Как живой с живыми... К семидесятилетию со дня рождения В. В. Маяковского
19 июля исполняется 70 лет со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского. Все страна широко отмечает этот юбилей.
Великому пролетарскому поэту — бойцу, агитатору были близки емкие, предназначенные для самого массового зрителя, формы эстрадно-цирковых зрелищ. Он охотно писал для цирка, радовался, что «...революция выдвинула поэзию на эстраду, приблизила к массам». В этом номере мы публикуем воспоминания деятелей советской эстрады и цирка о встречах с поэтом.
САМЫЙ ИСПОЛНЯЕМЫЙ АВТОР...
Вспоминается... В 1919 году по инициативе А. В. Луначарского в Москве была создана Первая Государственная опытно-показательная студия Театра сатиры. Преподавателями в ней были пожилые искусствоведы и режиссеры, передававшие молодым студийцам свой академический опыт. Таким образом, студия вполне отвечала названию «опытной», но никак не оправдывала имени «показательной» — показывать ей было нечего! Тщетно мы искали сатирический злободневный репертуар.
Выручил нас Маяковский.
Когда выяснилось, что в дни первомайских праздников студийцам выступать не с чем, руководитель студии обратился за помощью к Маяковскому. Буквально через несколько дней Владимир Владимирович принес в театр три небольшие пьески. Это были, по существу, первые советские сатирические пьески-буффонады эстрадного типа. Одна из них — «А что если... или Первомайские грезы в буржуазном кресле» — была сразу же поставлена и выдержала не одну сотню представлений. Примерно через год отпочковавшиеся от коллектива студии Театра сатиры студийцы создали при Московском Доме печати «Театр современных масок», под руководством режиссера Н. М. Фореггера. Для этого театра наряду с серией театральных пародий я написал несколько злободневных «парадов». Эти «парады», а точнее, одноактные стихотворные буффонады, были откровенным подражанием ранней драматургической манере Маяковского — автора «Мистерии-Буфф» и «А что если...».
Интересно поставленные Н. М. Фореггером и оформленные двумя юношами, художниками Сергеем Эйзенштейном и Сергеем Юткевичем, эти буффонады понравились Маяковскому, и он сразу стал другом нашего театрика. Вдохновленный похвалой Маяковского, театр быстро подготовил новый спектакль: «Хорошее отношение к лошадям» — злободневную сатирическую буффонаду, которую я написал, оттолкнувшись от одноименного стихотворения Маяковского. За два дня до премьеры Владимир Владимирович сказал мне при встрече:
— Хотите, Массик, я дам вам тему для пьесы?
— Конечно, Владимир Владимирович!
— Кафе поэтов. Вбегают две дамочки. Одна говорит другой: «Ах! Как я давно не бывала в кафах!»
Два Кафе поэтов на улице Горького, в которых выступали Сергей Есенин и тогда модные, а ныне начисто забытые молодые поэты, были в тот год злобой дня. В моей буффонаде была пародия на выступления этих поэтов. Я поспешил вставить в текст уже готовой сценки забавную реплику, подаренную мне Маяковским. Через два дня на премьере «Хорошего отношения к лошадям» Владимир Владимирович был очень удивлен той быстротой, с которой театр воплотил в жизнь подсказанную им тему и фразу, Он еще ближе сдружился с нами, охотно посещал все новые спектакли в Доме печати и даже выступал в них, по ходу действия, с «сенсационными заявлениями» на разные темы. Создатель театра советской политической сатиры, создатель первых советских остросатирических комедий-зрелищ, посвященных актуальным вопросам политической и общественной жизни, Маяковский приветствовал попытки создания злободневного сатирического репертуара во всех областях эстрадной драматургии, будь то «Синяя блуза» или цирковая эксцентриада. Помню, как охотно и быстро откликнулся он на предложение Управления Государственными цирками написать большую водяную пантомиму к двадцатилетию революции 1905 года. Я говорю о феерии «Москва горит», премьеру которой он уже не увидел.
В день, когда им был подписан договор на написание этого представления, шагая по скверику перед Домом Герцена, где находилось тогда Управление по охране авторских прав, Маяковский долго и жадно выспрашивал у меня обо всех технических и пиротехнических возможностях, которые могут быть использованы в жанре этой своеобразной драматургии: дело в том, что я был автором пантомимы «Махновщина», поставленной незадолго перед тем замечательным мастером этого рода цирковых представлений Вильямсом Труцци. После 1930 года феерия «Москва горит» ни разу не возобновлялась. Но нет никаких сомнений в том, что эта пьеса Маяковского в одну из ближайших юбилейных дат 1905 года должна быть снова поставлена на арене цирка или на такой площадке, как Дворец спорта в Лужниках. Новые технические и сценические средства, которые в настоящее время имеются в распоряжении театра, позволят режиссуре по-новому, значительно ярче и лучше, чем прежде, поставить эту феерию. Это, казалось бы, незамысловатое цирковое представление, в котором чередуются балаганные клоунские интермедии с величественными героическими сценами, дает неисчерпаемый материал для создания яркого, остро-политического представления.
Насколько я знаю, Маяковский никогда не предназначал своих стихотворных сатирических фельетонов специально для кого-либо из актеров эстрады. Он сам был их идеальным исполнителем. Но судя по тому, как часто на нашей эстраде исполняются его до сих пор сохраняющие всю силу своей остроты и сатирической злободневности фельетоны, Маяковского и сегодня можно считать не только лучшим мастером и родоначальником советской эстрадной драматургии, но и ее самым исполняемым автором.
Вл. МАСС
Журнал Советский цирк. Июль 1963 г.
оставить комментарий