В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

"Караван горного Памира" Пирназара Юсупова

Так называется номер с дрессированными верблюдами под руководством Пирназара Юсупова. Весь он от начала до конца пронизан национальным таджикским колоритом.

Но прежде чем говорить о номере, мне хочется рассказать о самом дрессировщике. Когда-то я слышал о нем и его семье печальную популегенду-полубыль.

Высоко-высоко в горах, там, где властвуют ветры, орлы и облака, жила в маленьком кишлаке Кара-Тегин одна семья. В этой семье родилось десять детей, но все они умерли. И когда на свет появился одиннадцатый ребенок, отчаявшиеся родители пришли к старому мудрецу за советом.

—    О седобородый аксакал,— сказали родители, — научи, что нам делать, чтобы смягчить гнев аллаха!
—    Женщина, — ответил старец,— ты должна умереть, чтобы выжил твой сын. Он будет жить, и я дам ему имя Пирназар, что значит «пророчество мудреца».

Мать умерла через три месяца после рождения сына.

—    Не верь этой легенде, — говорит Пирназар. — Все, что случилось, нетрудно было предсказать. В те времена женщины и дети умирали не только в нашем кишлаке. Банды басмачей, маскируясь под крестьян, еще долго орудовали в горах. Они сжигали хлеб, отравляли скот. В нужде, голоде и болезнях умереть недолго...

Когда Пирназару исполнилось пять лет, умер и отец. Мальчик воспитывался у родственников. Однажды дядя повез его в Душанбе, и там он впервые увидел заезжий эооцирк. Подросток был так поражен и потрясен увиденным, что и сейчас помнит тот день, как будто это было вчера. Потом Пирназар жил с дядей в Самарканде, учился в школе, работал слесарем на фабрике, но мысль о зооцирке не покидала его. И когда этот зооцирк, путешествуя по Средней Азии, забрел наконец в Самарканд, Пирназар, не раздумывая, поступил туда служащим по уходу за животными.

Есть люди, которые однажды избрав профессию, посвящают ей всю жизнь и не мыслят для себя иной судьбы. Пир-назар принадлежит к ним. Известный отрывок из «Литературных мечтаний» В. Белинского, который начинается словами: «Любите ли вы театр так, как я люблю его...?» он мог бы прочитать с немень-шей искренностью, заменив только слово «театр» на слово «цирк»...

Работая в зооцирке, Пирназар старательно убирал помещение, чистил клетки, кормил животных. Так прошло два года. Трудолюбивого паренька заметила дрессировщица медведей Изабелла Адаскина и пригласила в свою группу ассистентом. Теперь это был уже настоящий цирк. Он гастролировал по большим городам, и вместе с цирком ездил Пирназар. А через несколько лет ему предложил стать ассистентом жонглер на лошади Вячеслав Попов. Годы, проведенные с Поповым, многому научили будущего артиста. По вечерам, по выходным дням, используя каждую свободную минуту, Пирназар Юсупов репетировал и репетировал без конца. И вот он уже свободно стоит на бегущей лошади и жонглирует.

Однажды в Бухаре Пирназар встретился в одной программе с джигитами заслуженного артиста Узбекской ССР Хакима Зарипова. Зарипов неожиданно пригласил его в свой номер. Год упорной работы — и Пирназар впервые выходит на арену. Четырнадцать лет занимался он джигитовкой и, наверное, поныне не оставил бы любимый номер и товарищей по коллективу, если бы не стала организовываться своя, национальная таджикская труппа. О ее создании Пирназар узнал на гастролях в Чехословакии и сразу же после возвращения на родину предложил руководству нового коллектива создать номер для таджикского цирка — жонглеры на верблюдах. Предложение было одобрено.

...Сегодня ведущий торжественно объявляет публике: «Караван горного Памира! Артисты Гюльнара и Пирназар Юсуповы!» Слышатся звуки бубнов и кармам (звук его напоминает крик верблюда) — это приближается караван. Один за другим на манеж выходят пять верблюдов в ярких попонах. Во главе каравана — Пирназар Юсупов, верхом на переднем верблюде — девушка.

Юноша показывает любимой свою сноровку и смелость: стоя на спине бегущего верблюда, жонглирует дуторами и бубнами. А когда девушка хочет полакомиться яблоками, он берет в руки хлыст и сбивает им яблоки со сказочной яблони. Девушка собирает их в блюдо, протягивает его Пирназару, и тот ловко балансирует блюдом, наполненным фруктами. По команде дрессировщика верблюды вальсируют, встают на колени, ложатся и поднимаются, низко кланяются зрителям.

Весь номер длится не более пятнадцати минут, но у зрителей за это время рождается ощущение, будто они побывали под горячим небом Таджикистана.

Свой номер Юсупов репетировал недолго — всего один год, но готовился к нему все восемнадцать лет — с того дня, как впервые пришел в цирк. И готовил его не один. Можно назвать десятки имен артистов и режиссеров, которые поддержали его начинание. Номер поставила режиссер М. Сидорова, художник М. Варпех.

Пирназар Юсупов не собирается останавливаться на достигнутом. Вот как сн сам определяет свои планы на будущее:

—    Ближайшая задача нашей группы — увеличить караван до семи-восьми верблюдов, добавить двух обезьян, двух косуль и южнорусских овчарок. Все эти животные сопровождали когда-то восточные караваны, которые кочевали по дальним странам и после утомительного пути возвращались на родину. А возвращение на родину — это всегда праздник, о котором и возвещает в начале нашего номера серебряная труба — карнай.


Ю. ЗУБОВ, артист цирка

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100