В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Имя ему "Поиск"

Начались выступления нового циркового коллектива «Поиск». Зрители тепло встречают каждое выступление юных артистов. У нового коллектива есть примечательная особенность: большинство его участников пришли в профессиональное искусство из художественной самодеятельности. Как они стали артистами, как приобрели необходимое мастерство рассказывается в очерке Ольги Паули.

Вначале десятого прихожу в цирк. Ну, конечно же, я так и думала: они давно все в сборе, уже успели «разогреться» и теперь занимаются каждый своим делом. Вот у барьера репетируют эквилибристы: стойки на руках, на голове... На противоположной стороне жонглер бросает кольца... Под куполом раскачивается на трапеции гимнастка, в центре манежа репетируют акробаты... Потом все уходят за барьер, продолжая делать каждый свое, а в круг выезжают девушки на моноциклах.

Стрелки часов приближаются к одиннадцати. Пришел режиссер. Как всегда, перед каждой общей репетицией, они уселись — ноги калачиком — на ковре, словно стайка воробышков на лужайке. Режиссер стоит перед ними, чтобы видеть всех. Разрумянившиеся, с блестящими глазами, они внимательно слушают Казимира Казимировича Бобка, режиссера-постановщика, их доброго наставника и друга.

А вскоре начинается сводная репетиция программы, в которой участвуют сорок юношей и девушек — вчерашние рабочие и учащиеся, приехавшие сюда из Ленинграда, Москвы, Вильнюса и других городов с тем, чтобы вступить в цирковой коллектив «Поиск». Созданием его несколько лет занимался К. Бобок — режиссер репертуарно-художествен-ного отдела Союзгосцирка, шефствующий над народными цирками. Он же писал сценарий всей программы и отдельных номеров с учетом возможностей каждого из этих юношей и девушек, занимавшихся раньше в народных цирках и студиях.

Когда все собрались в Ростовском цирке, началась учеба: заслуженный деятель искусств РСФСР Михаил Михайлович Ваховский занимается с молодежью мастерством актера, другие специалисты — сценическим движением, гримом, балетом. Будущие актеры слушают лекции по истории цирка, эстетике, личной гигиене и т. д. Были у них интересные творческие встречи с мастерами манежа, все вместе ребята не раз ходили в театр. Еженедельно комсомольцы — а их в коллективе более двадцати — по очереди проводят политинформации, тоже предусмотренные планом занятий.

Когда я разговаривала с ребятами, на мои вопросы: за что они полюбили цирк, что привело их сюда, знают ли, как много надо работать, чтобы заслужить любовь зрителей, не боятся ли трудностей, не передумают ли? — они отвечали словами Станиславского:
— Что вы! Цирк — это самое лучшее место во всем мире!

Они прекрасно отдают себе отчет в том, что такое цирк. Чувство прекрасного, которое постоянно живет в человеке и зовет его вперед, одни переводят на язык поэзии, другие — на язык музыки, ваяния, живописи. Эти ребята перевели его на язык цирка.
Луиза Бояркина училась в университете, одновременно занималась гимнастикой в спортивном обществе «Динамо». Когда ее пригласили в «Поиск», пошла, не раздумывая. Воздушный номер, который она готовит с артистом Юрием Корниловым, сочетает гимнастику с милой ее сердцу хореографией. Трюки, обычно исполняемые на закрепленных аппаратах, артисты будут демонстрировать на движущемся...

Жил в Каменске паренек. После окончания десятилетки работал слесарем. Но вот однажды увидел Константина Бермана и захотелось ему тоже стать клоуном. Ради  этого  поступил работать униформистом, потом стал конюхом. Не уходил из цирка даже ночью, каждый свободный час — творчеству. Отрепетировал свободную проволоку, «как у Попова!». В Ленинграде встретился с Казимиром Казимировичем и загорелся «Поиском». Мечта Володи Дерябкина, так зовут паренька, сбылась — теперь он клоун. Юношу не увидишь без дела: он то конструирует реквизит — клоун должен уметь сам делать реквизит, — то репетирует на манеже — коверный обязан владеть многими жанрами. А иной раз присядет где-нибудь в уголке, смотрит сосредоточенно в одну точку — придумывает репризы...

Школьнице Гале Рудаковской из Ангарска когда-то казалось, что цирк — красивая сказка, но, начав заниматься в самодеятельном коллективе, она убедилась, что это еще и беспрерывный, неутомимый труд. И полюбила его даже больше.
О них, о каждом из этих сорока молодых людей, влюбленных в цирк, можно рассказывать много. Рабочий день коллектива начинается в девять утра, а заканчивается, когда артисты, занятые во втором отделении программы Ростовского цирка, уходят домой. Но это — официально.

Мать жонглера Володи Кузьменко — водитель трамвая — обратилась как-то к Казимиру Казимировичу:
—  Разве у вас и ночью бывают репетиции?
—  Нет, — ответил он, — а что?
—  Почему же Володя и ночью ходит в цирк?
Выяснилось, что Володя задолго до рассвета является в цирк и репетирует здесь при свете дежурной лампочки, висящей высоко под куполом. Дня, оказывается, ему мало!

Каждое утро стажеров начинается с классического экзерсиса у станка в репетиционном зале. Потом ребята разбредаются по всему помещению цирка в поисках «удобного для репетиции местечка». В зале тренируются по очереди: сначала Надя Биленко из Ростова, Лида Ершова из Киева, Алла Рукавицина из Луганска. Они готовят оригинальный воздушных номер (сценарий П. Майстренко). Движения их должны быть предельно синхронными, поэтому много времени уходит на шлифовку каждого трюка. Гимнасток сменяют девушки из Вильнюса: Ира Дурейко, Лена Пупко, Нина Карпова, Валя Козлова. На невысоких моноциклах они осваивают фигурное катание.

На манеже репетируют акробатический этюд ростовчане Зоя Устинова и Саша Короткий. На трапеции, подвешенной под куполом, тренируются Людмила Ведяшкина — лауреат Всесоюзного фестиваля цирковой самодеятельности. Идет поиск новых форм подачи трюков, новых сочетаний их, всего, что может ярче выразить мысль, заложенную в номере.

...Сидящий рядом со мною семидесятипятилетний артист Дмитрий Савельевич Стародубцев, в прошлом руководитель известного номера «Икарийские игры», вспоминает, как сам начинал в 1905 году, когда ему было 11 лет. Хозяин провинциального цирка Вяльшин заключил с его матерью договор: он брался обучить мальчика «цирковым штукам». По этой бумаге, заверенной у нотариуса, ученик фактически становился собственностью хозяина. Жалованья, разумеется, не полагалось, а только «харчи». Помимо репетиций и работы на манеже на обязанности мальчика лежала расклейка афиш, чистка клеток, прогуливание собак. Он должен был бегать на базар, нянчить детей хозяина. Хозяин избивал учеников за малейшую ошибку на репетиции или во время работы, да и просто так, когда «чесались руки».

И вот теперь на глазах старого артиста рождается еще один новый коллектив, где ребятам созданы все условия для творчества, для поиска. Это еще одно яркое подтверждение, что все больше и больше молодежи с увлечением приобщается к искусству цирка, наиболее одаренные серьезно постигая его, становятся профессиональными артистами.


О. ПАУЛИ Ростов-на-Дону

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100