В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Куклы стравляют юбилей

«Необыкновенному концерту» Центрального театра кукол под руководством народного артиста СССР Сергея Образцова исполняется двадцать лет.

Спектакль показан более чем 2500 раз. Столько же раз получили пощечины дурной вкус и унылое ремесленничество в эстрадном искусстве, столь­ко же раз в зале рождался всепобеждающий герой — смех.

У каждого свои пристрастия и свои ассоциации. Когда я слышу певцов, у которых во рту смесь гравия с манной кашей, я невольно вспоминаю баритона из «Необыкновенного концерта». И удивляюсь: до чего живой человек может походить на пародийную куклу! Свою певичку — тоже карикатурную — театр назвал Несмыкальской. Очень смешно бывает видеть и слы­шать, как, вытягивая шею и закатывая глаза, эдакая оперная или опереточная «дива» старательно выводит ноты, словно соревнуясь с Несмыкальской в бездушии и бессмысленном топтании на сцене. Прогарцуют иногда по эстраде чечеточники — какие-нибудь разномаст­ные и разнотемпераментные «братья» — так и хочет­ся сказать: «братья Баклушины». А если мелькнет в концерте «аристократически» жеманная дамочка, неж­но воркующая под нос французские словечки, так и хочется крикнуть: «Ба, да это хорошая знакомая — Стелла Свисс, мадам Свистунова, обитательница того же образцовского спектакля!»

Ассоциации не оставляют меня и в счастливые ми­нуты, когда, поддавшись общему восторгу зала, я вме­сте с другими радостно аплодирую полюбившемуся эстрадному актеру. Мне кажется тогда, что вместе со мной люди рукоплещут не только тем, кто обозначен в сегодняшней программке, но и мастерам моего люби­мого театра. Тем, кто двадцать лет своим сначала «обыкновенным», а потом «необыкновенным концер­том» воинственно изничтожает скуку, штампы, серость, еще не изжитые на нашей эстраде. Я хорошо помню премьеру спектакля. Это было вес­ной 1946 года. Все улыбнулись, прочитав задиристую эмблему — «Смеяться вовсе не грешно», весело посмея­лись над кукольным дирижером, лихо размахивавшем палочкой. А потом в зале загремела кантата-прославление, кантата-величание. В новой редакции спектак­ля хор поет: «Принимайте витамины». Не помню точ­но, что было тогда, двадцать лет назад, но тоже какая-то бессмыслица. И выпевалось это в строгой академи­ческой манере; все шире, тяжеловеснее становились имитационные переклички, ревели басы, визжали со­прано. И над всем этим словно навис рев устрашающе­го   колокольного перезвона...

Зрители веселились и одновременно размышляли. Это была редкая театральная победа. Уже тогда, на премьере, было ясно, что поразительный в своей яркой театральности спектакль войдет в жизнь людей так же естественно и прочно, как вошли в нее музыка Дуна­евского, миниатюры Райкина, песни Утесова. После счастливой премьеры прошло двадцать лет. Совершив «круг почета» по своей стране, спектакль этот объездил чуть ли не весь свет. Ему по заслугам аплодировали люди многих стран мира, узнавая в ку­кольной пародии уродливые стороны своих эстрад.

От имени всех тех, кто борется за подлинный рас­цвет нашей эстрады, кому дороги настоящее искусство и мастерство, новаторство поисков, мы приветствуем юбилей «Необыкновенного концерта». Если сегодня успешно изживаются на эстраде штамп и халтура, без­вкусица и убогое однообразие — в этом немалая заслу­га великолепных мастеров образцовского театра,, его артистов, режиссеров, художников, драматургов. И прежде всего — Сергея Владимировича Образцова, автора сценария и композиции, постановщика «Не­обыкновенного концерта».
 

НАТАЛЬЯ СМИРНОВА, кандидат искусствоведения

Журнал Советский цирк. Март 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Санкт петербург перевозка лежачих больных http://lenmedtrans.ru