Кому в цирке нужен манеж - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Кому в цирке нужен манеж

На самом деле, кому? Воздушным гимнастам? Едва ли. Они пребывают на нем несколько секунд, а затем поднимаются на снаряды. И жонглер вполне может показывать свое мастерство на сцене — была бы достаточная высота и удачно расположены источники света.

В конце концов, так ли уж обязательна круглая клетка для показа дрессированных хищных зверей? В четырехугольной они могут делать то же самое. Что касается велофигуристов, роликобежцев, некоторых иллюзионистов, то они вынуждены покрывать манеж деревянным или пластиковым полом.

Скажут, вот акробаты-прыгуны в партере или с подкидными досками, им, особенно последним, необходима большая высота и значительные пространства. Такoe заявление справедливо. Но свои достижения они могут демонстрировать на манеже любой конфигурации, с разным покрытием и совсем для них необязательны тринадцать метров в диаметре, принятые в качестве стандарт в большинстве цирков мира. То есть, конечно, выступая на протяжении многих лет на кругу, артисты и режиссеры строят мизансцены, исходя из предлагаемых сценических условий. Но окажись те же акробаты на иной площадке, они без особенного труда перестроят свои номера.

Мало того: всегда одинаковый тринадцатиметровый манеж до какой-то степени сдерживает развитие цирка, мешает утверждению жанров, порождаемых современной жизнью. На таком манеже трудно демонстрировать трюковую езду на мотоциклах и уже тем более на автомобилях. Когда Ганс Сарасани в 20-е годы нашего века начал выступать с двенадцатью слонами, он был вынужден увеличить диаметр манежа до семнадцати метров, иначе животные просто не размещались. И в цирке его преемнике» манеж остается таким. С другой стороны, в детстве мне довелось встретиться с цирком Яковлева, где из дрессированных животных демонстрировались только собаки и пони. Так диаметр этого манежа равнялся всего восьми метрам, и все номера на нем прекрасно размещались. Кстати, там были знаменитые клоуны братья Бартенс (Н. Антонов и В. Бартенев).

Сейчас в Германской Демократической Республике действует частным цирк с одиннадцатиметровым манежем. Его владелица говорит: «У нас в программе нет номера жокеев, зачем нам манеж большего размера?»

К чему я веду весь этот разговор? К тому, что традиционный тринадцатиметровый манеж был порожден в конце XVIII века исключительно конными номерами. Именно дрессировщикам лошадей, жокеями, гротеск-наездницам, сальтоморталистам и жонглерам на лошади на нем было легче выступать. На манеже другого диаметра многие из них просто не смогли бы демонстрировать наиболее сложные приемы своего трюкового репертуара. Еще в начале нашего века цирк определялся как конно-гимнастическое зрелище. И большинство номеров в нем, так или иначе, связывалось с лошадьми.

Но вот передо мной программа Фрунзенского цирка, шедшая в апреле этого года. В ней представлен всего один конный номер — наездница высшей школы М. Штанге. Кстати сказать, для артистки этого жанра круглый манеж как раз необязателен.

Цирк в Тбилиси в апреле текущего года я посетил сам. Был поражен и восхищен номером жонглеров-акробатов Игнатовых — подлинных мастеров мирового класса. Они действуют сценически в высшей степени выразительно и пластически убедительно. Своими приемами артисты создают сюиту о влюбленных, нежно и трепетно общаются друг с другом. Что же касается трюков, то через них раскрывается содержание номера, а трюки сложнейшие. Назову среди них только два: она стоит у него головой на голове и при этом жонглирует тремя мячами, в то время когда он жонглирует четырьмя; второй трюк: он жонглирует, а она стоит на одной руке у него на колене, другой же рукой бросает и ловит две предмета.

Как всегда, поражают и восхищают Агароновы, несомненно, лучшие исполнители номера мнемотехники не только сейчас, но и на всем протяжении истории этого жанра. Имелись в программе и другие интересные выступление.

А вот лошади на всем протяжении первого отделения не появлялись. И только второе отделение украсила знаменитая «Русская тройка» — конно-акробатический ансамбль, возглавляемый Н. Ольховиковым. Когда три тяжелые лошади только показались из прохода, по залу пронесся гул восхищения. Согласен, этот ансамбль составляет славу и гордость нашего цирка, подобного аттракционе не знает мировая арена, не случайно он удостоен премии Оскара. Трюки показываются уникальные, и это подлинное цирковое зрелище, такого больше нигде нельзя увидеть. И само стремление возродить, конечно, модернизируя, старинное народное масляничное гуляние заслуживает самой высокой оценки.

Все так! Все прекрасно! Но, с другой стороны, ведь это единственный номер на протяжении целой программы, связанный с лошадьми. Не мало ли?

И здесь мы переходим к существеннейшей проблеме. В цирке достаточно исполнителей джигитовки. Из них группы: Кантемировых, Нугзаровых, Мерденовых, «Иристон», руководимая Д. Тугановой, и некоторые другие добились положения аттракционов.

В нашем цирке достаточно наездников «высшей школы», правда, не всегда мастеров, иногда подмастерьев, но свое место они в программах занимают.

