Капитаны эстрадного искусства
Два артиста держат в течение вечера внимание трех тысяч зрителей столичного концертного зала «Октябрь». Эти двое — заслуженные артисты РСФСР Александр Шуров и Николай Рыкунин, популярные куплетисты, создавшие своеобразный «Маленький тетрадный театр». Речь пойдет о последней премьере театра «С шуткой под парусами».
Авторы представления, названного в программе эстрадным мюзиклом, — Я. Зискинд, Н. Рыкунин и Я. Мерлин, балетмейстеры — Б. Сичкин и Б. Завьялов. Кроме главных исполнителей Рыкунина и Шурова, выступающих в ролях капитана и юнги, экипаж корабля под названием «Шуры» составляют лауреаты Всероссийского конкурса артистов эстрады И. и К. Кладиковы, Е. Левитина (вахтенный матрос) и дуэт гитаристов В. Политов и А. Шишов. Каждый из них по-своему участвует в стремительно развивающемся эстрадном представлении, к тому же их номера дают короткий отдых Шурову и Рыкунину.
Этот год для «Маленького эстрадного театра» — трижды юбилейный: семидесятилетие А. Шурова, шестидесятилетие Н. Рыкунина и, наконец, тридцатилетие их знаменательного содружества. В течение тридцати лет выходят оба артиста на эстраду, щедро одаривая зрителей своим веселым искусством. Выступления по радио, гастрольные поездки по всей стране принесли им широкую и заслуженную известность.
Можно вспомнить, что в первые послевоенные годы, когда сформировался дуэт А. Шурова и Н. Рыкунина, сатирические дуэты были особенно популярны и возникали один за другим. С легкой руки Л. Мирова и Е. Дарского в практику эстрады в конце 30-х годов широко вошла новая разновидность конферанса — так называемый парный конферанс. Но лишь немногим из родившихся дуэтов суждено было выдержать испытание временем. К этим немногим принадлежат Шуров и Рыкунин.
За три десятилетия их дуэт вырос в «Маленький эстрадный театр», показывающий целые программы, где куплет, наиболее близкий творческой индивидуальности Шурова и Рыкунина, дополняется музыкальными фельетонами, сценками, интермедиями.
Зрители хорошо знают и любят веселое, демократичное, народное в своей основе искусство этих сатириков, особой популярностью пользуется и жанр куплета, в котором выступают артисты. Жанр, несмотря на свою доходчивость, злободневность, крайне бедно представленный сегодня на эстраде. При кажущейся легкости он требует отточенного мастерства фразировки, музыкальности, чувства ритма, пластичности. Эти особенности куплета отмечал в свое время выдающийся театральный критик А. бугель. Он справедливо считал, что такие великие актеры, как Савина, Давыдов, а еще раньше Щепкин, Мартынов — «все в большей или меньшей степени прошли курс своего совершенства у куплета».
И любители эстрадного куплета, пришедшие на новую программу Шурова и Рыкунина, не обманываются в своих ожиданиях.
Шуров, как всегда, за роялем. Под собственный аккомпанемент он поет, в паре с Рыкуниным исполняет куплеты на популярные мелодии, а иногда выходит на авансцену, чтобы разыграть маленькую эстрадную сценку. Действуя в обычной для него маске обаятельного простака, Шуров умеет показать природную проницательность, острый ум и здравый смысл своего героя, не случайно так впору пришлась ему маска бравого солдата Швейка. Вызвав в зале смех, он умеет заставить зрителей на секунду задуматься и понять, что то, над чем они только что смеялись, весьма серьезно. Так, в сценке, где высмеивается неунывающий, несмотря на то, что его перебрасывают с места на место, бюрократ Канареечкин («эх, раз, эх, два, горе не беда, Канареечкин весело глядит»), Шуров, сбросив маску, от своего лица обращается к зрителям: «Мы с вами здесь смеемся, а он руководит».
В отличие от Шурова Рыкунин играет в программе несколько разных ролей. Он и новоиспеченный худрук, по совместительству исполняющий обязанности директора, и темпераментно отплясывающий чарльстон куплетист Вовочка Задольский, и закоренелый холостяк. С подлинным драматическим темпераментом исполняет артист монолог «коллекционера». Выражая в нем свою гражданскую позицию «солдата и отца», он призываот свято хранить память о войне, о всех, кто в ней участвовал. Легкими штрихами намечает Рыкунин фигуры прогуливающегося на бульваре пенсионера, строго исполняющего служебные обязанности сержанта милиции, и, наконец, парня, готового за три рубля продать боевую медаль отца. Нарочитая эскизность этих образов позволяет артисту на протяжении всего монолога сохранять публицистическую интонацию, «утепляя» ее глубоко личными ассоциациями и переживаниями.
Серьезный, волнующий монолог Рыкунина — один из самых сильных номеров программы, нисколько не нарушающий целостность всего представления с доминирующей в нем шуткой. Более того, артист еще теснее сближается со зрителями, завоевывает их доверие и благодарное сочувствие. Потом, в образе веселого затейника он может сколько угодно шутить и забавлять, затрагивать мелочи быта, иногда смешные, иногда досадные, не становясь при этом легковесным, поскольку его гражданская позиция выражена отчетливо и страстно.
