И медведи становятся артистами - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

И медведи становятся артистами

Некто захотел стать цирковым дрессировщиком. Естественно, прежде всего он решает: с какими животными следует выступать? Теоретически обдумывает, а что животные станут на арене исполнять?

Теория не всегда совпадает с практикой — иные трюки окажутся невыполнимыми, а многое подскажут на репетициях сами животные. Вдруг они выкинут такой фортель, что его обязательно следует запомнить и из случайного сделать постоянно действующим, закрепить путем постоянных повторений.

Правда, есть гораздо более легкий путь: подсмотреть, что демонстрируют, предположим, собаки у других дрессировщиков. Например, у них собаки прыгают через барьер, а одна, обычно самая большая или самая маленькая, под барьером пролезает. Значит, этот трюк можно повторить, тем более что разработана методика его подготовки. Или у других дрессировщиков медведи ездят на велосипеде, а чем мой хуже? Посадим и его на велосипед!

Однако согласитесь, что такая форма дрессировки может быть присуща только человеку нетворческому, который не хочет или не умеет самостоятельно мыслить.

Но есть еще одно качество дрессировки, относящееся к высшему классу. Это когда животные, кажется, по своей инициативе выполняют сложнейшие вещи. Что же касается артиста, то со стороны зрительного зала представляется, что он только при этом присутствует, не более того. Но добиться этого могут только выдающиеся мастера. Так работает Валентин Филатов с медведями, Александр Попов с собаками и еще несколько мастеров арены.

Существует и другой способ демонстрации животных на арене, также требующий выдающегося мастерства, а сказать вернее, актерского и режиссерского дарования. Им пользуются Нелли и Рустам Касеевы, разыгрывающие сценки вместе со своими партнерами — бурыми медведями.

По своей прежней специальности дрессировщица — инженер-экономист. Он же начинал в цирке как акробат, но выступая, закончил два высших учебных заведения: театроведческий факультет театрального института и факультет физкультуры педагогического института. Разумеется, высокая культура, подлинная интеллигентность оказывают воздействие на выступления этих артистов.

Касеев никогда не отрицал значения трюка в цирковом номере. Наоборот, выступая сначала в парном силовом акробатическом номере с Р. Манасаряном, а потом Н. Кузнецовым, он показывал трюки, которые следует определить как рекордные. Держа верхнего в стойке руки в руки, артист откидывался назад и в результате вставал на акробатический мостик, то есть упирался ногами и головой о ковер, покрывающий манеж. Это очень высокое достижение. Можно вспомнить и другие исполняемые акробатами комбинации. Но помимо сильных трюков номер отличался и чисто актерскими пассажами. Казалось, двое молодых людей пересекали арену, возвращаясь с какого-то соревнования, беседовали о чем-то для обоих интересном. И, как результат этого разговора, возникала необходимость еще раз проверить некоторые спортивные возможности. Подшучивая друг над другом, иногда слегка удивляясь — неужели это возможно? — о чем-то советуясь, артисты показывали целую серию замечательных трюков. Это был бессловесный, но очень понятный дружеский разговор, в котором юмор, ирония, вопросительные интонации соединялись вместе.

Вот лишь один фрагмент номера. Все закончено, пора уходить, но Касеев, слыша аплодисменты зрителей, подчиняясь требованию инспектора манежа, хотел показать еще один трюк. Уставший партнер нехотя соглашался помочь товарищу. Акробаты демонстрировали так называемый японский кульбит, при котором нижний проделывал медленный кувырок через голову, а верхний в это время на руках обходил вокруг всего его туловища. В конце трюка нижний оказывался лежащим к арене лицом, а на подошвах его поднятых и согнутых в коленях ног стоял партнер. Нижний просил, конечно пантомимически, освободить его, сойти с ног, но верхний отрицательно мотал головой: ты, мол, заставил меня из ложного тщеславия, ради лишних аплодисментов все это проделывать, так теперь терпи. И зрители встречали шутливую интермедию улыбками, смехом, а когда эта очень искренняя и убедительная сценка заканчивалась, шквал аплодисментов несся с амфитеатра на манеж.

Женившись, Рустам Касеев решил создать вместе с женой номер с медведями. Но при реализации этого решения он встретился со многими препятствиями. Опыта работы с животными не было, а тут еще следовало превратить в артистку совсем «сырую», как говорят в цирке, то есть не подготовленную для работы на манеже молодую женщину. Помогли два обстоятельства. Прежде всего, удивительная наблюдательность Касеева: он давно присматривался, как это учат зверей? И не просто присматривался, а анализировал виденное, делал соответствующие заключения.

И второе: к счастью, ученица оказалась на редкость способной и трудолюбивой, к тому же сценически обаятельной, актерски выразительной.

Оставалось преодолеть еще одну трудность. Когда Касеев решил готовить аттракцион с медведями, эти звери были достаточно широко представлены в цирковых программах. И в художественном отделе Союзгосцирка постановили: новых номеров с медведями не создавать. Правда, с тех пор появилось немало номеров с этими животными, в том числе весьма посредственных. Но Касееву, благодаря постановлению, нервы потрепали здорово. Косолапых не приняли на довольствие, отказались им предоставлять жилплощадь. И приобретать их артист должен был на собственные деньги.

Хорошо, что Касеевы оказались людьми упорными и от своего намерения не отступили. Зверей купили, поместили их в ванной и кормили за свой счет. Те, кто держит дома собаку или кошку, знает, какая с ними морока, а тут хищники: их надо напоить, накормить, вычистить, прибрать помещение. И к тому же каждый день заниматься дрессировкой. Только артист цирка, настоящий энтузиаст своего дела, способен на такое.

В результате медведей на казенное довольство взяли, работники художественного отдела просмотрели репетицию, убедились, что речь идет о создании оригинального и незаурядного аттракциона, способного украсить цирковые программы.

И на самом деле, после выпуска Касеевы и их питомцы с огромным успехом выступали и выступают на лучших советских аренах, они побывали во многих странах, в том числе в США. И чуткие, понимающие зрители всегда отмечали своеобразие их номера.

В последний раз мне довелось увидеть Касеевых в Симферопольском цирке, и то, что они показали, произвело сильное впечатление. Обычно дрессировщик демонстрирует своих питомцев. У Касеевых медведи стали полноправными участниками номера — кажется, что они действуют на тех же правах, что и артисты-люди. И те и другие вместе разыгрывают сценки. Конечно, для этого прежде всего люди должны быть сценически талантливы, уметь жить жизнью создаваемого образа, уметь взаимодействовать с медведями, организовать соответствующие мизансцены, тогда будет казаться, что медведи действуют сознательно, по своей воле.

Обычно, когда интересуются номерами дрессировщиков, да и вообще цирковыми номерами, спрашивают об исполняемых трюках. Конечно, и в номере Ка-сеевых есть трюки, в том числе очень сильные, но как раз трюки здесь не выступают на передний план. Точнее говоря, главный и поразительный трюк этого номера заключается в том, что медведи, если так можно сказать, очеловечены. Это значит, что они специально не показывают удивительных чудес, но вместе с Касеевы-ми как подлинные актеры действуют в предлагаемых обстоятельствах, участвуют в том или ином скетче. Будет ли это игра в футбол, выступления в ролях модельеров в доме моделей, исполнение «Лезгинки», когда, желая поразить партнершу — Нелли Рустамову, — медведь в буквальном смысле слова в экстазе ползет на коленях.

Идет знаменитый танец маленьких лебедей из балета Чайковского «Лебединое озеро». Начинает его трио мишек, одетых в пачки. А где же четвертая участница? И вот она выбегает, самая маленькая, держа пачку в лапе. Второпях, опаздывая, она не успела ее надеть. И кажется, что у медвежонка на морде написана тревога, растерянность, смущение. Но это только кажется, медвежья морда не в силах передать столь сложные эмоции. Это артисты поставили медведей в соответствующие условия. Это они передают растерянность, вызванную тем, что из-за опоздания одной из танцовщиц номер может провалиться.

То же самое с футболом. Конечно, медведь не умеет считать голов, да и суть игры ему непонятна. Но дрессировщики поставили дело так, что зверь бьет по мячу с необыкновенным азартом, а наблюдающие за ним артисты проявляют еще больший азарт болельщиков. А вместе с ними начинаем болеть и мы, зрители, и нам кажется очень важным, чтобы медведь забил гол.

То, что делают Касеевы, представляется интересным и вместе с тем новым — они открывают принципиально иные возможности показа дрессированных животных. Когда-то Эмиль Теодорович Кио, человек очень умный, сказал, что придумать новый трюк не так трудно, гораздо труднее его осуществить, но вообще трюков, в том числе новых, сколько угодно, к дрессировщикам это относится в полной мере. Самое сложное — изобрести новый ход номера, тогда рождается принципиально новое качество цирка. К Касеевым сказанное имеет прямое отношение, они создали такое произведение циркового/искусства, которое с полным правом можно назвать новаторским и в то же время чрезвычайно интересным для зрителей, одинаково захватывающим и детей и взрослых.

На моем веку мне довелось видеть много самых разных цирковых выступлений и слышать по их поводу аплодисменты. Я представляю, что это значит — восторженный прием. И все же для меня было неожиданным, когда по окончании представления в Симферопольском цирке, — а Касеевы выступали последними — ни один зритель не встал со своего места, все дружно приветствовали артистов, которые выходили на поклон и раз, и два, и три, и четыре. Хотя оркестр молчал, не способствовал организации искусственных оваций. Вот это настоящий успех, и им нельзя не гордиться.

И несколько слов в заключение: есть у Касеевых сын и дочь, и если они еще не дебютировали как акробаты, то это произойдет в самые ближайшие дни. Так будет утверждена новая цирковая династия. И пусть дети превзойдут родителей — родителям будет только приятно. А что касается цирка, то он на каждом новом этапе своего развития должен быть лучше, чем на предыдущем.

Ю. ДМИТРИЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования