Кино и цирк за рубежом
Начиная с первых лент немого кино, в которых были зафиксированы на пленку обычные цирковые клоунские антре и трюки, и до настоящего времени тема цирка не сходит с экрана.
На фото. Кадр из английского фильма «Трапеция» (1956 г., режиссер Кэрол Рид)
После второй мировой войны было создано много интересных фильмов, посвященных цирку. В кинематографии стран народной демократии выпущено на экраны: «Тревога в цирке» и «Карола Ламберти» (ГДР, 1954), «Представление состоится» (Чехословакия, 1954), «Тан-Ши цирк» (Китай, 1955). В 1962 году в Польше вышла картина о передвижном цирке «Дом без окон» (Станислава Ендрыка), в котором роль клоуна исполняет Тадеуш Фиевский, полюбившийся нашим зрителям по фильму «Шляпа пана Анатоля». Много интересных произведений о цирке создали кинематографисты Западной Европы и Америки. Напомним о некоторых малоизвестных советскому зрителю фильмах. «Трапеция» (английского режиссера Кэрола Рида, 1956). Здесь можно увидеть поистине сложные и эффектные трюки, которые исполняют нестоящие мастера манежа — дублеры кинозвезд. Фильмы, поставленные в Англии в последние годы («Циркач», «Цирк ужасов», «Знаменитый аттракцион»), были слабее «Трапеции».
В Италии появились классические «Паяцы» (Марио Коста, 1948), «Люди на колесах» (Хуго Фрегонезе, 1952) и другие. В фильме Федерико Феллини «Дорога» (1954) показана трагическая судьба девушки, которую мать была вынуждена продать бродячему цирковому артисту. Роль девушки талантливо исполнила Джульетта Мазика, известная у нас по фильму «Ночи Кабирии». В одном из номеров французского ежемесячника «Синема 62» Феллини писал: «Если бы не существовало кино и я не повстречался с Росселини, мне хотелось бы быть директором большого цирка. Цирк — это синтез техники, точности и импровизации...». В Соединенных Штатах кинокартины о цирке ставили почти все маститые мастера: Чаплин («Огни рампы», 1952), Роберт 3. Леонард («Клоун», 1952), Никола Рэй («Силачи», 1952), Элиа Казан («Канатоходец», 1953), Ричард Брукс («Боевой цирки, 1953), Джорж Маршал («Хоудини», 1953) и другие.
На фото. Кадр из фильма ГДР «Тревога в цирке» (1954 г.)
Одной из последних работ ветерана кино Сесил я де Миля было «Величайшее представление на земле» (1952) — красочно-помпезное шествие по стране трехманежного цирка. Фильм «Юмбо» (Билли Розе, 1962) представляет собой экранизацию большого циркового представления тридцатых годов. В фильме очень лирически показана удивительная любовь слона к своей хозяйке. Во Франции за последние годы вышли: «Большой цирк» (Жорж Пекль, 1949), «Манеж» (Ив Аллегре, 1950), «Лола Монтез» (Макс Офюльс, 1956), «Одержимость» (Жан Деланнуа, 1954). В 1962 году был закончен «Медведь» (Эдмон Сешан), в котором главная комедийная роль исполнялась медведем Гошей — воспитанником советского дрессировщика Ивана Кудрявцева.
С приходом в кино комика-мима Жака Тати* в искусство вошел новый, очень мягкий лирический актер. В его фильме «Праздничный день» (1949) — целый ряд смешных приключений, связанных с приездом на ярмарку бродячего цирка.
* Жак Тати — киноартист, сценарист и продюсер, по происхождению русский (Татищев), известен у нас по филъму «Мой дядя» (1957).
Одним из лучших полотен о людях цирка мог бы стать «Вечер фокусников» (1953), шведского режиссера Ингмара Бергмана, если бы он не был чересчур пессимистичен. Известным прогрессивным западногерманским режиссером Куртом Гофманом по заказу Швейцарии в начале этого года была закончена сатирическая комедия «Белоснежка и семь фокусников», в которой вместо гномов действуют безработные цирковые артисты. По примеру «малых фестивалей» по отдельным темам — о туризме, архитектуре и т. д. — было бы очень полезно проводить фестивали фильмов о цирке. Мне кажется, это было бы интересно и полезно зрителям и профессионалам.
А. ИРХИН
Журнал Советский цирк. Август 1963 г.
оставить комментарий