В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Наш младший брат

Как вы думаете, в какой из московских театров труднее всего достать билеты?

В Большой? К вахтанговцам? В театр Образцова? Ошибаетесь!

Оказывается, труднее всего попасть в Театр зверей Уголка имени В. Л. Дурова. Этот театр не выпускает афиш, не дает объявлений о своих спектаклях по радио. И все же у кассы с утра висит табличка: «На сегодня все билеты проданы».

У директора уголка нет отбоя от посетителей.

—Товарищ директор, я же, можно сказать, специально с дочкой из Мурманска приехал! — говорит высокий мужчина в морской форме —капитан первого ранга Дементьев.

Другой посетитель протягивает визитную карточку и, старательно выговаривая русские слова, произносит:

—Я — Джеймс Мак-Кинелли, корреспондент газетной группы «Метрополитен санди ньюс пейперс»...

Входят разгневанные мамаши:

—Да что же это такое! Четвертый раз из Орехово-Зуева тащимся и никак попасть в звериный театр не можем. Давайте жалобную книгу!

Директор смущенно улыбается. Он бы рад пригласить в свой театр и моряка из Мурманска, и американского корреспондента, и этих настойчивых мамаш с их малышами. Но... билеты давно уже все проданы...

—Ладно, — вздыхает директор Уголка, — хоть пожарные и не велят, придется поставить приставные стулья.

А зал уже полон. Впереди на крохотных стульчиках сидят малыши, дальше —ребята постарше, в последних рядах — взрослые. До начала представления несколько минут: успеем еще кое о чем подумать, кое-что вспомнить.

И прежде всего — Владимира Леонидовича Дурова, клоуна, которого знала и любила вся Россия. Это он, Владимир Дуров, цирковой артист и ученый, писатель и скульптор, первым в мире утвердил новый метод дрессировки животных, основанный не на боли и страхе, а на ласке и вкусовом поощрении.

В основе опытов Дурова лежит теория великого русского физиолога Ивана Петровича Павлова. Павлов доказал, что каждое действие животного — ответ на различные внешние раздражения. Эти «ответы» ученые называют рефлексами.

Умение дышать, глотать и т. д. — врожденные рефлексы. Но постепенно вырабатываются и другие, создаваемые собственным «опытом» животного. Это условные рефлексы. Ими может управлять человек.

Материалистическое учение Павлова раскрыло перед Дуровым сложную механику возникновения нервных связей в психике животных, помогло ему лучше понять своих четвероногих и пернатых друзей.

«Для того чтобы решить, чего можно добиться от того или иного животного, — писал Дуров, — необходимо хорошо знать поведение этих животных на воле, их питание, привычки, особенности движения».

Морской лев Лель получил прекрасное воспитание: он любит галантно поцеловать руку Анны Владимировны ДуровойМорские львы едят только живую рыбу. Успешно охотиться за рыбой помогает им гибкая и сильная шея. Дуров учел эту особенность и создал ныне широко известный номер морских львов — жонглеров. А курица, в поисках корма, разгребает лапами землю. Владимир Леонидович использовал это движение и научил курицу «играть» на цитре.

На этой же основе изучения естественных привычек животного и выработки условных рефлексов путем ласки и поощрения пищей, созданы Дуровым великолепные трюки: «первая в мире говорящая собака», «заяц, играющий на барабане», «танцующие журавли»,«слон-парикмахер» и т. д.

Многолетнее общение с животными развило у Дурова тончайшую наблюдательность и умение понимать их «характеры». Эта наблюдательность помогла ему, например, выяснить, что собаки имеют тонкий музыкальный слух. Дуров выступал в цирке с овчаркой Марсом, которая обладала абсолютным слухом и различала даже четверть тона...

Символом торжества дуровских методов дрессировки является знаменитый «кошкин дом», в котором живут в мире и согласии извечные враги — кошка и мышки. Выработанные с помощью человека условные рефлексы оказались сильнее естественных, врожденных.

Высокое мастерство Дурова-дрессировщика дало возможность ему в 1912 году снять художественный фильм «Как хороши, как свежи были розы...», в котором все роли исполняли звери. Фильм этот носил сатирический характер и высмеивал ханжество буржуазной морали...

Владимир Леонидович Дуров оставил нам в наследство замечательное, единственное в своем роде учреждение, которое хорошо знают все москвичи — Уголок имени В. Л. Дурова. Ныне Уголку исполнилось 50 лет. Дочь Дурова Анна Владимировна создала здесь Театр зверей... Но, простите, спектакль начался! Посмотрим на сцену.

На сцене — густой дремучий лес. Среди деревьев на огромном пне стоит нарядный игрушечный домик.

— Терем-теремок! — восторженно кричит малышка из первого ряда.

Правильно, терем-теремок, из знаменитой сказки. Живут в нем разные звери: и собака, и кошка, Петя-петушок, и енот, и дикобраз, и ворона. Дикобраз Дик зажигает фонарь, енот Тишка достает воду из колодца и стирает белье.

Ворона Кара вынимает из почтового ящика письма и телеграммы. Кошка Дымка привозит с мельницы муку для пирога, и все звери вместе весело празднуют день рождения собаки Мушки...

Окончилась сказка, а спектакль продолжается. Концертное отделение программы открывает ученая собака Джек. Она умеет считать до десяти и из множества разложенных на сцене игрушек безошибочно выбирает именно ту, которую называют ребята. Потом выступает грач Малыш, он звонит в звонок, «читает» книжку, перелистывая клювом страницы и очень забавно снимает кольца с детской «пирамиды». Свое искусство показывают барсук Шарик, два ослика — Ляля и Роза, которые танцуют и качаются на качелях, гималайский медведь Ром, обезьяна Василек, морской лев Лель...

Скажем откровенно: особенных «чудес» дрессировки мы в Театре зверей не увидели. Мастера нашего цирка, развивая и обогащая методы Владимира Леонидовича Дурова, добились более значительных результатов.

Впрочем, дрессировщики Уголка и не ставят перед собой задачу создания рекордных трюков. Да их и невозможно осуществить на крошечной сцене Театра зверей. Анна Владимировна Дурова, Карел Створа, Александр Иванович Юрлов, Александр Яковлевич Гетманов, Александр Иванович Звонарев, Антонина Николаевна Степанова и другие энтузиасты, работающие здесь, не столько артисты, выступающие перед публикой, сколько вдумчивые экспериментаторы, исследователи, продолжающие дело, начатое Владимиром Леонидовичем Дуровым. И все же нельзя не отметить именно артистичность дрессировщиков Театра зверей, их мягкую и непринужденную манеру работы с животными. Всем им также присуще еще одно качество, достойное внимания: умение переходить от отдельного трюка к созданию образа.

Обезьяна Василек, любимица малышей, с начала и до конца номера «в образе» капризного ребенка, который все делает наоборот. Дрессировщик Карел Створа надевает ему штанишки, а Василек снимает их и забрасывает на лестницу. Человек заставляет его кушать ложкой, а он демонстративно пьет молоко прямо из тарелки. Наконец, обезьяну укладывают спать. Не тут-то было! Стоит дрессировщику на мгновение отвернуться, как одеяло уже на полу. Разумеется, такого заранее обдуманного «непослушания» достигнуть было не легче, чем исполнения обыкновенных трюков.

Или морской лев Лель. Он изображает этакого самовлюбленного маэстро, привыкшего к успеху у публики. Выполнив очередное упражнение с мячом, он двигает ластами, как бы требуя аплодисментов, а получив их, удовлетворенно и важно кивает головой.

По пути перехода от отдельного трюка к образу, от почти не связанных между собой номеров к сюжетному представлению идет Анна Владимировна Дурова и в других спектаклях Театра зверей — «Басни Крылова», «Как Василий-дровосек в лесу друга нашел». А сюжетность и образность это именно то, чего не хватает многим нашим «звериным» цирковым аттракционам.

На занавесе театра вышиты слова В. Л. Дурова: «Забавляя, поучай».

Лариса Пономарева, которая ныне ведет программу Театра зверей, умеет удивительно быстро, легко и непринужденно входить в контакт с маленькими зрителями. Она все время разговаривает с ними, советуется, задает вопросы и между делом успевает сообщить малышам кучу всяких интересных и полезных сведений.

...Окончено представление. Довольные и улыбающиеся, малыши спешат в сад Уголка. Там они увидят дрессированных животных: слона, который будет бить в барабан и играть на трубе; ворона, который на вопрос: «Как тебя зовут?» - четко и ясно ответит: «Во-ро-нок», верблюда, ламу, обезьян, попугаев и много-много других...

Видавший виды американец Джеймс Мэк-Кинелли берет книгу отзывов и пишет: «Ни в одной из 25 стран, где я работал как фотокорреспондент, я не видел такого необычного представления в исполнении животных. На мой взгляд, звездой спектакля была обезьяна Василек».

...Откроем в заключение один не очень веселый секрет. Почему же в Театр зверей невозможно достать билеты? Только ли потому, что он так популярен? Увы, нет. Представления здесь даются лишь два раза в неделю (в остальные дни надо репетировать: сцена-то одна!). А в зрительном зале всего 120 мест. Уже давно готов проект реконструкции Уголка и строительства нового театра на 500 мест. Осуществление этого проекта было бы лучшим подарком и Уголку в связи с его пятидесятилетием и всей московской детворе.

Б. Евсеев
Журнал "Советский цирк" Декабрь 1962г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100