График Владимир Видерман - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

График Владимир Видерман

График Владимир ВидерманЛенинградский график Владимир Видерман — участник около тридцати выставок: городских, республиканских, всесоюзных и зарубежных.

Избрав одной из главных тем цирк, он оказался в непростом положении — ведь свое слово сказали здесь многие известные деятели искусства: достаточно вспомнить, скажем, французского живописца Анри де Тулуз-Лотрека, русского писателя А. Куприна, советского кинорежиссера Г. Александрова. Однако художник сумел найти новые, лишь ему присущие интонации в передаче многоликого мира арены. 

Нет, он отнюдь не опровергает привычных представлений о цирке как о ярком, феерически веселом зрелище. Доказательством может служить лист «Парад-алле» — своего рода композиционный калейдоскоп, вобравший в себя все праздничное многоцветье представления. Но главная нота все-таки другая. Давая нам возможность лишний раз насладиться зрелищем, художник предлагает задуматься над его природой, старается вызвать богатые ассоциации...

На первый взгляд образная суть каждого из графических листов — в его исконно цирковой динамичности. В цикле цветных автолитографий «Акробаты», цветных линогравюрах «Клоун на шаре», «Клоун — жонглер с кольцами» и других. Мы видим сильных, гибких людей, чьи позы и движения исполнены пластической завершенности. Завершенности настолько всеподавляюще выверенной, что активное движение тел на наших глазах как бы замирает в атмосфере гармоничного спокойствия. Остановись, мгновенье, ты прекрасно! — вот, пожалуй, наиболее точное определение авторской позиции.

Во имя чего же художник останавливает мгновение? Он словно советует нам не торопиться, в полной мере прочувствовать то, что может потонуть в ослепительно шумной мистерии реального представления. Вспомнить детство, когда цир?к воспринимался волшебной тайной. Погрустить о том времени, когда сила и ловкость артистов казались почти достижимыми...

Одновременно работы графика — это и рассказ о людях цирка. Рассказ правдивый, не лишенный грустной нотки; цирк отнюдь не вечный праздник, а упорный труд, который ни на что нельзя променять подлинному артисту. Не случайно его персонажи не очень-то показывают свой возраст: никаких скидок в детские годы и вечная молодость взрослых. Они могут выделывать безумно смешные вещи — эти цирковые комики, однако на их лицах мы почти не увидим улыбки. И хотя мы знаем, что это профессиональное правило: серьезный клоун вызывает больший смех — в контексте образного строя работ художника такая черта воспринимается по-иному. Вдруг с особенной остротой понимаешь, что клоун, как и каждый человек, переживает минуты, когда трудно смеяться и шутить...

Цирк не был бы цирком, если бы позволял долго пребывать в каком-то одном настроении. Отлично понимая это, В. Ви-дерман видит не только грустное в смешном, но и оптимистическое, жизнеутверждающее. Цикл цветных автолитографий «Памяти Э. Кио» подкупает прежде всего ощущением непрерывности старинного циркового действа; все новые и новые чудеса рождаются в изображенном художником «волшебном ящике».

Трудно вкратце рассказать обо всех выразительных средствах художника, но о некоторых необходимо упомянуть. Автор весьма точен в отборе изобразительного материала. Мы почти не увидим в его листах прожекторов, купола цирка и т. п. расхожих символов. Но то, что в одном листе совмещаются несколько планов и ракурсов, силуэты фигур, порой, накладываются друг на друга, а скрупулезность анатомических деталей уступает место пластической обобщенности — все это безошибочно «работает на образ», создает выразительно узнаваемый портрет цирка.

Наиболее сильной стороной дарования художника представляется колористическое начало. Его работы могут быть приглушенными, тонко нюансированными по цвету или же, наоборот, контрастными, насыщенно многоцветными. Чуждая бесцветности и пестроты гамма художника играет доминирующую роль в создании необходимого эмоционального состояния. Очень скромна, например, акварельная подцветка в цикле офортов «Балаганя, «Репетиция», «Апофеоз». Но именно благодаря контрастному сочетанию ровных пятен заливки и бархатисто-прозрачной поверхности травленого штриха возникает неповторимое очарование сюжета, передающего в нарочито наивном, где-то лубочном ключе давние, глубоко народные традиции современного циркового искусства.

...Отвечая на вопрос о «цирковой теме», В. Видерман отметил многогранность, изменчивость и удивительность цирка. В этом — объяснение, почему цирк никогда не станет для художника исчерпанной темой.
 

Ленинград А. СИМУНИ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования