Готовь елку летом
Весной говорить о новогодней елке? Не рано ли? Думается, нет. Через два-три месяца начнет набирать скорость елочная кампания.
Для детского отделения Москонцерта придет страдная пора утверждение и утрясение сметы, отбор сценариев. Еще раньше будут поиски авторов, предварительные беседы с актерами. Так что «елочный разговор» сегодня — в самый раз...
Оглянемся назад, на первую декаду января 1966 года. Как многокрасочная карусель, мелькают в памяти новогодние представления в столице. О всех не расскажешь, поэтому мы выбираем из этого калейдоскопа: Колонный зал, Лужники, ВДНХ и Дворец культуры завода «Серп и молот».
Старый и вечно молодой Колонный зал! Пусть прекрасна елка в Кремле и грандиозна в Лужниках, ты не теряешь своей привлекательности. Десять-пят-надцать лет прошло со времен елок, которые сохранились в моей памяти, а Колонный зал на первый взгляд мало изменился. На том же месте стоят качели. В том же углу игра «Проведи не задень». И карусели, и горка, и даже вертолет — те же. И очереди перед ними длинные. Хоть в Москве с тех пор елок стало гораздо больше, в Колонный зал по-прежнему приходят на представление две тысячи детей. А значит, как и прежде, кому-то плохо видно и слышно.
Даже прекрасной группе массовиков, что работала там в этом году, нелегко управлять столь многочисленной и неугомонной армией. Но в Колонном зале взят курс на ребячью активность и заинтересованность. Это праздник-игра. И детвора вовлекается в нее еще во время интермедии, когда все присутствующие помогают Деду Морозу найти Снегурочку. А потом ребята могли не только прослушать концерты в фойе, но и сами петь и танцевать, принять участие в новогодней лотерее. А как увлекателен веселый турнир в честь Деда Мороза и Снегурочки, победители которого удостаивались памятных подарков!
Уже давно замечено, что самую большую радость детям доставляют праздники, где их не заставляют принудительно веселиться, где они полностью чувствуют себя самостоятельными в выборе развлечений. Где посетители елки — не пассивные зрители, а хозяева ее. К этому стремились устроители праздника в Колонном зале.
Но еще более удачно в этом плане была, пожалуй, организована елка во Дворце пионеров. Там к билету была приложена программа праздника с объяснениями, что вас ждет в комнате Юного техника, где расположена игротека или зоосад в миниатюре, где выставка детского рисунка (кстати, хочешь рисовать — в твоем распоряжении бумага и краски). Словом, все занятия хороши — выбирай на вкус.
Лужники в этом году справляют свое десятилетие. В честь десятой по счету елки представление было названо «10 волшебных шаров». Здесь все масштабно, все красочно. Каскад номеров, которые открылись ярким театрализо-ваным парадом месяцев. Номера следовали в превосходном ритме. А ритм здесь немаловажен, так как представление шло под фонограмму. Превосходно была использована магия света и фосфоресцирующих красок. Дед Мороз словно возникал из северного сияния И спускался на эстраду, стоя на льдине. Мимо трибун проносилась конница легендарного Чапая. И совсем мирно катил на мотоцикле живой, настоящий медведь. А как легки и узорны рисунки танцев «Балета на льду»!
Номера так разнообразны и так тщательно подобраны, что почти скрывали прорехи в сценарии. Но даже за их красочностью нельзя было не уловить порой примитивность текста, не заметить слабую разработку сюжета. Можно, конечно, обходиться без крепкого и стройного сюжета, ограничиваясь небольшой интермедией, как это делают на ВДНХ, — сама идея новогоднего циркового зрелища выражается иногда одним лишь ритмом чередования номеров. Но сюжет придает представлениям не только цельность, но и разнообразие, ибо, если пренебречь сюжетом, все елки стали бы похожи одна на другую, как случайные эстрадные концерты.
Елочное представление принято считать спектаклем. А к спектаклю предъявляются особые требования: в основе его должны лежать доброкачественная пьеса или сценарий. В театре, прежде чем пьеса попадает на сцену, ее художественные достоинства обсуждаются десятками инстанций. Пьесу долго и тщательно репетируют. А режиссер новогоднего представления в большинстве случаев поставлен перед необходимостью вплести в довольно хилую канву сценария готовые номера. Номера эти хоть и не упрекнешь их в отсутствии профессионализма (а на больших елках они просто превосходны), нуждаются все же в умелой, точной режиссуре.
Итак, все дороги ведут в Рим — необходим увлекательный и предельно лаконичный сценарий. Но нередко даже уважаемые авторы позволяют себе смотреть на елочные спектакли как на нечто такое, где можно снизить требования. Ведь трудно поверить, что автор «Приключений Ваньки-встаньки» всерьез рассчитывал увлечь своим произведением ребенка в десять-двенадцать лет. Но речь об этой пьесе пойдет позже, сейчас возвратимся в Лужники.
В дни зимних каникул елку в Лужниках посещало ежедневно около сорока тысяч человек. И нужно отдать должное устроителям праздника — они проявили максимум заботы о своих гостях. Вереницы микроавтобусов мгновенно доставляли детей от станции метро «Спортивная» к подъездам Дворца спорта. Веселые клоуны-зазывалы шутками и прибаутками поднимали настроение даже у самых отчаянных скептиков.
В минуты пик, когда детвора спешила в гардеробы, их вновь встречали там неунывающие клоуны.
А вот другая встреча... На ВДНХ, прождав напрасно троллейбуса, все устремлялись искать первый выставочный зал, следуя указателям «На елку». Идти «всего» минут двадцать—двадцать пять, к тому же путь напоминал бег по пересеченной местности. Не успев согреться в гардеробе, в котором разгуливали отнюдь не сказочные сквозняки, посетители бежали занимать места. Но, увы, более предусмотрительные явились, вероятно, за час до начала. «Опоздавшие» теснились робкой толпой у входов, что расположены почти напротив столбов, подпиравших купол импровизированного цирка. Праздник как-то сразу тускнел, терял свое очарование. И если львы Ирины Бугримовой заставляли на время забыть о всех невзгодах, а Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину удавалось поднять настроение — легкая потасовка у ларьков с подарками и плотная пробка в гардеробе вновь возвращала вас на грешную землю.
Обидно, что даже в связи с устройством новогодних праздников приходится говорить о проблеме обслуживания, о том, что проблема эта до сих пор еще существует. Ребенок даже в самом раннем возрасте способен уловить фальшь в обращении к нему взрослых. Он в состоянии понять, действительно ли ему рады на празднике, уважают его, малыша как личность, или рассматривают, как непременный, но докучливый атрибут доходного мероприятия. И порой, казалось бы, «незначительные» инциденты вроде тех, что происходили во Дворце культуры завода «Серп и молот», способны вконец испортить новогодний праздник...
Зазывно улыбается с яркой афиши добрейший Дед Мороз, приглашая «Пожаловать на елку». Но уже при входе вы попадали з невообразимую толчею. Слегка взвинченные мамы и бабушки, раздевая своих чад, ухитрялись вести бурный разговор с администратором, который предусмотрительно скрывался за дверью. В этой обстановке «взаимного понимания» обсуждался вопрос: могут или не могут присутствовать на празднике представители старшего поколения? В фойе ошарашенные этой перепалкой ребятишки изображали хоровод у елки. Над их робкими голосами уверенно плыл баритон массовика-профессионала. Он управлял ребячьим хороводом с завидным апломбом, с выражением абсолютной уверенности в каждом своем шаге и слове. Впрочем, часто он прерывал песенку и громко отчитывал зарвавшихся мамаш. Зычный голос затейника на полпути останавливал «преступниц», сумевших прорваться в фойе. И после двух-трех убедительных реплик (массовик был красноречив и свои выражения шлифовать не стремился) сконфуженные родители постыдно спасались бегством. А массовик каждую свою победу заключал торжествующей репликой: «Много я вас таких за двадцать шесть лет перевидел. Мешать детям не позволю!»
Меж тем приличное на взгляд массовика-профессионала веселье продолжалось. Три заветных звонка, и детвора боязливо, но чинно следует в зал за суровым дядей. Пошло представление. «Приключения Ваньки-встаньки» — пьеса не новая, она идет третий год.
Когда-то знавала она лучшие сцены и лучших актеров, а сейчас... Есть там персонаж — Бракованная игрушка, клоун, как сам он себя характеризует: «Ни то ни се, ни рыба ни мясо». Это вполне можно отнести и к спектаклю.
Конечно, пьеса далеко не шедевр, но и не хуже других. Обкатанная пьеска. Ведь никто еще не отменял Матрешек, Конфеток и Кошечек. Что из того, что появилось много интересных, умных, современных сказочных персонажей! С Матрешками спокойнее. И разве не эффектна звероподобная игрушка Злючка-колючка? Не то гималайский медведь, не то черт-неудачник — словом, колоритная фигура.
Ну, мы отвлеклись от спектакля. А спектакль идет своим чередом. Скажет актер реплику — отойдет в сторонку и явно отдыхает, а то и перекинется фразой с соседом. Дети, они не поймут, что актер позволил себе расслабиться. И спектакль, похожий на телегу, которая вот-вот развалится, со скрипом движется вперед...
Эти записи, разумеется, не исчерпывают всех бед и радостей, что подарили прошлые елки маленьким москвичам. Ради чего же мы вспомнили обо всем этом? Нам очень хотелось бы еще раз обратить внимание тех, кто ответствен за любимейший праздник детворы, на досадные недоразумения, которые случаются порой у новогодней елки. Обратить внимание с тем, чтобы больше такие недоразумения не повторялись.
М. МИХАЙЛОВА
Журнал Советский цирк. Апрель 1966 г.
оставить комментарий