В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Испытания оригинального жанра

Эта программа была необычной. Называлась она «Калейдоскоп». Мастерская оригинального жанра Москонцерта отчитывалась в своей работе. Целый вечер на сцене — только артисты оригинального жанра. Интересно для зрителей, интересно для тех. кто пишет об эстраде — все проблемы жанра сфокусированы в одном вечере. Конечно, в таких концертах показывают лучшие номера. Но ведь именно лучшие демонстрируют не только достигнутое, но и тенденцию развития.

Чем можно удивить сегодняшнего зрителя, заслужить его любовь, запомниться ему? Своеобразием. Совершенством. Оригинальностью в оригинальном жанре. Не так-то это просто. Почти все. что мы увидели на вечере в Театре эстрады, было своеобразно и сделано с подлинным мастерством. Это известные акробатические дуэты братьев Ворониных. И 3ины Осинцевой и Льва Абельдяева, кор-де-парель Людмилы Свидерской. Элегантную манеру сценического поведения продемонстрировали в сложном иллюзионном номере Лидия и Юрий Мозжухины, Людмила Москвина в Игре с обручами. Ее номер — праздник молодости. задора, радости.

В веселом представлении «Чайная-необычайная», объединяющем артистов разных жанров особенное впечатление производит жонглер-эквилибрист Михаил Виноградов, работающий на вольностоящей лестнице с необыкновенной легкостью и юмором. В образе, который создает М. Виноградов, есть что-то бажовское. Невзрачный мужичок творит на ваших глазах чудесную сказку народной ловкости к умения.

Что могут руки актера? Очень многое. Даже создать образ. Существует термин «театр одного актера», определяющий искусство мастеров художественного слова. То, что делает Алексей Горяченков, — это тоже своеобразный театр одного актера, только созданный искусством пластики рук, способных с помощью тени создавать силуэты известных людей — П. Робсона, А. Райкина, Л. Утесова и других.

В 1957 году, когда проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, наша эстрада не только не могла похвастаться успехами в жанре пантомимы. — по существу, в то время такого жанра не было. Теперь у нас есть прекрасные артисты пантомимы международного класса. Большой успех выпал на вечере Наталье и Олегу Кирюшкиным. Их номеру Встреча всего год. А артисты за его исполнение дважды получали звание лауреатов. Сначала X Международного фестиваля молодежи и студентов в Берлине, а затем V Всероссийского конкурса артистов эстрады в Москве.

Пантомима способна чутко улавливать дух времени, его моральные и эстетические критерии. Тема Встречи — это вечная тема столкновения добрых и злых начал. Сюжетно же она ассоциируется с Барышней и хулиганом В. Маяковского. Очень выразителен найденный режиссером А. Бойко пластический и композиционный рисунок номера. Необыкновенно артистичны его исполнители, передающие очарование чувства зарождающейся, всепобеждающей любви. Затаив дыхание следит зал за перипетиями борьбы почти фарфорово-хрупкой девочки-девушки, держащей над головой красный шар, с мальчишкой, пытающимся отнять этот шар, разрушить мир гармонии. Это настоящий, насыщенный драматическими коллизиями диалог, решенный средствами пантомимы.

Великолепный номер «Море» показывают артисты пантомимы Ирина Дагаева и Леонид Карпенко. Всем строем пластических приемов, длительностью поз и движений артисты создают полную иллюзию движения плывущих людей, как бы снятых камерой, установленной под водой. Широки и вольны движения рук. Всплеск, еще всплеск. А ноги, неужели они имеют опору, а не плавно движутся в воде? Но вот меняется характер н ритм движений. Человек вступает в борьбу с разбушевавшимся морем. Стремителен и полон драматизма перепад событий, раскрывающих характеры героев в борьбе со стихией, обнажающих их души. Драматургия этого номера, пластическая лексика его доведены до совершенства. Номер И. Дагаевой и Л. Карпенко длится всего шесть минут. Но настолько объемно его содержание, напряженно выстроена форма, что кажется, будто вы пробыли с ними долго и они много сумели вам рассказать.

Пресса, откликнувшаяся на программу «Калейдоскоп», сетовала на то. что в ней было мало новых номеров. Новых номеров было действительно мало. На это есть причины.

Мастерская работает очень активно, и чувствуется, что там стремятся хорошо наладить свой дом. А дом большой, в нем прописаны 225 человек. Количество номеров — 150. Хватит на восемь «Калейдоскопов». В мастерской работают признанные мастера оригинального жанра. Не нуждается в реверансах искусство Арутюна Акопяна и Дика Чнташвнли. Семьдесят артистов имеют звание лауреатов и дипломантов различных конкурсов эстрады, проходивших в нашей стране и за рубежом. Только на последнем. V Всероссийском конкурсе артистов эстрады были удостоены почетных званий шесть артистов оригинального жанра Москонцерта. Художественный руководитель мастерской Е. Воронцов, режиссеры-постановщики А. Бойко, В. Дегтерев стремятся создать настоящий творческий коллектив, несмотря на все организационные трудности. А трудностей немало.

Всеволод Мейерхольд, призывая артистов своего театра проникнуться стихией стиха, приводил им в пример искусство жонглирования. «Почему жонглер так ловко жонглирует, — говорил он, — у него чудовищная тренировка. Он сидит за столом, подбрасывает спички, садится в ванну — мыло подбрасывает. Он постоянно что-нибудь подбрасывает. Без этого он не может. Поэтому у него выработалась такая необычайная техника». Эти слова великого мастера сцены были недавно впервые опубликованы «Литературной газетой». Но несомненно организаторам эстрады их смысл был известен очень давно, во всяком случае, если не всем, то з Москонцерте наверняка. Потому что время, которое они отвели жонглерам и всем другим представителям оригинального жанра на приобретение этой чудовищной тренировки. только и есть, что за столом или в ванне.

Но шутки в сторону. Артистам оригинального жанра Москонцерта, работающим по договорам — а так работает большинство молодежи. — не предусмотрено репетиционного периода. Получается так, что они должны жить, как рантье, на проценты с достигнутого. Только где и как становиться рантье — неизвестно. ГУЦЭИ почти не дает пополнения в этом жанре. Почти все его выпускники уходят в цирк. Если же кто-нибудь и попадает из училища на эстраду, то подготовленного номера, как правило, не имеет. Его нужно создавать. Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства готовит кадры главным образом для областных филармоний.

Пополнение приходит в мастерскую в основном из самодеятельных коллективов. Считается, что номер у них есть. Но только считается, потому что художественный совет мастерской не должен принимать в свой состав артистов, не имеющих номера, что это за номер, известно лишь художественному совету. Зритель его не увидит. Мастерская Москонцерта — профессиональная организация. Вот и приходится дотягивать номер до профессионального уровня. И дотягивают, несмотря на то. что нет репетиционного периода, что штатным расписанием не предусмотрены должности педагогов-репетиторов.

Заслуженным, опытным артистам также не обойтись без репетиционного периода. А получить его очень трудно. Мастерство же не приобретается раз и навсегда, его приемы и манеры устаревают. Сцена требует постоянного обновления. Если не искать — искусство превратится в ремесло. И артисты ищут. И новые номера появляются. Художественный руководитель мастерской Евгений Воронцов сообщил такие цифры: в 1972 году в мастерской было подготовлено девять номеров, в 1973-м — восемнадцать, в 1974-м намечено подготовить двадцать четыре номера. Как видим, число номеров растет из года в год. За счет чего? В основном за счет энтузиазма режиссеров и артистов.

Вот. например, один из лучших номеров мастерской «Эквнлибр на катушках». исполняемый Леонидом и Владимиром Рыжовыми. Леонид Рыжов, ранее выступавший самостоятельно. получил несколько лет назад, на III Всероссийском конкурсе артистов эстрады, звание лауреата. Затем он ввел в номер своего брата Владимира. И V Всероссийский конкурс артистов эстрады присвоил звание лауреата Владимиру. Рыжовы — рекордсмены в эквилибре с катушками. И все же у номера есть недостаток, который несомненно исправится со временем. Для этого есть все данные.

Подлинно эстрадный номер — это микроспектакль со своим сюжетом, с раскрытием характеров. Сюжет в номере есть, а характеры намечены слабо. При уникальном мастерстве эквилибра Рыжовым недостает мастерства актерского. И не только нм одним. Больше половины исполнителей мастерской никогда профессионально не занимались актерским мастерством. А без него на эстраде и в оригинальном жанре не обойтись. Руководители мастерской это хорошо понимают. В самое последнее время, опять-таки преодолевая организационные трудности, они добились того, что артисты получили возможность заниматься актерским мастерством с опытными педагогами.

Современная режиссура театра, кино стремится освободить актера от всего лишнего, максимально приблизить его к зрителю, оставить их один на один. То же самое мы наблюдаем и в режиссерских решениях номеров оригинального жанра:

Недавно режиссером Е. Воронцовым был поставлен номер «Музыкальный салон». В нем заняты известные «маги и волшебники»: В. Малиновская, К. Зайцев. Г. Михеев. Н. Быков. Г. Полнтов. С. Русанов. На сцене рояль и артисты — больше ничего. «Музыкальный салон» — отлично режиссерски сделанный номер. Полный изящества, элегантности, мягкого юмора и, конечно же, самого настоящего «волшебства», которое из ничего возникает на ваших глазах и исчезает в никуда. Продуманная, плавная смена мизансцен, выводящих к рампе то одних актеров, то других, работающих легко, красиво. «Музыкальный салон» — маленький спектакль со своим сюжетом, образами, настроением.

Это попытка создать театрализованный ансамблевый иллюзионный номер с несколькими полноправными участниками, назначение которых — не только исполнить трюк, но и сыграть определенную роль. Подобный режиссерский замысел — стремление раздвинуть границы жанра, наполнить его содержанием, без которого немыслимо любое искусство, в том числе и искусство оригинального жанра.

Оригинальный жанр — название условное. Поскольку же до сих пор не найдено более точного, приходится пользоваться нм. Но важно не название. Важно то, что оригинальный жанр заявил о себе сегодня «во весь голос» как об искусстве, способном воплотить своими средствами идеи современности.

Б. СЕРЕБРЕННИКОВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100