Бурная динамика Рыкунина подчеркивается внешней неподвижностью, флегматичностью партнера. Но темперамент Шурова по-своему проявляется в исполняемой им музыке, в ее стремительных и задорных ритмах. Они подхватываются и получают зримое воплощение в пластике Рыкунина. Музыкально-пластические и ритмические контрапункты придают художественную цельность дуэту Шурова и Рыкунина.
Многолетнее содружество артистов, ставшее явлением искусства, вызывает живой интерес зрителей. Поэтому миниатюра об их первой встрече на фронте и куплеты «Ах, Колечка, ах, Шурочка» — лирические воспоминания теперь уже далекого прошлого, окрашенные характерным для этих актеров юмором, — раскрывают зрителям не только забавный эпизод личной автобиографии двух акторов, но и как бы ту основу, на которой вырос их эстрадный дуэт. Номер исполняется в начале программы. В финале лирическая тема получает свое завершение. Артисты приоткрывают зрителям свои сегодняшние взаимоотношения, заботы, связанные с творчеством сомнения. Главное — нужно ли их искусство, нужна ли сегодня сатира?
Вся программа служит ответом на эти вопросы. Зрители радуются каждому меткому сатирическому попаданию, каждой удачной репризе. Интересно наблюдать зрительный зал, чувствовать, как постепенно «теплеет» его атмосфера, как два эстрадных артиста своими, им одним доступными средствами устанавливают особые доверительные связи с огромной аудиторией. Тут помогает и хорошая выстроенность программы — чередование сатиры и юмора с лирикой.
К сожалению, текст, которым пользуются артисты, часто ниже их мастерства, их возможностей. И дело но в том, что многие объекты сатирического осмеяния слишком мелки. Так называемые мелочи быта закономерны в репертуаре эстрадного концерта, зрители которого ездят в городском транспорте, ходят в магазины, шьют одежду в ателье, ремонтируют квартиры и т. д. Более того, верность зарисовок и меткость наблюдений часто определяют успех номера. От сатириков требуется, казалось бы, немногое: свежий взгляд на окружающее, свой «угол зрения». Это «немногое» очень важно для любого искусства, и может быть, больше всего для эстрады, хотя на практике оказывается самым трудным. Свежести, новизны часто не достает эстрадным программам.
Такой вторичностью, отсутствием новизны огорчают и некоторые номера программы «С шуткой под парусами». Сколько раз уже звучали на эстраде остроты о сосисках а целлофановой обертке, всевозможные пародии на старых куплетистов. И вовсе не удачны, на мой взгляд, сатирические куплеты по поводу репертуара театров, где якобы слишком большоо место занимают пьесы о «царях» и очень мало произведений о «его величестве рабочем классе». Подобные куплеты, сценки и даже целые обозрения были распространены в 20-е годы, когда в театрах только складывался современный репертуар и эстрада своими средствами стремилась способствовать его созданию. Не надо доказывать, что прямое повторение темы полувековой давности, во многом утерявшей свою злободневность, заслуживает критики несравненно в большей степени, нежели постановка нынешними театрами классических пьес.
И, наконец, последнее. Эстрада подвержена влиянию моды не меньше, а, может быть, больше других искусств. Ей порой отдают дань доже художники самобытные, умные, талантливые. По-видимому, не без влияния моды программа «С шуткой под парусами» названа эстрадным мюзиклом. Почему мюзикл? С таким же успехом она могла быть названа и шоу и другим нс менее загадочным и весьма привлекательным для постановщиков эстрадных программ жанровым определением. Право же, для привлечения публики в данном случае сами имена популярных артистов значат куда больше, чем любые хитроумные подзаголовки.
Незатейливый сюжет о плавании корабля не помогает органически связывать отдельные номера. Они существуют сами по себе на фоне заявленного, но, по сути, неразвитого сюжета.
Стремление к созданию целостных программ, наметившееся на эстраде в последнее время, выдвигает новые и сложные задачи прежде всего перед авторами и постановщиками. От них требуется немало выдумки, таланта и мастерства, чтобы поставить эстрадное представление, которое по праву бы носило название мюзикла. К сожалению, такие авторы и режиссеры все еще редки, и даже ведущие артисты, «капитаны» нашей эстрады испытывают в них острую нужду. Остается лишь мечтать о том, какие интересные, новые и неожиданные решения могли бы получить эстрадные спектакли с участием наших лучших мастеров, если бы...
Но вернемся к действительности. Последняя программа Шурова и Рыкуни-на «С шуткой под парусами» хорошо принимается зрителями. Она радует отличными номерами, высоким профессиональным мастерством и обаянием двух талантливых артистов советской эстрады. Она свидетельствует, что эстрадный дуэт А. Шурова и Н. Рыкунина за три прошедших десятилетия не утерял ни молодости, ни творческого задора. Лучшие номера программы отмечены боевой, наступательной энергией, оптимизмом. Пожелаем же нашим юбилярам новых творческих успехов!
Е. УВАРОВА, кандидат искусствоведения
оставить комментарий