Иллюзионный аттракцион «Человек-невидимка» Отара Ратиани - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Иллюзионный аттракцион «Человек-невидимка» Отара Ратиани

Мне уже как-то приходилось писать об этом парадоксальном явлении: есть в цирке такая профессия, обладатели которой получают свои честно заработанные деньги за... обман.

Да -да, в умении легко, незаметно водить зрителей за нос и состоит их вполне уважаемая профессия. И чем лучше они это делают, тем выше ценится их труд, тем более горячо аплодируют им зрители, которые, в сущности, очень любят, когда артист ловко и весело дурачит их.

Вы, разумеется, понимаете, что речь идет о жанре, корнями своими уходящем а далекое прошлое, о древнейшем иллюзионном жанре. Об одном из аттракционов этого жанра у нас и пойдет речь.

Не случайно это произведение привлекло внимание не только самых широких кругов зрителей, но и артистической общественности, самих мастеров иллюзии, отлично знающих толк в этом тонком и сложном деле. Но об этом позже.

Примечательная черта советского циркового искусства — неуклонное стремление расширять границы всех жанров, обогащать их, открывать в каждом новые, свежие страницы. Эти дерзновенные искания, смелые эксперименты позволяют создавать подлинно оригинальные новаторские номера в горячо любимом народом цирковом искусстве. Именно таким произведением по праву считается аттракцион «Человек-невидимка», руководимый заслуженным артистом РСФСР Отаром Белоусовым-Ратиани.

Свой путь по цирковым манежам аттракцион начал десять лет назад, в преддверии 50-летия Великого Октября. Премьера состоялась 13 октября 1967 года в Ярославле. Хорошо помню, с каким громадным интересом было встречено тогда это неожиданное зрелище.

Ошеломляющие сценки, разыгравшиеся на манеже, не оставляли зрителей равнодушными. Да и как может быть иначе, когда на ваших глазах внезапно исчезает человек, словно растворившись в воздухе не просматриваемой со всех сторон арене. Однако его присутствие совершенно явственно ощущается: после телефонного звонка незримый артист снимает с аппарата трубку, ведет отлично слышимый деловой разговор, а затем невидимой же рукой спокойно укладывает трубку на рычаг...

Основное место в драматургии аттракциона занимали столкновения с Невидимкой двух дотошных репортеров, настойчиво пытающихся выведать секреты его чудесных превращений. Выведать во что бы то ни стало!

И сидящие в зале становились свидетелями абсолютно непонятных, загадочных явлений. Так, например, согласившись дать автографы мнимым журналистам, Невидимка надписывает программки — авторучка сама деловито строчит надписи — и незримая рука протягивает их «репортерам».

Потом оба они начинают ожесточенное преследование Невидимки. Порой им кажется, что его уже здесь нет, вероятно сбежал куда-то. Но нет, он тут, бесспорно тут! Листает же кто-то журнал, переворачивая страницу за страницей... Он здесь! Вот он громко чихает — и репортеры растопырив руки бросаются на этот звук. Но все напрасно — руки ощупывают... воздух. Тогда преследователи устремляются к микрофонам, установленным на манеже, и в отчаянии поочередно взывают к публике:

— Товарищи, вы не видели Невидимку?

И тут третий микрофон, будто притянутый ко рту незримого артиста, исторгает его явно насмешливый возглас:

— А я здесь!

И опять возобновляется безуспешная погоня.

Иногда преследователи видят Невидимку, видит его и публика. Происходит это в тех случаях, когда он появляется в одежде. Ведь «прозрачно» только его тело, а надетые на нем вещи — ботинки, брюки, перчатки, широкое клетчатое пальто с необычайно высоким воротником, закрывающим всю голову, шляпа — лишены этого свойства. В таких случаях клоунам, выступающим в роли журналистов, кажется, будто они совсем уже близки к своей цели. Но нет, это, оказывается, вовсе не так просто.

Вот Невидимка поднимается на треугольный пьедестал. Только на одно мгновение опускаются все три шторки, чтобы сейчас же снова подняться. И мы видим человека... без головы.

Шторки опять закрываются и тотчас же распахиваются: на этот раз исчезло уже и туловища, лишь ноги, одетые в брюки и обутые, беспокойно ерзают по пьедесталу, особенно когда «репортеры» пытаются схватить их. Тогда одна нога угрожающе яростно вскидывается, будто вот-вот изо всей силы ударит по головам назойливых преследователей.

А когда в третий раз открывается пьедестал, на нем уже нет никого, только на полу осталась одежда Невидимки.

Необычайно загадочна сценка в закрытой душевой кабине, куда наш герой однажды входит. Входит, разумеется, одетым, иначе мы бы этого не заметили. Все дальнейшее мы отчетливо видим через матовые стекла ярко освещенной изнутри кабины. Вот он вошел, начал раздеваться, совершенно при этом растворяясь. Затем он моется. Потом выходит и удаляется, шлепает босиком по манежу, не котором остаются влажные следы...

