Ирбек Кантемиров о проблемах циркового искусства - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Ирбек Кантемиров о проблемах циркового искусства

Пятьдесят пять лет существует труппа джигитов «Али-Бек». Ее нынешний руководитель И. Кантемиров недавно отметил свой полувековой юбилей и сорокалетие работы на манеже. Мы публикуем статью Ирбека Алибековича, посвященную одной из актуальных проблем циркового искусства.

Меня, как и многих других людей, связанных с цирком, беспокоит наметившаяся за последнее время тенденция к снижению его посещаемости. Даже в некоторых городах, слывших не один год «цирковыми», где проблемы пустых кресел не существовало, сейчас зритель не всегда спешит попасть даже на более или менее добротную программу.

В чем же дело? Многие склонны видеть причину уменьшения популярности цирка в том, что публике якобы надоели дивертисментные программы и выход из положения будто бы только в создании сюжетных представлений или пантомим.

Так ли это? Думается, что появление постановок с сюжетным стержнем, цирковых феерий украсит наше цирковое искусство, сделает его более разнообразным, даст толчок к дальнейшему развитию, но это отнюдь не панацея от всех бед. Сколько было на манежах в 20—30-е годы различных пантомим, но они никак не заменяли дивертисментные программы.

Есть и такая точка зрения: хорошей посещаемости мешает телевидение. Дескать, зачем человеку идти в цирк, если все можно посмотреть по телевизору.

Это так — и в то же время не так. И сложность здесь заключается в том, что на голубом экране нам стремятся показать в основном все самое лучшее (и правильно делают). Но если телезритель видел, например, корд-де-парель в исполнении Валентины Сурковой, то, придя после этого в цирк и посмотрев подобный же номер, но в более слабом исполнении, безусловно, испытает разочарование. В программе могут оказаться и другие номера, которые не выдержат сравнения с показанными на экране. И через несколько дней все потенциальные зрители в городе будут знать, что представление в цирке не блещет оригинальностью, подобное, но в лучшем варианте, уже показывалось по телевизору, а потому не стоит зря тратить вечер.

Вот здесь-то, как мне кажется, и заложена первопричина того, что зритель начинает с недоверием относиться к цирковому зрелищу, не так охотно его посещает.

О том, что на манежах очень много номеров-близнецов, о том, что невзыскательные артисты не утруждают себя поисками нового, а идут по пути копирования и т. д., писалось уже не раз. Но возвращаться к этой теме приходится, потому что, к сожалению, это нездоровое явление не только не изживается, а, наоборот, ширится; оно затрагивает не только финансовую сторону работы цирка, но и наносит большой ущерб цирковому искусству в идейно-художественном отношении, снижает его уровень, тормозит его развитие.

Все начинается, конечно, с недобросовестности тех артистов, которые стремятся во что бы то ни стало побыстрее выпустить номер. Естественно, легче скопировать трюк, целый номер, не внеся в него ничего, чем создать что-то оригинальное или хотя бы расцветить выступление эффектным сюжетным поворотом, придать ему образность.

И хотя ведется контроль со стороны соответствующих отделов Союзгосцирка, вроде бы существует необходимое ведомственное сито, цирк все же наводняют слабые как в идейно-художественном, так и в техническом отношении номера, похожие друг на друга будто две капли воды.

Отчего же это происходит? Дело, видимо, в том, что на завершающем этапе, при выпуске номера, Союзгосцирк на его приемку делегирует одного своего представителя и при том зачастую недостаточно компетентного в данном жанре. И вот уже в цирковом конвейере появляется еще один серенький, без своего «лица» номер.

Пожалуй, в первую очередь сказанное выше относится к таким цирковым жанрам, как конный и дрессировка животных. А объясняется это тем, что конников и дрессировщиков ГУЦЭИ не выпускает, а некоторые руководители номеров, вместо того, чтобы самим брать учеников и воспитывать исполнителей, предпочитают переманивать сложившихся артистов из других трупп (кстати, труппа «Али-Бек» существует уже 55 лет, но за это время не включила в свой состав ни одного джигита из другого номера, а сама дала за эти годы цирку около 180 наездников).

Конечно, можно принимать в группу артистов из других номеров, но, приняв нового участника, руководитель обязан разучить с ним новый трюковой репертуар. Но этого почти не случается, а происходит, как правило, следующее: наездник приходит со старыми трюками и демонстрирует их. В результате произведения одного жанра становятся трафаретными, однотипными.

А бывает, что руководители вновь создаваемых трупп просто берут и механически копируют уже разработанные другими, иногда в муках рожденные трюки. Известно, что такие трюки, как «под живот», «под шею с завязанными глазами», «пирамида на двух лошадях с преодолением барьеров» и некоторые другие, были введены в цирковой обиход еще несколько десятков лет назад Алибеком Кантемировым. А ныне нет труппы джигитов, в репертуаре которых их не было бы. И зритель, чаще всего запоминающий не фамилию исполнителя, а его трюк, говорит после нашего выступления: «А это я уже видел». Разве не обидно нам, первооткрывателям этих трюков, слышать такой обращенный не по адресу упрек?

В результате такого нетребовательного отношения к себе и своей работе мы имеем сейчас на манежах шестнадцать групп джигитов, большинство которых повторяют репертуар друг друга. Дошло до того, что их сейчас по очереди приходится ставить на простой. И это при том «голоде» на конные номера в целом, который испытывает наш цирк.

Восемь лет назад в своем выступлении в журнале «Советская эстрада и цирк» (NS 8 за 1971 год) мне пришлось остановиться на недостатках, тормозящих развитие конных жанров. В ответе редакции руководство «Союзгосцирка», соглашаясь с постановкой вопроса, наметило ряд мер для того, чтобы выправить положение. К сожалению, как видно из вышеизложенного, с тех пор мало что изменилось, копирование трюков и номеров, в том числе и в конном цирке, процветает.

Что касается джигитовки, то, не ожидая кардинального решения всех вопросов, можно бороться с повторением трюков, с их копированием прежде всего целенаправленным распределением поголовья лошадей. Инспектора Союзгосцирка должны следить за тем, чтобы средства на приобретение животных предоставлялись в первую очередь тем, кто дает заявки на новые идеи и действительно их реализует. Пока же распределение поголовья идет довольно бессистемно. И лошадей получает не тот, кому они больше нужны, а тот, кто проявляет больше настойчивости, я бы даже сказал, настырности.

А для того, чтобы наглухо закрыть все лазейки для любителей легкой жизни на манеже, покончить с номерами-близнецами, Союзгосцирку надо принять ряд неотложных мер. Начать следует, видимо, с очень сложной, кропотливой и наверняка болезненной работы по отбору и снятию с «конвейера» амортизированных, неоригинальных, не имеющих своего «лица» номеров. А в дальнейшем неизмеримо строже подходить к выпуску нового в прокат, тщательно проверяя, действительно ли это — новое, а может быть, большинство трюков позаимствовано у других.

Недостатки, о которых говорится в статье, тем более обидны, что сейчас в системе Союзгосцирка существуют все условия для значительного повышения идейно-художественного уровня нашего циркового искусства, для создания ярких, впечатляющих номеров и аттракционов. Есть десятки удобных, хорошо оборудованных цирков, где предусмотрены все условия для плодотворной репетиционной работы, есть и несколько специальных постановочных цирков. Имеется широкая возможность привлекать к постановке нового репертуара режиссеров, художников, композиторов, писателей, поэтов, конструкторов, инженеров. В производственных комбинатах, хотя их деятельность и вызывает порой нарекания, можно заказать реквизит, костюмы. В конечном счете нам идут навстречу и в пополнении номеров животными. Существует, наконец, Всесоюзная дирекция по подготовке новых номеров и аттракционов, которая призвана сыграть решающую роль в деле обновления репертуара.

Все это обязывает и нас, артистов, сделать все, чтобы поднять советское цирковое искусство на новую, высшую ступень.

ИРБЕК КАНТЕМИРОВ, заслуженный артист РСФСР и Северо-Осетинкой АССР

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования