Корриду я не понял
Мне повезло. Вообще человек, посетивший любую чужую страну, узнает (если, конечно, хочет) очень много интересного. А мне повезло особо — я попал в Испанию.
Стержень этой программы — кинофестиваль в стране басков, в городе Сан-Себастьяне. Чувствуете? Уже интересно! Страна знаменитых басков! Тех самых басков, которые, как там выяснилось, упорно считают, что к испанцам они имеют весьма отдаленное отношение, но зато теснейшим образом связаны в своем происхождении с грузинами; тех самых басков, которые в 30-х годах были нашими знаменитыми грозными соперниками в футболе; тех самых басков, которые отважно сражались против фашистских мятежников за победу Республики.
Испания подарила миру много замечательных писателей, художников, композиторов, поэтов, скульпторов. Это отсюда, из Испании, поехал на верном Россинанте в свое бесконечное романтическое путешествие по человеческим умам и сердцам славный рыцарь Печального Образа Дон-Кихот Ламанчский, сопровождаемый преданнейшим Санчо Пансо... Это здесь родилась Кармен, которая потом вторично родилась в музыке Бизе. Это здесь просверкала такая короткая и такая прекрасная судьба Гарсиа Лорки.
Из Испании родом знаменитый Пабло Пикассо, которого я — грешный — не понимаю. Это в Испании родился сенсационный Сальвадор Дали, которого надлежит не уважать, как спекулятивного художника, но который мне лично нравится. Короче, про Испанию мы знаем и много и мало. Но за две недели, что я там пробыл, мне удалось отчетливо почувствовать, что здесь живет добрый, гостеприимный народ и, чтоб увидеть ВСЮ Испанию, необходимо не две, а много недель.
Но я видел корриду! Знаменитую корриду! Испанскую корриду! Я пишу о корриде в журнале «Советская эстрада и цирк» потому, что коррида очень похожа на цирк. Круглая арена, яркие костюмы, смелость, ловкость, музыка, зрители, смех, страх, аплодисменты, захватывающее зрелище — конечно, цирк! И сразу же первое несоответствие — в кратком словаре иностранных слов сказано: «Коррида — бой быков в Испании и странах Латинской Америки». А ведь это вовсе не бой быков, это — бой человека с быком. И даже не совсем бой или, вернее, совсем не бой. А что же тогда?..
А очень просто — убийство! Запланированное заранее, яркое, красочное убийство. Много людей очень продуманно, очень традиционно убивают одного сильного, глупого быка. Убив одного, принимаются за второго, потом за третьего...
В тот день, когда мы сидели на корриде, были запланированно убиты семь быков. Но давайте по порядку и с самого начала. Даю честное слово рассказывать все честно, даже без собственного отношения, без собственных выводов.
По какому-то неведомому сигналу в цирке наступает тишина, и раздаются торжественные трубы. Затем из распахнувшихся ворот выезжает на коне какой-то мужчина, видимо, распорядитель, и изящно гарцует к правительственной ложе-Здесь он, по традиции, должен просить у алькальда (губернатора, что ли, или мэре, или, по-нашему, председателя горисполкома) разрешения начать корриду. Конечно, ему разрешают. История не знает случая, чтоб не разрешили, — алькальду самому хочется, уйдя от государственных дел, поглядеть, как мастерски заколют две-три пары быков.
И тут же широко распахиваются центральные ворота, и начинается парад участников. Все они через некоторое время станут убивать быков, а пока демонстрируют своих лошадей, костюмы, оружие. (Сейчас я думаю, не следует ли и нам каждое утро устраивать парад работников мясокомбинатов? Ведь они тоже ежедневно убивают коров и быков, только не на виду, а то это надолго может отбить аппетит к мясным блюдам. Представляете, пошли бы стройными рядами в своей прозодежде мясники, раздельщики, подсобные рабочие, бухгалтеры, уборщицы и т. д.!)
Вот они проехались по всей арене и быстренько спрятались в соответствующие загончики. И на арену выбежал бык. Он был черен по масти и еще более черен от злобы. Не знаю, что с ним делали перед выходом, но теперь было ясно, что он испытывает справедливую ненависть ко всему человечеству и только ищет, на ком бы отыграться. Бык сопел, рычал, стонал, брызгал слюной... Видимо, ему сделали очень больно. Моментально вспомнилось, что в наших деревнях глупые великовозрастные хулиганы, чтоб привести быка в бешенство, «накручивали ему хвоста» или смазывали ближайшее от хвоста место скипидаром.
Но злость быка быстро прошла, и будь на арене не желтый песок, а зеленая травка, он, по всей видимости, начал бы мирно пастись. Но не тут-то было! В ту же секунду на арене показались немолодые мужчины. Они называются пеонами, и в их задачу входит поначалу дразнить быка, чтоб он слишком не застаивался и чтоб зрители не скучали. У каждого пеона (а их всего трое) есть свои загончики, куда они прячутся, как только бык подбегает поближе. Бык в этот загончик пролезть не может — узок. Стоит глупая скотина и удивляется: сначала его дразнят, вызывают на честный поединок, а потом прячутся — непорядочно. А пеоны снова дразнят его, причем особенно громко зовет быка тот, кто подальше.
