В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Как живой с живыми... К семидесятилетию со дня рождения В. В. Маяковского

Владимир Владимирович иМая­ковский19 июля исполняется 70 лет со дня рождения Владимира Владимировича Мая­ковского. Все страна широко отмечает этот юбилей.

Великому пролетарскому поэту — бойцу, агитатору были близки емкие, пред­назначенные для самого массового зрителя, формы эстрадно-цирковых зрелищ. Он охотно писал для цирка, радовался, что «...революция выдвинула поэзию на эстраду, приблизила к массам». В этом номере мы публикуем воспоминания дея­телей советской эстрады и цирка о встречах с поэтом.

САМЫЙ  ИСПОЛНЯЕМЫЙ АВТОР...

Вспоминается... В 1919 году по инициативе А. В. Луначарского в Москве была создана Первая Государственная опытно-показательная студия Театра сатиры. Препода­вателями в ней были пожилые искус­ствоведы и режиссеры, передававшие молодым студийцам свой академиче­ский опыт. Таким образом, студия вполне отвечала названию «опытной», но никак не оправдывала имени «по­казательной» — показывать ей было нечего! Тщетно мы искали сатириче­ский злободневный репертуар.

Выручил нас Маяковский.

Когда выяснилось, что в дни перво­майских праздников студийцам вы­ступать не с чем, руководитель сту­дии обратился за помощью к Мая­ковскому. Буквально через несколько дней Владимир Владимирович принес в те­атр три небольшие пьески. Это были, по существу, первые советские сати­рические пьески-буффонады эстрад­ного типа. Одна из них — «А что если... или Первомайские грезы в бур­жуазном кресле» — была сразу же поставлена и выдержала не одну сот­ню представлений. Примерно через год отпочковав­шиеся от коллектива студии Театра сатиры студийцы создали при Мо­сковском Доме печати «Театр совре­менных масок», под руководством режиссера Н. М. Фореггера. Для это­го театра наряду с серией театраль­ных пародий я написал несколько злободневных «парадов». Эти «пара­ды», а точнее, одноактные стихотвор­ные буффонады, были откровенным подражанием ранней драматургиче­ской манере Маяковского — автора «Мистерии-Буфф» и «А что если...».

Интересно поставленные Н. М. Фореггером и оформленные двумя юно­шами, художниками Сергеем Эйзен­штейном и Сергеем Юткевичем, эти буффонады понравились Маяковско­му, и он сразу стал другом нашего театрика. Вдохновленный  похвалой  Маяковского, театр быстро подготовил новый спектакль: «Хорошее отношение к ло­шадям» — злободневную сатириче­скую буффонаду, которую я написал, оттолкнувшись от одноименного стихотворения Маяковского. За два дня до премьеры Владимир Владимирович сказал мне при встрече:

— Хотите, Массик, я дам вам тему для   пьесы?
— Конечно,    Владимир    Владими­рович!
— Кафе поэтов. Вбегают две да­мочки. Одна говорит другой: «Ах! Как я давно не бывала в кафах!»

Два Кафе поэтов на улице Горь­кого, в которых выступали Сергей Есенин и тогда модные, а ныне на­чисто забытые молодые поэты, были в тот год злобой дня. В моей буффо­наде была пародия на выступления этих поэтов. Я поспешил вставить в текст уже готовой сценки забавную реплику, подаренную мне Маяков­ским. Через два дня на премьере «Хо­рошего отношения к лошадям» Вла­димир Владимирович был очень удивлен той быстротой, с которой театр воплотил в жизнь подсказан­ную им тему и фразу, Он еще ближе сдружился с нами, охотно посещал все новые спектакли в Доме печати и даже выступал в них, по ходу дей­ствия, с «сенсационными заявления­ми» на разные темы. Создатель театра советской поли­тической сатиры, создатель первых советских остросатирических коме­дий-зрелищ, посвященных актуаль­ным вопросам политической и общест­венной жизни, Маяковский привет­ствовал попытки создания злободнев­ного сатирического репертуара во всех областях эстрадной драматур­гии, будь то «Синяя блуза» или цир­ковая эксцентриада. Помню, как охотно и быстро от­кликнулся он на предложение Управ­ления Государственными цирками на­писать большую водяную пантомиму к двадцатилетию революции 1905 го­да. Я говорю о феерии «Москва горит»,   премьеру  которой   он   уже   не увидел.

В день, когда им был подписан до­говор на написание этого представле­ния, шагая по скверику перед Домом Герцена, где находилось тогда Управ­ление по охране авторских прав, Маяковский долго и жадно выспра­шивал у меня обо всех технических и пиротехнических возможностях, ко­торые могут быть использованы в жанре этой своеобразной драматур­гии: дело в том, что я был автором пантомимы «Махновщина», постав­ленной незадолго перед тем замеча­тельным мастером этого рода цирко­вых представлений Вильямсом Труцци. После 1930 года феерия «Москва горит» ни разу не возобновлялась. Но нет никаких сомнений в том, что эта пьеса Маяковского в одну из ближайших юбилейных дат 1905 го­да должна быть снова поставлена на арене цирка или на такой площадке, как Дворец спорта  в  Лужниках. Новые технические и сценические средства, которые в настоящее время имеются в распоряжении театра, по­зволят режиссуре по-новому, значи­тельно ярче и лучше, чем прежде, по­ставить эту феерию. Это, казалось бы, незамысловатое цирковое представление, в котором чередуются балаганные клоунские ин­термедии с величественными героическими сценами, дает неисчерпаемый материал для создания яркого, остро-политического представления.

Насколько я знаю, Маяковский ни­когда не предназначал своих стихо­творных сатирических фельетонов спе­циально для кого-либо из актеров эстрады. Он сам был их идеальным исполнителем. Но судя по тому, как часто на нашей эстраде исполняются его до сих пор сохраняющие всю си­лу своей остроты и сатирической зло­бодневности фельетоны, Маяковского и сегодня можно считать не только лучшим мастером и родоначальником советской эстрадной драматургии, но и ее самым исполняемым автором.


Вл. МАСС

Журнал Советский цирк. Июль 1963 г.

оставить комментарий
 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100