В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Кино и цирк за рубежом

Начиная с первых лент немого ки­но, в которых были зафиксированы на пленку обычные цирковые кло­унские антре и трюки, и до настоя­щего времени тема цирка не сходит с экрана.

Кадр из английского фильма «Трапеция» (1956 г., режиссер Кэрол Рид)На фото. Кадр из английского фильма «Трапеция» (1956 г., режиссер Кэрол Рид)

После второй мировой войны было создано много интересных фильмов, посвященных   цирку. В кинематографии стран народной демократии выпущено на экраны: «Тревога в цирке» и «Карола Ламберти» (ГДР, 1954), «Представление состоится» (Чехословакия, 1954), «Тан-Ши цирк» (Китай,  1955). В 1962 году в Польше вышла кар­тина о передвижном цирке «Дом без окон» (Станислава Ендрыка), в ко­тором роль клоуна исполняет Таде­уш Фиевский, полюбившийся нашим зрителям по фильму «Шляпа пана Анатоля». Много интересных произведений о цирке создали кинематографисты Западной Европы и Америки. Напом­ним о некоторых малоизвестных советскому зрителю фильмах. «Трапеция» (английского режис­сера Кэрола Рида, 1956). Здесь мож­но увидеть поистине сложные и эф­фектные трюки, которые исполняют нестоящие мастера манежа — дубле­ры  кинозвезд. Фильмы, поставленные в Англии в последние годы («Циркач», «Цирк ужасов», «Знаменитый аттракцион»), были   слабее   «Трапеции».

В Италии появились классические «Паяцы» (Марио Коста, 1948), «Люди на колесах» (Хуго Фрегонезе, 1952) и другие. В фильме Федерико Фел­лини «Дорога» (1954) показана тра­гическая судьба девушки, которую мать   была   вынуждена  продать  бродячему цирковому артисту. Роль де­вушки талантливо исполнила Джуль­етта Мазика, известная у нас по фильму «Ночи Кабирии». В одном из номеров французского ежемесячни­ка «Синема 62» Феллини писал: «Ес­ли бы не существовало кино и я не повстречался с Росселини, мне хоте­лось бы быть директором большого цирка. Цирк — это синтез техники, точности   и   импровизации...». В Соединенных Штатах кинокарти­ны о цирке ставили почти все масти­тые мастера: Чаплин («Огни рампы», 1952), Роберт 3. Леонард («Клоун», 1952), Никола Рэй («Силачи», 1952), Элиа Казан («Канатоходец», 1953), Ричард Брукс («Боевой цирки, 1953), Джорж Маршал («Хоудини», 1953) и другие.

Кадр из фильма ГДР «Тревога в цирке» (1954 г.)На фото. Кадр из фильма ГДР «Тревога в цирке» (1954 г.)

Одной из последних работ вете­рана кино Сесил я де Миля было «Величайшее представление на зем­ле» (1952) — красочно-помпезное шествие по стране трехманежного цирка. Фильм «Юмбо» (Билли Розе, 1962) представляет собой экранизацию большого циркового представления тридцатых годов. В фильме очень лирически показана удивительная любовь слона к своей хозяйке. Во Франции за последние годы вышли: «Большой цирк» (Жорж Пекль, 1949), «Манеж» (Ив Аллегре, 1950), «Лола Монтез» (Макс Офюльс, 1956), «Одержимость» (Жан Деланнуа,   1954). В 1962 году был закончен «Мед­ведь» (Эдмон Сешан), в котором главная комедийная роль исполня­лась медведем Гошей — воспитан­ником советского дрессировщика Ивана   Кудрявцева.

С приходом в кино комика-мима Жака Тати* в искусство вошел но­вый, очень мягкий лирический актер. В его фильме «Праздничный день» (1949) — целый ряд смешных приклю­чений, связанных с приездом на яр­марку бродячего  цирка.

* Жак Тати — киноартист, сценарист и про­дюсер, по происхождению русский (Татищев), известен  у  нас  по  филъму  «Мой   дядя»   (1957).

Одним из лучших полотен о людях цирка мог бы стать «Вечер фокус­ников» (1953), шведского режиссера Ингмара Бергмана, если бы он не был   чересчур  пессимистичен. Известным прогрессивным запад­ногерманским режиссером Куртом Гофманом по заказу Швейцарии в начале этого года была закончена сатирическая комедия «Белоснежка и семь фокусников», в которой вмес­то гномов действуют безработные цирковые   артисты. По примеру «малых фестивалей» по отдельным темам — о туризме, архитектуре и т. д. — было бы очень по­лезно проводить фестивали фильмов о цирке. Мне кажется, это было бы интересно и полезно зрителям и профессионалам.
 

А. ИРХИН

Журнал Советский цирк. Август 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100