раскачиваясь, отрывается от снаряда и, развлекая Девушку, скачет по манежу.

И снова на брусья устанавливается третья жердь. В эксцентрических композициях, которые условно называются «качели», «велосипед», «регата», «насмешники», артисты демонстрируют новые достижения гимнастики в групповом исполнении.

Виктор Голышев, Валентин Голышев, Александр Лучко, Александр Тюнакин и Надежда Голышева — мастера спорта СССР по спортивной гимнастике, придя в цирк, привнесли в него блестящее владение снарядом, и это помогло создать сложный номер на брусьях оригинальной конструкции. А режиссеру удалось объединить достижения спортивной гимнастики с актерскими приемами, подчинить трюки единому композиционному замыслу, показать гармоническое сочетание искусства и спорта.

С. РИВЕС

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования