Иван Рубан и его друзья
Первое, что бросается в глаза, когда смотришь выступление смешанной группы хищников под руководством заслуженного артиста РСФСР Ивана Рубана, — это полное отсутствие нервозности, какая нередко ощущается, когда на манеж выходят четвероногие артисты.
Дрессировщик удивительно спокоен, будто перед ним не хищники, а смирные домашние животные. Спокойны и его четвероногие партнеры. Они четко выполняют приказания дрессировщика, а иногда и сами начинают очередной трюк, не дожидаясь команды. В этом случае сигналом для начала работы служит готовность реквизита.
А иные животные проделывают незапланированные трюки, чем немало потешают зрителей. Особенно этим отличается бурый медведь Рыжик. Он то залезет по лестнице наверх и, подражая моднице, примеряющей в магазине шляпку, натягивает на голову предохранительную капроновую сетку; то приляжет на трос-растяжку с видом уставшего человека, то начинает вдруг кувыркаться, демонстрируя свое мастерство акробата. Вначале может показаться, что все это придумано и заранее отрепетировано дрессировщиком, чтобы развлечь публику. Но, посмотрев представление несколько раз, убеждаешься, что Рубан, занятый другими трюками, даже не замечает Рыжика. Просто он не запрещает ему резвиться: ведь Рыжик еще так молод, ему необходимы движения. Природный инстинкт животного дрессировщик не гасит, а развивает, и проделки медведя естественно вплетаются в ход спектакля. Именно спектакля, потому что иным словом выступление Рубана не назовешь. Это единое действие, начиная с появления четвероногих артистов и кончая их уходом.
Кстати, о появлении животных. Они в аттракционе Рубана не выходят на манеж из традиционного тоннеля, а вылезают через лаз на лестницу, ведущую к зарешеченному куполу, и оттуда спускаются вниз. Таким образом с первой секунды появления на арене животные включаются в действие. И, надо сказать, нелегкое действие. Если для тигра и пантеры такой трюк не в диковинку, то белые медведи научились ходить по подвесной лестнице после длительной и упорной тренировки.
Отказался Рубан и от традиционных тумб, на которые дрессировщики обычно рассаживают зверей. Хищники беспрепятственно гуляют у него по арене и вольны делать все, что вздумается. Единственно, что им запрещено, — мешать своим партнерам выполнять трюки. Дружба, взаимоуважение, взаимопонимание — эти термины человеческого общения, думается, применимы и к группе мохнатых воспитанников Рубана. «Слаженный и дружный коллектив», — с улыбкой говорит о них дрессировщик. А ведь его коллектив — самый что ни на есть разношерстный в буквальном и переносном смысле этого слова. Тут и покладистые на первый взгляд, а временами очень злые бурые медведи, и коварные белые медведи, способные напасть на укротителя неожиданно и без видимой причины, и царь зверей лев, и вспыльчивые тигры, которые молниеносно приходят в ярость, и неуживчивая пума, и недоверчивая, постоянно настороженная черная пантера, и леопард. Человеку легче найти пути к дружбе с любым из этих грозных партнеров, чем заставить их жить в мире и согласии между собой. Но именно этого добился Рубан, воспитывая в зверях «чувство коллективизма».
В этой связи Иван Федотович вспоминает случай, который произошел как-то с тигром Лиу. Этот полосатый красавец был убежденным индивидуалистом и вел себя так, будто в группе он самый главный. Однажды дошло до того, что разъяренный тигр бросился на укротителя. И тогда дорогу ему преградил преданный хозяину лев Руслан.
Он наградил забияку увесистой оплеухой. Тигрица Яшма, в свою очередь, по-свойски «погладила» драчуна по голове. А затем к его гордой шее приложил лапу бурый медведь — великан Сережа. После всего этого Лиу утихомирился и больше не предпринимал агрессивных действий.
Дух коллективизма в группе не мешает индивидуальной дружбе разномастных зверей. Тигрица дружит с бурым медведем Сережей, они живут в одной клетке. Когда холодно, тигрица жмется к великану и Сережа обнимает ее лапами. Трогательными были отношения тигра и леопарда. А когда леопард погиб, тигр долго тосковал по другу. Уж на что неуживчива пума — и та живет в одной клетке с леопардом. И, представьте, не ссорятся.
Но не всегда обходится без конфликтов. Вот вспыхнула ссора между двумя тиграми. С другими зверями они ведут себя тактично, а между собой иногда не ладят. Но тут раздается негромкий окрик дрессировщика, и на манеже воцаряется порядок. Одного слова, одного укоризненного взгляда бывает достаточно Рубану, чтобы призвать хищников к порядку. Только в самых крайних случаях он наказывает их. Однажды была наказана бурая медведица Машка. После этого она несколько дней ходила обиженная. И все это время укротителя не покидало чувство неловкости перед зверем.
Отношение Рубана к животным характеризует такой факт. Почти двадцать лет участвовал в его аттракционе медведь Потап. Наконец, он состарился, одряхлел. Но Иван Федотович еще несколько лет возил его с собой. Потап не работал, но выходил на манеж, сидел и наблюдал, как выступают другие животные. Конечно, дрессировщику это приносило лишние хлопоты, но он хотел, чтоб мохнатый ветеран аттракциона подольше пожил в почести и славе.
Ласка и поощрение — вот главные методы дрессировки, которыми пользуется Иван Федотович. Это дало ему возможность отказаться в свое время от остроконечного трезубца, от традиционных брандспойтов, это позволяет ему спокойно работать, повернувшись спиной к хищникам, свободно разгуливающим по манежу. Более того, животные в аттракционе, как мы уже говорили, выходят на арену по подвесной лестнице. А ведь они обычно нападают сверху, но это не смущает дрессировщика.
Минувшим летом было решено показывать цирковое представление на открытой площадке летнего катка парка «Сокольники» в Москве. Выступать с хищниками «на природе», без привычного купола цирка, не каждый согласится. Рубан сказал:
— Справимся...
А пришлось действительно трудно. Открытое небо, зеленые кроны деревьев то и дело напоминают хищникам о свободе, об их родной стихии. Как-то во время представления ветер донес на манеж дымок костра. Даже обычно спокойный Сережа забеспокоился. Что это — горит тайга? Инстинкт подсказывал ему, что надо спасаться бегством, а строгий взгляд дрессировщика приказывал оставаться на месте. И этот взгляд победил. Представление продолжалось в обычном порядке.
В другой раз во время выступления животных начался салют в честь праздника авиаторов. Грохочут разрывы, взлетают снопы разноцветных ракет... А надо работать — так приказывает укротитель. И звери работали.
Представления группы хищников Ивана Рубана проходят весело. Дрессировщик нашел такие сюжетные ходы, что среди публики то и дело слышится смех. Развлекают публику главным образом ассистенты Рубана —бурые медведи Рыжик и Сережа. Они одновременно выполняют роли и артистов и униформистов, помогая дрессировщику переставлять реквизит. Они приносят снаряды и устанавливают их по просьбе укротителя, а то и по собственной инициативе. Они помнят очередность трюков и никогда не ошибаются. Вот дрессировщик еще занимается с другими зверями, а Рыжик уже старательно пытается сдвинуть с места тяжелую тележку с каруселью.
— Рыжик, ручками, ручками, — произносит укротитель, разговаривая с медведем, как с человеком. Рыжик берется за дышло тележки передними лапами и тянет карусель на середину манежа.
В обязанности ассистентов входит также подавать укротителю плетку, которая большей частью валяется на манеже. Вот закапризничал лев Руслан. Он улегся на полу, и, кажется, никакая сила не может его поднять.
— Ассистент, помоги, — просит укротитель.
Рыжик с готовностью ковыляет за плеткой. И подает ее хозяину с каким-то радостным чувством исполненного долга! Руслан косится на «предателя» и
даже глухо рычит, но все же встает и продолжает работать. Теперь зарычал тигр, и мохнатый ассистент уже по своей инициативе спешит подать плетку хозяину. Это, конечно, входит в программу спектакля. Чтобы создать иллюзию осмысленных действий животных, дрессировщику пришлось немало потрудиться. Но со стороны кажется, что все это происходит «само собой».
А у иных зрителей вообще создается впечатление, что Рыжик и Сережа — это люди, одетые в медвежьи шкуры. Как-то в Берлине после представления пришли за кулисы два зрителя и говорят:
— Покажите нам, где ночуют Сережа и Рыжик.
— Как — где? В клетке, разумеется.
— А они уже сняли шкуры? Смешной вопрос! Но улыбнулся лишь переводчик, который много раз видел вблизи Сережу и Рыжика. Скептики-зрители не смеялись, они всерьез заподозрили обман. Укротитель тоже не
смеялся, потому что привык к таким вопросам...
Сотни хищников побывали в руках Ивана Рубана. Сотни раз сталкивались в единоборстве две силы: воля человека и слепой инстинкт хищного зверя. Воля человека всегда побеждала. Побеждала потому, что животные чувствуют в дрессировщике своего друга. А между друзьями, как известно, всегда устанавливаются добрые отношения.
А. СПИРИН
Журнал Советский цирк. Декабрь 1966 г.
оставить комментарий