Есть и другие превосходные эпизоды, за каждым из которых зрители следят неотрывно, с напряженным вниманием. Тут и подъем артиста на «луну», висящую над ареной, и удивительное катание Невидимки на мотоцикле, публика видит, как машина без седока начинает буквально по пятам преследовать «репортеров», видит и многое другое, загадочное, непостижимое.

Одним словом, тот ужо далекий осенний день 1967 года в Ярославле стал памятным не только для Невидимки, роль которого превосходно сыграл О. Ратиани, не только для небольшого коллектива авторов и создателей нового аттракциона, для работников тамошнего цирка. Он стал как бы этапной вехой а развитии иллюзионного жанра, открыл в нем новую, перспективную страницу.

И вот аттракциону этому исполнилось десять лет. За это время его узнали и полюбили зрители более чем тридцати советских городов. В каждом из них публика, общественность и печать не просто благосклонно, а очень тепло, сердечно принимали замечательную цирковую новинку. Множество самых благоприятных отзывов, рецензий, интервью опубликовано газетами и журналами. Однажды в Воронеже журналист, беседуя с О. Ратиани, попросил:

—    Если можно, разоблачите какой-нибудь трюк.
—    Пожалуйста, — ответил артист. — Вот хотя бы душевая кабина...
—    Там, вероятно, — заметил журналист, — в стенку вмонтирован миниатюрный кинопроектор?
—    Так думают все. Но нет, в кабине в специальном секретном ящике сидит человек, который имитирует мытье под душем. Потом он прячется в тот же ящик.

Доброжелательное отношение встретил артист и во время двух своих зарубежных поездок — в Румынию и Польшу. В Польше, где гастроли по просьбе польской дирекции трижды продлевали, О. Ратиани был удостоен почетного международного приза иллюзионистов — «Золотой волшебной палочки с бриллиантами».

Для этого новаторского аттракциона, недавно отметившего свое первое десятилетие, два наших цирка стали в подлинном смысле слова этапными. Это, во-первых, возглавляемый А. Ядреновым Ярославский цирк, где аттракцион был создан, где его оснастили сложной современной техникой и откуда начался его успешный творческий путь по советским и зарубежным аренам.

Важную, очень существенную роль в его биографии сыграл также Пермский цирк (директор Ю. Александровский), где аттракцион в 1971 году, а затем и в 1977 году подвергся значительной реконструкции. В Перми, этом крупном индустриальном центре нашей страны, режиссер-постановщик А. Фальковский и О. Ратиани в течение нескольких месяцев энергично трудились над новой редакцией аттракциона: вводили в него новые трюковые комбинации, обновляли аппаратуру и оформление, которые сейчас стали намного ярче, интересное, выразительнее. Да и сами трюки выглядят гораздо более четко, эффектно. Вот лишь один пример. В прежнее время, когда Невидимка выходил из душевой кабины, он оставлял мокрые следы на полу, но делалось это куда более грубо: шлепанье босых ног по полу было чересчур звучным, будто не человеческие ноги, а какие-то тяжелые металлические штампы передвигались, резкими ударами печатая следы. Сейчас же это происходит легко, почти беззвучно. Маленькая, едва заметная деталь, пустяковый, казалось бы, штрих, а насколько выигрышнее, убедительнее стала от этого вся сценка!

Штрихов таких оказалось немало в результате доработки. И не просто штрихов. Для новой, очень эффектной трюковой комбинации создана специальная аппаратура. Она позволит Отару Ратиани превращать в Невидимку любого зрителя. Да-да, любого! Он поднимется с места, перешагнув через барьер, ступит на манеж и на глазах у всего зала внезапно исчезнет, как бы растаяв в воздухе. Исчезнет, чтобы вскоре по воле артиста опять, так сказать, обрести свою плоть, стать снова абсолютно видимым и благополучно возвратиться на свое место где-нибудь в шестом, одиннадцатом, семнадцатом или любом другом ряду...

Надо думать, что беспокойный руководитель аттракциона «Человек-невидимка» О. Ратиани вместе с постановщиком и художником А. Фальковским внесут еще много нового в свое детище, сделают его более интересным и значительным.

И тут хотелось бы высказать одно пожелание. Понятно, что поиск новых красок для этого произведения все время велся вокруг тех зрелищных возможностей, которые предоставляет уникальный образ Невидимки. Но теперь, когда найдены и уже широко используются сложнейшие формы различных загадочных превращений, пора шагнуть а новый, высший класс, позаботиться о том, чтобы аттракцион к своей успешно выполняемой развлекательной функции приплюсовал общественно-политический заряд. Наша внутренняя и международная жизнь предоставляют для этого, как мне кажется, достаточно широкие возможности, всемерно использовать их — дело чести отлично зарекомендовавшего себя коллектива. Нет сомнения, что на этом пути его ждут новые, большие творческие радости.


ЯН ОСТРОВСКИЙ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования