Клоун Рафаэль Акопян - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Клоун Рафаэль Акопян

Клоун Рафаэль АкопянХорошая программа всегда праздник: праздник для зрителей — придя в цирк, они не обманулись в своих ожиданиях; праздник для артистов — приятно работать в переполненном цирке, слышать благодарные аплодисменты зрительного зала; праздник для всего коллектива цирка — перевыполнение плана, премия и т. д.

К сожалению, такие праздники в периферийных цирках случаются не часто. Причин этому немало, но главное в том, что зачастую все участники программы собираются вместе лишь накануне премьеры, и режиссеру (в его отсутствие эти функции выполняет директор цирка, инспектор манежа, руководитель аттракциона, либо кто-то из артистов) только удается развести номера по своим местам, в лучшем случае поставить небольшой парад-пролог. А уж о том, чтобы представление смотрелось как единое целое, было пронизано общей идеей — говорить не приходится.

Однако программа Омского цирка отличалась именно своей «сделанностью»: каждый номер занимал положенное ему место, были точно расставлены репризы коверного, начиналась она небольшим парад-прологом, где инспектор манежа представлял всех его участников. Впрочем, в программке фамилия режиссера почему-то не значилась, хотя он у нее безусловно был (не стихийно же она выстроилась?) и проявил в данном случае излишнюю скромность.

Но подлинную праздничность представлению Омского цирка придал его «главный герой», соединивший все участвующие в нем номера в единое целое. Появился он на манеже, как и положено клоуну, несколько экстравагантно: спустился почти из-под купола цирка, и ведущий объявил:

— Весь вечер на манеже заслуженный артист Армянской ССР Рафаэль Акопян!

Глядя на выступление коверного, нельзя было не изумляться его исключительной точности: он появлялся только тогда, когда заканчивал свое выступление предыдущий номер, и покидал манеж именно тогда, когда все было готово для выступления следующего, задавая темп всему представлению. Артист «работал» на программу и, казалось, вовсе не думал о своем успехе.

Но успех как бы сам шел ему навстречу: с каждым его новым появлением все чаще раздавался смех, а провожали клоуна с манежа все более дружные аплодисменты.

Но вот коверный закончил свою последнюю репризу, небольшая пауза, и Рафаэль Акопян появляется вместе со своим партнером Юрией Базяном. Кажется, никакой трансформации, просто артист сменил костюм, да исчезла с лица лукавая улыбка, но перед нами уже не клоун Рафаэль Акопян, а воздушный гимнаст Рафаэль Акопян, один из исполнителей хорошо известного номера «Воздушные акробаты на рамке».

И вполне закономерно, что именно этот номер завершал первое отделение программы. Он стал как бы финальной точкой в том прекрасном спектакле, который дал в тот вечер на манеже Омского цирка заслуженный артист Армянской ССР Рафаэль Акопян.

Понятие «клоунский спектакль» мы сегодня связываем с подачей и утверждением сценария, бесчисленными хождениями по кабинетам, выбиванием необходимых штатов, аппаратуры, изготовлением костюмов, реквизита... А оказывается, нужен прежде всего АРТИСТ, «а остальное все приложится», — как поется в одной из песен Булата Окуджавы.

Кто же главный герой этого спектакля? Прежде всего клоун-универсал, неунывающий оптимист, умеющий найти выход из любой сложной ситуации.

Артист превосходно владеет многими цирковыми жанрами: он и воздушный гимнаст, и «трепетная» танцовщица на проволоке, и жонглер, и эквилибрист, и дрессировщик. Знатоков циркового искусства неизменно восхищает то, как артист в одной из реприз балансирует на ходулях высотою около полуметра: «короткий баланс» увидишь на манеже не часто, и такой трюк по силам лишь большому мастеру. Впрочем, Рафаэль Акопян исполняет и «разговорные» репризы, при этом не пользуется микрофоном, но его всем прекрасно слышно.

Несколько особняком стоит в его репертуаре реприза, точнее, не реприза, а самостоятельный номер «Два индейца и одна пальма», который он исполняет с Юрией Базяном. По жанру это «комический эквилибр на першах», где перш декорирован под пальму. И хотя артист изменяет здесь своему традиционному клоунскому костюму, но не изменяет клоунской маске: он все такой же неутомимый умелец-весельчак просто переодевшийся индейцем. А то, что все трюки в этом номере он исполняет без лонжи, говорит о его высоком профессиональном мастерстве и в этом жанре.

В чем же главный секрет успеха артиста? В заразительном оптимизме его творчества? Необычайно сильном обаянии, которое трудно передать словами? Самобытности? Оригинальности его репертуара? Наверное, и в том, и в другом, и в третьем, ведь выступление любого подлинного артиста — это своеобразная загадка, и, чем лучше артист, тем подчас труднее ее разгадать...

В биографии Рафаэля Акопяна нет ничего необычного: был разносторонним спортсменом, окончил Московский институт физкультуры, в 1952 начал работать в цирке. Был верхним в труппе эквилибристов с першами под руководством Рубена Манукяна, затем Юрия Половнева. А позже вместе со своим младшим братом Меруджаком (в прошлом тоже спортсменом) подготовил в Ереванском цирке самостоятельный номер «Воздушные акробаты на рамке». От рамки, закрепленной почти под куполом цирка, на манеж спускались два параллельных каната, натягиваемых блоками, и на этом снаряде артисты исполняли ряд сложнейших трюков. Например, стоя на рамке, Меруджан держал в зубах перш длиною два с половиной метра, а Рафаэль на его вершине делал стойку на голове. В финале номера Меруджан повисал на вытянутых руках на двух канатах, идущих от рамки к манежу, а Рафаэль исполнял стойку на руках на голове Меруджана, и в таком положении, скользя по канатам, они спускались на манеж. Сегодня эти трюки Рафаэль Акопян исполняет с Юрием Базяном.

В 1964 году Рафаэль и Меруджан Акопяны стали лауреатами Всесоюзного смотра новых произведений циркового искусства, а в 1967 году им было присвоено звание заслуженных артистов Армянской ССР. Казалось, можно спокойно почить на лаврах заслуженного успеха.

Однако Рафаэль все эти годы внимательно присматривался к работе клоунов, как бы примеривая на себя их одежды, искал свою клоунскую маску, сочинял для себя репризы, потихоньку изготовлял для них реквизит. И, наконец, в 1971 году состоялся дебют клоуна Рафаэля Акопяна.

Он пришел в клоунаду уже зрелым мастером, имевшим за плечами определенный жизненный и творческий опыт, высокое профессиональное мастерство владения многими цирковыми жанрами. Очевидно, эти слагаемые и определили его успех у зрителей, признание у специалистов, авторитет и уважение среди коллег.

В Союзгосцирке Рафаэль Акопян считается «благополучным коверным», работать с ним легко: он не требует ни автора для написания реприз, ни режиссера для их постановки, ни изготовления реквизита или аппаратуры — все делает своими руками.

Он не жалуется на судьбу, считая, что его артистическая биография сложилась вполне счастливо: объездил весь Союз, побывал на гастролях во многих странах мира. И все же...

— Моя самая большая мечта, — говорит Рафаэль Акопян, — попасть в Москву на гастроли. Почти двадцать лет назад мы с братом работали в Московском цирке на Цветном бульваре с нашим гимнастическим номером, но как коверный я не выступал в Московских стационарах ни разу.

Хочется надеяться, что московские зрители смогут познакомиться с искусством действительно незаурядного мастера клоунады. 

 


МИХАИЛ НИКОЛАЕВ

оставить комментарий

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования