Когда спускаются сумерки
Я не знаю, когда красивее Волгоград — днем, залитый - солнцем, сияющий асфальтовыми реками улиц и площадей и зеленью молодых бульваров, или вечером, когда на город спускаются сумерки и гирлянды фонарей рассыпаются над рекой, как гигантские светлячки.
Вечером ветер, дующий из Заволжья, несет прохладу и цветы на площади Перед Дворцом культуры имени Ленина, кажется, пахнут особенно сильно. Хороша по вечерам эта широкая привольная площадь! Помните, Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. А завод? Он должен начинаться с площади перед проходной, решили металлурги завода «Красный Октябрь». И действительно, теперь этот зеленый уголок никак не похож на еще живущую в нашем представлении «заводскую окраину». В центре площади — величественный памятник героям обороны Царицына, сквер, где днем катаются на игрушечных «чудо-конях» и «волгах» малыши, а по вечерам шепчутся влюбленные. Но самое лучшее украшение площади —громадный Дворец культуры. Приветливо загораются по вечерам все его окна, и из них на улицу доносится то высокая рулада певицы, то взволнованный монолог, то призывный звук трубы. У волгоградских металлургов не в чести выражение «убить время»: они не тратят его понапрасну. В двадцати коллективах художественной самодеятельности занимается постоянно более полутора тысяч человек.
— Эх, в неудачный же день вы к нам попали! — сокрушается белокурый, светлоглазый Виктор Южаков — художественный руководитель самодеятельности Дворца. Впрочем, он не только руководитель, но и сам ее деятельный участник. Виктор окончил Волгоградское музыкальное училище. Его лирико-драматический тенор часто можно услышать с заводской сцены.
— Да, не повезло, — продолжает он, по своей привычке незаметно переходя с разговорной речи на речитатив. — Сегодня у нас будничные занятия, ничего интересного показать не можем.
— Ну что ж, занятия так занятия. Побродим хотя бы по Дворцу. На удачу приоткроем какую-либо дверь.
Светлое помещение, где просторно и очень тихо. На деревянных подставках стоят гипсовые слепки каких-то греческих богов и богинь, в углу лежат рамы и подрамники, на мольберте — незаконченный портрет человека в спецовке, Не будем мешать художникам изостудии... Другая дверь. Нас встречают задорными звуками кубинской мамбы. Саксофонисты, трубачи, контрабасисты в белых рубашках с засученными рукавами. Они по-рабочему сосредоточены: завтра очередной молодежный вечер; необходимо обновить репертуар своего джаз-оркестра новыми танцевальными ритмами. У открытого балкона стройная миловидная девушка задумчиво смотрит на заводские трубы. Это фрезеровщица Тамара Слеткна. Она пришла во Дворец сразу после окончания смены и сейчас старается «настроиться», чтобы получше исполнить полюбившееся ей стихотворение. Тамара — (непременная участница цеховой самодеятельности. Она поет в заводском хоре, но последнее время ее все больше волнует искусство чтеца.
Репетируют участники народного ансамбля «Юность»
Из цеховой самодеятельности вырос и рабочий театр эстрады и миниатюр. Его руководитель Петр Адольфович Бытовой является также автором театрально-эстрадного обозрения «Будущее начинается сегодня», которое обрушивается огнем сатиры на неполадки быта на тунеядцев, мещан и пьяниц. Пришлось по душе зрителям и посвященное заводской тематике обозрение «Откровенный разговор». В этом представлении, прославляющем лучших сталеваров, бичующем отстающих и занят машинист завалочной машины Виктор Жерямав. Но поговорить с ним не удается: Виктор готовится к новому спектаклю. Чему он будет посвящен? Это пока секрет! А что скрывается за этой дверью? Слышится дробный перестук каблуков. Это собрались на репетицию танцоры. Вот в круг лихо выбежал черноволосый юноша в опненно-оранжеаой рубахе, инженер Федор Бочаров. Танцевальный ансамбль «Юность» известен Далеко за пределами завода. Особенно полюбились жителям Волгограда «Гвардейская полька», «Волжская рыбачья пляска», старинная кадриль «Самарка» и «Волгоградский парный переппяс». Зрители не делают скидки на самодеятельность. Когда ансамбль, руководимый Иваном Степановичем Фоминым, дает очередной концерт, перед входом вы всегда услышите традиционный вопрос: «Нет ли лишнего билетика?» За хороший вкус, слаженность, танков чувство юмора, яркие костюмы этому коллективу не так давно было присвоено звание народного.
Выйдя от танцоров, попадаем в зал подарков заводу, листаем книгу отзывов, где сделаны записи на различных языках мира. Мы узнаем, что немецким металлургам особенно понравилось выступление театрального коллектива; французские туристы хвалили хор, а горячие «барбадос» — кубинские юноши — стоя восторженно аплодировали огневой русской пляске. Пока мы листаем книгу отзывов, до нас доносятся чуть приглушенные расстоянием слова:
«Проплывает рассвет над широкой рекой,
Стены зданий в лучах золотятся.
С добрым утром, любимый наш город-герой,
С добрым утром, друзья волгоградцы!»
Идет спевка. Хор металлургов отличает высокая музыкальность и культура пения. Это не случайно — здесь учат не только хорошо петь, но и понимать музыку. А для музыкально одаренных людей открыта своя народная консерватория на общественных началах. Самые квалифицированные музыканты Волгограда безвозмездно преподают здесь вокал, фортепьяно, баян. Есть в консерватории отделение народных инструментов, и дирижерско-хоровое. За три года учебы студенты народной консерватории получат изрядную сумму знаний.
Веселый «Волгоградский перепляс»
Навстречу нам по коридору бредет невысокий человек, о чем-то разговаривая сам с собой. Впрочем, это Не совсем так. Рабочий по клеймов-ке горячего металла Александр Иванович Синицын не разговаривает, а еще раз повторяет слова своей роли в пьесе братьев Тур «Побег из ночи».
— Скажите, пожалуйста, участие в самодеятельности не очень мешает вам работать и отдыхать?
— Мешает? — улыбаясь, переспрашивает нас Александр Иванович. — Наоборот, сцена мне, что называется, строить и жить помогает. Я не только работаю, но и учусь на третьем курсе юридического института. Самодеятельность расширила мой кругозор, наполнила мою жизнь разнообразными интересами, сделала ее содержательней и богаче. Двенадцать лет занимаюсь я в театральном коллективе, но занятия не только не надоели, а наоборот — каждый вечер тянет меня во Дворец, даже если у меня и нет репетиции. Во Дворце культуры действительно кипит жизнь, И потому, наверно, мы не видели здесь ни парней с разболтанной, ленивой походкой, ни размалеванных девиц со скучающими лицами, которых, чего греха таить, нередко можно увидеть слоняющимися по вечерам в различных рабочих клубах и дворцах, Здесь народ подтянутый, собранный, влюбленный в искусство. Вот почему, лишь только на город спускаются сумерки, ко Дворцу культуры имени Ленина направляется так много людей с нотными папками, мольбертами, тетрадками с ролью.
И, думая о Дворце волгоградских металлургов, невольно вспоминаешь пророческие слова Владимира Ильича: «Искусство принадлежит народу».
Людмила КАФАНОВА
Журнал Советский цирк. Октябрь 1963 г.
оставить комментарий