В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Художник на арене

Затихает зрительный зал, звучит мелодия песни В. Соловьева-Седого «Город над тихой Невой...», под лучами прожекторов на манеже и на сцене возникают знакомые и любимые ленинградские ансамбли.

И вот уже на арене под сенью ярких праздничных знамен проходят гимнасты, акробаты, жонглеры, эквилибристы, дрессировщики — все те, кто участвует в большом представлении Ленинградского цирка «Парад волшебников».

Величественное и поэтичное оформление программы сразу воссоздает неповторимый облик города на Неве. А торжественное шествие энергичных, сильных людей с первого момента вводит зрителей в увлекательный, мужественный мир.

Оформление этого представления осуществлено Т. Венециановой. Здесь гармонично соединились своеобразные черты дарования молодой художницы и лучшие традиции Ленинградского цирка.

Говоря об оформлении «Парада волшебников», нельзя не отметить удачного использования народных орнаментов и лаконичного подбора цветов. Изучая опыт других цирковых художников, Венецианова сумела создать зрелище яркое, красочное, оптимистичное, которое как нельзя лучше отвечало жизнеутверждающей теме спектакля.

За последние годы « Ленинградском цирке главным режиссером А. Сониным было осуществлено немало тематических парадов-прологов. «Юности парад» — представление, приуроченное к 50-летию Ленинского комсомола, «Мы молоды всегда», «Нам — пятьдесят!» (к 50-летию Советского цирка), «Неугасимый свет» (программа, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина), «Снежные мелодии», «Калейдоскоп» и другие. Автор их оформления — художник О. Оревин. Решая, как правило, эти парады языком плаката, он оперировал большими плоскостями, сочными локальными гонами. Так, в программе «Юности парад» он задрапировал занавес сцены кумачовыми стягами, а чуть в глубине за легкой завесой разместил ордена, которыми награжден комсомол. Ордена рельефно просвечивали через прозрачную завесу и создавали впечатление своеобразного витража.

В программе «Армия — наша сила», демонстрировавшейся к 50-летию Советских Вооруженных Сил, Оревии на заднике сцены изобразил панораму стрелки Васильевского острова, над которой как символ мужества и стойкости Ленинграда поместил Золотую Звезду Героя.

Интересное оформление парада-пролога к представлению, посвященному XXIV съезду КПСС, создал М. Щеглов.

Сверху, со сцены, через весь манеж спускается радуга. Ее сияние связывает воедино все пространство от купола до ковра, радостные краски настраивают зал на торжественный, праздничный лад. На сцене, за апплицированной тюлевой завесой, в момент чтения стихов высвечиваются дома-новостройки, корпуса промышленных гигантов, электростанции. А на ковре возникают лунные кратеры, среди которых появляется луноход...

Как могут ковры и дорожки вписываться в общую картину представления, свидетельствуют работы заслуженного деятеля искусств РСФСР Т. Бруни. Среди целого ряда изумительных по красоте и выразительности ковров и дорожек — ковер с забавным клоуном, вращающимся в ренском колесе, ковер с орнаментом на цирковые темы, ковер с живописной каруселью.

В большинстве своем ковры Бруни отличаются спокойной цветовой гаммой, что позволяет ей лучше выделить фигуры артистов в более ярких костюмах. Во всех эскизах Бруни проявляется праздничная природа ее живописи и неистощимый запас творческой фантазии.

Обращают на себя внимание и ковры молодых художников, работающих сейчас в Ленинградском цирке. В первую очередь следует сказать о работах главного художника Ленинградского цирка Р. Юношевой, которые выделяются красочностью орнамента, как бы вторя ритмам и рисункам номеров, — в этом своеобразное видение темы и яркое воплощение ее в жанре циркового декора. Срези эскизов Юношевой интересен ковер к программе «В космический век», где удачно сочетались мотивы старого Петербургского цирка, точнее, — его афиши, представляющие своего рода экскурс в прошлое, с последующими номерами, а также с оформлением сцены, отвечающим общей направленности спектакля. Запоминается и ковер к «Весенним чудесам», на котором художница изобразила солнце. Веселый солнечный лик окружен забавными лучиками с бубенчиками на концах.

Художники, оформляющие цирковые представления, стремятся идти непроторенными путями. В этом плане показательны работы заслуженного деятеля искусств С. Менделя. Художник создал обрамление аттракциона под руководством Н. Ольховикова «Русская тройка», в котором творчески воссоединил мотивы русского фольклора с современностью. Очень точно найдены и определены для данного жанра костюмы артистов. Успех художника обусловлен не только его мастерством, но и глубоким знанием специфики искусства манежа.

Сложной и ответственной областью деятельности художника в цирке является создание костюмов. Разнообразие номеров и жанров требует богатства и разнообразия палитры художников, смелых поисков, оригинальных решений. Художественное оформление и костюм, в частности, помогают артистам создать тот или иной образ. А поэтому в работе над костюмами художники должны учитывать не только жанр, в котором выступают артисты, но также стиль и характер номера. Занимаясь совместно с актерами и режиссером поисками наиболее выразительной формы костюма, художник является в известной степени сопостановщиком номера.

Среди ленинградских художников, особенно много и плодотворно работающих над цирковыми костюмами, следует назвать опять-таки Т. Бруни, чей стиль отличается особой музыкальностью, изяществом и легкостью. Она умеет раскрыть в костюме глазную мысль номера. Костюмы, созданные ею, всегда праздничны. Ведь цирк требует от участников представления одухотворенности. И вот художник подает артистов так, чтобы, с одной стороны, лишить их будничности, а с другой, крикливой помпезности, придает их выступлениям радостную приподнятость.

Разрабатывая эскизы костюмов для воздушного полета, Бруни исходит из того, что удобное и красивое одеяние должно помочь артистам чувствовать себя уверенно и свободно во время исполнения в воздухе опасных трюков. Создавая оформление для партерно-акробатических номеров, она многое решает в современном спортивном стиле, соединяя его с элементами народного изобразительного творчества.

Р. Юношева создала много ярких интересных костюмов: костюм наездницы М. Черной, дрессировщицы животных Л. Филатовой, акробатов Солохиных.

Можно наблюдать, как художница освобождает костюмы от «многословия» и излишней пестроты, как усиливаются графические элементы, как все большее значение приобретает силуэт, линия, орнамент.

За последние годы в трудах художников Ленинградского цирка можно наблюдать все более усиливающийся, нарастающий темп творческих поисков, смелого экспериментаторства, сочетающегося с умелым использованием лучших традиций оформления цирковых программ.

С. БИРМАН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100