У меня создалось впечатление, что пеоны — неудавшиеся тореро. Кстати, говорить тореадор — неграмотно, это только в опере Бизе «Кармен» поют: «Тореадор! Смелее в бой! Тореадор тореадор!» А на настоящей корриде следует говорить: тореро. Но до тореро пока очередь не дошла, очередь дошла до пикадора. Нам по секрету сказал один знающий испанец, что основная задача пикадора — измотать быка, утомить его, выпустить из него побольше крови, чтоб потом с ним было меньше возни, чпгоб его легче было убить... Но это значительно позже...
Пикадор выезжает на арену настолько забронированный, что он гарантирован от любых случайностей: на его лошади надета стеганая брезентовая попона, которая, пожалуй, может выдержать легкий бронебойный снаряд. На глазах у лошади — шоры, это, чтоб она, боже упаси, не шарахнулась от испуга в сторону. На ногах у пикадора — высокие металлические сапоги, чтобы бык, опять же, боже упаси, не придавил ему пальчики. А в руках у пикадора, естественно, пика. Но, чтоб этой пикой он не мог сразу убить быка и тем преждевременно закончить издевательство над животным, на пике надета специальная тарелочка, глубже которой пику воткнуть в быка невозможно.
Жизнь и работа у пикадора, видать, нехлопотная, спокойная: подъезжает к быку и очень делово тычет в него копьем. Льется черная кровь, бык сопит, толкает лошадь сквозь стеганое одеяло в бок, а пикадор вынимает из его холки копье и втыкает в новое место. Так раз пять или шесть. Быку уже небо в овчинку видится и охота поскорее умереть, но умирать ему еще не положено — после пикадора на арену выбегает бандерильер. В руках у него, как и положено, — бандерильи. Это такие стальные багорчики, на деревянных рукоятках которых разноцветная бумажная бахрома.
Бык уже отворачивается, ему прямо-таки тошно смотреть на своих мучителей, ему хочется домой, в стадо, но бандерильер все равно пристает к нему: он красиво изгибается и мелким-мелким шагом, этак бочком, семенит к быку, а когда тот наклоняет голову, чтоб как-нибудь защититься, бросается и втыкает ему в холку свои пушистые бандерильи. Положено воткнуть в бычий загривок шесть бандерилий, и бандерильер не успокоится, не отстанет, пока не выполнит эту норму.
И вот тут выходит тореро. В руках он держит мулету; это такой красный плащ на палке. Существует ошибочное мнение, что быка раздражает красный цвет... Это неправда. Скажу больше, все тот же знающий испанец сообщил нам, что быки — дальтоники: они вообще не различают цвета; зато установлено, что на зрителей действительно сильней всего действует красный цвет: кому — нравится, а кого прямо-таки раздражает...
Чтоб раздразнить уставшего быка, мулету просто трясут, как пыльный коврик, трясут перед самым бычьим носом, и тогда бык собирает последние силы и пытается поддеть эту тряпку рогом. Иногда это ему удается, но чаще тореро в последний момент отдергивает мулету и подставляет ее быку с другой стороны.
Мы знали, что до смерти быка осталось несколько минут, но у нас было такое ощущение, что, если быка вот сейчас оставить в покое, он через эти несколько минут умрет сам, без посторонней помощи. Три быка из семи так и сделали, чем очень огорчили тореро, которые уже нацелили свои шпаги. Быки просто упали сначала на колени, а потом всей тушей на песок и издохли незадолго до решающего удара. А те, что оказались покрепче, терпеливо дождались, пока тореро воткнет в их усталое сердце клинок.
И это еще не все.
Умирающего быка цепляют рогами за постромки четверки лошадей и с громкими, радостными криками уволакивают с арены. Можно подумать, что люди избавились от своего главного врага и теперь ликуют и празднуют победу. Потом все начинается сначала. Я видел, как убили семь быков. Когда их уволакивали с арены, все они громко портили воздух и поливали песок мочой... Как же это не похоже на новеллу Проспера Мериме «Кармен» и на оперу Бизе того же названия! Только я так подумал, как оркестр заиграл: «Тореадор! Смелее в бой! Тореадор, тореадор!»... Как это не похоже на настоящий любимый мною цирк!
После хорошего циркового представления долго ходишь веселым и добрым, хочется быть смелым и совершать, при случае, благородные поступки!.. А после корриды на душе у меня стало скверно, и я решил стать вегетарианцем. Вегетарианцем я, разумеется, не стал, но на бой быков больше никогда не пойду и вам не советую...
А Испания мне очень понравилась. Испанцы — прекрасные люди! Я говорю так, имея на это полное основание. Что касается корриды, будем считать, что я ее не понял.
Журнал Советский цирк. Февраль 1968 г.
оставить комментарий