Клоунский дуэт Замира Мустафина и Рамазана Абдикеева
Люди цирка знают: утвердиться артисту профессии клоуна очень трудно. Тому, вероятно, немало причин. И едва ли не главная из них заключается в том, что профессии клоуна наиболее противопоказаны ремесленное исполнительство, творческая безликость.
В самом деле. Можно не быть сколько-нибудь одаренным дрессировщиком и все же выводить на манеж дрессированных собачек (такие случаи, кстати, нередки). Можно посредственно освоить расхожие акробатические трюки и благополучно «раствориться» в групповом номере (так тоже случается). Но не быть цирковым клоуном по сути и природе своей и при этом достойно вести «смехотворческую» линию представления — такое вряд ли возможно. Уже в самом слове «клоун» есть, если хотите, заявка на творческую незаурядность, есть нечто такое, что обязывает исполнителя быть артистом.
Не следует забывать и о том, что никого из участников программы зрители не «рассматривают» так долго и внимательно, как «рассматривают» клоуна. Он словно под огромной лупой, сквозь которую смотрит зрительный зал. Исполнитель другого жанра выступил в коротком номере, «отработал» свое — и уходит с манежа, чтобы больше уже не появляться в сегодняшнем представлении. А клоун уходит и вновь возвращается, за одной репризой следует другая — у публики есть время придирчиво и неторопливо разобраться в профессиональном мастерстве исполнителя, принять или не принять предложенный им комический образ...
Обо всем этом я подумал, когда минувшим летом смотрел клоунский дуэт Замира Мустафина и Рамазана Абдикеева. Обстановка была не самая творческая: открытая площадка Зеленого театра ВДНХ, знойные лучи солнца, шум и говор воскресного дня, доносящиеся с соседних аллей. И тем отраднее было убедиться, что даже в такой обстановке коверные сумели овладеть вниманием зрительного зала — их выхода ждали, их репризы и сценки находили самый непосредственный отклик у публики.
У клоунов Мустафина и Абдикеева пока еще не громкие имена. Да и работают они вместе совсем недавно — всего два года. Что же помогло этому комическому дуэту за сравнительно короткий срок достаточно прочно утвердить себя в нашем цирке, войти в число заметных коверных?
Начиная этот разговор, наверное, не обойдешься без упоминания о том, что Мустафин и Абдикеев «разновелики» по росту. Что там ни говори, а соединение в подобного рода дуэте «большого» и «маленького» всегда забавно, всегда таит в себе возможность создания самых разнообразных комедийных ситуаций (вспомните всемирно известных Пата и Паташона времен немого кино).
Мустафин и Абдикеев, естественно, не упускают эту возможность. У «большого» Абдикеева раз и навсегда выработано определенное отношение к «маленькому» Мустафину — доброе и вместе с тем эдакое сниходительно-покровительственное. Он как бы ни на минуту не забывает о своем ««превосходстве» и потому заранее убежден, что именно он, а не его партнер окажется в конечном итоге 8 выигрыше. И тем смешнее бывает ситуация, когда по ходу некоторых реприз получается наоборот, и зрители убеждаются в справедливости народных пословиц: «мал золотник, да дорог», «невелика птичка, да коготок остер»...
Стало уже банальным, говоря о достоинствах того или иного коверного, специально отмечать его умение пародировать выступления артистов других жанров. Не убежден, что к пародированию должен стремиться каждый клоун. Но то, что при исполнении клоунских реприз и сценок следует широко использовать элементы цирковых жанров, цирковые средства художественной выразительности — в этом, мне думается, нет и не может быть сомнения.
Такими средствами хорошо владеют Мустафин и Абдикеев. Лучшие их репризы — это прежде всего цирковые репризы: цирковые по духу, по характеру, по тому, как играют их артисты. Они, к примеру, не пародируют жонглеров, но именно жонглирование лежит в основе их выходной интермедии. Вступая между собой во всевозможные «конфликты», клоуны всякий раз стремятся разрешить их с той подчеркнутой эксцентричностью, которая присуща цирку. И потому, даже выступая на сцене, Мустафин и Абдикеев остаются цирковыми артистами.
И все же, мне кажется, что не комичность взаимодействия «большого» и «маленького» и даже не широкое использование цирковых средств художественной выразительности определяют в конечном итоге успех молодых коверных. Мустафин и Абдикеев принадлежат к тем клоунам, которые умеют быть правдивыми и искренними в своих репризах, умеют поверить в закономерность и оправданность своих действий. Поверить сами и заставить поверить нас, зрителей! В их клоунских поступках не ощущаешь преднамеренной «заданности», в них нет наигрыша, способного обесценить даже самую интересную и смешную репризу. Отрадно, что артисты «не боятся» длительных пауз, что они сплошь да рядом сознательно замедляют темп своих интермедий, прибегают к своеобразным лирическим отступлениям. Все это лишний раз свидетельствует о том, что персонажи клоунов не только точно определены, но и хорошо «обжиты», что артисты свободно и легко чувствуют себя в рамках и границах комедийных образов...
Значит ли это, что молодые коверные уже сегодня достигли всех высот и могут спокойно «почивать на лаврах»? Разумеется, нет. Артистам следует, очевидно, серьезно подумать над расширением своего репертуара и прежде всего над созданием сценок и клоунад, которые носили бы не только развлекательный характер. Наверное, им надо быть более взыскательными в отборе реприз, не повторять того, что есть (пусть даже в несколько измененном виде) у других исполнителей.
/Но на вопрос,— утвердили ли себя коверные Замир Мустафин и Рамазан Абдикеев в трудном жанре клоунады? — ответ, мне думается, может быть только один: да, утвердили!
НИК. КРИВЕНКО
оставить комментарий