Но вот кого явно не хватает, так это жокеев. Имеется первоклассная группа, руководимая Г. Лапиадо-Соболевским, труппа, руководимая С. Сержем-Александровым, труппа, руководимая А. Куком. Работает соло-жокей Ю. Серж-Александров, комические жокеи братья Тамарины. И... кажется все.

Еще недавно манеж украшали акробаты на лошадях, которыми руководил М. Запашный. Но сейчас он, увлеченный дрессировкой тигров и слонов, добившийся в этом отношении значительных успехов, к акробатике охладел, а другого подобного номера нет.

Кажется, на все цирки страны насчитывается всего только два номера сальтоморталистов на лошадях. Немногим больше гротеск-наездниц. Один-два номера па-де-де и па-де-труа на лошадях. Несколько больше конных жонглеров, но, будем откровенны, среди них высшего класса только С. Бегбуди и И. Теплов.

А между тем какая, например, прелесть — гротеск-наездница, грациозна танцующая на коне, легко перепрыгивающая через обручи и ленты. Здесь — красота и изящество, помноженные на смелость.

И уж совсем нет парфорс-наездников, умудрявшихся удерживать равновесие, стоя на спине скачущей пощади, даже когда она брала высокие барьеры... Такие наездники, вытянув вперед руки и ноги, и сами делали замечательные прыжки, пролетая через «тоннели», то есть через несколько соединенных полотном обручей, и снова приходили на спину лошади.

Прибавьте сюда различные конные игры: пушбол, борьбу за лошадь, конное поло и другие; конные сцены, в которых артист, не сходя с лошади, трансформировался, играл несколько ролей.

И, наконец, группы дрессированных лошадей, которые в цирке именуются конюшнями. Шесть, восемь, двенадцать, шестнадцать коней, вращающихся в вальсе, меняющихся местами, встающих по команде на дыбы (оф), укладывающихся на манеже.

А клоунады: лошадь в постели, лошадь, преследующая комика между ширм, лошади, поднимающиеся на задние ноги и ударяющие в музыкальные тарелки, лошадь «футболист», отбивающая задними ногами мяч, летящий далеко а амфитеатр. Или лошадь-канатоходец. Десятилетия мы не видели такого трюка, но ведь он существовал. Лошади качались на качелях, катались на бочках, возили экипаж, упершись в него передними ногами, да, подобное можно было посмотреть только в цирке.

К сожалению, можно было. Сейчас почти не увидишь. Конюшен почти не осталось. Более чем на шестьдесят цирков действуют конюшни Ю. Ермолаева, А. Соколова, Б. Манжели, Ю. Бирюкова, С. Ефимова, Е. Страшной да еще две—три. А между тем тому еще назад лет сорок считалось невозможным открыть цирк, если в нем не было конюшни.

Во всех областях наш цирк ушел далеко вперед, но вот таких конюшен, какие были у В. Труцци, Е. Ефимова, М. Анисимова, Г. Якубовского, у нас почти нет. И это не может не печалить любителей цирка.

В 20-е годы было высказано мнение. что время лошадей ушло, что теперь начинает свое торжество цирк моторов. И на самом деле, моторы заняли заметное место. И дело даже нс я номерах иллюзионистов, а прежде всего в так называемых вертушках, на которых гимнасты демонстрируют мастерство. То, что представления открываются номером на вращающемся аппарате, стало цирковым штампом. А разве в значительной степени не на технике построен номер эквилибристок на вращающемся эллипсе (семафоре) сестер Авдеевых? В значительной мере на технике строится номер иллюзиониста О. Сокола. Список технических номеров легко продолжить.

Но при всех условиях в цирке всегда был и остается человек — артист, поразительный мастер, преодолевающий, казалось бы, непреодолимые препятствия. В этом отношении кудесник, обучивший лошадь тому, чего она никогда не умела, для циркового зрителя особенно интересен и привлекателен.

Да, теперь лошадей почти невозможно увидеть на улицах больших городов. Они сохранились только в спортивных школах, на ипподромах, в кавалерийском полку, обслуживающем киносъемки, да еще в цирке. Но в последнем далеко не в достаточном количестве.

Ведь лошадь вовсе не потеряла своей красоты и привлекательности. Наоборот, став редкостью, она вызывает к себе еще больший интерес. Прислушайтесь к восторженному «Ах», когда она, красавица, появляется на арене. Именно лошади и номера, связанные с ними, определили форму и размеры современной арены, ее покрытие. Уберите из цирка лошадей и манеж, во всяком случае, в его настоящем виде, потеряет смысл. Тогда следует искать другую производственную площадь, более удобную для номеров, связанных с моторами. Но это будет совсем другой цирк, по-своему, может быть, интересный, но другой. В нынешнем же цирке дрессировщику, наезднику, а это значит и лошади следует вернуть почетное место. Они его вполне заслужили.

Училище эстрадного и циркового искусства не готовит ни наездников, ни дрессировщиков. Очень жаль! Но тогда эту миссию следует возложить на Всесоюзную дирекцию, на ее харьковский филиал. Но каким-то образом проблему значительного увеличения и разнообразия конных номеров в наших цирках решать необходимо.

Ю. ДМИТРИЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования