Художественный совет в Союзгосцирке
При Союзгосцирке утвержден художественный совет под председательством народного артиста РСФСР М. Местечкина, его заместители — профессор Ю. Дмитриев и народный артист СССР Ю. Никулин.
Художественный совет ставит перед собой задачу дальнейшего всестороннего развития советского циркового искусства. Для того чтобы поднять творческую жизнь цирковых коллективов на еще более высокую ступень, необходимо систематическое обсуждение важнейших проблем искусства манежа. В связи с этим Всесоюзное ордена Ленина объединение государственных цирков и комиссия по сатире, юмору и комедии Союза писателей РСФСР провели в ЦДРИ совместное расширенное заседание художественного совета Союзгосцирка с участием драматургов по проблемам состояния и перспектив развития драматургии цирка.
Открыл заседание заместитель министра культуры СССР К. В. Воронков, он пожелал успехов в деятельности вновь созданного художественного совета Союзгосцирка. Затем были зачитаны доклады: «Клоунада в наши дни, ее состояние и перспективы» доктором искусствоведения, профессором Ю. А. Дмитриевым, «Специфика клоунады от зарождения до наших дней» — народным артистом РСФСР, профессором М. С. Местечкиным, «Публицистика советского цирка» — писателем Ю. Н. Благовым.
Своими мыслями обменялись участники заседания. Выступили мастера манежа И. Бугримова, Карандаш, Ю. Никулин, О. Попов, Р. Ширман, Г. Ротман, Е. Майхровский, В. Гаврилов, Ю. Куклачев, М. Запашный, М. Волынский, А. Попов, писатели и поэты — В. Поляков, В. Ухтачев, Л. Куксо, А. Внуков, П. Аматуни, режиссеры — Е. Зискинд, Б. Романов, с заключительным словом выступил управляющий Союзгосцирка, член коллегии Министерства культуры СССР М. Цуканов.
Заседание позволило исполнителям, режиссерам, авторам обменяться мнениями по волнующим их вопросам. Были затронуты не только проблемы цирковой драматургии, но и самые различные творческие темы: о необходимости содружества клоунов с режиссерами и авторами, о качестве репертуара, о системе оплаты авторам, о том, нужен или не нужен клоуну псевдоним.
Одной из главных тем была тема подготовки молодых коверных. Причем в целом ряде выступлений прозвучали конкретные предложения. В том числе высказывалась такая мысль: раньше многие клоуны начинали свою деятельность на арене как акробаты, гимнасты, жонглеры. И только позже, приобретя профессионализм, знания и жизненный опыт, почувствовав, что есть о чем рассказать, чем поделиться со зрителями, артисты переходили на амплуа клоуна. Может быть, именно поэтому следует как можно больше комических персонажей вводить в самые разнообразные номера, потом, выявляя наиболее способных, готовить из них коверных.
Раньше коверный находился в городе по нескольку сезонов. Публика успевала полюбить его, а он, оправдывая эту любовь, постоянно готовил новые сценки и антре. И если сейчас у иных клоунов-гастролеров в обращении восемь-десять «ударных» реприз, то прежде в репертуаре «постоянного» клоуна их было до сорока и многие из них — на местную тему. Не вернуться ли к опыту прежних лет, спрашивали выступающие. А дабы не появлялся застой при таком «закреплении» клоуна за определенным городом, устраивать этим артистам бенефисы и гастроли в столичных и иных цирках страны.
Плагиат. Вопрос, волновавший очень многих на этом заседании. Ведь нередко случается и такое: приезжая в город, ищущий, талантливый клоун не может исполнять свою собственную репризу (которую он вынашивал и готовил годами), так как перед ним ее уже демонстрировал другой коверный.
Участники обсуждения с грустью отмечали, что с манежа исчезли классические клоунские маски, классические буффонадные антре, все реже звучит с арены веселая и злободневная шутка. Недостает также в репертуаре клоунов и высокой публицистики.
Однако последний упрек в какой-то степени можно отнести к авторам цирковых реприз, которые в свою очередь поделились сложностями и трудностями, встающими перед ними. Большинство их справедливых замечаний относилось к тому, что работать приходится вне контакта с исполнителями. Авторы почти никогда не участвуют в репетициях и далеко не всегда могут увидеть результат своего труда — писатель, предположим, находится в Москве, а клоун, исполняющий его репризы, гастролирует в Средней Азии. И, наконец, самое удивительное — фамилии авторов реприз, клоунад, песен, стихов почему-то не стоят на афишах рядом с фамилиями артистов, режиссеров, дирижеров, художников, балетмейстеров и т. д. Все это отнюдь не способствует привлечению в цирк интересных и талантливых писателей.
Итак, вопросы на заседании поднимались самые разные. Проблемные — о направлении советской клоунады, о репертуаре, о режиссуре, об остром сатирическом слове, которое обязательно должно звучать с манежа, о праве клоуна выражать серьезную, глубокую мысль средствами пантомимы. Организационные: ввести писателей — юмористов и сатириков в художественный совет, привлекать к работе над клоунадой старых опытных мастеров этого жанра, обеспечить утверждение клоунского репертуара в самый кратчайший срок, наладить творческие встречи клоунов с писателями, приобщая последних таким образом к цирку, более тщательно отбирать студентов в ГУЦЭИ на отделение клоунады.
Вопросов было поставлено немало, и многие из них требуют скорейшего разрешения. Но потому и ценно это заседание, что разговор на нем получился обстоятельный, серьезный, искренний и глубокий.
Г. БЕЛЯКОВА
оставить комментарий